СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой под редакцией А.А. Искендерова "История Древнего мира". Москва; "Просвещение", 2017 год.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 5 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

имени Героя Советского Союза О. В. Гудкова города Георгиевска»



Принято

на заседании методического

объединения учителей истории

Протокол №________

от «____»________________2019г.


Руководитель МО _________ К.В. Вартанов

Согласовано:

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

_________ О.В. Степанова

«____»__________________2019г.

Утверждаю

И.о. Директора МБОУ СОШ №5

им. О.В. Гудкова г. Георгиевска

_____________ Е.И. Бречко


Приказ №_______

от «____»________________2019г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ____________________________истории ___________________________________

учебный предмет

__________________________2019 – 2020 учебный год______________________________

учебный год

__________________________5 класс (2 часа в неделю)________________________

класс, количество часов в неделю

______I ч. – 18 ч.; II ч. – 14 ч.; III ч. – 20 ч.; IV ч. – 18 ч. За год – 70 ч. __________

количество учебных часов по четвертям, за год


Учебно-методический комплект:

Планирование составлено на основе общеобразовательной программы

«Всеобщая история» А.А.Вигасин – О.С.Сороко-Цюпа 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2017г.

автор, название, издательство, год издания

Обеспечена учебником:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая под редакцией А.А. Искендерова «История Древнего мира» 5 класс

Москва; «Просвещение», 2017г.

Составил: Вартанов Константин Владимирович, учитель истории




Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО) (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 года № 1241, от 22.09.2011 года № 2357, от 29. 12. 2014 г. № 1644, от 31.12.2015 №1577 (для 5-8-х классов);

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013 года №1342, от 28.095.2014 года №598, от 17.07.2015 года №734);

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189 (в редакции Изменений №1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 года №85, Изменений №2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 года №72, от 24.11.2015 года №81);

- приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 25.07.2014 №784-пр «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 

-основная образовательная программа МБОУ СОШ № 5 им. О.В. Гудкова города Георгиевска;

- Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы. А.А Данилов, О.Н. Журавлева, И.А. Барыкина. М. «Просвещение» 2017 г.; рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год;

- Устав МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова г. Георгиевска;

- Положение о рабочих программах учебных предметов, элективных курсов МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова г. Георгиевска

- Учебный план МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова г. Георгиевска на 2019- 2020 учебный год.



Планируемые результаты освоения курса истории 5 класса

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.




Содержание курса истории 5 класса


Введение

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.


РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники – 3 ч.

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности со­вместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы- 3 ч.

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории – 1 ч.

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.


РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 4. Древний Египет – 9 ч.

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности – 8 ч.

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ас­сирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Повторение. Достижения культуры древних народов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни.

Тема 6. Индия и Китай в древности – 5 ч.

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.


РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 7. Древнейшая Греция – 5 ч.

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 ч.

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии – 5 ч.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V b. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. – 4 ч.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа под­чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение вели­ких планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.


РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией – 3 ч.

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья – 3 ч.

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме – 4 ч.

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в им­перию. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры – 5 ч.

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Пре­следования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 4 ч.

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Повторение. Древний Рим.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ для 5 класса


урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее зад.

1


Введение. История Древнего мира- часть Всеобщей истории.

Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Знать определение понятий: История, «исторический источник», археология, «Всемирная или Всеобщая история». Уметь работать со справочным материалом учебника.

с. 8, конспект.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники- 3 ч.

2


Древнейшие люди.



Р.К. Первобытное общество.


Древнейшие люди- наши далёкие предки. Прародина человека. Орудия труда и опыт их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека- овладение огнём.

Знать и правильно употреблять и объяснять исторические термины. Формировать умение пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

§ 1, с.10-


13.

Р. К§1с, 6-7

3


Родовые общины охотников и собирателей.

Р.К. Древние племена на территории Ставрополья.

Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщества сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине.

Понимать и знать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей; формирование умения самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

§2 с, 13-16

4


Возникновения искусства и религии.

Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Знать понятия «религия», «искусство», причины их появления. Уметь рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

§3, с.17-21.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы- 3 ч.

5


Возникновение земледелия и скотоводства. Р.К.

Зарождение производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Родовые общины земледельцев и скотоводов.

Знать причины возникновения скотоводства и земледелия.

Уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

§4, с.21-25.

Р. К.

§ 1,с.6-7

6


Появление неравенства и знати.

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати.

Знать причины появления неравенства между людьми, понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; уметь пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

§ 5, с.25- 29.

7



Урок систематизации и обобщения « Переход от первобытности к цивилизации».



§ 1-5, повторить

Тема 3. Счёт лет в истории- 1 ч.

8


Измерение времени по годам.

Хронология- наука об измерении времени. Линия времени: наша эра, до нашей эры. Летоисчисление от Рождества Христова.

Знать как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Уметь объяснить счёт лет в истории.

С. 29-31.

Тема 4.Древний Египет- 9ч.

9


От первобытности к цивилизации.

Появление первых государств-признак перехода от первобытности к цивилизации.

Знать признаки государства; условия, необходимые для возникновения государств

С. 34, конспект.

10


Государство на берегах Нила.

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель. Объединение Древнего Египта.

Знать причины возникновения древнегреческой цивилизации; уметь оперировать понятием «цивилизация», работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

§ 6, с.34-37

11


Как жили земледельцы и ремесленники.

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен.

Уметь использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

§ 7, с.37-42.

12


Жизнь египетского вельможи.

О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Знать служебные обязанности вельмож при дворе фараона. Уметь анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

§ 8,с.42-46

13


Военные походы фараонов.

Состав войска фараона. Цели и направления военных походов фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III.

Знать причины и последствия военных походов фараонов. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

§ 9, с.46- 51

14


Религия древних египтян.

Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Представление египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца.

Знать религиозные верования древних египтян. Уметь анализировать исторические факты на элементарном уровне, давать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

§10, с.51-56

15


Искусство древних египтян.

Первое из чудес света - каменные пирамиды. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.

Знать о роли пирамид в возвышении фараона; архитектурные и скульптурные памятники. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

§11, с.56-60

16


Письменность и знания древних египтян.

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифы. Материал и инструменты для письма. Папирус. Древнеегипетская книга- свиток. Школа подготовки писцов и жрецов. Научные знания.

Знать особенности древнеегипетского письма, научные достижения египтян.

Уметь отбирать материал для подготовки небольших сообщений.

§12, с.61-64

17


Урок систематизации и обобщения: «Древний Египет».



Повторить

§6-12

Тема 5. Западная Азия в древности- 8 ч.

18


Древнее Двуречье.

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт. Ирригационное земледелие. Шумерские города из глиняных кирпичей - Ур и Урук. Глина - основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров. Боги шумеров. Клинопись на глиняных табличках.

Знать местоположение и климатические условия Древнего Двуречья. Уметь сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

§13, с.65-68

19


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Вавилон - главный город в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Суд над преступниками. Законы о рабах; о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Знать содержание законов царя Хаммурапи, показать их значение для жителей Вавилона. Уметь анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

§14,с.69-73

20


Финикийские мореплаватели.

География, природа и занятия населения Финикии. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Библ, Тир и Сидон - главные города Финикии. Древнейший финикийский алфавит.

Знать важнейшие открытия и достижения финикийцев в области культуры. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты.

§15, с.73-76

21


Библейские сказания.

Расселение древнееврейских племён, их жизнь, занятия и быт. Библия как история в преданиях еврейских племён. Библия и Ветхий завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа.

Знать содержание библейских сказаний, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии; знать понятия: «миф», «предание», «единобожие».

§16, с.77-81

22


Древнееврейское царство.

Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа.

Знать библейские сказания о героях, показать их положительные качества. Уметь составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов.

§17, с.81-85

23


Ассирийская держава.

Освоение железа. Обработка железа. Последствия обработки железных орудий труда. Ассирийское войско Ассирийское царство - одно из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Гибель Ассирийской державы.

Знать причины возникновения и гибели Ассирии, грабительский характер ассирийских завоеваний. Уметь работать с исторической картой, документами.

§18, с.85-89

24


Персидская держава «царя царей».

Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии и Египта). Царь Дарий Первый.

Знать политическую историю создания Персидской державы и её государственно- административное устройство.

Уметь работать с историческими источниками, картой, делать выводы.

§19, с.90-94

25


Урок систематизации и обобщения «Западная Азия в древности».

Достижения культуры древних народов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни.


Повторить

§13-19

Тема 6. Индия и Китай в древности- 5 ч.

26


Природа и люди Древней Индии.

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги. Сказание о раме. Вера в переселение душ.

Знать природно - климатические условия Древней Индии. Уметь работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.

§ 20, с.95-100

27


Индийские касты.

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Знать понятия: касты. «Неприкасаемые», буддизм. Уметь пересказывать содержание документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного- двух источников знаний.

§21, с.100-105

28


Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель- уважение к старшим. Учение Конфуция. Китайские иероглифы.

Знать природно - климатические условия Древнего Китая, взгляды китайского мудреца Конфуция. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, выделять главное в тексте учебника, делать небольшие сообщения.

§22, с.105-108

29


Первый властелин единого Китая.

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк, чай, бумага, компас.

Знать значение образования единого Китая и изобретений китайцев. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы.

§23, с.109-113

30


Урок систематизации и обобщения « Индия и Китай в древности».

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.


Повторить

§ 20- 23

Тема 7. Древнейшая Греция- 5 ч.

31


Греки и критяне.

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины.Критское царство. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Гибель Критского царства. Мифы Критского цикла.

Знать географические и природные условия Древней Греции. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.

§ 24, с.116-120

32


Микены и Троя.

В крепостных Микенах. Местонахождение. Облик города- крепости: археологические находки и исследования. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны.

Знать достижения микенской культуры, понимать причины Троянской войны.

Уметь на основе документальных источников давать характеристику событиям и их участникам.

§ 25, с.121-124

33


Поэма Гомера «Илиада».

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне

Знать содержание поэмы, причины начала Троянской войны. Уметь составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

§ 26, с.125-129

34


Поэма Гомера «Одиссея».

География странствий царя острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с циклопами. Возвращение на Итаку.

Знать содержание поэмы, причины начала Троянской войны. Уметь составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний.

§ 27, с.129-134

35


Религия древних греков.

Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о богах.

Знать культы основных древнегреческих богов и героев, мифы о них; понимать общую закономерность возникновения религиозных верований. Уметь работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

§ 28, с.134-138

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием- 7ч.

36


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском демосе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Долговое рабство.

Знать причины возникновения греческих полисов, усвоить понятия «полис», «демос», «ареопаг», «архонты». Уметь использовать исторические документы как источники знаний.

§ 29, с.140-143

37


Зарождение демократии в Афинах.

Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин.Солон о своих законах.

Знать причины и значение проведения реформ Солона; усвоить понятия «демократия», «реформы». Уметь на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

§ 30, с.143-146

38


Древняя Спарта.

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта- военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

Знать общественное и государственное устройство Спарты, сравнить его с Афинским государством. Уметь правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.

§ 31, с.147-150

39


Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Р.К. Скифы.

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада- колыбель греческой культуры. Древний город в дельте реки Дона.

Знать основные направления греческой колонизации. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

§ 32, с.150-155




Р.К. § 8, с.17-19

40


Олимпийские игры в древности. Р.К.

Праздник, объединявший эллинов. Олимпия- город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Знать историю Олимпийских игр, первые спортивные традиции. Уметь работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.

§ 33, с.155-160

41


Победа греков над персами в Марафонской битве.

Угроза порабощения греков персами. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Знать причины победы греков над превосходящими силами персов. Уметь составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.

§ 34, с.161-164

42


Нашествие персидских войск на Элладу.

Подготовка эллинов к новой войне. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Знать страницы героической борьбы греческих полисов с державой персов.

Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

§ 35, с.165-170

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии- 5 ч.

43


В гаванях афинского порта Пирей.

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство. Афины- крупнейший центр ремесла и торговли.

Знать о роли Афин в истории Древней Греции, об античной демократии.

Уметь обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

§ 36, с.171-175

44


В городе богини Афины.

Р.К. Проникновение греков на Ставрополье.

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик- там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чёрнофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора- главная площадь Афин. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Знать главные достопримечательности Афин.

Уметь составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.

§ 37, с.175-181





Р. К. § 9, с.23-25

45


В Афинских школах и гимнасиях.

Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы- педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона. В Афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Знать особенности древнегреческого воспитания и образования, греческой науки.

Уметь работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.

§ 38, с.181-184

46


В театре Диониса.

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Знать историю возникновения театра, его устройство, смысл трагедии и комедии.

Уметь работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.

§ 39, с.185-190

47


Афинская демократия при Перикле.

Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла. Афинский мудрец Сократ.

Знать о сущности афинской демократии, о расцвете демократии в правление Перикла. Уметь работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

§ 40, с.190-195

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.- 4ч.

48


Города Эллады подчиняются Македонии.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Македонская фаланга. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Знать причины подчинения городов Эллады Македонии. Уметь составлять рассказ, делать несложные выводы, использовать исторические документы как источник знаний.

§ 41, с.196-199

49


Поход Александра Македонского на Восток.

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник, город Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон.

Знать причины гибели Персидского царства и образования державы Македонского. Уметь работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий.

§ 42, с.200-205

50


В Александрии Египетской.

Распад державы Александра после его смерти: Египетское, македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Знать причины распада державы Македонского. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника.

§ 43, с.208-211

51


Урок систематизации и обобщения «Македонские завоевания».



Повторить

§ 41-43

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией- 3 ч.

52


Древнейший Рим.

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый. Отказ римлян от царской власти.

Знать местоположение и природно - климатические условия Италии, историю возникновения Рима. Уметь сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.

§ 44, с.214-218

53


Завоевание Римом Италии.

Возникновение республики. Консулы- ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Усвоить понятие «республика», управление в Римской республике. Расширить знания о государстве. Уметь анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

§ 45, с.219-222

54


Устройство Римской республики.

Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме.Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах.

Усвоить понятие «республика», управление в Римской республике. Расширить знания о государстве. Уметь анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

§ 46, с.222-226

Тема 12. Рим- сильнейшая держава Средиземноморья- 3 ч.

55


Вторая война Рима с Карфагеном.

Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Знать причины, характер войны Рима с Карфагеном. Уметь работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, выделять главное из рассказа учителя.

§ 47, с.228-232

56


Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон- автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Знать историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, уметь обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.

§ 48, с.232-237

57


Рабство в Древнем Риме.

Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры.

Знать о положении рабов в Древнем Риме.

Уметь работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

§ 49, с.238-241

Тема 13. Гражданские войны в Риме- 4 ч.

58


Земельный закон братьев Гракхов.

Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх- продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Знать основные причины обнищания населения и их борьбе за землю под руководством братьев Гракхов. Уметь анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

§ 50, с.242-246

59


Восстание Спартака.

Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Знать причины начала восстания, причины его поражения, личность Спартака.

Уметь составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события.

§ 51, с.246-250

60


Единовластие Цезаря.

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Знать о характере власти, установленной Цезарем в Риме. Уметь работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.

§ 52, с.251-255

61


Установление империи.

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю.

Знать причины падения республиканского строя в Риме, усвоить понятие «империя».

Уметь пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

§ 53, с.256-260

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры- 5 ч.

62


Соседи Римской империи.

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов.

Знать особенности правления Октавиана Августа- первого императора Рима.

Начать формировать умение составлять сложный план параграфа.

§ 54, с.261-264

63


Рим при императоре Нероне.

Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Знать о причинах укрепления власти императоров. Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю.

§ 55, с.265-268

64


Первые христиане и их учение.

Проповедник Иисус из Палестины. Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед богом. Христиане- почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Знать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви. Уметь составлять рассказ, работать с текстом учебника.

§ 56, с.269-274

65


Расцвет Римской империи во II в. н. э.

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна- «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна- последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме.

Знать о достижениях древних римлян.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой.

§ 57, с.275-279

66


«Вечный город» и его жители.

Все дороги ведут в Рим. Город- столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки и многоэтажные дома. Быт римлян. Термы в жизни и культуре римлян. «Хлеба и зрелищ» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Знать о достижениях древних римлян.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой.

§ 58, с.279-284

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи- 4 ч.

67


Римская империя при Константине.

Укрепление границ империи. Вторжения варваров. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

Знать особенности поздней Римской империи.

§ 59, с.285-289

68


Взятие Рима варварами.

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Взятие Рима Аларихом- вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Конец эпохи античности.

Знать особенности поздней Римской империи.

§ 60, с.289-293

69


Урок систематизации и обобщения « Римская империя в первые века нашей эры».



Повторить

§ 54-60

70


Итоговое повторение по курсу.