ИСТОРИЯ 7 КЛАСС
Пояснительная записка:
УМК
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева под ред. Торкунова А.В. История России М.: «Просвещение», 2016
-
Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 – 1800. 7 класс. М.: «Просвещение», 2012. Вып. 1,2.
Актуальность изучения курса истории:
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
-
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
-
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
-
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
-
личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
-
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Рабочая программа по истории России составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, с примерной программой по предмету «История России», основной образовательной программой основного общего образования.
Центральной идеей является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа.
Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.
Изучая историю России на ступени основного общего образования, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Цель изучения истории России в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи: овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями толерантности в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Программа предполагает обобщение по темам, повторение всего изученного за год до 2 ч., по усмотрению учителя. Программа предусматривает изучение региональной истории изучаемого периода истории России. Предусмотренные резервные часы могут использоваться на углубленное изучение отдельных тем предмета «история России» (на усмотрение учителя).
-
Общая характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
-
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
-
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
-
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
-
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
-
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Предмет «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
Методология концепции отечественной истории представляет собой определение базовых принципов её разработки. К их числу следует отнести:
исторический подход — как основу формирования межпредметных связей, том числе с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;
диалектический подход к оценке исторического процесса, событий, исторических персоналий, направлений развития государства и общества;
общественный, межнациональный и межкультурный консенсус;
неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов;
толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
Основные задачи:
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
-
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
-
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
-
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
-
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
-
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания;
-
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
При изучении истории России наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.;
личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Содержание предмета «История России» конструируется на следующих принципах:
принцип историзма;
принцип объективности;
принцип социального подхода;
принцип альтернативности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИСТОРИИ 7 КЛАСС
НОВАЯ ИСТОРИЯ
№ п/п | ТЕМА УРОКА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Вводный урок. От Средневековья к Новому времени | 1 | |
| Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 13 | |
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | |
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 | |
4 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | |
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | |
6 | Новые ценности преобразуют общество | 1 | |
7 | Повседневная жизнь | 1 | |
8 | Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке | 1 | |
9 | Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (XV-XVII вв.) | 1 | |
10 | Рождение новой европейской науки | 1 | |
11 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | |
12 | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации | 1 | |
13 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | |
14 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | |
| Тема 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 4 | |
15 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии | 1 | |
16 | Парламент против короля. Революция в Англии | 1 | |
17 | Английская революция. Путь к парламентской монархии | 1 | |
18 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | 1 | |
| Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований | 7 | |
19 | Век Просвещения. Стремление к царству Разума. Художественная культура Европы эпохи Просвещения | 1 | |
20 | Промышленный переворот в Англии | 1 | |
21 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | |
22 | Война за независимость. Создание США | 1 | |
23 | Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции | 1 | |
24 | Великая французская революция. От монархии к республике | 1 | |
25 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 1 | |
| Тема 4. Колониальный период в Латинской Америке | 1 | |
26 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества | 1 | |
| Тема 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 3 | |
27 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 | |
28 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | 1 | |
29 | Урок обобщения изучения всеобщей истории в 7 классе | 1 | |
30 | Контрольная работа | 1 | |
Итого – 30 часов |
№ п/п | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | |
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | |
3 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | |
4 | Российское государство в 1/3 XVI в. | 1 | |
5 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | |
6-7 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 2 | |
8-9 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в серед.XVI в. | 2 | |
10 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 1 | |
11-12 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во II – й половине 19 XVI в. | 2 | |
13-14 | Опричнина | 2 | |
15 | Россия в конце XVI в. | 1 | |
16 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | |
17-18 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 2 | |
19 | Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме | 1 | |
Смутное время. Россия при первых Романовых 20ч. |
20 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI -н. XVII в. | 1 | |
21-22 | Смута в Российском государстве | 2 | |
23 | Окончание Смутного времени | 1 | |
24 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | |
25 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | |
26 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | |
28 | Народные движения в XVII в. | 1 | |
29-30 | Россия в системе международных отношений | 1 | |
31 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | |
32 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | |
33 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | |
34 | Культура народов России в XVII в. | 1 | |
35-36 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 2 | |
37-38 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | |
39 | Резервный урок для промежуточной аттестации | 1 | |
40 | Повторение по курсу истории России 7 класс | 1 | |
Итого по Истории России 40 ч. |
Итого по Истории 70 ч. |
ИСТОРИЯ РОССИИ