СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 9 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает в себя полный курс изучения истории, рассчитана на три часа в неделю. Также включает модуль по истории Брянского края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 9 класса»


Пояснительная записка

История

9 класс

Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе программа:

на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

« Новейшая история зарубежных стран. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Автор – Загладин Н.В.

«История России. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений .- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

УМК: Н.В.Загладин, С.И.Козленко «История Росссии.20 век»,М. «Русское слово»,2010г. Н.В.Загладин « Всеобщая история. Новейшая история »М. «Русское слово , 2010г.(2ч.в неделю-68ч.)Курс «Всеобщая история»-32ч. Курс «История России»-36ч.

История Брянского края В.В.Крашенинников ;Брянск 2012

Рабочая программа « Новейшая история зарубежных стран. XX век» для 9 класса, автор – Загладин Н.В

Цели

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

-освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Учебно-методический комплект:

« Новейшая история зарубежных стран. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Автор – Загладин Н.В.

«История России. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений .- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Козленко С.И., Загладин Н.В.

На основании приказа Департамента образования Брянской области, в курс истории в 9 классе добавлен модуль «История Брянского края». Рабочая программа «Истории Брянского края» для 9 класса разработана на основании авторской программы Крашенинникова В.В «История Брянского края» 2001г.


Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.


Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.


Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.


Новейшая и современная история - 24 ч.

Понятие «Новейшая и современная история».


Мир в 1920-1930-е гг.

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.


Вторая мировая война

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.


Мировое развитие во второй половине ХХ в.

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.


Мир на рубеже ХХ-XXI вв.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.


Культурное наследие ХХ в.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.


Новейшая и современная история истории России -46ч.

Россия в годы революции и гражданской войны

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.


СССР в 1920-е гг.

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.


СССР в 1930-е гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.


Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.


Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.


СССР в 1953-1964 гг.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.


СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.


Советское общество в 1985-1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».


Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Учащиеся должны уметь:

 

 1 уровень:

 

    -объяснять ход и итоги Первой  мировой  войны, послевоенный кризис  власти, отречение Николая 2 от престола;

   -Февральская революция;

  -ошибки  временного  правительства;

-- составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий, самостоятельно работать с картой;

 -объяснять предпосылки и причины  начала Великой Отечественной войны;

- причины неудач Красной армии в начальный период  войны;

 - знать даты войны , битвы за Москву, Сталинград, Курск, Ленинград.

 -ориентироваться в основных направлениях восстановления и развития народного  хозяйства СССР после 1945 года;

- причины противостояния двух систем, гонке вооружений, положения СССР на международной арене;

- по вопросам учителя объяснять причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР.

 

2 уровень:

 

   -предполагает  снижение  объёма сведений  по  сравнению с первым уровнем, конкретизацию ответов учащихся с помощью выбора для них тем и опорных вопросов, использование средств наглядности  для пояснительных  и описательных рассказов.

 

  Учащиеся  должны   знать:

 

         -главных исторических персонажей политической жизни СССР;  имена первых героев космоса, имена первых президентов, известных писателей, художников, деятелей науки

 


Тематическое планирование по истории-9 класс. Учебники:Н.В.Загладин, С.И.Козленко «История Росссии.20 век»,М. «Русское слово»,2010г. Н.В.Загладин « Всеобщая история. Новейшая история »М. «Русское слово , 2010г.(2ч.в неделю-68ч.)Курс «Всеобщая история»-32ч. Курс «История России»-36ч.

История Брянского края В.В.Крашенинников ;Брянск 2012


№ урока в программе

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

Примечания

1

Введение. Трудный путь к миру







2

Революционное движение в Европе и Азии после Первой Мировой войны.




3

Левые и правые в политичес-

кой жизни индустриальных стран в 1920-е гг.




4

Мировой экономический кри-

зис1929-1932гг. и «Новый курс»Ф.Д.Рузвельта.




5

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.




6

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.




7

Милитаризм и пацифизм на международной арене.




8

Начальный период войны и «Новый порядок «в Европе




9

Антигитлеровская коалиция. Трудный путь к победе.




10

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Антинтигитлеровская

коалиция.




11


СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма.

Трудный путь к победе.




12

Итоги и уроки второй мировой войны. Создание ООН.




13

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков.




14

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность.




15

Партнёрство и соперничество

сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение.




16

Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США




17

Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970гг




18

Эволюция политической мысли во второй половине XX в.




19

Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже XX- XXI вв.




20

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии




21

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке




22

Содружество Независимых государств




23

Япония и новые индустриальные страны




24

Китай на пути модернизации и реформирования




25

Индия во второй половине XX- XXIвв.




26

Исламский мир: единство и многообразие.




27

Африка к югу от Сахары: опыт

независимого развития.




28

Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией.




29

Научно-технический прогресс и общественно-политическая

мысль.




30

Основные направления в искусстве и массовая культура.




31

Глобальные проблемы современности.

Промежуточный контроль в форме теста




32

Проблемы устойчиво-безопасного развития человека





История России. XX век.





Российская империя в первые десятилетия XX в (7 часов)




33

Россия на рубеже XIX-XX вв.




34

Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.




35

Русско-японская война и начало революции 1905-1907гг.




36

Политическая жизнь в России

после Манифеста 17 октября

1905 г.




37

Реформы П.А.Столыпина и их

итоги.




38

Российская империя в Первой мировой войне.




39

Наука и культура России в начале 20в.





Россия в годы революции

и гражданской войны.

1917-1922гг. (4 часа)




40-41

Российское государство и общество в 1917г.




42-43

Гражданская война





СССР в 1920-1930-е годы (8 часов)




44

Новая экономическая политика.




45

Образование СССР




46

Идея построения социализма в одной стране и возвышение

И.В.Сталина.




47

Коллективизация и индустриализация.




48

«Великий террор» 1930-х гг. и создание командно-админис-

тративной системы.




49-50

Советская внешняя политика накануне войны




51

Культура и искусство СССР в 1930-егг.





Великая Отечественная война 1941-1945гг.(3часа)




52

Начало Великой Отечественной войны




53

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.




54

Великая Отечественная война:

итоги и уроки.





Советский союз в первые послевоенные годы(2 час)




55

Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание советской системы союзов.




56

Послевоенное восстановление

народного хозяйства.

СССР в последние годы жизни И.В.Сталина





Советский союз в годы «оттепели»(3 часа)




57

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС




58

СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»




59

Противоречия развития советского общества конца 1950-начала 1960гг.





СССР в 1960-е- начале 1980-х гг.(4 часа)




60

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.




61

Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – 1970-е гг.




62

Духовная жизнь и идейно-по-литическое развитие СССР: от

«оттепели» до «застоя»




63

Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества





Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества. (2 часа)




64

Перестройка. Новое политическое мышление во внешней политике.




65

Распад СССР.





Российская Федерация в 1991-2010 гг.(3 часа)




66

Социально-экономическое и политическое развитие России в 1991-1998 гг.




67

Россия в конце XX-начале XXIв.: новый этап развития.

Ориентиры внешней политики демократической России.




68

Духовная жизнь в российском обществе.






Тематическое планирование по истории Брянского края -9 класс. _1ч.в неделю-34ч.


№ урока в программе

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

Примечания


Брянский край в XIXвеке.





Административное устройство, уезды и города Брянского края в начале нового столетия.





Население Брянского края. Основные сословия.





Брянская деревня в первой половине XIX века.)





Развитие промышленности и торговли на территории Брянского края в первой половине XIX века.





Брянский край и Отечественная война 1812 года.





Брянцы в политической и общественной жизни России первой половины XIX века.





Реформы Александра II на территории Брянского края. Отмена крепостного права и развитие пореформенной деревни.





Развитие промышленности и транспорта, рост городов и населения края во второй половине XIX века.










Брянцы в политической и общественной жизни России второй половины XIX века.





Культура и быт населения края во второй половине XIX века.





Брянский край в XXвеке.





Административное устройство, население и социально-экономическое развитие Брянщины





в конце XIX – начале XX века.





Революция 1905-1907 гг. Столыпинская аграрная реформа. Промышленное развитие и рабочее движение на Брянщине в 1908-1914 гг..





Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века.





Брянский край в годы первой мировой войны.





Общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 года. Установление власти советов.





Гражданская война в брянском крае 1918-1920 гг.





Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы военного коммунизма.





Административное устройство и население в 1920-е – 1930-е гг. Брянщина в годы НЭПа.





Коллективизация сельского хозяйства на территории Брянщины.





Промышленное развитие края в годы первых пятилеток.





Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни страны в 1920-е -1930-е гг.





Политические процессы середины 1930-х гг. на Брянщине.





Брянщина в годы Великой Отечественной войны.





Образование Брянской области. Административное устройство и демографические процессы в послевоенное время.





Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы области. Послевоенная жизнь населения в послевоенные годы.





Промышленность Брянщины в 1950-е – 1980-е гг. Развитие сельского хозяйства и жизнь сельского населения в 1950-е-1980-е гг.





Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни СССР в середине – второй половине XX века.





Активизация общественной жизни во второй половине 1980-х гг. Плюсы и минусы «перестройки». Последствия Чернобыльской катастрофы.





Общественно-политические и социально-экономические процессы в области в 1990-е гг.





Культурная жизнь на Брянщине в конце XX – начале XXI вв.





Итоговое повторение по курсу «Брянский край.»