ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «История» в 7 «А» классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Федерального закона РФ №273-ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.2012
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями ).
Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина –А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2014.
Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.
Особенность программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени.» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1700 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
Преподавание курса «История России с конца ХУI до конца XVII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
В рамках преподавания курса изучается предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Юдовская А.Я. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019.
Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс. М., Просвещение 2015 г.
Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014.
Данилов А. А. История России. Конец XVI-XVIII. 7 класс: рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2017
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Место предмета «История » в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов - 2 часа в неделю, 68 часов в год: 7 класс 40 часов – история России, 28 часов – новая история.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500 – 1700 (28 часов)
Введение. От Средневековья к Новому времени
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.
Новое время - эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Тема 6. Повседневная жизнь
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Темы 8-9. Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах.
Рождение Республики Соединённых провинций
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика _ самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus асt - закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1500-1800 ГГ. (40 часов)
Т е м а 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смутное время. Причина и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия. Заговор в Москве и свержение Годуновых. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий 11. Воцарение Шуйского. Польско-шведская интервенция.
Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Первое ополчение. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых.
Обобщающее повторение «Россия в ХVI веке».
Те м а 2. Россия в XVII веке
Новые явления в экономике. Последствия Смуты. Сельское хозяйство. Развитие мануфактурного производства. Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки. Рост городов и городского населения. Формирование всероссийского рынка.
Основные сословия российского общества. Феодалы: бояре и дворяне. Местничество. Крестьяне. Феодальная рента. Посадское население. Духовенство. Казачество.
Политическое развитие России. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича. Боярская дума. Приказная система. Соборное уложение 1649 года.
Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666-1667 годов.
Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. «Соляной бунт». «Медный бунт». Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев. Соловецкое восстание.
Внешняя политика царя Алексея Михайловича. Основные направления внешней политики. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война. Русско-турецкая война 1676-1681 годов. Крымские походы. Освоение Сибири.
Образование и культура в XVII веке. Образование. Книгопечатание. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Архитектура. Живопись. Театр.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
Обобщение «Россия в ХVII веке».
Т е м а 3. Россия при Петре I.
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Ордин-Нащокина. Преобразовательные планы В. Голицына. Юрий Крижанич.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Стрелецкие бунты. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.
Северная война. Причины и начало Северной войны. «Нарвская конфузия». Основание Петербурга. Реорганизация армии. Битва у Лесной. Полтавская баталия. Прутский поход. Битва у мыса Гангут. Битва при Гренгаме. Итоги Северной войны. Ништадтский мир.
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Сенат. Коллегии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа административно-территориального управления. Реформа городского управления. Церковная реформа. Дело царевича Алексея. Значение петровских преобразований.
Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики на рубеже веков. Экономическая политика Петра 1. Мелкотоварное производство. Мануфактуры. Приписные крестьяне. Торговля. Денежная и налоговая реформа. Итоги экономического развития.
Народные движения России в первой четверти ХVIII века. Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления работных людей. Значение народного восстания.
Изменения в культуре и быту России в первой четверти ХVIII века. Образование. Первая печатная газета. Кунсткамера. Наука. Андрей Нартов. Художественная культура. Иван Никитин. Перемены в быту. Европейские обычаи. Ассамблеи. Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Обобщение «Эпоха петровских преобразований».
Т е м а 4. Россия в 1725-1762 годах.
Дворцовые перевороты. Причины и содержание дворцовых переворотов. Усиление гвардии. Воцарение Екатерины 1. Петр 11. Возвышение Долгоруких. Воцарение Анны Иоанновны. Верховный тайный совет. Кондиции. Остерман. Миних. Бироновщина. Иван VI Антонович. Брауншвейгское семейство.
Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Перемены в системе центрального управления. Укрепление позиций дворянства. Манифест о вольности дворянской. Политика в отношении крестьянства. Изменения в системе городского управления. Политика в отношении казачества. Политика в области мануфактурного производства.
Внешняя политика в 1725-1762 годах. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 годов. Русско-шведская война. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне. Итоги внешней политики.
Те м а 5. Россия в 1762-1801 годах.
Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Работа Уложенной комиссии. Секуляризация церковных земель. Золотой век российского дворянства. Ужесточение внутренней политики. Новиков. Радищев.
Крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева. Причины и начало крестьянской войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Итоги и значение крестьянской войны.
Экономическое развитие России во второй половине ХVIII века. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Новые явления в развитии сельского хозяйства. Промышленное развитие. Развитие внутренней и внешней торговли. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Русско-турецкая война 1787-1791 годов. П. А. Румянцев. М. И. Кутузов, А. В. Суворов. Греческий проект Екатерины П. Участие России в разделе Польши. Война со Швецией. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба Екатерины с революционными движениями. Итоги внешней политики Екатерины II.
Россия в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Воцарение Павла I. Основные направления внутренней политики. Внешняя политика Павла I. Заговор 11 марта 1801 года.
Наука и образование. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные науки. Гуманитарные науки. Академические экспедиции. Выдающиеся техники и изобретатели. Система образования. Открытие Московского университета.
Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература. Театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура.
Быт и обычаи во второй половине XVIII века.
Обобщение и закрепление знаний. «Россия в 1725-1801 годах».
Итоговое повторение.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов;
- группировать исторические события по заданному признаку;
- определять причины и следствия основных исторических событий;
- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
Планируемые результаты УУД
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Список литературы для учителя.
Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-СОСТ. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2012.
Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
Список литературы для учащихся.
Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука, 2012.
Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2010.
Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2008.
Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М. : Дрофа, 2007.
Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст: Астрель, 2007.
Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2010.
Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2008. 3.
Печатные пособия.
Исторические карты:
Россия при Иване Грозном.
Русское государство в XVI веке.
Смутное время.
Народные восстания ХVII века.
Родословная (таблица).
Россия ХVII - начала ХVIII века.
Русское государство в ХVIII веке.
Российская империя в ХVIII веке.
Российская империя во второй половине ХVIII века.
Европа в XVI-XVIII веках.
Французская революция.
Война за независимость и образование CIllA.
4. Информативно-коммуникативные средства.
История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М. : Дрофа, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История Нового времени. 7 класс. - М. : 1 С, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. Россия в ХУН-ХУIII веках. 7 класс: электрон. прил.- М. : Просвещение, 2010.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (УМК «Сферы»).
История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : электрон. прил. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. 5-11 классы / авт.-СОСТ. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А. Мельников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Клоков, В. А. История России. ХУII-ХУIII века. 7 класс : интерактив. нагляд. пособие / В. А. Клоков, М. В. Пономарёв. - М. : Дрофа, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Новая история. 7 класс. - М. : ИДДК, 2008. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Портреты великих ученых (с краткой биографией) / авт. сост. Н. В.Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. 7-8 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / авт.-СОСТ. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы.
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:
http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm http://www.lib-history.info http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51 http://www.bookorbita.comlistoriya.html http://cwer.ws/tag/l0584 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671 http://historic.ru
http://www.hrono.ru/dokumlindex. php
2. Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru
http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru
http://hist -sights.ru
3. Аудиовизуальные источники: http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm
4. Исторические карты:
http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html
http://history-maps.ru
http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm
5. Презентации:
http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya
http://5klass.netlistorija-7 -klass.html
http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3
http://pedsovet.sulloadI130
http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html
http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm
6. Технические средства обучения.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
7. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
8. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | План | Факт |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. (28 часов) |
1 | Мир вначале Нового времени | От Средневековья к Новому времени | 1 | Научатся определять термины: Новое время Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода | Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | | |
2 | | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | Научатся определять термины: каравелла, астролябия,порох. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании иллюстраций рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | | |
3-4 | | Великие географические открытия | 2 | Научатся определять термины: великие географические открытия, мировая торговля Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. | Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | | |
5-6 | | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. | 2 | Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления. | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | | |
7-8 | | Дух предпринимательства преобразует экономику | 2 | Научатся определять термины: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники. Получат возможность научиться: выявлять причины возникновения мануфактур, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. | Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | | |
9 | | Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | Научатся определять термины: откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, канон. Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, ремесленника)», характеризовать изменения в социальной структуре общества, анализировать источники. | Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | | |
10 | | Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | Научатся определять термины: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, утопия, сонет. Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | | |
11 | | Рождение европейской науки | 1 | Научатся определять понятия: картина мира, мышление, опыт. Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания, оценивать вклад различных ученых в развитие науки. | Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | | |
12-13 | | Начало Реформации в Европе. | 2 | Научатся определять термины: Реформация, революция, религиозные войны, лютеранство, протестантизм, пастор. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать различные религиозные течения. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. | | |
14-15 | | Распространение Реформации в Европе. | 2 | Научатся определять термины: кальвинизм, пресвитер, иезуит, контрреформация. Получат возможность научиться: объяснять сущность кальвинизма, давать оценку сущности религиозных конфликтов. | Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | | |
16-17 | | Королевская власть и Реформация в Англии. | 2 | Научатся определять термины: англиканская церковь, пуритане, корсар, капер. Получат возможность научиться: сравнивать Реформацию в Германии и Англии, англиканскую церковь с католической, анализировать исторические источники, оценивать деятельность политических деятелей. | Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | | |
18-19 | | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 2 | Научатся определять термины: эдикт, гугенот, месса. Получат возможность научиться: проводить сравнительный анализ, извлекать информацию из исторических источников, составлять характеристику исторических деятелей. | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | | |
20 | | Первый период Нового времени. | 1 | Научатся давать определения понятий, изученных в разделе. Получат возможность определить уровень своих знаний. | Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | | |
21 | Первые революции Нового времени. | Нидерландская революция. | 1 | Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция. Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника. | Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | | |
22-23 | | Революция в Англии. Парламент против короля. | 2 | Научатся определять термины: джентри, гражданская война, Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
24 | | Путь к парламентской монархии. | 1 | Научатся определять термины: круглоголовые, левеллеры, диггеры, тори, виги, парламентская монархия Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
25 | | Международные отношения в конце XV-XVII в. | 1 | Научатся определять термины: Тридцатилетняя война, коалиция, Восточный вопрос. Получат возможность научиться: объяснять причины военных конфликтов между европейскими государствами. | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Допускают возможность различных точек зрения. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | | |
26 | | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 1 | Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация. Получат возможность научиться: раскрывать особенности развития стран Востока в Новое время, характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций. | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | | |
Итоговое повторение (2 часа) |
27-28 | | Мир в начале Нового времени. | 2 | Научатся: называть самые значительные события истории Нового времени Получат возможность научиться: применять ранее полученные знания. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой | 17.12 18.12 | |
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1500-1800 ГГ. (40 часов) |
29-30 | Россия на рубеже XVI-XVIIвв. | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 2 | Научатся определять термины: языковая семья Получат возможность научиться:называть виды исторических источников истории России | Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
31 | | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлины Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | | |
32 | | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | Научатся определять термины: самодержавие, крепостничество, приказы, уложение, волость. Получат возможность научиться: характеризовать особенности сословно-представительной монархии, извлекать полезную информацию из исторического источника. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
33 | | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | Научаться определять термины: приказная система, боярская Дума, система местничества, местное управление. Получат возмоность научиться: характеризовать процесс завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
34 | | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | Научатся определять термины: голытьба, реестровые казаки, Рада, гетман, быдло Получат возможность научиться:определять основные направления внешней политики, работать с картой. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | | |
35-36 | | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады | 2 | Научатся определять термины, изученные в теме. Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |
37 | | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | Научаться: давать характеристику государств Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в XVI веке. Получат возможность научиться делать вывод о причинах образования централизованных государств на обозначенных территориях | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении. | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | | |
38 | | Наш край в 16 веке | 1 | давать характеристику особенностям исторического развития Поволжья в 16 веке | Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | | |
39-40 | | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | Научатся определять термины, изученные в теме. Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |
41-42 | | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 2 | Научатся определять термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати,белая слобода, митрополит, епископы, казаки Получат возможность научиться: анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия. | Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |
43-44 | | Опричнина | 2 | Научатся определять термины, изученные в теме. Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |
45 | | Россия в конце XVI в. | 1 | Научатся определять термины, изученные в главе «Россия в конце XVI вв.». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравстве иную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | | |
46 | | Церковь и государство в XVI в. | 1 | Научатся определять термины: патриарх, церковная реформа, раскол Получат возможность научиться:извлекать информацию из исторического источника, характеризовать роль церкви в жизни российского общества, давать оценку церковной реформе. | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | | |
47-48 | | Культура и повседневная жизнь народов России | 2 | Научатся: называть самые значительные памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XVI вв. | Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
49 | | Обобщение. Россия в XVI в | 1 | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |
50 | Смутное время. Россия при первых Романовых. | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 1 | Научатся определять термины: заповедные лета, сыск, Земский Собор. Получат возможность научиться:анализировать исторические документы, давать оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние | | |
51-52 | | Смута в Российском Государстве. | 2 | Научатся определять термины: смута, казачество, кормовые деньги, тушинский вор семибоярщина Получат возможность научиться:анализировать исторические документы, давать оценку внутренней и внешней политики Получат возможность научиться:анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, давать собственную оценку роли церкви в освободительном движени | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | | |
53 | | Окончание Смутного времени | 1 | Научатся определять термины: ополчение Получат возможность научиться:определять особенности Земского собора 1613г. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | | |
54 | | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | Научатся определять термины: бобыли, мелкотоварное производство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины Получат возможность научиться:давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | | |
55 | | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | Научатся определять термины: самодержавие, крепостничество, приказы, уложение, волость. Получат возможность научиться: характеризовать особенности сословно-представительной монархии, извлекать полезную информацию из исторического источника. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
56 | | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | Научатся определять термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати,белая слобода, митрополит, епископы, казаки.Получат возможность научиться: анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия. | Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |
57 | | Народные движения в XVII в. | 1 | Научатся определять термины: бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война. Получат возможность научиться:называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | | |
58-59 | | Россия в системе. Международных отношений: отношения со странами Европы | 2 | Научатся определять термины: геополитика Получат возможность научиться:определять основные направления внешней политики, работать с картой. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | | |
60 | | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | Научатся определять термины: голытьба, реестровые казаки, Рада, гетман, быдло/Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики, работать с картой. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | | |
61 | | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | Научатся определять термины: патриарх, церковная реформа, раскол Получат возможность научиться: извлекать информацию из исторического источника, характеризовать роль церкви в жизни российского общества, давать оценку церковной реформе. | Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | | |
62 | | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | Научатся определять термины: этнос,нация,народность,племя,род. Получат возможность научиться: характеризовать особенности вновь открытых земель, понимать культуру и быт народов Сибири и Дальнего Востока, извлекать полезную информацию из исторического источника . | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | | |
63 | | Культура народов России в XVII в. | 1 | Научатся определять термины: парсуна, изразцы, сатирические повестиПолучат возможность научиться: сравнивать европейскую и российскую культуру, ориентироваться в жанрах русской литературы , отличать архитектурные стили изучаемой эпохи | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | | |
64 | | Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | Научатся определять термины: слобода, воинский устав, рекрутская повинность, регентство. Получат возможность научиться: определять степень влияния Запада на Россию и истоки этого влияния, давать собственную оценку различным точкам зрения по вопросу о необходимых реформах, характеризовать деятельность Ордин-Нащокина и Голицина. | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | | |
65 | | Наш край в 17 веке | 1 | Научатся определять термины: слобода, воинский устав, рекрутская повинность, знать особенности развития края. | Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | | |
66 | | Обобщение. Россия в XVII в. | 1 | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. | | |
67 | | Обобщение. Россия в XVII в. | 1 | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |
68 | | Итоговое обобщение. Россия в XVI в.- XVIIв. | 1 | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | | |