ПОЯСНИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
- Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МО РФ № 1089 от 5 марта 2004 года);
- федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год ( утверждены приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрированных в Минюсте России 30 января 2013 г., регистрационный номер26755);
- примерной программе основного общего образования по истории для 5-9 классов;
- учебно-методическому комплекту «Российская и Всеобщая история» для 5-9 классов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева;
- учебному плану МОБУ СОШ д. Максимовка на 2013-2014 учебный год;
- положению о рабочей программе учителя (Приказ № 29 от 30.08.2013).
Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи курса:
изучения истории на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:
- Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX – XX веков;
-
Сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия в эпоху Нового времени;
-
Охарактеризовать наиболее яркие личности эпохи Нового времени и их роль в истории и культуре;
-
Показать возникновение идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (конституционная монархия, республика, права человека, демократические ценности, законы), уделить при этом особое внимание истории развития гуманистической мысли;
-
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Европы и мира оставил позитивный след в истории человечества в Эпоху Нового времени, что дает возможность формирования у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия; уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
• рассматривать общественные явления в развитии; анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию; уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Задачи курса
- Рассматривать в развитии процессы модернизации, формирования индустриального общества в Европе;
-Делать нравственный выбор в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей;
- Делать мировоззренческий, гражданско-патриотический выбор в ситуациях резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей
Учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в 8 классе. На изучение всеобщей истории отводится 24 часа, а на изучение истории России отводится 44 часов. В неделю на изучение предмета отводится 2 часа. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа.
Рабочая программа подходит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предусматривает изучение учебного предмета в обеспеченной форме. В поурочных планах отражаются виды индивидуальных работ.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
-
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
-
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
-
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Основные виды проверки знаний – текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Итоговый контроль проводиться по завершении главы или раздела.
Прогнозируемый результат изучения
Результатом обучения истории в 8-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Наименование разделов и тем | Формы и средства контроля |
Рождение индустриального запада | Беседа по вопросам, пересказ, беседа по вопросам, развернутый ответ на вопрос |
Мировая победа индустрии | Беседа по вопросам, пересказ, беседа по вопросам, развернутый ответ на вопрос |
Нужна ли России модернизация | Беседа по вопросам, пересказ, беседа по вопросам, развернутый ответ на вопрос |
Ускоренная модернизация в России | Беседа по вопросам, пересказ, беседа по вопросам, развернутый ответ на вопрос |
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе, по 2 часа в неделю, и 65 урока за год.
Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.)
Результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 7 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ» 8 КЛАСС
Введение. 1 час
Гильотина старому порядку 1 час
Раздел I Рождение индустриального Запада (10 часов)
Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу. Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе. Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская». Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К.Маркс, и Ф.Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм. Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве. Наполеон Бонапарт (годы правления 1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Война с Россией, войны против Наполеона в Европе. Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз. Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты. В результате изучения, обучающиеся должны уметь: - Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление; - Определять уровень развития, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество; - Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации в России XIX - XX веков. Раздел II. Мировая победа индустрии (13 часов)
Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств. Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии. Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861–1865 гг.): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и Политические взгляды). Индустриальный Запад и аграрный.Восток в XIX веке: колонизация и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение.) Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира. Превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия) Принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока. Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мэйдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала. Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.). Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных. В результате изучения обучающиеся должны уметь: - Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации в России XIX - XX веков; - Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, Востока и в России, а также реформ, революций и колониальных воин; - Предлагать варианты мотивов, поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоёв и цивилизаций Нового времени;
Введение. 1 час
Раздел III. Нужна ли России модернизация (16 часов)
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.). Внутренняя политика Александра I (1801–1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенности личности и взглядов. Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке. Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И.Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Партизанская война. Тарутино. Изгнание Наполеона из России. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза. Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов. Либерализм Александра, Реформы и реакция Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830–1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва – Санкт-Петербург (1851 г.) Внутренняя политика Николая I (1825–1855 гг.): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I. Реформы Николая I в государственной и культурной жизни, в общественной структуре и хозяйстве. Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции – общее и различия). Утопический социализм: идеи А.И.Герцена Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817–1864 гг.), имам Шамиль.
В результате изучения обучающиеся должны уметь:
- Предлагать варианты мотивов, поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоёв и цивилизаций Нового времени;
- Давать нравственную оценку использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций;
- Определять своё собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени.
Раздел IV. Ускоренная модернизация России (23 часов.)
Крымская война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России. Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855–1881 гг.), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества. Великие реформы 1860 – 1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.). Завершение промышленного переворота к 1890-м годам, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне. Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Причины, ход. Результаты. Значение. Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры – достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И.Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д. Россия в эпоху великих реформ. Александр III (1881–1894 гг.): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю.Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации. Промышленный подъем на рубеже XIX–XX веков и формирование монополий. Государственный капитализм. Иностранный капитал в России Либералы. Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894–1907 гг.). Русско-японская война (1904–1905 гг.): причины поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги. Революция 1905–1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение. Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.
В результате изучения обучающиеся должны уметь:
- Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество;
- Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации в России XIX - XX веков;
- Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, Востока и в России, а также реформ, революций и колониальных воин;
- Предлагать варианты мотивов, поступков, как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоёв и цивилизаций Нового времени.
. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Количество часов всего | В том числе уроков с применением ИКТ |
1 | Рождение индустриального Запада | 10 | |
2. | Мировая победа индустрии | 13 | 4 |
3 | Нужна ли России модернизация | 17 | 4 |
4 | Ускоренная модернизация России | 23 | 3 |
УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
№ | Наименование тем | Дата проведения |
1 | Варианты развития европейских стран. | 06.10 |
2 | Европейские революции 1848-1849 годов. | 10.10 |
3 | Индия –«жемчужина британской империи» | 10.11 |
4 | Китай: от империи к полуколонии. | 14.11 |
5 | Либеральные реформы Александра I. | 12.12 |
6 | Начало Отечественной войны 1812 г. | 19.12, 22.12 |
7 | Начало «золотого века» русской культуры. | 06.02 |
8 | Культура России первой половины XIXв. | 09.02 |
9 | Расширение Российской империи при Александре II. | 20.03 |
10 | Столыпинские реформы – новый вариант модернизации России. | 18.05 |
11 | Третьиюньская монархия. | 22.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-
основные этапы и ключевые события истории России и выдающихся деятелей отечественной истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
уметь
-
соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений , отчетов об экскурсиях, рефератов)
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни
Требования к уровню общеучебных навыков, умений и способов деятельности
Рабочая программа для 8-го класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование ИКТ. В Рабочей программе предусмотрено научить и закрепить умения:
-
соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
-
сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
-
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
-
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
-
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
-
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-
-использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса по истории в рабочей программе полностью соответствуют стандарту обучения.
критерии оценки знаний учеников
ОТЛИЧНО:
-
называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий
-
называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,
-
читает историческую карту с опорой на легенду
-
рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе
-
соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями
-
называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений
-
объясняет смысл и значение исторических понятий
-
излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий
-
объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории
-
определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий
ХОРОШО
-
называет даты важнейших событий
-
называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,
-
читает историческую карту с опорой на легенду
-
рассказывает устно об исторических событиях,
-
соотносит единичные исторические факты и общие явления
-
объясняет смысл важнейших исторических понятий,
-
излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
-
называет даты важнейших событий
-
называет место. Обстоятельства важнейших событий
-
читает историческую карту с опорой на легенду
-
рассказывает устно об исторических событиях,
-
объясняет смысл важнейших понятий
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
-
не может назвать ни одной важной даты
-
не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,
-
не может читать историческую карту
-
не может объяснить смысл важнейших понятий
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета по истории 8 класса.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
-
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
-
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
-
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
-
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
-
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-
различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
-
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
-
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
-
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
-
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
-
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
-
способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
-
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
-
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
-
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
-
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
-
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
-
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОП.
Настенные исторические карты:
Карта - Отечественная война 1812 года
Карта – Заграничный поход русской армии в 1813 – 1814 гг.
Карта – Гражданская война в США
Карта – Индия в 19 веке
Карта - Страны Востока в 19 веке
Карта – Мир в конце 19 века.
Карта – Восстание декабристов 1824 года.
Карта – Крымская война
Карта – Россия во 2-ой половине 19 века
Карта – Революция 1905-1907 годах
Компьютер, экран, проектор, интерактивная доска, презентации на тему:
Отечественная война 1812г., Александр I, Гражданская война в США, завоевание Индии, опиумные войны в Китае, Крымская война, расширение империи при Александре II, революция 1905-1907 гг., золотой век русской культуры.
Список Литературы
-
Алексеев В.П. Становление человечества. М. «Просвещение», 1984
-
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографичесике очерки. М. «Просвещение», 1990
-
Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры . М. «Просвещение», 1981
-
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. «Просвещение», 1994
-
Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М. «Просвещение», 1995
-
Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие . Брянск «Круг», 1998
-
Д.Д. Данилов Всеобщая история 8 класс. – М.: Баласс 2010
-
Д.Д. Данилов История России XIX – начало XX века. – М.: Баласс 2010
-
Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание. М. «Просвещение,1995
-
Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры . М. «Просвещение», 1981
-
Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие . Брянск «Круг», 1998
-
Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. М. «Просвещение», 1999
-
Андреев А.Р. История государственной власти в России. М. «Просвещение», 1999 14.Бойцова В.И. Идея правового государства в трудах российских юристов // Правоведение . М. «Просвещение». 1991. №3
-
.Графский В.Г. Право и мораль в истории// Государство и право. М.»Просвещение» , 1998. № 8
-
Дёмин А.В. Нормативный договор как источник административного права. // Государство и право. М. «Просвещение», 1998. № 2
-
Исаев И.А. История государства и права в России. М. «Просвещение». 1999
-
Кашанина Т.В., Кашанин А,В, Основы права. М. «Просвещение», 2004
-
Мушинский В.О. Правоведение. М. «Дрофа», 2005
-
Салыгин Е.Н. Основы правоведения. М. «Дрофа», 2004
-
Четверин В.А. Демократическое конституционное государство. М. «Дрофа», 1993
-
Шеверин В,А, Размышление по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5
-
Юдин Ю.А. Политичесике партии и право в современном государстве. М. «Дрофа», 1998
Рекомендуемая литература.
1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2010
2. К.А. Соловьев. Поурочные разработки по новой истории. 1800-XIX00 годы. 8 класс. – М.: «Вако», 2007
3. Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс. – М.: «Вако», 2007
4. К. В. Волкова Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-XIX13. – М.: «Экзамен», 2006
Список литературы для учащихся.
1. А.А. Данилов и Л.Г. Косулина «История России (XIX век)» – М.: «Просвещение», 2009
2. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов и Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История нового времени. (1800-XIX13г.г.)» – М.: «Просвещение», 2009
3. История Отечества в лицах. – М.,
4. Б.Г. Пашков. Русь, Россия, Российская империя. Хроника правлений и событий. – М.,
5. Хрестоматия по истории России. Т. 1-2. – М.,
6. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. – М.: «Мысль»,
7. Невлер В.Е. Джузеппе Гарибальди. – М.,
8. Тарле Е.В. Наполеон. – М.: «Наука»,
9. Чубинский В.В. Бисмарк. – СПб.,
Интернет- ресурсы
1.http://19591957.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/10_klass_profil/29
2.http://konspekty.narod.ru/index-main.htm
3.http://esma1828.ucoz.ru/load/drevnij_vostok_egipet_mesopotamija_vostochnoe_sredizemnomore/1-1-0-329
4.http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
5.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
6.http://www.philosophy.ru/edu/vgu/001.htm
7.http://festival.1september.ru/articles/310310/
8.http://www.tophistory.ru/2010-06-27-19-20-23/2010-06-27-19-23-55
9.http://edu.of.ru/storozschool2/default.asp?ob_no=65291
10http://olehcka.ucoz.ru/publ/testy_obshhestvoznanie/10_klass/kontrolnaja_rabota_po_teme_socialnaja_sfera_1111.klass_po_uchebniku_bogoljubova_bazovyj_uroven/31-1-0-25
12.http://raduga-8klass.narod.ru/posle_urokov.html
13.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
14.http://www.twirpx.com/files/historic/russia/presentations
15.http://festival.1september.ru/articles/573904/
16.http://pedsovet.su/load/129-1-0-3220?lpEns5