СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории для 8 класса общеобразовательной школы разработана на основе примерной программы: «История России в 16 -17 веках» - авторы Е. В. Пчелов и П. В. Лукин; "Всеобщая история" - авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА
Данная рабочая программа учебного предмета История для 8 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, (в соответствии с требованиями ФГОС ООО), планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования История 5-9 классы, М. «Просвещение», 2013,
Авторской программы « История России в 16-17 веках» под редакцией Е. В. Пчелова и П. В. Лукина. /М.:«Русское слово» ,2016 .
Авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, « Новая история» – М. «Просвещение» 2007г. Новая история-30 часов, История России -40 часов).
По Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и науки РФ программа по истории в 8 классе рассчитана на 70 часов в год из расчёта 2 часа в неделю. По учебному плану ЧОУ « Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери», годовому календарному учебному графику на 2018-2019 учебный год общее количество часов по истории в 8 классе составляет 70 ч. – 2 часа в неделю. Истории России отводится 40 часов , всеобщей истории – 30 часов.
Учебного плана ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери» » на 2018-2019 учебный год.
Знание национальной и мировой истории — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ).
ЦЕЛИ КУРСА:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной программой основного общего образования1.
Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Примерным учебным планом, согласно которому на изучение истории в 7 классе отводится 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, курс истории России рассчитан на 42 часа учебного времени.
Общая характеристика курсаКурс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Прежде всего здесь имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности.
Курс истории России в 8 классе охватывает историю развития российского общества и государства начиная со времени регентства царевны Софьи и заканчивая правлением Павла I.
Структурно курс делится на четыре тематических раздела: I. Эпоха реформ Петра I.
Россия в эпоху дворцовых переворотов.
Расцвет Российской империи.
Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого.
Основной целью курса «История России» в 8 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в Новое время, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности». Эта общая цель определяет задачи курса:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVIII в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна основываться на следующих базовых принципах школьного исторического образования:
ценностях гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
идее преемственности этапов российской истории;
воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
познавательном значении российской истории
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 8 классе являются:
• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVIII в.» обучающиеся научатся:
• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
характеризовать важные факты отечественной истории XVIII в., классифицировать и группировать их по различным признакам;
рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVIII в.;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVIII в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVIII в.;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в XVIII в., показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода; обучающиеся получат возможность научиться:
давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVIII в.;
образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2011.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. М., 2014. • Программа курса «История России». 6—9 классы. М., 2015.
УМК по истории России:
2.1. Линия учебников по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово»:
Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015.
Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI—XVII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015.
Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII в.: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(40 ч)
Введение (1 ч)Хронологические рамки курса. Россия и Европа в конце XVII в. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по российской истории XVIII в.
Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.
Раздел I. Эпоха реформ Петра I (9 ч) Начало правления Петра IРегентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Сподвижники молодого Петра. Азовские походы 1695—1696 гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697 г. и деятельность Петра во время пребывания в странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698 г. и расправа над царевной Софьей.
Начало Северной войныПредпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.
Победа в Северной войнеРазвитие военно-политической ситуации в 1704—1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра I.
Преобразования Петра IОсновные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I:
Основные понятия и термины: реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, прокурор, патриаршество, Святейший Синод, Ратуша, Магистрат, губерния, губернатор, ревизия, фискал, ревизская душа, «ревизские сказки», подушная подать, Указ о единонаследии, Табель о рангах, мануфактура, завод, Берг-привилегия, работные люди, посессионные крестьяне, меркантилизм, протекционизм, Таможенный тариф.
Народные движения в начале XVIII в.
Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения. Башкирское восстание. Общее и особенное в народных движениях второй половины XVII — первой четверти XVIII в.
Преобразования в области культуры и бытаДоминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание системы школ и специальных учебных заведений. Подготовка к созданию Академии наук. Введение нового летосчисления, гражданского шрифта и гражданс кой печати. Первая газета «Ведомости». Театр, публичные библиотеки и музеи как культурные явления Нового времени. Новые черты в искусстве первой четверти XVIII в. Светская живопись И.Н. Никитина и А.М. Матвеева. Архитектура Петровской эпохи. Памятники раннего барокко.
Династия Романовых в первой четверти XVIII в.
Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его последствия. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Основные понятия и термины: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.
Основные персоналии: Екатерина I.
Екатерина I и Пётр IIПравление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г.
Правление Анны Иоанновны«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии».
Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя войнаРоссия в европейской политике в середине XVIII в. Русско-шведская война 1741—1743 гг. Абоский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.
Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр IIIЛичность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.
Основные понятия и термины: Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, «Манифест о вольности дворянства».
Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещённый абсолютизм. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещённого абсолютизма в «Наказе» императрицы. Основные понятия и термины: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, «Наказ», секуляризация.
Основные персоналии: Екатерина II.
Губернская реформа и сословная политика Екатерины IIРеформы местного управления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Основные понятия и термины: губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, капитан-исправник, прокурор, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, гильдии, мещане, городовые обыватели, предводитель дворянства, городской голова, городская дума.
Крепостное право в России во второй половине XVIII в.
Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и крепостных во второй половине XVIII в.
Основные понятия и термины: крепостное право, крепостные, повинности, барщина, оброк, помещик, дворовые люди, крепостная мануфактура.
Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.
Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаёмный труд.
Восстание Е.И. Пугачёва (1773—1775)Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е. Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым.
Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачёв, С. Юлаев, А.И. Бибиков, И.И. Михельсон.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.
Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления её внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др
Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.
Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость.
Народы Российской империи в XVIII в.
Россия — многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи.
Освоение НовороссииВозникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Правление Павла IЛичность Павла I и отзывы о нём его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798— 1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова.
Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (10 ч)Школа, образование и воспитание в XVIII в.
Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России
Российская наука в XVIII в.
Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российскоамериканская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники (А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин).
Михаил Васильевич ЛомоносовДетство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки. Основные персоналии: М.В. Ломоносов.
Общественная мысль второй половины XVIII в.
Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская литература, театральное и музыкальное искусствоРусская литература до середины XVIII в. Классицизм в русской литературе. Драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Развитие литературы во второй половине XVIII в. Г.Р. Державин. Рождение нового литературного стиля. Творчество Н.М. Карамзина. Театральное искусство. Музыка.
Русская художественная культура XVIII в.
Культура и быт российских сословийИзменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.
Обобщающее повторение (1 ч)2. Содержание учебного предмета «НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1913» (30 ч)
ЧАСТЬ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (14 ч)
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (5ч)
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества.
Основные черты индустриального общества(классического капитализма): свобода, господство товарного производства, рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм. Империализм и его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества.
Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.
Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIXв. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения. Революционный социализм – марксизм. Рождение ревизионизма. Интернационал.
Тема 2. Строительство новой Европы (9ч)
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи. Решения венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революция 1830г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848г.
Англия в первой половине XIXв. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – мастерская мира. От чартизма к почтительности. Внешняя политика Англии.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-германского Союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К.Кавур. Революционная деятельность Д.Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна.
ЧАСТЬ 2 . Мир на рубеже 19-20вв (14ч)
Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов(5 ч)
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов» Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм 2 – человек больших неожиданностей. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраели и вторая избирательная реформа 1867г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Рождение лейбористской партии. Дэвид Ллойд Джордж.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое светское государство среди европейских государств Коррупция гос.аппарата Дело Дрейфуса.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика и колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя» Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. Две Америки (2ч)
США в 19 в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка» Особенности промышленного переворота. Идеал американского общества - фермер «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. Господство трестов. Президентская республика. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С.Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо»
Тема 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости. (4)
Япония. кризис традиционализма. Открытие Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации.
Китай. Насильственное развитие Китая. Движение Тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Превращение Китая в полуколонию европейских государств.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859гг. Аграрное перенаселение страны. Голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс.
Тема 6. Международные отношения в последней трети 19 века. (2ч)
Отсутствие системы европейского равновесия в 19 веке. Начало распада Османской карта мира к началу 20 века. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Балканские войны – пролог. Первой мировой войны. Пацифистское движение. Первые империалистические войны.
Повторение (3ч)
Календарно-тематическое планирование учебного курса История Нового времени 1800-1900 гг. (30) № п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание | ||
Раздел 1. Становление индустриального общества в Европе в XIX в.(14 ч.) Глава 1. Становление общества. Человек в новую эпоху (5ч.) | ||||||
1 |
|
| Индустриальные революции: достижения и проблемы |
| ||
2 |
|
| Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. |
| ||
3 |
|
| Наука: создание научной картины мира XIX в |
| ||
4 |
|
| Литература и искусство. |
| ||
5 |
|
| Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. |
| ||
Глава 2. Строительство новой Европы (9 ч.) | ||||||
6 |
|
| Консульство и образование наполеоновской империи |
| ||
7 |
|
| Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. |
| ||
8 |
|
| Англия: сложный путь к величию и процветанию |
| ||
9 |
|
| Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. |
| ||
10 |
|
| Франция: революция 1848г. и Вторая империя. |
| ||
11 |
|
| Германия: на пути к единству. |
| ||
12 |
|
| «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» |
| ||
13 |
|
| Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна |
| ||
14 |
|
| Обобщение по теме «Мир в первую половину XIX в.» |
| ||
Раздел 2: Мир на рубеже 19-20вв (14 ч.) Глава 3: Западная Европа на рубеже 19-20вв. (5 ч.) | ||||||
15 |
|
| Германская империя в конце XIX – начале XX в. |
| ||
16 |
|
| Великобритания: конец Викторианской эпохи. |
| ||
17 |
|
| Франция: Третья республика. |
| ||
18 |
|
| Италия: время реформ и колониальных захватов. |
| ||
19 |
|
| От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. |
| ||
Глава 4. Две Америки. (2 ч) |
| Глава 4. Две Америки. (2 ч) | ||||
20 |
|
| США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. |
| ||
21 |
|
| Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. |
| ||
Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (4 ч) | ||||||
22 |
|
| Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». |
| ||
23 |
|
| Китай: традиции против модернизации |
| ||
24 |
|
| Индия: насильственное разрушение традиционного общества. |
| ||
25 |
|
| Африка: континент в эпоху перемен. |
| ||
Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 ч) |
| Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 ч) | ||||
26 |
|
| Международные отношения: дипломатия или войны? |
| ||
27-28 |
|
| Обобщение по теме «Мир на рубеже 19-20вв. |
| ||
29- 30 |
|
| Итоговое повторение по теме «Новая история. XIX век» (2 ч) |
|
Календарно- тематическое планирование по истории России для 8 класса ( 40 часов)
№ п/ п
| Тема | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности (формы работы)
| ДАТА План\факт | |||||||
предметные | метапредметные УУД | ||||||||||
1. | Вводный урок | Умения: определять хронологические рамки нового курса, объяснять необходимость проведения масштабных реформ в России, давать общую характеристику развитию и достижениям России в XVIII в. Знание основных видов исторических источников по истории России XVIII в. | Познавательные УУД: умение выделять в тексте главное, делать выводы, представлять информацию в наглядно-символической форме. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на его вопросы | Определение хронологических рамок курса. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Актуализация знаний о Новом времени как периоде мировой истории. Определение характерных черт развития России в XVIII в. |
|
| |||||
Раздел 1. Эпоха Петра 1 | |||||||||||
2. | Начало правления Петра I
| Знание основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать внешнюю и внутреннюю политику царевны Софьи. Умение давать оценку периоду регентства Софьи Алексеевны. Умение раскрывать сущность конфликта Петра со своей сестрой. | Познавательные УУД: умение выделять в тексте главное, делать выводы, представлять информацию в наглядно-символической форме. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на его вопросы | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление развёрнутого плана характеристики правления царевны Софьи, высказывание оценочных суждений о её деятельности. Объяснение сущности конфликта Петра и Софьи. |
|
| |||||
3. | Начало Северной войны | Умение составлять хронологию военных действий начального этапа Северной войны. Умение показывать на карте места основных сражений 1700—1704 гг. Умение обобщать итоги начального этапа войны со Швецией | Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя, оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения | Определение причин Северной войны, цели России. Заполнение таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Описание процесса строительства Санкт- Петербурга |
|
| |||||
4. | Победа в Северной войне
| Умение составлять хронологию военных действий начального этапа Северной войны. Умение показывать на карте места основных сражений 1700—1704 гг. Умение обобщать итоги начального этапа войны со Швецией. | Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя, оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения | Продолжение заполнения таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Высказывание оценочных суждений о значении Полтавской битвы и других крупных сражений на суше и на море. |
|
| |||||
5. | Преобразования Петра I
| Знание основных дат темы. Умение раскрывать предпосылки петровских преобразований, характеризовать основные направления реформ. Умение систематизировать государственные преобразования Петра I в форме таблицы или перечня. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, строить логическое рассуждение, делать выводы. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Владение навыками самоконтроля и самоанализа. | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение предпосылок и основных направлений преобразований. Заполнение таблицы «Преобразования Петра I». Составление схем «Органы центрального управления России при Петре I» |
|
| |||||
6. | Экономика при Петре I
| Умение объяснять сущность реформы церковного управления, царских указов о единонаследии, подушной подати и др. Умение давать оценку итогов социальной политики Петра I. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, строить логическое рассуждение, делать выводы. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Владение навыками самоконтроля и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, высказывать своё мнение и интересоваться чужим | Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка Петровских реформ, их исторического значения |
|
| |||||
7. | Народные движения в начале 18 века | Умение характеризовать Астраханское восстание по примерному плану. Умение рассказывать о восстании К. Булавина, объяснять причины его поражения. Умение показывать на карте районы восстания под руководством Кондратия Булавина, Башкирского восстания. | Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи в соответствии с заявленной целью урока, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы, оценивать правильность выполнения учебных задач. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, выслушивать чужое мнение и аргументировать свою точку зрения | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. |
|
| |||||
8. | Преобразования в области культуры и быта
| Умение сопоставлять причины, состав участников и результаты народных восстаний первой четверти XVIII в., делать обобщающие выводы | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, описывать объекты, искать и анализировать информацию, проводить сравнение, подбирать критерии для характеристики объектов, осуществлять творческую переработку текста. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять и анализировать результаты своей работы. | Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Выявление черт влияния европейской культуры на российскую культуру в начале XVIII в. Характеристика нововведений в области культуры и быта. Сравнение старой и новой систем просвещения. |
|
| |||||
9. | Династия Романовых в первой четверти 18 века | Знание значения основных понятий темы урока. Умение определять влияние культуры Европы на российскую культуру начала XVIII в. Умение характеризовать основные петровские преобразования в области культуры и быта, давать оценку способам их введения. | Коммуникативные УУД: умение работать в группе, проявлять инициативу, согласовывать свои действия с одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией | Оценка положений «Устава о наследии престола» на основе анализа текста учебника и исторического источника |
|
| |||||
10. | Обобщение по теме «Эпоха реформ Петра I» | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав России при Петре I; называть сподвижников первого российского императора; давать общую характеристику петровских преобразований | Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать цель и задачи урока; организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, высказывать своё мнение | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами |
|
| |||||
Раздел 2. Россия в эпоху дворцовых переворотов | |||||||||||
11. | Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов | Умение оценивать новый порядок наследования престола на основе текста учебника и исторического источника («Устав о наследии престола») | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией | Обсуждение политической обстановки, сложившейся после смерти Петра I, прогнозирование развития ситуации. Определение причин и характеристика сущности дворцовых переворотов. |
|
| |||||
12. | Екате- рина I и Пётр II
| Умение высказывать своё мнение об особенностях политического развития России в эпоху дворцовых переворотов | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать информацию, описывать события, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать цель и задачи урока; организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; | Высказывание мнения о личностях Екатерины I и Петра II. Сравнение стилей правления Петра I и его ближайших преемников (Екатерина I, Пётр II). Определения причин взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова. Формулирование вывода об итогах правления Екатерины I и Петра II |
|
| |||||
13-14. | Правление Анны Иоанновны
| Умение рассказывать о борьбе дворянских группировок за власть в 1725—1730 гг. Умение характеризовать личности Екатерины I и Петра II. Умение объяснять причины взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова.
| Регулятивные УУД: владение навыками самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою учебную деятельность; представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, интересоваться чужим | Составление развёрнутого плана характеристики внутренней политики Анны Иоанновны. Формулирование выводов об итогах внутриполитического развития России при Анне Иоанновне.
|
|
| |||||
15. | Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война
| Знание основных дат и хронологии событий темы урока. Умение определять основные задачи внешней политики России в середине XVIII в. Умение характеризовать место России в системе международных отношений в этот период. | Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение основных задач внешней политики России в середине XVIII в. Обсуждение вопроса о месте России в системе международных отношений в этот период. Заполнение таблицы «Русско-шведская война 1741—1743 гг.». |
|
| |||||
16. | Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III
| Умение раскрывать цели вступления России в Семилетнюю войну. Умение составлять хронологию военных действий Семилетней войны с участием русских войск, показывать на исторической карте места основных сражений. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, заполнять таблицу, представлять информацию в наглядно-символической форме, описывать события, характеризовать личность человека. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять и анализировать результаты своей работы. | Объяснение целей участия России в Семилетней войне. Составление хронологии военных действий Семилетней войны с участием России на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание оценочных суждений об итогах Семилетней войны |
|
| |||||
17. | Обобщение по теме «Россия в эпоху дворцовых переворотов» | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав России в 1725—1762 гг.; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов |
|
| |||||
Раздел 3. Расцвет Российской империи | |||||||||||
18. | Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм
| Формирование представлений о сущности политики просвещённого абсолютизма, идеях Екатерины II, изложенных в «Наказе»; деятельности Уложенной комиссии. Оценка личности императрицы | Регулятивные УУД: владение основами целеполагания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли | Актуализация знаний идей Просвещения и определение степени их влияния на деятельность Екатерины II. Характеристика политических взглядов императрицы на основе текста учебника и исторического источника («Наказ» Екатерины II). |
|
| |||||
19. | Губернская реформа и сословная политика Екатерины II | Умение определять цели и характер сословной политики Екатерины II. Умение систематизировать информацию учебника и исторических источников о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать и обобщать информацию, характеризовать объекты и явления, представлять информацию в словесной форме. Регулятивные УУД: владение навыками целеполагания самоконтроля и самоанализа; умение представлять результаты своей работы | Составление схемы губернского управления по реформе 1775 г. Систематизация материала о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Формулирование вывода о характере сословной политики. Объяснение значения основных понятий темы. |
|
| |||||
20. | Крепостное право в России во второй половине XVIII в.
| Умение показывать на исторической карте область распространения крепостного права. Умение описывать условия жизни в крепостной деревне. Умение перечислять повинности крестьян. Умение характеризовать отношения помещиков и крепостных крестьян во второй половине XVIII в. Умение делать вывод о развитии крепостного права и роли крепостного строя в экономике России во второй половине XVIII в. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать и обобщать информацию, характеризовать объекты и явления, представлять информацию в словесной форме. Регулятивные УУД: владение навыками целеполагания самоконтроля и самоанализа; умение представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности; владение монологической контекстной речью | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Анализ данных исторической карты: определение территории и масштабов распространения крепостного права в России. |
|
| |||||
21-22. | Экономическая жизнь России во второй половине XVIII в.
| Знание значения понятий темы урока. Умение характеризовать барщинное и оброчное хозяйство. Умение составлять развёрнутый план промышленного развития России в данное время. Умение оценивать роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Умение характеризовать политику Екатерины II в торговой сфере. | Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, проводить сравнение, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.
| Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и целью. Составление развёрнутого плана-характеристики экономики российской деревни. Формулирование выводов о проблемах и характере развития сельского хозяйства в России во второй половине XVIII в. |
|
| |||||
23. | Восстание Е.И. Пугачёва (1773— 1775)
| Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Умение раскрывать причины восстания под предводительством Е.И. Пугачёва и его значение. Умение характеризовать личность Е.И. Пугачёва, используя текст учебника, исторических источников. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации, искать, анализировать, структурировать информацию; Регулятивные УУД: владение навыками целеполагания, самоконтроля и самоанализа; умение планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя; владение монологической контекстной речью | Определение причин восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Характеристика личности предводителя восстания на основе текстов учебника и исторических источников («Манифест» Е.И. Пугачёва крестьянам и др.) |
|
| |||||
24. |
| . Умение раскрывать цели и обозначать направления внешней политики Екатерины II. Умение объяснять причины русско-турецких войн 1768—1774, 1787—1791 гг. и оценивать их результаты. Умение показывать по исторической карте направления походов, места основных сражений, территории, приобретённые Россией по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому мирным договорам. | Познавательные УУД: умение работать с разными видами информации, анализировать и структурировать информацию, выделять в тексте главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки. | Определение целей и направлений внешней политики Екатерины II. Выявление причин русско-турецких войн 1768—1774, 1787—1791 гг. Систематизация информации о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. в форме таблицы на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание суждений о действиях русских полководцев, причинах побед русского оружия. |
|
| |||||
25. | Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.
| Знание хронологии и основных дат темы урока. Умение рассказывать об участии России в разделах Речи Посполитой. Умение показывать на исторической карте территории, отошедшие к России в результате разделов Речи Посполитой. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать и структурировать информацию, выделять в тексте главное, заполнять таблицу, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать и организовывать свою деятельность, представлять и оценивать результаты своей работы. | Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем об отношениях России и Речи Посполитой в XVIII в. Выявление причин разделов Речи Посполитой. Оценка связанных с разделами событий, значения для России вхождения в её состав бывших владений Речи Посполитой. |
|
| |||||
26. | Народы Российской империи в XVIII в.
| Умение оценивать значение вхождения в состав России территорий Украины, Белоруссии, Литвы и Курляндии. Умение характеризовать борьбу Польши за независимость и определять её результаты | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать информацию, составлять развёрнутый план характеристики объектов и явлений, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, делать выводы. Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. | Выявление возможных проблем, связанных с национальной неоднородностью страны, и задач правительства по их решению. Составление развёрнутого плана характеристики национальной и религиозной политики российского правительства в XVIII в. |
|
| |||||
27. | Освоение Новороссии | Умение показывать на исторической карте территорию Новороссии, крупнейшие промышленные центры и порты. Умение составлять схему управления Новороссией. Умение давать оценку деятельности Г.А. Потёмкина по развитию региона. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, работать с разными видами информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, описывать объекты, оценивать деятельность и личность человека, строить логическое умозаключение. Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать цель и задачи урока, планировать в соответствии с ними свою деятельность, представлять результаты своей работы.
| Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Работа с исторической картой. Составление схемы управления Новороссией. Оценка деятельности Г.А. Потёмкина по развитию региона. Анализ политики российского правительства по привлечению населения в Новороссию. Характеристика экономического развития региона. |
|
| |||||
28. | Правление Павла I
| Знание основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Павла I. Умение характеризовать основные мероприятия внутренней политики императора. Умение определять цели и задачи внешней политики Павла I. Умение рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова, используя текст учебника и историческую карту. Умение оценивать результаты внешней политики Павла I. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать и структурировать информацию, описывать события, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: умение ставить задачи урока в соответствии с заявленной целью, организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя, представлять и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы | Характеристика личности Павла I. Составление развёрнутого плана-характеристики внутренней политики императора. Анализ текста исторического источника (Указ о трёхдневной барщине). Высказывание оценочных суждений о внутриполитических мероприятиях этого времени. Определение цели и задач внешней политики Павла I, оценка её результатов. |
|
| |||||
29. | Обобщение по теме «Расцвет Российской империи» | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй половине XVIII в. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинноследственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения. | |
|
| |||||
Раздел 4. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого | |||||||||||
30. | Школа, образование и воспитание в XVIII в.
| Умение характеризовать структуру и особенности обучения в сословных учебных заведениях для юношества из дворянства. Умение определять влияние идей просветителей на педагогическую мысль в России. Умение составлять словесный портрет «новой породы» людей. Умение рассказывать о развитии домашнего, начального и высшего образования в России | Познавательные УУД: умение анализировать информацию, давать характеристику объектов и явлений по самостоятельно выбранным критериям, творчески перерабатывать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: умение ставить задачи урока в соответствии с заявленной целью, организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников. Владение контекстной монологической речью в устной и письменной форме | Актуализация знаний о теориях воспитания эпохи Просвещения и определение их влияния на педагогическую мысль в России. Составление словесного портрета «новой породы» людей. Формулирование выводов о развитии домашнего, начального и высшего образования в России. |
|
| |||||
31. | Российская наука в XVIII в. | Умение характеризовать организацию и основные задачи российской науки в XVIII в. Умение рассказывать о географических экспедициях и открытиях XVIII в. Умение показывать на карте пути Второй Камчатской и других географических экспедиций, новооткрытые земли.
| Познавательные УУД: умение давать определения понятий, воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации, структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, описывать события, делать обобщения. Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. | Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие развитие различных областей российской науки в XVIII в. Распределение функций и ролей между членами группы. |
|
| |||||
32. | Михаил Васильевич Ломоносов
| Знание основных фактов из жизни М.В. Ломоносова. Умение составлять рассказ о детстве и юности М.В. Ломоносова. Умение составлять развёрнутый план-перечисление достижений М.В. Ломоносова в области естественных и гуманитарных наук на основе текста учебника и исторического источника. Умение оценивать личность и деятельность М.В. Ломоносова. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, структурировать информацию, творчески переосмысливать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли | Познавательный интерес к истории России. Способность творчески переосмысливать информацию. Эмпатическое восприятие жизненного пути М.В. Ломоносова. Ценностное отношение к научной деятельности российского учёного-энциклопедиста. |
|
| |||||
33. | Общественная мысль второй половины 18 века. | Умение характеризовать структуру и особенности обучения в сословных учебных заведениях для юношества из дворянства. Умение определять влияние идей просветителей на педагогическую мысль в России. Умение составлять словесный портрет «новой породы» людей. | Познавательные УУД: умение давать определения понятий, воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации, структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, описывать события, делать обобщения. Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы, проявлять инициативу, распределять функции между членами группы, обмениваться информацией. | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Актуализация знаний об идеях Просвещения. Анализ и оценка мнений о крепостном праве, распространённых в российском обществе во второй половине XVIII в. Объяснение значения основных понятий темы. |
|
| |||||
34. | Русская литература, театральное и музыкальное искусство
| Умение характеризовать идеи и деятельность Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Умение объяснять причины преследования правительством деятельности Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Умение рассказывать о появлении масонских организаций в России. | Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, представлять и сообщать конкретное содержание в письменной и устной форме, высказывать своё мнение | Анализ и оценка идей и деятельности Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Объяснение причин их преследования со стороны правительства. Характеристика российского масонства. |
|
| |||||
35-36. | Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись | Умение называть выдающихся деятелей русского искусства XVIII в. Умение характеризовать стили и направления, развивавшиеся в изучаемое время в архитектуре, скульптуре и живописи; называть их основных представителей и произведения. Умение определять принадлежность к определённому стилю различных памятников архитектуры. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; искать, анализировать и структурировать информацию, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, описывать объекты, строить речевые высказывания в устной и письменной формах, делать выводы, готовить сообщения и презентации. | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Определение принадлежности к тому или иному стилю отрывков литературных произведений. Составление развёрнутого плана-характеристики развития театра и музыки в XVIII в. |
|
| |||||
37. | Культура и быт российских сословий | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ изменений в российской культуре и быту, произошедших в результате Петровских реформ и проникновения европейской культуры. Объяснение причин сохранения быта крестьян в неизменном виде. | Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение грамотно и адекватно учебной задаче сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, выступать перед аудиторией | Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Распределение функций и ролей между участниками представления. Разработка плана и сценария выступления. Поиск необходимых для постановки материалов, подготовка реквизита, исторической атрибутики. |
|
| |||||
38. | Культура и быт российских сословий
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ изменений в российской культуре и быту, произошедших в результате Петровских реформ и проникновения европейской культуры. Объяснение причин сохранения быта крестьян в неизменном виде. | Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение грамотно и адекватно учебной задаче сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, выступать перед аудиторией | Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Распределение функций и ролей между участниками представления. Разработка плана и сценария выступления. Поиск необходимых для постановки материалов, подготовка реквизита, исторической атрибутики. |
|
| |||||
39. | Обобщение по теме «Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого» | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять основные тенденции развития образования, общественной мысли, науки и культуры в изучаемое время; устанавливать соответствие между направлениями и стилями искусства XVIII в. | Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение грамотно и адекватно учебной задаче сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, выступать перед аудиторией | Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Распределение функций и ролей между участниками представления. Разработка плана и сценария выступления. Поиск необходимых для постановки материалов, подготовка реквизита, исторической атрибутики. |
|
| |||||
40. | Обобщающее повторение по курсу «История России. XVIII в.» | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять основные тенденции развития образования, общественной мысли, науки и культуры в изучаемое время; | Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение грамотно и адекватно учебной задаче сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме. | Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Распределение функций и ролей между участниками представления. Разработка плана и сценария выступления. Поиск необходимых для постановки материалов. |
|
|
1