СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории 9 класс по адаптированной общеобразовательной программе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные общеобразовательные программы»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа по истории
Предмет: история
Стандарт: ФГОС ООО
Классы: 9
Составитель: Н.Н. Черкасова
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета «История»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Цели изучения учебного предмета «История»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-
историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе1.
Принципы и подходы к реализации примерной адаптированной программы
Основу курсов истории для обучающихся с НОДА составляют следующие содержательные линии:
Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в
мире;
развитие отношений между народами, государствами,
цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Цели должны ставятся не только перед всем курсом истории, но и перед каждой темой и перед отдельными уроками. Намечаемые цели должны
быть реальными, достижимыми. Цели развиваются в прямой связи с достижением результатов обучения, т. е. качества и объема исторических знаний, умений и навыков обучающихся.
Образовательно-коррекционная работа с учащимися с НОДА на уроках истории предполагают развитие и коррекцию внимания. Необходимо для учащихся с НОДА осуществлять чередование сюжетно захватывающих событий и объяснение менее интересного материала; важно развивать такие качества произвольного внимания обучающихся с НОДА, как устойчивость, распределение, переключение. Для этого необходимо на уроках разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Развитие и коррекция восприятия у обучающихся с НОДА может происходить следующим образом: на каждом уроке истории обучающиеся с НОДА знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому для полноценности восприятия происходившего, прежде всего, необходимо сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного, подкрепляя рассказ учителя, по возможности, наглядным материалом. Для развития и коррекции воображения у обучающихся с НОДА должна проводиться коррекционная работа по предупреждению возникновения неверных представлений или их исправлению, через точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов. Развитие и коррекция памяти осуществляется за счет анализа, обобщения и закрепления полученных новых знаний непосредственно на уроке при использовании различных технологий, а также обязательно использовать прием регулярного отсроченного повторения. Для развития и коррекции мышления у обучающихся с НОДА необходимо использовать разнообразные логические приемы, например постановку таких познавательных исторических задач, которые бы требовали от обучающихся постоянной интеллектуальной активности, умения сравнивать исторические события, противопоставлять их, классифицировать и систематизировать полученные знания по истории, использовать полученные знания на уроках обществознания, географии, литературы и др. Развитие и коррекция речи у обучающихся с НОДА может осуществляться с помощью использования внешних опор (исторические картины, иллюстрации учебника), облегчающих обучающимся рассказ. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы у обучающихся с НОДА происходит в процессе обучения различать борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости на исторических примерах. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у обучающихся с НОДА возникает свое отношение к событиям и их участникам, что крайне важно в ситуации ограниченного социального опыта данной категории лиц.
На уроках истории, при обучении учащихся с НОДА, используются те же методы, приемы и средства обучения, что и при обучении их здоровых сверстников, но с учетом познавательных возможностей обучающихся. Например, словесная информация должна сообщаться обучающимся в сочетании с восприятием ими наглядного материала (картины, карты, схемы, иллюстрации учебника).
Для объяснения нового материала целесообразно использовать тематические таблицы, схемы, памятки, инструкции; систематизация знаний осуществляется через интерактивные задания; важно снизить объемы рукописных текстов, включая рабочие тетради (у обучающихся с НОДА снижена скорость письма).
Изучая любое историческое событие, обучающиеся должны представлять:
а) место, где происходило событие; б) направления действий;
в) дальность расположения объектов относительно друг друга; г) условия местности, ее особенности;
д) роль географической среды в жизни и деятельности людей (там, где возможно это определить).
Для успешного формирования исторических понятий обучающимся необходимо знать их классификацию, которая определяется содержанием исторического материала:
а) экономические понятия – это понятия, связанные с орудиями труда, видами хозяйственной деятельности в разные исторические периоды, экономическими процессами (например, «земледелие», «мануфактура»);
б) социально-политические понятия – это понятия, раскрывающие социальные отношения, политическое устройство государства, развитие классовой борьбы (например, «помещики» и «крестьяне», «социалистическое государство», «революция», «олигархия»);
в) историко-культурные понятия – это понятия, отражающие достижения материальной и духовной культуры (например, архитектура, живопись, книгопечатание).
В связи со сложностью запоминания, учителем должны отбираться наиболее важные, основополагающие даты по конкретному периоду и/или изучаемой теме, например, 988 г. – Крещение Руси, 1380 г. – Куликовская битва и т. д.
Работа обучающихся с НОДА должна осуществляться по алгоритму, инструкции (в классе/дома): прочитать текст, выделить главную мысль, ответить на вопросы в конце параграфа, работа с картой и/или историческим документом (ознакомление с документом на уроке, а основная проработка и ответы на вопросы к документу – дома). Работа по алгоритму способствует развитию дефицитарных функций, например развитие навыков самоконтроля; составление списка необходимых действий при выполнении
задания (обучение навыкам планирования) и т. д., что может быть достигнуто за счет таких приемов, как дублирование обучающимся инструкций учителя.
Работа обучающихся с НОДА на уроках истории с картой/контурной картой может проводиться следующим образом:
- использование трех основных видов карт:
а) общие карты, отражающие исторические события в стране в определенный момент развития (например, карта «Российская империя в XIX в.»);
б) обзорные карты, отражающие территориальные изменения за длительный период (например, карта «Образование и расширение Российского государства в XIV–XVII вв.»);
в) тематические карты, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса (например, карта «Первая русская революция 1905–1907 гг.»);
г) карты-схемы конкретных событий, например, «Невская битва».
Выполняемые задания в контурной карте, должны подбираться учителем с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, а предъявляемые требования должны быть снижены. Исключается «слепое» копирование карты из учебника или атласа. Важно сочетать работу с контурной картой и картой у доски, повторяя одно и то же действие несколько раз. Алгоритм работы с картой должен обязательно включать пункт внимательного изучения условных обозначений – «легенды карты». Если обучающиеся с НОДА испытывают трудности в работе непосредственно с картой из-за двигательных нарушений, то работа может быть организована с использованием виртуальных исторических карт.
Место учебного предмета «История» в учебном плане
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 5–10 классах по 2 учебных часа в неделю.
Содержание учебного предмета «История»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX – НАЧАЛО ХХ в.
Введение
Европа в начале XIX в.
Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство. Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции.
Политика Наполеона в завоеванных странах. Отношение населения к завоевателям: сопротивление, сотрудничество. Поход армии Наполеона в Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс: цели, главные участники, решения. Создание Священного союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах Европы. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1840-е гг.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных движений. Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848–1849 гг. Возникновение и распространение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ – начале ХХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная империя; доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870–1871 гг. Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II.
Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк. Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная политика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные захваты.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX – начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие, положение народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867). Югославянские народы: борьба за освобождение от османского господства. Русско-турецкая война 1877–1878 гг., ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданская война (1861–1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX – начале ХХ в.
Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий.
Страны Латинской Америки в XIX – начале ХХ в.
Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Влияние США на страны Латинской Америки. Традиционные отношения; латифундизм. Проблемы модернизации. Мексиканская революция 1910–1917 гг.: участники, итоги, значение.
Страны Азии в ХIХ – начале ХХ в.
Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава.
«Открытие Японии». Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов.
«Открытие» Китая. Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней». Революция 1911–1913 гг. Сунь Ятсен.
Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения реформ. Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908–1909 гг.
Революция 1905–1911 г. в Иране.
Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание сипаев (1857–1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения в странах Африки. Выступления против колонизаторов. Англо-бурская война.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в.
Научные открытия и технические изобретения в XIX – начале ХХ в. Революция в физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие философии, психологии и социологии. Распространение образования. Технический прогресс и изменения в условиях труда и повседневной жизни людей. Художественная культура XIX – начала ХХ в. Эволюция стилей в литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX – начале XX в.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Первая Гаагская мирная конференция (1899). Международные конфликты и войны в конце XIX – начале ХХ в. (испано-американская война, русско-японская война, боснийский кризис). Балканские войны.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XIX в.
Планируемые результаты
КЛАСС
Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.;
определять последовательность событий всеобщей истории XIX – начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий всеобщей истории XIX – начала XX в.;
группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
составлять систематические таблицы. 3. Работа с исторической картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.;
определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
Работа с историческими источниками:
представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные;
определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;
различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
Историческое описание (реконструкция):
представлять развернутый рассказ о ключевых событиях всеобщей истории XIX – начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX – начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
составлять описание образа жизни различных групп населения в разных странах в XIX – начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и др.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития разных стран в XIX – начале XX в.; б) процессов модернизации в мире; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
объяснять причины и следствия важнейших событий всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в разных странах.
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам всеобщей истории XIX – начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;
объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.
Применение исторических знаний:
выполнять учебные проекты по всеобщей истории XIX – начала ХХ в.; объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для
разных стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.
Тематическое планирование
КЛАСС (68 часов)
Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в. (60 ч) | ||
Введение (1 ч) | | |
Европа в начале | Провозглашение | Характеризовать внутреннюю политику |
XIX в. | империи Наполеона I во | Наполеона I (проведение реформ |
(4 ч) | Франции. Реформы. | государственного управления, финансов, |
| Законодательство. | развитие образования, кодификация |
| Наполеоновские войны. | законов). |
| Антинаполеоновские | Раскрывать значение Гражданского |
| коалиции. | кодекса Наполеона. |
| Политика Наполеона в | Систематизировать информацию о |
| завоеванных странах. | военных кампаниях Наполеона Бонапарта |
| Отношение населения к | в 1799—1815 гг. (годы и направления |
| завоевателям: | походов, военные и политические итоги). |
| сопротивление, | Объяснять причины побед армий |
| сотрудничество. Поход | Наполеона I над войсками коалиций |
| армии Наполеона в | европейских государств. |
| Россию и крушение | Характеризовать порядки, |
| Французской империи. | устанавливавшиеся на захваченных |
| Венский конгресс: цели, | французскими войсками территориях |
| главные участники, | европейских стран. |
| решения. Создание | Характеризовать соотношение сил и |
| Священного союза | тактику французской и российской армий |
| | в войне 1812 г., называть ключевые |
| | события войны, привлекая материал курса |
| | отечественной истории. |
| | Раскрывать причины поражения |
| | Наполеона I в войне против России |
| | (приводить мнения историков, |
| | высказывать и обосновывать свои |
| | суждения). |
| | Систематизировать информацию о |
| | важнейших военных и дипломатических |
| | событиях в Европе в 1813—1815 гг. (в |
| | форме хроники, таблицы). |
| | Составлять характеристику |
| | (исторический портрет) Наполеона |
| | Бонапарта. |
| | Характеризовать цели, участников и |
| | решения Венского конгресса 1815 г. |
| | Объяснять значение понятий и терминов: |
| | коалиция, Континентальная блокада, |
| | герилья, Священный союз |
Развитие | Промышленный | Представлять характеристику |
индустриального | переворот, его | промышленного переворота (сущность, |
общества в | особенности в странах | общие хронологические рамки и этапы, |
первой половине | Европы и США. | география, ключевые явления, |
XIX в.: | Изменения в социальной | результаты). |
экономика, социальные отношения, политические процессы (5 ч) | структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах Европы. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий | Раскрывать, как менялись условия труда работников в ходе промышленного переворота. Объяснять, кого называли социалистами- утопистами, какие идеи они выдвигали. Рассказывать о выступлениях фабричных рабочих в странах Европы в первой половине XIX в. и их основных требованиях. Раскрывать значение понятий и терминов: пролетариат, профсоюзы. Объяснять причины подъема социальных и национальных движений в европейских странах в первой половине XIX в. Называть и характеризовать основные политические течения, оформившиеся в XIX в. — консервативное, либеральное, радикальное (социалистическое). Систематизировать информацию о смене политических режимов во Франции в 1820—1840-х гг. |
Политическое развитие европейских стран в 1815— 1840-х гг. (5 ч) | Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных движений. Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848—1849 гг. Возникновение и распространение марксизма | Составлять характеристику движения чартизма в Великобритании (участники, основные требования, действия, итоги). Рассказывать о борьбе греческого народа за освобождение от османского владычества и ее итогах. Объяснять, в чем заключались цели участников социальных выступлений и освободительных движений в европейских странах в 1820—1830-х гг. Систематизировать информацию о революциях 1848—1849 гг. в европейских странах (география революционных выступлений, их участники, основные требования революционных сил, ключевые события, итоги). Рассказывать о возникновении и основных положениях марксизма. Анализировать исторические тексты (документы политических движений, отрывки из работ историков) и визуальные источники — извлекать информацию, высказывать оценочные суждения и др. |
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ — | Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее движение. Политические и | Составлять характеристику Викторианской эпохи (хронологические рамки; личность монарха; система управления; общественные ценности; социальные проблемы и способы их |
начале ХХ в. (12 ч) | социальные реформы. Британская колониальная империя; доминионы. | решения). Объяснять, привлекая информацию исторической карты, на чем основывалось определение Англии в XIX в. как «мастерской мира». Характеризовать содержание основных политических и социальных реформ, проведенных в Англии во второй половине XIX — начале XX в., высказывать оценку их значения. |
Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика. Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870—1871 гг. Парижская коммуна. | Рассказывать о внутренней и внешней политике Наполеона III. Систематизировать информацию о франко-германской войне (причины; соотношение сил; ключевые события; итоги). Представлять характеристику Парижской коммуны в сопоставлении с другими социальными выступлениями во Франции XIX в. | |
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II. | Рассказывать, привлекая информацию карты, о политическом положении итальянских земель в середине XIX в. Объяснять, какие силы выступали за объединение итальянских земель в XIX в., какие способы достижения этой цели они использовали. Рассказывать, привлекая информацию исторической карты, о ходе борьбы за объединение Италии в 1850—1860-е гг. Характеризовать обстоятельства и значение образования единого итальянского государства. | |
Германия. Движение за объединение германских государств. О. фон Бисмарк. Провозглашение Германской империи. Социальная политика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные захваты. | Объяснять, какие государства и на каких основаниях претендовали на роль центра Германского союза, как во главе процесса объединения встала Пруссия. Рассказывать об обстоятельствах провозглашения Германской империи (1871), давать оценку этому событию. Сравнивать процессы создания единых государств в Италии и Германии, выявляя особенности каждой страны. Характеризовать роль политических деятелей в создании единых национальных государств в Италии и Германии, представлять сообщения о К. Кавуре, Дж. Гарибальди, О. фон Бисмарке |
| (по выбору). Рассказывать о положении народов в многонациональной Габсбургской монархии во второй половине XIX в., о характере национальных движений. Объяснять причины и значение провозглашения в 1867 г. двуединого австро-венгерского государства. | ||||
Страны Центральной и | Рассказывать о положении балканских | ||||
Юго-Восточной | народов в составе Османской империи, их | ||||
Европы во второй | борьбе за независимость. | ||||
половине XIX — начале | Характеризовать с привлечением | ||||
ХХ в. Габсбургская | материала из курса отечественной истории | ||||
империя: экономическое | ход и итоги Русско-турецкой войны | ||||
и политическое | 1877—1878 гг., ее значение для обретения | ||||
развитие, положение | балканскими народами независимости. | ||||
народов, национальные | | ||||
движения. | | ||||
Провозглашение | | ||||
дуалистической Австро- | | ||||
Венгерской монархии | | ||||
(1867). Югославянские | | ||||
народы: борьба за | | ||||
освобождение от | | ||||
османского господства. | | ||||
Русско-турецкая война | | ||||
1877—1878 гг., ее итоги. | | ||||
Соединенные Штаты | Раскрывать, привлекая информацию | ||||
Америки. Север и Юг: | исторической карты, особенности | ||||
экономика, социальные | экономического развития Севера и Юга | ||||
отношения, | США в первой половине XIX в. | ||||
политическая жизнь. | Рассказывать, что привело к обострению | ||||
Проблема рабства; | противоречий между северными и | ||||
аболиционизм. | южными штатами в середине 1850-х — | ||||
Гражданская война | начале 1860-х гг. | ||||
(1861—1865): причины, | Объяснять значение понятий и терминов: | ||||
участники, итоги. А. | плантационное хозяйство, аболиционисты. | ||||
Линкольн. | Систематизировать информацию о | ||||
Восстановление Юга. | Гражданской войне в США | ||||
Промышленный рост в | (хронологические рамки; участники, их | ||||
конце XIX в. | цели; ключевые события; итоги войны). | ||||
| Объяснять причины победы северян в | ||||
| Гражданской войне. | ||||
| Представлять сообщение об одном из | ||||
| известных политиков, военных деятелей | ||||
| времен Гражданской войны (по выбору) | ||||
Экономическое | Объяснять, в | чем | выразился | и | какое |
| и социально- | значение имел переход в конце XIX в. от |
политическое развитие | «века пара» к «веку электричества». | |
стран Европы и США в | Характеризовать новые формы | |
конце XIX — начале | организации промышленного | |
ХХ в. Завершение | производства в начале ХХ в., | |
промышленного | экономические и социальные последствия | |
переворота. Вторая | их внедрения. | |
промышленная | Подготовить и представить сообщение о | |
революция. | Г. Форде. | |
Индустриализация. | Объяснять значение понятий и терминов: | |
Монополистический | индустриализация, монополии, | |
капитализм. Технический | урбанизация, миграция. | |
прогресс в | Характеризовать предпосылки | |
промышленности и | возникновения, разновидности и | |
сельском хозяйстве. | последствия деятельности монополий. | |
Развитие транспорта и | Рассказывать о развитии профсоюзного | |
средств связи. Миграция | движения в конце XIX — начале XX в. | |
из Старого в Новый Свет. | (численный рост; организационные | |
Положение основных | формы; тактика движения). | |
социальных групп. | Выделять характерные черты рабочего и | |
Рабочее движение и | профсоюзного движения в США в | |
профсоюзы. Образование | сопоставлении с европейскими странами | |
социалистических партий | | |
Страны | Политика метрополий в | Характеризовать положение |
Латинской | латиноамериканских | латиноамериканских колоний европейских |
Америки | владениях. | держав к началу XIX в., основные |
в XIX — | Колониальное общество. | проблемы колониального общества. |
начале ХХ в. | Освободительная | Объяснять, в чем состояло значение |
(8 ч) | борьба: задачи, | революции конца XVIII в. на о. Гаити. |
| участники, формы | Рассказывать, используя историческую |
| выступлений. Ф. Д. | карту, об освободительной войне в |
| Туссен-Лувертюр, С. | латиноамериканских владениях Испании |
| Боливар. | (1810—1826), провозглашении |
| Провозглашение | независимых государств. |
| независимых государств. | Представлять сообщения о С. Боливаре, |
| Влияние США на страны | других руководителях освободительной |
| Латинской Америки. | борьбы (по выбору). |
| Традиционные | Высказывать и обосновывать суждение о |
| отношения; | направленности политики США в |
| латифундизм. Проблемы | отношении латиноамериканских |
| модернизации. | государств в XIX в. |
| Мексиканская | Характеризовать уровень социально- |
| революция 1910—1917 | экономического развития |
| гг.: участники, итоги, | латиноамериканских стран в конце XIX — |
| значение | начале ХХ в., объяснять, в чем |
| | заключались трудности модернизации в |
| | регионе. |
| | Раскрывать значение понятий и терминов: |
| | латифундия, каудильо. |
| | Систематизировать информацию о |
| | Мексиканской революции 1910—1917 гг. (причины; задачи; участники; ключевые события; итоги), объяснять, в чем состояло значение революции |
Страны Азии в | Япония. Внутренняя и | Характеризовать последствия режима |
ХIХ — начале | внешняя политика | самоизоляции, существовавшего в Японии |
ХХ в. | сегуната Токугава. | на протяжении нескольких столетий. |
(8 ч) | «Открытие» Японии. | Рассказывать, когда и как западные |
| Реставрация Мэйдзи. | державы осуществили «открытие» |
| Введение конституции. | Японии. |
| Модернизация | Систематизировать информацию об |
| в экономике и | основных преобразованиях эпохи Мэйдзи |
| социальных отношениях. | в разных сферах (политическое |
| Переход к политике | устройство, экономика, социальные |
| завоеваний. | отношения, образование, армия) и |
| | высказывать оценку их значения. |
| | Подготовить |
| | Характеризовать, привлекая информацию |
| | исторической карты, внешнюю политику |
| | Японии в конце XIX — начале ХХ в. (в |
| | том числе причины, ход и итоги Русско- |
| | японской войны 1904—1905 гг.). |
| | сообщение об императоре Муцухито. |
| Китай. Империя Цин. | Систематизировать информацию об |
| «Опиумные войны». | «опиумных войнах» (причины, годы, |
| Восстание тайпинов. | участники, ключевые события, итоги), |
| «Открытие» Китая. | высказывать суждение о характере этих |
| Политика | войн со стороны западных держав |
| «самоусиления». | и со стороны Китая. |
| Восстание ихэтуаней. | Рассказывать о восстании тайпинов. |
| Революция 1911—1913 | Объяснять значение понятий и терминов: |
| гг. Сунь Ятсен. | концессия, доктрина «открытых дверей». |
| | Рассказывать о причинах, событиях и |
| | последствиях восстания ихэтуаней. |
| | Представлять характеристику китайской |
| | революции 1911—1913 гг. (причины; |
| | участники; цели; ключевые события; |
| | итоги). |
| | Составить сообщение о Сунь Ятсене. |
| Османская империя. | Объяснять, с какими внутренними и |
| Традиционные устои и | внешнеполитическими проблемами |
| попытки проведения | столкнулась Османская империя в XIX в. |
| реформ. Политика | Систематизировать информацию о |
| Танзимата. Принятие | реформах, проводившихся в Османской |
| конституции. | империи в XIX в. (содержание и итоги |
| Младотурецкая | преобразований). |
| революция 1908—1909 | Раскрывать предпосылки возникновения, |
| гг. | состав участников и цели движении |
| | младотурок. Представлять характеристику младотурецкой революции 1908—1909 гг. (причины; участники; задачи; ключевые события; итоги). |
Революция 1905—1911 гг. в Иране. Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание сипаев (1857—1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М. К. Ганди | Рассказывать о ходе и итогах революции 1905—1911 гг. в Иране. Характеризовать британское колониальное управление Индией, его последствия для страны. Рассказывать о восстании сипаев, высказывать оценку его значения. Представлять характеристику Индийского национального конгресса (время основания; состав, лидеры; программные задачи; тактика). Составлять сообщения о руководителях национального движения Б. Тилаке и М. К. Ганди, объяснять, чем различалась предлагавшаяся ими тактика освободительной борьбы | |
Народы Африки | Завершение | Показывать на исторической карте |
в ХIХ — | колониального раздела | крупнейшие государства-метрополии и их |
начале ХХ в. | мира. Колониальные | колониальные владения в конце XIX в. |
(6 ч) | порядки и традиционные | Объяснять, как различалось положение |
| общественные | стран, определявшихся понятиями |
| отношения в странах | «колония», «доминион», «сфера влияния», |
| Африки. Выступления | приводить примеры. |
| против колонизаторов. | Рассказывать, используя карту, о борьбе |
| Англо-бурская война. | ведущих европейских держав за |
| | колониальные владения в XIX в., о |
| | включении ряда государств в конце XIX |
| | — начале ХХ в. в борьбу за передел мира. |
| | Характеризовать отношение жителей |
| | колоний к политике метрополий, |
| | приводить примеры. |
| | Рассказывать о выступлениях народов |
| | Африки против колонизаторов в XIX — |
| | начале ХХ в. Рассказывать о причинах, |
| | участниках, ключевых событиях и итогах |
| | Англо-бурской войны |
Развитие | Научные открытия | Характеризовать развитие науки в XIX — |
культуры | и технические | начале ХХ в., выделяя: а) открытия в |
в XIX — начале | изобретения в XIX — | классических науках; б) появление новых |
ХХ в. | начале ХХ в. Революция | наук. |
(6 ч) | в физике. Достижения | Составлять сообщения об ученых XIX — |
| естествознания и | начала ХХ в., внесших значительный |
| медицины. Развитие | вклад в историю науки (по выбору). |
| философии, психологии | Раскрывать, как изменилась система |
и социологии. | образования в европейских странах и мире | |
Распространение | в целом на протяжении XIX в. | |
образования. | Называть новые виды производственной | |
Технический прогресс | техники, транспорта, бытовых устройств, | |
и изменения в условиях | появившиеся в рассматриваемый период, | |
труда и повседневной | и объяснять, как они влияли на условия | |
жизни людей. | труда и повседневной жизни людей в | |
Художественная | XIX — начале ХХ в. | |
культура XIX — начала | Характеризовать ведущие художественные | |
ХХ в. Эволюция стилей | направления XIX в. — классицизм, | |
в литературе, живописи: | романтизм, реализм, называть | |
классицизм, романтизм, | произведения и их авторов. | |
реализм. | Выявлять в произведениях литературы и | |
Импрессионизм. | искусства черты принадлежности к тому | |
Модернизм. | или иному художественному стилю, | |
Музыкальное и | объяснять, в чем они заключаются. | |
театральное искусство. | Называть значительные явления | |
Рождение | музыкального искусства XIX в., имена и | |
кинематографа. Деятели | произведения композиторов, вошедшие | |
культуры: жизнь и | в историю мировой культуры. | |
творчество | Объяснять значение понятий и терминов: | |
| модернизм, экспрессионизм, авангардизм. | |
| Рассказывать об изобретении | |
| кинематографа, высказывать суждение о | |
| значении этого вида искусства | |
Международные | Венская система | Объяснять значение понятий и терминов: |
отношения | международных | коалиция, Венская система |
в XIX — | отношений. | международных отношений, «восточный |
начале XX в. | Внешнеполитические | вопрос», аннексия, контрибуция. |
(5 ч) | интересы великих | Характеризовать место русско-турецких |
| держав и политика | войн в международных отношениях XIX в. |
| союзов в Европе. | Систематизировать информацию о |
| Восточный вопрос. | формировании военно-политических |
| Колониальные захваты | блоков великих держав в последней трети |
| и колониальные | XIX — начале ХХ в. (участники, |
| империи. Старые | ключевые события). |
| и новые лидеры | Объяснять, что вело к обострению |
| индустриального мира. | международных противоречий в Европе и |
| Активизация борьбы за | мире в конце XIX — начале ХХ в. |
| передел мира. | Раскрывать значение Первой Гаагской |
| Формирование военно- | мирной конференции (1899). |
| политических блоков | Систематизировать информацию о |
| великих держав. Первая | значительных международных конфликтах |
| Гаагская мирная | и войнах в мире в конце XIX — начале ХХ |
| конференция (1899). | в., определять на этой основе общую |
| Международные | тенденцию развития международных |
| конфликты и войны | отношений |
| в конце XIX — начале | |
| ХХ в. (испано- | |
| американская война, русско-японская война, боснийский кризис). Балканские войны | |
Обобщение (8 ч) | Историческое и культурное наследие XIX в. |
Поурочное планирование 9 класс
Всеобщая история. История Нового времени XIX - начало XX вв.
Номер урока | Тема урока |
1 | Введение. |
| ЕВРОПА В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА (4 ЧАСА) |
2 | Провозглашение империи Наполеона I во Франции. |
3 | Наполеоновские войны. |
4 | Поход армии Наполеона в Россию. Отечественная война 1812 г. |
5 | Венский конгресс 1815 г. |
| Развитие индустриального общества в первой половине 19 века: экономика, социальные отношения, политические процессы (5 часов) |
6 | Экономическое развитие в XIX - начале XX века. |
7 | Меняющееся общество. |
8 | Век демократизации. |
9 | «Великие идеологии». |
10 | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века. |
| Политическое развитие европейских стран 1815-1840-х гг.(5 часов) |
11 | Франция в первой половинеXIX века: от Реставрации к Империи. |
12 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. |
13 | Освобождение Греции. |
14 | Европейские революции 1830 и 1848-49 гг. |
15 | Возникновение и распространение марксизма. |
16 | Повторение по теме «Политическое развитие европейских стран 1850-1840-х гг.» |
| Страны Европы и Северной Америки в середине XIX начале XX вв. (12 часов) |
17 | Великобритания в Викторианскую эпоху. |
18 | Великобритания в Викторианскую эпоху. |
19 | Франция: Вторая империя и Третья республика. |
20 | Франция: Вторая империя и Третья республика. |
21 | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии. |
22 | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии. |
23 | Германия в первой половине 19 века. |
24 | Германия в первой половине 19 века. |
25 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19 века. |
26 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. |
27 | США до середины 19 века: рабовладение, демократия, экономический рост. |
28 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». |
29 | Повторение по теме: «Страны Европы и Северной Америки в середине XIX начале XX вв». |
| Страны Латинской Америки в XIX - начале XX вв. (8 часов) |
30 | Политика метрополий в латиноамериканских обществах. |
31 | Колониальное общество. |
32 | Освободительная война в латиноамериканских владениях Испании. |
33 | Провозглашение независимых государств. |
34 | Влияние США на страны Латинской Америки. |
35 | Традиционные отношения. Проблемы модернизации. |
36 | Мексиканская революция 1910-1917 гг. |
37 | Повторение по теме: « Страны Латинской Америки в XIX – начале XX вв.» |
| Страны Азии в XIX – начале XX вв. (8 часов) |
38 | Япония в 19 веке. |
39 | Внешняя политика Японии. Русско-японская война 1904-1905 гг. |
40 | Китай в 19 веке. |
41 | Китайская революция 1911-1913 гг. |
42 | Османская империя в 19 веке. |
43 | Младотурецкая революция 1908-1909 гг. |
44 | Индия в 19 веке. |
45 | Борьба Индии за независимость. |
| Народы Африки в XIX – начале XX вв. (6 часов) |
46 | Африка к началу 19 века. |
47 | Борьба за колониальные владения в Африке. |
48 | Колониальные порядки и традиционные отношения в странах Африки. |
49 | Колониальное соперничество. |
50 | Англо-бурская война. |
51 | Повторение по теме: «Народы Африки в XIX – начале XX вв.» |
| Развитие культуры в XIX – начале XX вв. (6 часов) |
52 | Развитие образования в 19 веке. |
53 | Научные открытия 19 века. |
54 | Литература в 19 веке. |
55 | Живопись в 19веке. |
56 | Музыка в 19 веке. |
57 | Повторение по теме «Развитие культуры в XIX – начале XX вв.» |
| Международные отношения в XIX – начале XX вв. (5часов) |
58 | Венская система международных отношений. |
59 | Крымская война 1853-1856 гг. |
60 | Кризис Венской системы. Активизация борьбы за передел мира. |
61 | Формирование военно-политических блоков великих держав. |
62 | Предвоенные кризисы. |
63-68 | Обобщение по теме «Историческое и культурное наследие XIX века». |
Аннотация к рабочей программе по Истории 9 класс
Критерии | Описание критерия |
Полное наименование рабочей программы по предмету | Рабочая программа по Всеобщей истории. История Нового времени XIX – начало XX вв., 9 класс |
Уровень образования | Основное общее образование |
Нормативная основа разработки программы | ФГОС ООО от 31.05.2021 г. Примерная рабочая программа учебного предмета «История» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата от 15.09.2022 г. |
Срок реализации программы | 2024-2025 учебный год |
Количество часов по программе всего и интенсивность в неделю | Всего 68 часов, 2 часа в неделю. |
Учебники и учебные пособия | Всеобщая история. История Нового времени 9 класс под ред. А.Я. Юдовской М.:Просвещение, 2024 |
Дата утверждения. Органы и должностные лица, принимавшие участие в разработке, рассмотрении, принятии утверждений образовательной программы | 29.08.2024 г. Рассмотрена и утверждена ШМО, руководитель О.В. Праведникова Утверждена директором ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат» Е.А. Сальниковой |
Основная цель и задачи реализации программы | Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Задачи: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе1. |
Основные требования к результатам освоения программы | Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов; выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.; определять последовательность событий всеобщей истории XIX – начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий всеобщей истории XIX – начала XX в.; группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.); составлять систематические таблицы. 3. Работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.; определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран). Работа с историческими источниками: представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные; определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.; извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников; различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого. Историческое описание (реконструкция): представлять развернутый рассказ о ключевых событиях всеобщей истории XIX – начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации); составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX – начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе); составлять описание образа жизни различных групп населения в разных странах в XIX – начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода; представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и др. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития разных стран в XIX – начале XX в.; б) процессов модернизации в мире; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России; объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты; объяснять причины и следствия важнейших событий всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий; проводить сопоставление однотипных событий и процессов всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в разных странах. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам всеобщей истории XIX – начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе; оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение; объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним. Применение исторических знаний: выполнять учебные проекты по всеобщей истории XIX – начала ХХ в.; объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для разных стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях. |
Критерии оценивания результатов освоения программы | Устный ответ Отметка "5" ставится в случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях, ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). Отметка "4" ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка "3" ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно. Отметка "2"ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Письменные проверочные работы (тестирование, контрольная работа, терминологические диктанты и др.) Отметка за письменные проверочные работы зависит от количества набранных баллов за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале. до 30% - отметка «2» 31-70%- отметка «3» 71-90%- отметка «4» 91% - отметка «5» |