Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокривецкая средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета учителей Протокол №__ от «___»_______2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______ А.Н. Шведова «__»______________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____ В.Н. Пинчук «___» __________2018г. |
Рабочая программа
по истории
для 7 класса
Составитель:
учитель истории и обществознания
МБОУ «Старокривецкая СОШ»
Михальченко Вадим Михайлович
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории в 7 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История 5-9 класса: – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Старокривецкая СОШ» от 30.08.2014г №63 Приказ «О внесении изменений, дополнений в образовательные программы» 31.08. 2018 г. № 104 Приказ об утверждении учебного плана №87 от 31.08.2018г
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
-авторская программа по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа» и «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной.
Цели и задачи курса
Целью обучения истории является:
- образование и формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
- развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
- Овладение компетенциями:
Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.
Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-8 классах в объеме (в соответствии с Примерной программой по истории) по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты обучения и освоения содержания курса по истории
К личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,
памятников
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу
диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Формы организации учебной деятельности:
-практикумы,
-сюжетно-ролевые игры,
-беседы,
-дискуссии.
Формы контроля:
- тестирование;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки;
- викторины;
- урок-экскурсия в прошлое;
- комбинированные уроки
ИСТОРИЯ РОССИИ – 40 часов
РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ(Россия на рубеже XVI—ХVII вв.)
Введение – 1 час
Глава 1. Создание Московского царства (12 часов)
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления..
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного.
Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Глава 2. Смута в России (5 часов)
Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Его внутренняя и внешняя политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Начало царствования династии Романовых.
Глава 3. «Богатырский век» (5 часов)
Россия при первых Романовых.: усиление самодержавной власти. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения.
Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Глава 4. «Бунташный век» (6 часов)
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Восстание под руководством Степана Разина.
Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Церковный собор 1666—1667 гг.
Глава 5. Россия на новых рубежах (4 часа)
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.
Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.
Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Глава 6. В канун великих реформ(5 часов)
Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование. Архитектура. Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Парсунная живопись. Летописание.Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Симеон Полоцкий.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Итоговое повторение (2 часа)
Календарно-тематическое планирование по истории России XVI – конец XVII века 7 класс
(по учебнику Андреев, Фёдоров)
№ | Перечень разделов, тем, количество часов | Название темы урока | Кол-во час | Дата |
|
1. | | Введение. | 1 | |
| ГлаваI. Создание Московского царства 12час | | | |
2 | | Василий III и его время | 1 | |
3 | | Василий III и рост территории московского княжества. | 1 | |
4 | | Российское государство и общество: трудности роста. | 1 | |
5 | | Начало реформ Ивана IV. Избранная рада | 1 | |
6 | | Строительство царства | 1 | |
7 | | О реформах Ивана Грозного. | 1 | |
8 | | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | |
9 | | Опричнина. | 1 | |
10 | | Итоги правления Ивана IV. | 1 | |
11 | | Русская культура в XVI веке | 1 | |
12 | | Урок защиты творческих проектов | 1 | |
13 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» (контрольное тестирование) | 1 | |
| Глава 2. Смута в России 6час | | | |
14 | | Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков | 1 | |
15 | | Начало Смуты. Самозванец на престоле | 1 | |
16 | | Разгар Смуты. Власть и народ | 1 | |
17 | | Окончание Смуты. | 1 | |
18 | | Новая династия | 1 | |
19 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России» (контрольное тестирование) | 1 | |
| Глава 3. «Богатырский век» 5 час. | | | |
20 | | Социально-экономическое развитие России в XVII веке | 1 | |
21 | | Сословия XVII века: «верхи» общества | 1 | |
22 | | Сословия XVII века: «низы» общества | 1 | |
23 | | Государственное устройство России в XVII веке | 1 | |
24 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век» (контрольное тестирование) | 1 | |
| Глава 4. «Бунташный век» 6 час. | | | |
25 | | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 1 | |
26 | | Формирование абсолютизма | 1 | |
27 | | Церковный раскол | 1 | |
28 | | Урок-практикум по теме «Церковный раскол» | 1 | |
29 | | Народный ответ | 1 | |
30 | | Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век» (контрольное тестирование) | 1 | |
| Глава 5. Россия на новых рубежах 4час. | | | |
31 | | Внешняя политика России в XVII веке | 1 | |
32 | | Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | 1 | |
33 | | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 | |
34 | | Урок обобщения «Россия на новых рубежах» (контрольное тестирование) | 1 | |
| Глава 6. В канун великих реформ 5час. | | | |
35 | | Политика Фёдора Алексеевича Романова | 1 | |
36 | | Борьба за власть в конце XVII века | 1 | |
37 | | Культура Руси в XVII веке | 1 | |
38 | | Мир человека XVII века | 1 | |
39 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ» (контрольное тестирование) | 1 | |
| Итоговое повторение 2 час. | | 2 | |
40 | | Контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.» (контрольная работа) | | |
41 | | Итоговый урок. Защита проектов «Народы России в XVI-XVII веках» | | |
Содержание тем учебного курса
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. (28 ч)
Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ ( 12 ч)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода.
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Раздел II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) ( 5ч )
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (9 часов)
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескьео разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Тема I V. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ( 1 ч)
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Обобщающий урок по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.» - 1 час
Тематическое планирование
по воробьёв всеобщей истории 7 класс
№ | Название разделов, глав | Название разделов темы урока | Дата |
|
| Раздел 1. Мир в начале нового времени. Географические открытия. Возрождение. Реформация. 12 час. | | |
1 | | От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану | |
2 | | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | |
3 | | Усиление королевской власти в ХVI-ХVII вв.Абсолютизм в Европе | |
4 | | Дух предпринимательства преобразует экономику Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | |
5 | | Великие гуманисты Европы | |
6 | | Мир художественной культуры Возрождения | |
7 | | Рождение новой европейской науки | |
8 | | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | |
9 | | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | |
10 | | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | |
11 | | Мир в начале нового времени (контрольное тестирование №1) | |
| Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) 5час | | |
12 | | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций. | |
13 | | Парламент против короля. Революция в Англии | |
14 | | Путь к парламентской монархии в Англии | |
15 | | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | |
16 | | Ранние буржуазные революции (контрольное тестирование№2 | |
| Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований 8час | | |
17 | | Великие просветители Европы | |
18 | | Мир художественной культуры Просвещения | |
19 | | На пути к индустриальной эре | |
20 | | Английские колонии в Северной Америке | |
21 | | Война за независимость. | |
22 | | Образование США. | |
23 | | Франция в XVIIIв. Причины и начало Великой французской революции | |
24 | | Великая французская революция. От монархии к республике | |
25 | | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера наполеона Бонапарта | |
26 | | Эпоха Просвещения. Время преобразований контрольное тестирование№3 | |
| Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 1час | | |
27 | | Традиционные общества Востока. | |
28 | | Начало европейской колонизации | |
29 | Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.» 1час | Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.». Тест | |