ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 7 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Фундаментальное ядро содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
4.Приказ Отдела по Управлению образованием Свободненского района № 232 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Свободненского района и реализующим программы общего образования» от 22.05.2017 г.
5. Положения о структуре разработки и утверждения рабочих программ учебного предмета, курсов, внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Орлинской средней общеобразовательной школы».
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
Ключевыми задачами являются:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 7 классе по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
- в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
- в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
- в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
- в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
- в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе - на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
- в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
- в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в таких качествах и действиях, как:
- владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
- владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
- работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) - извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно);
- владение коммуникативными навыками: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различия и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и реализовывать коллективные учебные проекты по истории, в том числе - на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу;
- владение регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы, самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение работать: а) с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.), оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода; б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками - извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять информационную ценность и значимость источника;
- способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
- владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
- способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении как основу диалога в поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества;
- осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
- умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ - начала XXI в.
7 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки;
- локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.; определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
- устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.;
- группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.;
- устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
- различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.);
- характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
- проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
- сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
- рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв., их участниках;
- составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
- рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;
- представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
- раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI-XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI-XVII вв. в европейских странах;
- объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
- объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
- проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
- излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
- выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI-XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
- раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей;
- объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI-XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
- выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв. (в том числе на региональном материале).
содержание КУРСА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
КОНЕЦ XV - XVII в. (23 ч)
Введение. Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории Нового времени.
Великие географические открытия. Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северо-восточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий конца XV - XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI-XVII вв. Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.
Реформация и контрреформация в Европе. Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного движения. Контрреформация. Инквизиция.
Государства Европы в XVI-XVII вв. Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных империй. Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов. Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции. Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV. Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях. Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I. Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление английской парламентской монархии.
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование Речи Посполитой.
Международные отношения в XVI-XVII вв. Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами. Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.
Европейская культура в раннее Новое время.
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Востока в XVI-XVII вв. Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия. Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские компании. Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин. Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава, укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и искусство стран Востока в XVI-XVII вв.
Обобщение (Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI-XVII вв.:
ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (45 ч)
Россия в XVI в.
Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство.
Служилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России.
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.‑П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством.
Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российкого государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей. Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация.
Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Культурное пространство XVI–XVII вв. Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости (Китай-город, Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории. Наш край в XVI-XVII вв.
Обобщение.
Тематический план
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ | К/Р | ИС-КАЯ И ПРОЕКТНАЯ РАБОТА |
НОВАЯ ИСТОРИЯ |
1 | Тема 1. Европа открывает мир. | 4 | 4 | - | - |
2 | Тема 2. Старый порядок: экономика, общество, власть. | 4 | 4 | - | - |
3 | Тема 3. Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна. | 11 | 11 | - | - |
4 | Тема 4. Страны Азии и Африки в XVI-XVII в. | 4 | 4 | - | - |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
6 | Тема I. Россия в XVI в. | 21 | 18 | 1 | 2 |
7 | Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых. | 21 | 19 | 1 | 1 |
8 | Итоговое повторение по курсу «История России в 7 классе». | 3 | 2 | 1 | - |
Итого | 68 | 62 | 3 | 3 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Под ред. А.В. Торкунова - М.: Просвещение, 2016.
2. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800, 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.М. Ванюшкина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература.
Валишевский К. Петр Великий. – М.: «ИКПА», 1990.- 411 с.
Виноградов В.Н. Борьба России за выход к Чёрному морю в XVIII-XIX вв. // Преподавание истории в школе, 2005.-№ 4.- С. 2-7.
Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М.: ЭКСМО, 2002.- 409 с.
Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы.- М.: Экзамен, 2000.- 256 с.
Зарезин М.И. Последние Рюриковичи. – М.: Вече, 2005.- 320 с.
Кириллов В.В. Курс истории России XVI – XX веков. - М.: Аквариум, 1998.- 256 с.
Коняев Н.М. Первые Романовы. – М.: Вече, 2006.- 320 с.
Коняев Н.М. Романовы. Расцвет и гибель династии. – М.: Вече, 2006.- 320 с.
Лимонов Ю.А. Россия XVIII в. Глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1989.- 544 с.
Павленко Н.И. Тайны Петровской эпохи. – М.: Вече, 2006. – 320 с.
Троицкий Н.А. Курс лекций по истории России XIX века.- Саратов: Слово, 1994.- 272 с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема. Урок. | Кол-во часов | Дата | Д/з |
По плану | По факту |
НОВАЯ ИСТОРИЯ |
| Тема 1. Европа открывает мир. | 4 | | | |
1 | Мир на заре Нового времени. | 1 | | | & 1 |
2 | Великие географические открытия. | 1 | | | & 2 |
3 | Первые колониальные империи. | 1 | | | & 3 |
4 | Колониальные империи в XVII веке. | 1 | | | & 4 |
| Тема 2. Старый порядок: экономика, общество, власть. | 4 | | | |
5 | Расцвет денежной экономики. | 1 | | | & 5 |
6 | Сельский и городской мир. | 1 | | | & 6 |
7 | Власть и сословия. | 1 | | | & 7 |
8 | Повседневная жизнь. | | | | & 8 |
| Тема 3. Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна. | 11 | | | |
9 | Реформация. | 1 | | | & 9 |
10 | Контрреформация. | 1 | | | & 10 |
11 | Держава Габсбургов. | 1 | | | & 11 |
12 | Испания. | 1 | | | & 12 |
13 | Франция. | 1 | | | & 13 |
14 | Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов. | 1 | | | & 14 |
15 | Век революций в Англии. | 1 | | | & 15 |
16 | Борьба за господство в Европе. | 1 | | | & 16 |
17 | Культура эпохи Возрождения. | 1 | | | & 17 |
18 | Культура XVII в. | 1 | | | & 18 |
19 | Научная революция. | 1 | | | & 19 |
| Тема 5. Страны Востока в XVI-XVIII в. | 4 | | | |
20 | Могущество и упадок Османской империи. | 1 | | | & 20 |
21 | Иран: новый расцвет. | 1 | | | & 21 |
22 | Индия в эпоху Великих Моголов. | 1 | | | & 22 |
23 | Китай и Япония: сила традиций. | 1 | | | & 23 |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
| Тема I. Россия в XVI в. | 21 | | | |
24 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. | 1 | | | & 1 |
25 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | | | & 2 |
26 | Формирование единых государств в Европе и России. | 1 | | | & 3 |
27 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | | | & 4 |
28 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | | | & 5 |
29-30 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 2 | | | & 6 |
31-32 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 2 | | | Термины |
33-34 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | | | & 7,8 |
35-36 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». | 2 | | | & 9 |
37-38 | Опричнина. | 2 | | | & 10 |
39-40 | Россия в конце XVI в. | 2 | | | & 11 |
41 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | | | & 12 |
42-43 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 2 | | | Проектная работа |
44 | Контрольная работа по теме «Россия в XVI в.». | 1 | | | Термины |
| Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых. | 21 | | | |
45 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в. | 1 | | | & 13-14 |
46-47 | Смута в Российском государстве. | 2 | | | & 15 |
48-49 | Окончание Смутного времени. | 2 | | | & 16 |
50 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | | | & 17 |
51-52 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. | 2 | | | & 18 |
53 | Изменения в социальной структуре российского общества. | 1 | | | & 19 |
54 | Народные движения в XVII в. | 1 | | | & 20 |
55-56 | Россия в системе международных отношений. | 2 | | | & 21,22 |
57 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. | 1 | | | & 23 |
58 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. | 1 | | | & 24 |
59-60 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 2 | | | & 25, проектная работа |
61-62 | Культура народов России в XVII в. | 2 | | | & 26 |
63-64 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 2 | | | Термины |
65 | Контрольная работа по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых». | 1 | | | Термины |
66 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | Даты, термины |
67-68 | Итоговое повторение по курсу «История России в 7 классе». | 2 | | | Термины |
29