МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Составитель: Магомедова П.Б.
Согласовано Зам. директора по УР Абдурашидов К._____________ «___»__________2019 г | Утверждаю Директор МКОУ «Зиранинская СОШ» Расулов Х. М. _____________ «___»______________ 2019 г. |
Рабочая программа
по истории
8класс
на 2019/2020 учебный год
«ЗИРАНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История» для 8 класса основного общего образования на 2018-2019 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
-протокол заседания НМС по учебникам Минобрнауки России от 15.05.15г.
- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы.А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина.- М.: Просвещение», 2016;
- рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2014;
- концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (проект);
-концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт изучения Отечественной истории) (проект);
-учебный план МБОУ «Хабарская СОШ№1»;
Описание места учебного предмета «История» в учебном плане:
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Программа предполагает использование следующих учебников: «История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2015 год; «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс», авторы: Юдовская, Ванюшкин; М. «Просвещение», 2017 год. На изучение учебного предмета «История» в 8 классе отводится 68 часов, 2часа в неделю. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «История Нового времени» (26 часов - авторская программа), на изучение курса «История России» отводится 40 часов учебного времени по авторской программе. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Личностные:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период от Петра I до начала XIX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание;
- уважение и принятие культурного многообразия на- родов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов России, осмысление их социального, духовного, нравственного опыта;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
- обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные :
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять таблицы, план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (с помощью учителя);
- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить ин- формацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии, дебатах), а также в виде творческих работ (сочинение, эссе, реферат и др.);
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации, в том числе во внеурочной деятельности;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения учебного задания;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания;
-умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
- имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
- основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источ- ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Обучающийся научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Обучающийся получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ». КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII В.»
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | У истоков российской модернизации. Введение | 1 |
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч) | 13 |
2 | Россия и Европа в конце XVII в./1 | 1 |
3 | Предпосылки Петровских реформ/2 | 1 |
4 | Начало правления Петра I/3 | 1 |
5 | Великая Северная война 1700—1721 гг./4 | 1 |
6 | Реформы управления Петра I./5 | 1 |
7 | Экономическая политика Петра I./6 | 1 |
8 | Российское общество в Петровскую эпоху/7 | 1 |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий /8 | 1 |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам/9 | 1 |
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ /10 | 1 |
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I/11 | 1 |
13 | Значение петровских преобразований в истории страны/12 | 1 |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме I | 1 |
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч) | 6 |
15-16 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)/13-14 | 2 |
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг./15 | 1 |
18 | Внешняя политика Рос- сии в 1725—1762 гг./16 | 1 |
19 | Национальная и религиозная политика ./с.р. | 1 |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме II | 1 |
Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч) | 9 |
21 | Россия в системе международных отношений/17 | 1 |
22 | Внутренняя политика Екатерины II/18 | 1 |
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II/19 | 1 |
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в./20 | 1 |
25 | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва/21 | 1 |
26 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II/с.р. | 1 |
27 | Внешняя политика Екатерины II/22 | 1 |
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма/23 | 1 |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме III | 1 |
Тема IV. Россия при Павле I (2ч) | 2 |
30 | Внутренняя политика Павла I/24 | 1 |
31 | Внешняя политика Павла I/25 | 1 |
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч) | 9 |
32 | Общественная мысль, публицистика, литература/с.р | 1 |
33 | Образование в России в XVIII в./с.р. | 1 |
34 | Российская наука и техника в XVIII в/с.р. | 1 |
35 | Русская архитектура XVIII в./с.р. | 1 |
36 | Живопись и скульптура/с.р. | 1 |
37 | Музыкальное и театральное искусство/с.р. | 1 |
38 | Народы России в XVIII в./с.р. | 1 |
39 | Перемены в повседневной жизни российских сословий/26 | 1 |
40 | Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ». КУРС « ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
Введение (1 ч) | 1 |
1 | Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. 1 ч | 1 |
Тема 1. Становление индустриального общества (6 ч) | 6 |
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. 1 ч | 1 |
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире.1 ч | 1 |
4 | Наука: создание научной картины мира. 1 ч | 1 |
5-6 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. 1 ч | 2 |
7 | Либералы, консерваторы и социалисты. 1 ч | 1 |
Тема 2. Строительство новой Европы (7 ч) | 7 |
8 | Консульство и образование наполеоновской империи. 1ч. | 1 |
9 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. 1 ч | 1 |
10 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. 1 ч | 1 |
11 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. 1 ч | 1 |
12 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. 1 ч | 1 |
13 | Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» 1 ч | 1 |
14 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. 1 ч | 1 |
Тема 3-4. Страны Западной Европы в конце XIX в. Америка в XIXв. Успехи и проблемы индустриального общества. 7 ч. | 7 |
15 | Германская империя: борьба за «место под солнцем». 1 ч | 1 |
16 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. 1 ч | 1 |
17 | Франция: Третья республика. 1 ч | 1 |
18 | Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро- Венгрии: поиски выхода из кризиса. 1 ч | 1 |
19 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства , сохранение республики. 1 ч | 1 |
20 | США: империализм и вступление в мировую политику. 1 ч | 1 |
21 | Латинская Америка в XIX в.: время перемен. 1 ч | 1 |
Тема 5-6. Традиционные общества в XIX в. Международные отношения (3 ч) | 3 |
22 | Япония на пути модернизации. Китай: традиции против модернизации. 1 ч | 1 |
23 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. 1 ч | 1 |
24 | Международные отношения: обострение противоречий. 1 ч | 1 |
Заключение (1 Ч) | 1 |
25 | Итоговый урок. Историческое и культурное наследие Нового времени. 1 ч | 1 |
26 | Резерв.1ч. | 1 |