Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 п. Усть-Камчатск»
«Принято» Руководитель МО: _____/О.Н. Стряпченко/ Протокол № 1 от «27» августа 2018 г | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ СШ № 2 _____ / С.Ю. Леоненко/ «31» августа 2018 г | «Утверждаю» ВрИО директора МБОУ СШ № 2 _______ /С.Ю. Леоненко/ «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Древнего мира в 5 «Б» классе
учитель: Дорохин Владимир Владимирович, высшая категория
2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2015. – 342с. (Стандарты второго поколения);
3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2015. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2015
5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2015
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе.
Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира. Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: - История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.
1.1. Цель изучения предмета «История Древнего мира»: — освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
1.2. Задачи изучения предмета «История Древнего мира»: — формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
— формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса. В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Данная программа включает внутрипредметный модуль (ВПМ) «Культурное наследие Истории Древнего мира», в количестве 21 часа и направлен на более глубокое изучение культуры истории Древнего мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории. Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: 1 . Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; — способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
— способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; — способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом. Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление
следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей,
различных форм их проявления в обществе;
принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории в 5—9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе — 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю),
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, учебная тема | Всего часов | В том числе на: |
По плану | фактически | примечание |
| Первая четверть | 16 | | | |
1 | Введение. | 1 | | | |
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 6 | | | |
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 | | | |
2\1 | Древнейшие люди. П.1 | 1 | | | |
3\2 | Родовые общины охотников и собирателей. П. 2 | 1 | | | |
4\3 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Мир первобытного человека» Возникновение искусства и религиозных верований. П.3 | 1 | | | |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 | | | |
5\4 | Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4 | 1 | | | |
6\5 | Появление неравенства и знати. № 5 | 1 | | | |
7\6 | Контрольная работа по разделу 1 «Жизнь первобытных людей». | 1 | | | |
| Тема 3. Счет лет в истории | 2 | | | |
8- 9\1-2 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Ход времени в истории» Измерение времени по годам. | 2 | | | |
| Раздел 2. Древний Восток | 19 | | | |
| Тема 4. Древний Египет | 8 | | | |
10\1 | Государство на берегах Нила. № 6 | 1 | | | |
11\2 | Как жили земледельцы и ремесленники. №7 | 1 | | | |
12\3 | Жизнь египетского вельможи.№ 8 | 1 | | | |
13\4 | Военные походы фараонов. № 9 | 1 | | | |
14\5 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Культура Древнего Египта» Религия древних египтян. № 10 Искусство древних египтян. № 11 Письменность и знания древних египтян. № 12 Виртуальная экскурсия | 1 | | | |
15\6 | 1 | | | |
16\7 | 1 | | | |
| Вторая четверть | 16 | | | |
17\8 | Контрольная работа по теме «Древний Египет». | 1 | | | |
| Тема 5. Западная Азия в древности | 6 | | | |
18\1 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Путешествие в Древнюю Месопотамию» Древнее Двуречье. № 13 | 1 | | | |
19\2 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №14 | 1 | | | |
20\3 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Путешествие в Древнюю Месопотамию. Финикийские мореплаватели. № 15 | 1 | | | |
21\4 | Библейские сказания. № 16 Древнееврейское царство. № 17 | 1 | | | |
22\5 | Ассирийская держава. № 18 | 1 | | | |
23\6 | Персидская держава «царя царей». № 19 | 1 | | | |
| Тема 6. Индия и Китай в древности | 5 | | | |
24\1 | Природа и люди Древней Индии. Самостоятельная работа. № 20 | 1 | | | |
25\2 | Индийские касты. № 21 | 1 | | | |
26\3 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. № 22 | 1 | | | |
27\4 | Первый властелин единого Китая. № 23 | 1 | | | |
28\5 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему « Что дали миру Древние государства Индия и Китай» | 1 | | | |
29\6 | Контрольная работа по разделу 2 «Древний Восток». | 1 | | | |
| Раздел 3. Древняя Греция | 21 | | | |
| Тема 7. Древнейшая Греция | 3 | | | |
30\1 | Греки и критяне. № 24 Микены и Троя. № 25 | 1 | | | |
31\2 | Поэма Гомера «Илиада». № 26 Поэма Гомера «Одиссея». № 27 | 1 | | | |
32\3 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему Культурный мир греческого полиса «Боги древней Греции» Религия древних греков. № 28 | 1 | | | |
| Третья четверть | 20 | | | |
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 9 | | | |
33\1 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. № 29 | 1 | | | |
34\2 | Зарождение демократии в Афинах. № 30 | 1 | | | |
35\3 | Древняя Спарта. № 31 | 1 | | | |
36\4 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. № 32 | 1 | | | |
37 – 39\5-7 | Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему « Олимпийские игры от Древней Греции до Пхенчхана 2018» | 3 | | | |
40\8 | Победа греков над персами в Марафонской битве. №34 | 1 | | | |
41\9 | Нашествие персидских войск на Элладу. № 35 | 1 | | | |
| Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии | 5 | | | |
42\1 | В гаванях афинского порта Пирей. Самостоятельная работа. № 36 | 1 | | | |
43\2 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Культурный мир греческого полиса» «В городе богини Афины». № 37 | 1 | | | |
44\3 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Культурный мир греческого полиса». В афинских школах и гимнасиях. № 38 Практикум. В театре Диониса. № 39 | 1 | | | |
45\4 | 1 | | | |
46\5 | Афинская демократия при Перикле. № 40 | 1 | | | |
| Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. | 3 | | | |
47\1 | Города Эллады подчиняются Македонии. № 41 | 1 | | | |
48\2 | Поход Александра Македонского на Восток. № 42 | 1 | | | |
49\3 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Культурный мир греческого полиса» В Александрии Египетской. № 43 | 1 | | | |
50 | Контрольная работа по разделу 3 «Древняя Греция». | 1 | | | |
| Раздел 4. Древний Рим | 16 | | | |
| Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | | | |
51\1 | Древнейший Рим. № 44 | 1 | | | |
52\2 | Завоевание Римом Италии. №45 | 1 | | | |
| Четвертая четверть | 16 | | | |
53\3 | Устройство Римской республики. № 46 | 1 | | | |
| Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 2 | | | |
54\1 | Вторая война Рима с Карфагеном. № 47 | 1 | | | |
55\2 | Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. № 48 | 1 | | | |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме | 4 | | | |
56\1 | Земельный закон братьев Гракхов. № 50 | 1 | | | |
57\2 | Рабство в Древнем Риме. № 49 Восстание Спартака. № 51 | 1 | | | |
58\3 | Единовластие Цезаря. № 52 | 1 | | | |
59\4 | Установление империи. № 53 | 1 | | | |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры | 4 | | | |
60\1 | Соседи Римской империи. Самостоятельная работа. № 54 | 1 | | | |
61\2 | Рим при императоре Нероне. № 55 | 1 | | | |
62\3 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Культура Рима» Первые христиане и их учение. № 56 | 1 | | | |
63\4 | Расцвет Римской империи во 2 в. № 57 Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Культура Рима» «Вечный город» и его жители. № 58 | 1 | | | |
| Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 | | | |
64\1 | Римская империя при Константине. № 59 | 1 | | | |
65\2 | Взятие Рима варварами. № 60 | 1 | | | |
66 | Контрольная работа по разделу 4 «Древний Рим» | 1 | | | |
67 | Практикум. Внутрипредметный модуль Культурное наследие истории древнего мира на тему «Семь чудес света» | 1 | | | |
68 | Итоговая контрольная работа истории Древнего мира | 1 | | | |
| Итого: | 68 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать/Понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы, уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Содержание курса:
Раздел I. История Древнего мира (не менее 68 ч)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Основные понятия и термины для изучения
в курсе истории Древнего мира
История, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник, археология, этнография, столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра.
Тема Первобытные собиратели и охотники: Собирательство, орудие труда, «человек разумный» родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт, религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни
Тема Первобытные земледельцы и скотоводы: Земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги, ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.
Тема Древний Египет: Государство, царь, казна, папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон, вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, гробница, благовония, бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско, храм, жрецы, мумия, саркофаг, пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет, иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия
Тема Западная Азия древности: Города-государства, клинопись, закон, ростовщик, колония, алфавит, кочевники, единобожие, заповеди, скрижали, завет, филистимляне, таран, держава, Ниневия
Тема Индия и Китай в древности: Джунгли, хлопчатник, сахарный тростник, каста, брахманы, отшельник, шахматы, дракон, бамбук, иероглифы, гунны, бойница, компас, шелк, бумага
Тема Древнейшая Греция: Лабиринт, фреска, Микены, Троя, мифы о Троянской войне, Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес, Агамемнон, Патрокл, Гефест, Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена, сатир, нимфа
Тема Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: Полис, демос, ареопаг, архонты, демократия, граждане. Драхма, Народное собрание, илоты, лаконичная речь, пираты, скифы, мрамор, хитон, гиматий, атлет, пятиборье, ипподром, стратег, фаланга, триера
Тема Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии: Верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник, Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон, кариатиды, педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие, театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия, оратор, бобы
Тема Македонские завоевания в IV в. до н.э.: Междоусобные войны, осадная башня, филиппика, маяк, музы, геометрия
Тема Рим: от его возникновения до установления господства над Италией: Латины, этруски, весталка. Ликтор, патриций, плебей, сенат, республика, монархия, консул, галлы, право вето, народный трибун, легион
Тема Рим — сильнейшая держава Средиземноморья: Пунические войны, триумф, император, провинция, имение, амфитеатр, гладиатор
Тема Гражданские войны в Риме: Гражданская война, восстание, ветеран, диктатор, диктатура, преторианцы, завещание, империя
Тема Римская империя в первые века нашей эры: Даки, христианство, апостолы, евангелие, Страшный суд, колоны, «рабы с хижинами», триумфальная арка, купол, термы
Тема Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи: Варвары, епископ, церковь, папа, германцы, венеды, готы
вандалы, античная культура
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
литература
Книги для учителя
Учебная литература
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. М., 2016.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. М., 2015.
История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 2014.
История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2014.
История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2016.
История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2013.
Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 2016.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 2015.
Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 2015.
Книги для учащихся
Ко всем разделам
Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч.
К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»
Каратов С.Ю. Быстроногий Джар
Каратов С.Ю. Земля мамонтов
Каратов С.Ю. Каменный исполин
Рони Старший Ж. Борьба за огонь
Рони Старший Ж. Пещерный лев
Рони Старший Ж. Вамирэх
Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика
Покровский С.В. Охотники на мамонтов
К разделу «Древний Восток»
Воронкова Л.Ф. След огненной жизни
Матье М.Э. День египетского мальчика
Матье М.Э. Кари, ученик художника
Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт
Ян В.Г. Финикийский корабль
К разделу «Древняя Греция»
Воронкова Л.Ф. Мессенские войны
Воронкова Л.Ф.Герой Саламина
Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков
Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции
Лурье С.Я. Заговорившие таблички
Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры
Триз Д. Фиалковый венец
К разделу «Древний Рим»
Джованьоли Р. Спартак
Езерский М. Аристоник
Линдсей Дж. Беглецы
Немировский А.И. Слоны Ганнибала
Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря
Ян В.Г. Спартак
Электронные учебные материалы
Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память»
Энциклопедия «Кругосвет»
Учебное электронное издание «История Древнего мира»
Презентации по курсу истории Древнего мира
14