Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета “История” 7 класс.
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
Предметные результаты изучения истории включают:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
• используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса “История России 7 класс” (40 ч)
Ведение (1ч)
Россия вначале XVI в.(6ч.)
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Россия в правление Ивана Грозного (12 ч.)
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Смутное время .(6 ч)
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально- освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы.
Россия при первых Романовых (7ч.)Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.
Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый народ, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Русские путешественники. Народы России в XVII веке. (7ч)Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство. Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой».
Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Содержание курса «История Нового времени 7 класс» ( 28 ч)
Введение. (1ч)Что изучает Новая история. Хронологические границы и этапы Нового времени. Новые изобретения и усовершенствования. Книгопечатание.
Мир в начале Нового времени( 8 ч)Выход к Мировому океану. Великие географические открытия и их последствия. Создание первых колониальных империй. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Мануфактура. Рождение капитализма.Новые социальные группы европейского общества, их облик. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Возрождение (5ч).От раннего к высокому Возрождению. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер. Научные открытия, определившие новую картину мира. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон.
Реформация в Европе (6 ч)
Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Контрреформация: Тридентский собор. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Французы - кальвинисты-гугеноты. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
Первые революции Нового времени. Международные отношения.(7ч)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Реформы английского парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVIII вв. Тридцатилетняя война. Влияние европейских войн на международные отношения.
Резерв 1 ч.
Тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
| История России | 40 |
Раздел | Введение | 2ч. |
1 | Введение в курс "История России XVI-XVII вв. | 1ч |
2 | Входная контрольная работа за курс "история" 6 класс. | 1ч. |
Раздел | Россия в начале XVI в. | 6ч |
3 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1ч |
4 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1ч |
5 | Формирование единых государств в Европе и России | 1ч |
6 | Россиийское государство в первой трети XVI века | 1ч |
7 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века. | 1ч |
8 | Повторительно- обобщающий урок по теме:"Россия в начале XVI века" | 1ч |
Раздел | Россия в правление Ивана Грозного | 12 ч. |
9 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1ч |
10 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI века | 1ч |
11 12 | Внешняя политика России во второй половине XVI века | 2ч |
13 14 | Российское общество XVI века: "служилые" и "тяглые". | 2ч |
15 16 | Опричнина | 2ч. |
17 | Россия в конце XVI века | 1ч |
18 | Церковь и государство в XVI веке. | 1ч |
19 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке | 1ч |
20 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Россия в правление Ивана Грозного" | 1ч |
Раздел | Смутное время. | 6ч. |
21 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI- начале XVII века. | 1ч |
22 23 | Смута в Российском осударстве. | 2ч |
24 | Окончание Смутного времени | 1ч |
25 | Экономическое развитие России в XVII веке | 1ч |
26 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Смутное время" | 1ч |
Раздел | Россия при первых Романовых | 7ч. |
27 | Россия при первых Романовых :перемены в государственном устройстве | 1ч |
28 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1ч. |
29 30 | Россия в системе международных отношений | 2ч. |
31 | "Под рукой "российского государя: вхождение Украины в состав России | 1ч |
32 | Руская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона | 1ч |
33 | Контрольная работа за I полугодие. | 1ч |
Раздел | Русские путешественники. Народы России в XVII веке. | 7ч. |
34 | Народы России в XVII веке | 1ч |
35 | Русские путешественники и первопроходцы XVII века | 1ч |
36 | Культура народов России в XVII веке | 1ч |
37 | Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке. | 1ч |
38 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья , Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. | 1ч |
39 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Русские путешественники. Народы России в XVII веке | 1ч |
40 | Контрольная работа за курс "История России 7 класс" | 1ч |
| История Нового времени | 28ч |
Раздел | Ведение | 1ч |
41 | От средневековья к новому времени | 1ч |
Раздел | Мир в начале нового времени. | 8ч |
42 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1ч |
43 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1ч |
44 45 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках.Абсолютизм в Европе | 2ч |
46 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1ч |
47 | Европейское общество в раннее Новое время | 1ч |
48 | Повседневная жизнь. | 1ч |
49 | Повторительно - обобщающий урок по теме:" Мир в начале Нового времени" | 1ч |
Раздел | Возрождение | 5ч |
50 | Великие гуманисты Европы | 1ч |
51 52 | Мир художественной культуры Возрождения | 2ч |
53 | Рождение новой Европейской науки | 1ч |
54 | Повторительно- обобщающий урок по теме:"Возрождение" | 1ч |
Раздел | Реформация в Европе | 6ч |
55 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | 1ч |
56 | Распространение Реформации. | 1ч |
57 | Контрреформация | 1ч |
58 | Королевская власть и Реформация в Англии.Борьба за господство на морях. | 1ч |
59 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1ч |
60 | Повторительно- обобщающий урок по теме : "Реформация в Европе" | 1ч |
Раздел | Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 7ч. |
61 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных Провинций | 1ч |
62 | Парламент против короля | 1ч |
63 | Революция в Англии | 1ч |
64 | Путь к парламентской монархии | 1ч |
65 | Международные отношения в XVI-XVIII веках | 1ч |
66 | Повторительно -обобщающий урок по теме: "Первые революции" | 1ч |
67 | Контрольная работа за курс "История" 7 класс. | 1ч. |
68 | резерв | 1ч |
| | |
Календарно – тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | дата |
Прим. | Факт. |
| История России | 40 | | |
Раздел | Введение | 2ч. | | |
1 | Введение в курс "История России XVI-XVII вв. | 1ч | | |
2 | Входная контрольная работа за курс "история" 6 класс. | 1ч. | | |
Раздел | Россия в начале XVI в. | 6ч | | |
3 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1ч | | |
4 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1ч | | |
5 | Формирование единых государств в Европе и России | 1ч | | |
6 | Россиийское государство в первой трети XVI века | 1ч | | |
7 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века. | 1ч | | |
8 | Повторительно- обобщающий урок по теме:"Россия в начале XVI века" | 1ч | | |
Раздел | Россия в правление Ивана Грозного | 12 ч. | | |
9 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1ч | | |
10 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI века | 1ч | | |
11 12 | Внешняя политика России во второй половине XVI века | 2ч | | |
13 14 | Российское общество XVI века: "служилые" и "тяглые". | 2ч | | |
15 16 | Опричнина | 2ч. | | |
17 | Россия в конце XVI века | 1ч | | |
18 | Церковь и государство в XVI веке. | 1ч | | |
19 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке | 1ч | | |
20 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Россия в правление Ивана Грозного" | 1ч | | |
Раздел | Смутное время. | 6ч. | | |
21 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI- начале XVII века. | 1ч | | |
22 23 | Смута в Российском осударстве. | 2ч | | |
24 | Окончание Смутного времени | 1ч | | |
25 | Экономическое развитие России в XVII веке | 1ч | | |
26 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Смутное время" | 1ч | | |
Раздел | Россия при первых Романовых | 7ч. | | |
27 | Россия при первых Романовых :перемены в государственном устройстве | 1ч | | |
28 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1ч. | | |
29 30 | Россия в системе международных отношений | 2ч. | | |
31 | "Под рукой "российского государя: вхождение Украины в состав России | 1ч | | |
32 | Руская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона | 1ч | | |
33 | Контрольная работа за I полугодие. | 1ч | | |
Раздел | Русские путешественники. Народы России в XVII веке. | 7ч. | | |
34 | Народы России в XVII веке | 1ч | | |
35 | Русские путешественники и первопроходцы XVII века | 1ч | | |
36 | Культура народов России в XVII веке | 1ч | | |
37 | Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке. | 1ч | | |
38 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья , Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. | 1ч | | |
39 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Русские путешественники. Народы России в XVII веке | 1ч | | |
40 | Контрольная работа за курс "История России 7 класс" | 1ч | | |
| История Нового времени | 28ч | | |
Раздел | Ведение | 1ч | | |
41 | От средневековья к новому времени | 1ч | | |
Раздел | Мир в начале нового времени. | 8ч | | |
42 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1ч | | |
43 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1ч | | |
44 45 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках.Абсолютизм в Европе | 2ч | | |
46 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1ч | | |
47 | Европейское общество в раннее Новое время | 1ч | | |
48 | Повседневная жизнь. | 1ч | | |
49 | Повторительно - обобщающий урок по теме:" Мир в начале Нового времени" | 1ч | | |
Раздел | Возрождение | 5ч | | |
50 | Великие гуманисты Европы | 1ч | | |
51 52 | Мир художественной культуры Возрождения | 2ч | | |
53 | Рождение новой Европейской науки | 1ч | | |
54 | Повторительно- обобщающий урок по теме:"Возрождение" | 1ч | | |
Раздел | Реформация в Европе | 6ч | | |
55 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | 1ч | | |
56 | Распространение Реформации. | 1ч | | |
57 | Контрреформация | 1ч | | |
58 | Королевская власть и Реформация в Англии.Борьба за господство на морях. | 1ч | | |
59 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1ч | | |
60 | Повторительно- обобщающий урок по теме : "Реформация в Европе" | 1ч | | |
Раздел | Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 7ч. | | |
61 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных Провинций | 1ч | | |
62 | Парламент против короля | 1ч | | |
63 | Революция в Англии | 1ч | | |
64 | Путь к парламентской монархии | 1ч | | |
65 | Международные отношения в XVI-XVIII веках | 1ч | | |
66 | Повторительно -обобщающий урок по теме: "Первые революции" | 1ч | | |
67 | Контрольная работа за курс "История" 7 класс. | 1ч. | | |
68 | резерв | 1ч | | |
| | | | |