Рабочая программа по истории для 7 класса

Категория: История

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных

воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 7 класса»

34


муниципальное образовательное учреждение

Ломовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена Утверждена:

на заседании научно - Приказ по школе

методического совета от ________ 2017 г.

протокол № 1 от _______2017г. Директор школы

Председатель научно - Винокурова Е.А.

методического совета

Ларченко А.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по « истории»

для 7 общеобразовательного класса

основного общего образования






Составила:

Жаренова Марина Георгиевна,

учитель истории

первая квалификационная категория




п. Дюдьково,

2017 год

Рабочая программа по истории для 7 класса

Раздел 1. Планируемые результаты

7класс

Личностными результатами изучения отечественной истории являются: первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;


• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений,а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных

воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края ,страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Планируемые результаты изучения содержания курса учебного предмета "История"1.

История Нового времени

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определениепринадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новоевремя, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего краяв Новое время при составлении описаний историческихи культурных памятников своего города, края и т. д.

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.


     

Раздел 2. Содержание учебного курса

Всеобщая история. История Нового времени

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Европа в конце ХVначале XVII в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегунатаТокугава в Японии.

История России. Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией :восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент

Наш регион в XVI – XVII вв.



Раздел 3. Планирование

Календарно-тематическое планирование составлено на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования на период 2015-2020 гг. Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.с учетом авторских - Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2015 и авторской программы курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2016.

-.учебного плана школы на 2017-2018уч.год,

- Письма Департамента образования Ярославской области о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской областив 2017/2018уч.г.

- Примерной программы основного общего образования по истории. ФК ГОС (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников 2017-2018 уч.года (Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;) с учётом характеристики 7 класса


Характеристика 7 класса

Особенности обучения в данном классе

Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения (но пока желание получить хорошую оценку преобладает над желанием получить хорошие знания), которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом уровне (Сидорова Екатерина, Никулина Анастасия, Артемчук Артем, Соколова Арина. Эти учащиеся отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных, домашних заданий. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. Предлагаются различные виды заданий, требующие проявление самостоятельности, творчества..Но есть группа детей (Фунтяев Сергей, Макеенок Ангелина), которые отличаются медленным темпом деятельности, грамотной монологической речью не отличаются, плохо сформированы навыки общения, произвольная деятельность. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, оказывается психологическая поддержка в процессе обучения.
            Хороший потенциал имеют Соловьев Кирилл и Кишкинов Даниил, но они не всегда организованы, не выработана привычка к самопроизвольной деятельности. Поэтому их деятельность регулируется контролем со стороны учителя.

Небольшая группа учеников (Уханова Дарья, Барабанщиков Андрей) имеют средние способности к обучению, поэтому им предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.
             В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Воробьев Александр, Рафурова Виктория, Зимин Александр, Шишуева Карина, Прямиков Кирилл, Лазарев Дмитрий имеют справки ПМПК об обучении в СКК классе. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся ОВЗ и построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Поскольку у обучающихся есть трудности в усвоении исторических и обществоведческих представлений, понятий, периодизации, хронологии, процессов, они плохо анализируют и обобщают факты, не всегда понимает закономерности развития, возникла необходимость включить в программу рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:


Рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:

При планировании уроков внимание обращено на разбор особо значимых фактов, процессов, персоналий; на развитие, совершенствование и применении полученных знаний, умений и навыков. Уроки имеют практическую направленность, способствуют формированию знаний, умений и навыков: ориентироваться в хронологии, систематизировать материал, лучше усваивать понятия, развивают логическое мышление, память, речь, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Уроки предполагают использование наглядных пособий, карт, краеведческого материала, исторических источников, документов, произведений художественной литературы, живописи


На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущими контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме интегрированного зачёта – это «суммирование» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года.

1 четверть Административная контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме: «Европа в конце ХV— начале XVIIв.»

2 четверть контрольная работа (тест) в рамках промежуточной аттестации по теме: «Мир в эпоху раннего Нового времени».

3 четверть контрольная работа (тест) в рамках промежуточной аттестации по теме «Россия в XVI в. ».

4 четверть контрольная работа(тест) в рамках промежуточной аттестации по теме: «Смутное время. Россия при первых Романовых».

Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности.


Тематическое планирование. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции 7 класс



п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов по авторской

программе

Кол-во часов по рабочей

программе

1

Введение

1

1

2

Европа в конце ХV— начале XVIIв.



17

3

Страны Европы и Северной Америки в серединеХVII— ХVIIIвв.

ГЛАВА II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)


6

4

Страны Востока в XVIXVIII вв.



2

5

Итоговое повторение


2


Итого:


28



Тематическое планирование. История России. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

7 класс


п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов по авторской

программе

Кол-во часов по рабочей

программе

1

Введение

1

1

2

Россия в XVI веке


20

4

3

Смута в России


9

10

4

Россия в XVII веке


9

9

5

Культурное пространство

Региональный компонент


5

6


Итого:

42 ч

40 ч

Календарно-тематическое планирование: Всеобщая история. История Нового времени. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции. 7 класс(28ч.)


п/п

Дата проведения

Тема урока, содержание, региональный компонент

Для

уч-ся с ОВЗ

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание

План

Факт

1


2

3

4

8

9

Введение(1ч.)

1



Введение. От Средневековья к Новому времени. Понятие о Новом времени. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем. Новое время: понятие и хронологические рамки.


Работа с картой и документом.

Объяснять смысл понятия «Новое время».

Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий.

Введение

с. 5-11

Европа в конце ХV— начале XVIIв.(17ч.)


1.2



Технические открытия и вы­ход к Мировому океану.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Новые изобре­тения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в ме­таллургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия — лидер исследования путей в Индию.

План ответа

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях.


Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.


Характеризовать от­крытие и его значение.

§ 1; р-т., задания


3-4



Встреча миров. Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового мате­рика: АмеригоВеспуччи. Первое круго­светное путешествие. Фернандо Магел­лан. Земля — шар. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

Работа с картой и документом.

Оценить открытия X. Колумба, Ф. Магел­лана, Э. Кортеса.


Рассказывать о значении Великих географических открытий.


Находить на карте путь первооткрывателей.

§ 2 (кроме

пп. 4-5р. т.,

зада­ния


5



Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI— начале XVIIв.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Складывание абсолютизма в полити­ке управления европейских государств.

Работа с картой и документом.

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.

Характеризовать политику Генриха VIII Тю­дора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарт, Людовика XIV Бурбона.

Объяснять причины появления республик в Европе.

§ 3, §4 п. 1-3

(кроме п. 4);

р. т., зада­ния


6



Дух предпринимательства преобразует экономику.

Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Рождение капитализма. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI— начале XVIIв. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.


Работа с понятиями

Рассказать об условиях развития предпри­нимательства.

Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры.

Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.

§4 п.4-5, §5

р т., задания 4, 5,6,


7



Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в со­циальной структуре общества. Новые социальные группы европейского обще­ства, их облик. Буржуазия эпохи ран­него Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дво­рянство — джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Способы пре­одоления нищенства.

Работа с таблицей

Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джен­три в раннее Новое время.

Оценить действия властей по отношению к нищим и их послед­ствия.

§ 2, п. 4; § 3, п. 4; р. т.,

8



Повседневная жизнь.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в еде и питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Работа с текстом

Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.

Объяснять положение женщины в Новое время.

Рассказывать о складывающейся культуре домоведения.

§ 6

9



Великие гуманисты Европы.

От раннего — к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об обще­ственном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию.

Работа с таблицей

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе.

Составлять развёр­нутый план параграфа.

Составлять доклад и его презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене.

§7, проект « Титаны Возрождения»

10



Мир художествен­ной культуры Возрождения. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их во­площение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, создан­ный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения» Запуск проекта «Титаны Возрождения»

Работа с ИКТ- ресурсами План ответа

Приводить аргументы из текста произве­дений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обо­значать гуманистические тенденции в изо­бразительном искусстве. Составлять сообще­ния, презентации о титанах Возрождения.

§ 8,р/т

Запуск проекта «Титаны Возрождения»

11



Рождение новой европей­ской науки в XVI—XVII вв. Условия развития революции в естествозна­нии. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных от­крытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека. В.М.№1 Тестовая работа

Работа с таблицей

Подготовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника».

Раскрывать сущность открытий

Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на техни­ческий прогресс и самосознание человека.

§ 10,

12-13.



Начало Реформации в Европе. Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе.

Кризис и начало раскола католической церк­ви.

Работа с картой и документом.

Раскрывать смысл, формулировать содер­жание понятия «Реформация». Называть при­чины и сущность Реформации.

Раскрывать особенности протестантизма.

Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой».

Формулировать и аргументировать свою точ­ку зрения по отношению к событиям и про­цессам Реформации.

§11; р. т., задание

14-15



Распространение Реформа­ции в Европе. Контрреформация. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.Ценности, учение и цер­ковь Жана Кальвина. Идея о предопреде­лении судьбы человека.

Работа с картой и документом.

Объяснять, в чём социальный эффект учения Кальвина.

Указывать причины, цели, средства и идеологов контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.

§12; р. т., задания

16.



Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католиче­ской церкви в Англии. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англикан­ской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство.

План ответа

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии.

Объяснять, почему власть встала на защиту церкви.

Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.

§13,

17



Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Французы — кальвинисты- гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Началорелигиозных войн. Нантский эдикт ко­роля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее госу­дарство на европейском континенте

Работа с картой и документом

Сравнивать позиции католиков и гуге­нотов.

Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции.

Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содер­жание изученной главы учебника.

§14; р. т., задания

18



Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени» Защита проекта «Титаны Возрождения» Тестовая работа.

Работа с ИКТ- ресурсами Защита проекта «Титаны Возрождения»

Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.

Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья.

Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.

Повт.понятия, хронолог.

Страны Европы и Северной Америки в серединеХVII— ХVIIIвв. (6ч.)

ГЛАВА II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

19



Освободительная война в Нидерландах. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Рождение Респуб­лики Соединённых провинций. Нидер­ландская революция и рождение сво­бодной Голландской Республики. Становление капиталистических отноше­ний в стране. Преследования протестан­тов.

План ответа

Называть причины революции в Нидерлан­дах.

Характеризовать особенности Голландской республики.

Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах.

Формулировать и аргумен­тировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям.

§15;р-т., задания

20



Парламент против ко­роля. Революция в Англии. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. Личное правление короля Карла I Стюарта. Гражданская война ко­роля с парламентом. Великая ремонстра­ция. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Казнь короля. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламент­ской монархией.

Работа с текстом

Объяснять причины начала противостоя­ния короля и парламента в Англии.

Расска­зывать об основных событиях Гражданской войны.

Сравнивать причины нидерландской и английской революции.

Составлять сооб­щение об О. Кромвеле и его роли в измене­нии Англии.

§ 16; р. т., зада­ние


21



Путьк парламентской монархии. О.Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация. «Славная революция» 1688 г. и рождение парла­ментской монархии. Парламентская си­стема в Англии как условие развития индустриального общества. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

План ответа

Рассказывать о политическом курсе О. Кромвеля.

Объяснять особенности парла­ментской системы в Англии.

Составлять сло­варь понятий темы урока и комментировать его.

§15; р. т., задания

22



Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.



Работа с картой и документом

Составлять кроссворд по одному из пун­ктов параграфа (по выбору). Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных собы­тиях международных отношений,

Соотносить влияние войн, революций на развитие от­ношений между странами.

Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содер­жание изученной главы учебника.

§18-19;

р. т., зада­ния

23



Североамериканские ко­лонии в борьбе за независимость. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы-основатели».


Работа с картой и документом

Называть причины и результаты колони­зации.

Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь.

Обсуждать, как и почему удалось ко­лонистам объединиться.

§ 23; р. т., за­дания

24



Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Аме­рики.. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Обра­зование США. Итоги и значе­ние войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличи­тельные особенности. Устройство госу­дарства. Билль о правах.

Работа с картой и документом

Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона.

Объяснять историческоезначение образования Соединённых Штатов Америки

§24; р. т., за­дания

Страны Востока в XVI—XVIII вв. (2ч.)

ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

25



Государства Востока: тра­диционное общество в эпоху раннего Нового времени. Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного обще­ства. Разложение сословного строя.

План ответа.

Выделять особенности традиционных об­ществ.

Сравнивать традиционное общество с европейским.

Характеризовать государства Востока и Европы.

§28; р. т., задания

26



Государства Востока. Начало европейской колонизации. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгунатаТокугава в Японии.



Работа с картой и документом.

Характеризовать империю Великих Моголов.

Анализировать политику Акбара. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.

§29-30;

p. т., задания


Итоговое повторение (2ч.)

27



Итоговое повторение. Мир в эпоху раннего Нового времени.

Итоги и уроки раннего Нового времени(примене­ние знаний и умений, урок-турнир)

Таблица

Выявлять основные общественные и куль­турные процессы Нового времени.

Отмечать уроки Нового времени. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.

Подготов­ка к контрольному тестиро­ванию

28



Итоговое повторение

В.М.№2 Тестовая работа по теме: «Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени»

Тестовая работа

Выявлять основные общественные и куль­турные процессы Нового времени.

Отмечать уроки Нового времени. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.


История России. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

1.

29



Введение. Урок 1. Мир и Россия в началеэпохи Великих географических открытийХронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по рос­сийской истории XVII —XVIII вв. Мир

после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.



План ответа

Активизировать знания по курсу исто­рии России с древнейших времён до конца XVI в.

Планировать деятельность по изуче­нию истории России XVII—XVIII вв.

Характеризовать источники по рос­сийской истории XVII—XVHIвв.

§ 1

Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)

2.

30



Урок 2. Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Формирование вольного казачества.

Таблица.

Характеризовать социально-экономи­ческое и политическое развитие Русско­го государства в начале XVI в.


§ 2

3.

31



Урок 3. Формирование единых

государств в Европе и России Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений.


Работа с картой и документом.

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой трети XVI в.

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти.

§ 3

4.

32



Урок 4. Российское государство в

первой трети XVI в. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Запуск проекта «Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.»




Работа с картой и документом.

Характеризовать социально-экономи­ческое и политическое развитие Русско­го государства в начале XVI в.


§ 4

5.

33



Урок 5. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

. (комбиниро­ванный)

Таблица

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.

§ 5

6-7

34-35



Уроки 6—7.

Начало правления Ивана IV. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Реформы Избранной рады Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.


(изучение нового мате­риала)



План ответа

Характеризовать социально-экономи­ческое и политическое развитие Русско­го государства в начале XVI в.

Объяснять причины и значение при­нятия Иваном IV царского титула.

Характеризовать основные мероприя­тия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические документы (от­рывки из записок иностранцев о Рос­сии) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.

Объяснять значение понятий центра­лизованное государство, приказ, Земс­кий собор, стрелецкое войско, дворяне

§ 6

8-9

36-37



Уроки 8—9. Государства Поволжья,

Северного Причерноморья, Сибири

в середине XVI в. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе.

(комбини­рованный)


План ответа

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Москов­ского государства, хода Ливонской вой­ны, похода Ермака.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Ру­си в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.

Материал для

самостоятельной работы

и проектной

деятельности

учащихся

10-11

38-39



Уроки 10—11. Внешняя политика

России во второй половине XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

(комбиниро­ванный)

Работа с картой и документом.

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Москов­ского государства, хода Ливонской вой­ны, похода Ермака.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Ру­си в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.


§ 7—8

12-13

40-41



Уроки 12—13.

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах».


(комбиниро­ванный)

Работа с картой и документом.

Описывать быт различных слоёв насе­ления, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала).

Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из источников


§ 9

14-15

42-43



Уроки 14—15. Опричнина Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Защита проекта «Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере»



Таблица

Объяснять причины, сущность и по­следствия опричнины.

Определять своё отношение к оприч­ному террору на основе анализа доку­ментов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику опричника.

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, опричного войска, а также в обмене мнениями о нём.

Представлять и обосновывать оценку опричнине.

Объяснять значение понятий опричнина, опричник

§ 10 Защита проекта «Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере»



16.

44



Урок 16. Россия в конце XVI в. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике.Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Запуск проекта « Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.»


Таблица

Объяснять сущность и по­следствия правления Ивана Грозного.

Определять своё отношение к оприч­ному террору на основе анализа доку­ментов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана IV Грозного.

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.

Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право

§ 11

17.

45



Урок 17. Церковь и государство

в XVI в. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Учреждение патриаршества. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.


Таблица

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государствен­ности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».

Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси

§ 12

18

46



Уроки 18. Культура и повседневная жизнь народов России

в XVI в. Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Защита проекта « Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.»

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

учащихся (изучение нового материала)

Таблица.

Описывать быт различных слоёв насе­ления, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала).

Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из источников


Защита проекта « Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.»


19.

47



Урок 19.

Ярославский край в XVI веке.

Изменения в социальном и экономическом облике края. Запуск проекта «Знаменитые люди малой родины» Региональный компонент. Урок-беседа.


Работа с ИКТ- ресурсами



20.48



Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме: «Россия в XVI в. В.М.№3 Тестовая работа(комбинированный)

Работа с картой и документом.


§10-11 п. 1-4 р/т §10-11

Тема II. Смутное время.

Россия при первых Романовых

(20 ч)

21.49



Урок 21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.


Работа с текстом

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положе­ния России в XVII в.

Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов.


§ 13

22-23.50-51



Уроки 22—23. Смута в Российском

государстве

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Работа с текстом

Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция.

Раскрывать, в чём заключались при­чины Смуты.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лже­дмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских ин­тервентов.

Систематизировать исторический ма­териал (в виде хронологической таблицы «Смутное время в России»).

Рассказывать о положении людей раз­ных сословий в годы Смуты

§ 14—15

24.52



Урок 24. Окончание Смутного

времени

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву.

Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.




План ответа

Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.

Продолжить систематизацию истори­ческого материала в хронологической та­блице «Смутное время в России».

Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений.

Характеризовать последствия Смуты для Российского государства

§ 16

25.53



Урок 25. Экономическое развитие

России в XVII в.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.



Работа с картой и документом.

Использовать информацию историче­ских карт при рассмотрении экономиче­ского развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий: мелко­товарное производство, мануфактура, всероссийский рынок.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России

§ 17

26.54



Урок 26. Россия при первых

Романовых: перемены в государственном устройстве

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.


Работа с текстом

Объяснять смысл понятия абсолю­тизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России.

Разъяснять, в чём заключались функ­ции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством.

Характеризовать личность и деятель­ность царя Алексея Михайловича

§ 18

27.55



Урок 27. Изменения в социальной

структуре российского общества Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г.

Составление таблицы

Составлять таблицу «Основные сосло­вия в России XVII в.» и использовать её данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Анализировать отрывки из Собор­ного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.

Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные кре­стьяне

§ 19

28.56



Урок 28. Народные движения в

XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.


Работа с текстом

Показывать территории и характери­зовать масштабы народных движений, ис­пользуя историческую карту

Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.

Систематизировать исторический ма­териал в форме таблицы «Народные дви­жения в России XVII в.»

§ 20

29-30

57-58



Уроки 29—30. Россия в системе

международных отношений. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.


Составление таблицы

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положе­ния России в XVII в.

Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов.

Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.


§ 21—22

31.59



Урок 31. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России.

Работа с текстом

Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.

Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, осво­ения Сибири

§ 23

32.60



Урок 32. Русская православная

церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Запуск проекта «Церковный раскол в России»

Составление таблицы

Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать сущность конфликта «свя­щенства» и «царства», причины и послед­ствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума


§ 24

33.61



Урок 33. Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.


Работа с картой

Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке.

§ 25

34.62



Урок 34. Культура народов России Культурное пространство в XVII в Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.


Работа с ИКТ- ресурсами

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города);

характеризо­вать их назначение, художественные до­стоинства и др.

Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для со­общений о достижениях и деятелях отече­ственной культуры XVII в.

§ 26

35-36.63-64



Уроки 35—36. Народы России в

XVII в. Сословный быт и картина

мира русского человека в XVII в.

Повседневная жизнь народов

Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.


Работа с ИКТ- ресурсами

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVII в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы ино­странцев о России (материалы интернет- сайта «Восточная литература»: http://www. vostlit.info/ и пр.) и другую информацию (в том числе по истории края).

Приводить примеры западного и вос­точного влияния на быт и нравы населе­ния России в XVII в.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.» (другой вари­ант:«Путешествие в боярскую усадьбу XVII в.»)


Материал для

самостоятельной работы

и проектной

деятельности

учащихся

37-38.65-66



Уроки 37—38. Повторительно-

обобщающий урок по теме

«Смутное время.

Россия при первых Романовых»



Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Выявлять и характеризовать об­щие черты и особенности развития Рос­сии и ведущих стран Западной Европы в XVII в.

Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного об­щества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России XVII в. по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте)

Повт. понятия, хронолог.

67



Урок 39. Тестовая работа по теме:

« Смутное время.

Россия при первых Романовых» В.М.№4



.




Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Выявлять и характеризовать об­щие черты и особенности развития Рос­сии и ведущих стран Западной Европы в XVII в.

Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного об­щества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России XVII в. по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте)

Повт. понятия, хронолог.

68



Урок 40.

Ярославский край в XVII веке.

Изменения в социальном и экономическом облике края. Защита проекта «Знаменитые люди малой родины»

Региональный компонент. Урок-беседа.

Работа с ИКТ- ресурсами


Защита проекта «Знаменитые люди малой родины»


69-70



Уроки 41-42.

Защита проектов по теме:

« Смутное время.

Россия при первых Романовых» (применение знаний и умений)



Защита

проекта «Церковный раскол в России»










Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории


% выполнения

0-27

28-52


53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»




Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории


Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.





Критерии оценки мультимедийной презентации


СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5



Минимальное количество – 10 слайдов

10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15



Вставка графиков и таблиц

10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



Слайды представлены в логической последовательности

5



Красивое оформление презентации

10



Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90








1 Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас