СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории по ФГОС 2022 третьего поколения для 6 класса по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории по ФГОС 2022 третьего поколения для 6 класса по истории»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Дмитровского городского округа

МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО


______________

______________

______________

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "" г.

от "" г.

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID)

учебного предмета

«История»

для 6 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гусев Артем Николаевич

учитель истории

Икша 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории в 6 классе определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

Ключевыми задачами являются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 6 классе составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.

Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками
христианства.

Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.

Византийская империя в VI—ХI вв.

Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).

Арабы в VI—ХI вв.

Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов.

Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.

Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в ХII—ХV вв.

Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия.

Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII—ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские государства в XII—XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого
Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).



Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в ХII—ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.

Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.

Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование
государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.

Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к
производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура.

Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский



каганат. Волжская Булгария.

Русь в IX — начале XII в.

Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.

Формирование новой политической и этнической карты континента.

Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X — начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля.

Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство.

Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.

Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская
псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития.

Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII — начале XIII в.

Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли и их соседи в середине XIIIXIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского



нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский.

Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV в.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти.

Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства.

Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).

Обобщение



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической



направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);



регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).

3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов,
завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.

4. Работа с историческими источниками:
различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники,
законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.

5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических



событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.

8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1 Введение

1.1.

Введение

1




Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с
падением Западной Римской
империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://www.youtube.com/watch?v=Ukfps-UWkYI

Итого по разделу

1


Раздел 2. История Средних веков

2.1.

Народы Европы в раннее
Средневековье

5




Показывать на исторической карте маршруты перемещения варварских народов в Европе в V—VI вв. и
наиболее значительные варварские королевства, основанные в бывших владениях Западной Римской
империи;
Объяснять значение понятий и
терминов: Салическая правда,
майордом, бенефиций;
Рассказывать, используя
историческую карту, о завоеваниях Карла Великого;
Объяснять смысл понятия
«Каролингское возрождение»;
Характеризовать обстоятельства и причины распада державы Карла
Великого, показывать на
исторической карте владения, на
которые она распалась;
Объяснять значение принятия
христианства восточноевропейскими народами;
Раскрывать значение понятий и
терминов: норманн, конунг, эрл,
драккар, путь «из варяг в греки»,
миссионер, латиница, кириллица; Извлекать и анализировать
информацию из исторических
источников (фрагментов Салической правды, документов, хроник);

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Контрольная работа;

https://www.youtube.com/watch?v=viebkVntkUs




2.2.

Византийская
империя в VI—XI вв.

3




Характеризовать, используя
историческую карту, географическое положение и состав населения
земель, входивших в Восточную
часть Римской империи;
Объяснить значение понятий и
терминов: ромеи, басилевс, кодекс Юстиниана, базилика, икона,
иконоборчество, церковный собор, фема;
Характеризовать отношения
Византии с соседними государствами и народами, в том числе Русью;
Характеризовать культурное
наследие Византии, ее вклад в
мировую культуру;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://www.youtube.com/watch?v=JEEMPxMty0w&ab_channel=Arzamas

2.3.

Арабы в VI—ХI вв.

2




Рассказывать о расселении и
основных занятиях арабских племен; Объяснять, в чем заключался
главный смысл проповедей пророка Мухаммада, чем отличалось его
учение от традиционных верований арабов;
Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна, Кааба, хадж, мечеть, имам, шариат, халиф,
халифат;
Показывать на исторической карте территории, завоеванные арабами к середине VIII в., объяснять причины побед арабских войск;
Характеризовать политику
мусульманских правителей в
завоеванных землях. Объяснять
причины распада Арабского
халифата;
Раскрывать, в чем состоял вклад
арабов в развитие наук, литературы, искусства;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://www.youtube.com/watch?v=fPKeTvmM5wM




2.4.

Средневековое европейское
общество

7

1



Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как строились отношения сеньора и вассала;
Раскрывать значение понятий и
терминов: феод, сеньор, вассал,
сословие, рыцарь, турнир;
Представлять характеристику
средневекового рыцаря (социальное положение, образ жизни, кодекс
рыцарской чести);
Описывать внешний облик и
внутреннюю планировку
средневекового замка, объяснять
назначение отдельных частей замка, построек;
Характеризовать положение и
повинности средневековых крестьян; Раскрывать значение понятий: цех, гильдия, цеховой устав, городское право, городское самоуправление, магистрат, ратуша, ярмарка, банк; Рассказывать о повседневной жизни горожан, используя текст и
иллюстрации учебника;
Объяснять, какая информация
содержится в средневековых
миниатюрах, в чем состоит их
ценность как исторических
источников;
Раскрывать значение понятий и
терминов: монастырь, монашеский орден, Святая земля, крестоносцы; Объяснять, кто и почему отправлялся в походы в Святую землю. Называть наиболее значительные Крестовые походы, их участников и итоги;
Подготовить сообщение о духовно-рыцарских орденах, созданных во время Крестовых походов (с
использованием информации
учебника и дополнительных
материалов);
Рассказывать, какие средства и
методы церковь использовала в
борьбе против еретиков;
Объяснять значение понятия
инквизиция;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Контрольная работа;

https://www.youtube.com/watch?v=kPSGiBZG3x4
https://www.youtube.com/watch?v=P5PrnwPoSz8
https://www.youtube.com/watch?v=W4KH4QF2kd4
https://truevirtualtours.com/ru/tours?tagged=srednevekovyj-zamok




2.5.

Государства
Европы в XII—XV вв.

7




Раскрывать, в чем выражалось
усиление королевской власти в
странах Западной Европы в период зрелого Средневековья;
Рассказывать о создании
централизованных государств в
Англии, Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты этих процессов и особенности
отдельных стран;
Объяснять причины обострения
социальных противоречий в городах и деревнях;
Называть крупнейшие восстания XIV в. (Жакерия, восстание под
руководством Уота Тайлера);
Представлять характеристику
гуситского движения в Чехии и
Гуситских войн 1419—1434 гг.;
Показывать на исторической карте территории и государства,
завоеванные османами в XIV—XV вв.;
Рассказывать о взятии османами
Константинополя. Объяснять, как было воспринято современниками это событие и какие последствия оно имело;

;
Устный
опрос;
Письменный контроль;
Контрольная работа;

https://www.youtube.com/watch?v=ukrq24UpFuU

2.6.

Культура
средневековой Европы

5

1



Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека и общества; Объяснять значение понятий и
терминов: университет, магистр,
лекция, диспут, схоластика;
Характеризовать основные черты
романского и готического стилей в художественной культуре, выявлять их в изображениях архитектурных сооружений;
Раскрывать значение понятий и
терминов: романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение;
Раскрывать значение изобретения европейского книгопечатания;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Контрольная работа;

https://www.youtube.com/watch?v=FbekraIn0dA

2.7.

Страны Востока в Средние века

1




Показывать на исторической карте территории крупнейших государств Востока в Средние века;
Рассказывать, используя
историческую карту, о
возникновении Османского
государства и завоеваниях турок-османов в XIII—XV вв.;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://www.youtube.com/watch?v=gZKKfR7Y6F0




2.8.

Государства
доколумбовой
Америки в Средние века

1




Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их жизни,
основных занятиях;
Называть и показывать на
исторической карте крупные
государства, существовавшие в
Америке в эпоху Средневековья;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://www.youtube.com/watch?v=gZKKfR7Y6F0

2.9.

Обобщение

1




Представлять историческое и
культурное наследие Средних веков;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://www.youtube.com/watch?v=qEhaolQRfEg

Итого по разделу

32


Раздел 3. История России. От Руси к Российскому государству

3.1.

Введение

1






https://www.youtube.com/playlist?list=PL7JL9F4y_muQkGkiRgFzNr455Uw3aJ9Fm

3.2.

Народы
и государства на
территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс.

н. э.

4






https://www.youtube.com/playlist?list=PL7JL9F4y_muQkGkiRgFzNr455Uw3aJ9Fm https://www.youtube.com/watch?v=BA8n5cxbvyg

3.3.

Русь в IX — начале XII в.

10

1





https://www.youtube.com/playlist?list=PL7JL9F4y_muQkGkiRgFzNr455Uw3aJ9Fm
https://www.youtube.com/watch?v=qHvHrSnfTOw&t=20s
https://www.youtube.com/watch?v=Qfa4V7G3Z5g
https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_srednevekovje/index.php

3.4.

Русь в середине XII — начале
XIII в.

4






https://www.youtube.com/playlist?list=PL7JL9F4y_muQkGkiRgFzNr455Uw3aJ9Fm https://www.youtube.com/watch?v=qHvHrSnfTOw
https://www.youtube.com/watch?v=Qfa4V7G3Z5g
https://www.youtube.com/watch?

v=SHuP6d4ZFRo&list=PLxELdqa5n0ntW3JoMDoxtK9j3X6SZL82i&index=2
https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_srednevekovje/index.php

3.5.

Русские земли
и их соседи
в середине XIII —XIV в.

9






https://www.youtube.com/playlist?list=PL7JL9F4y_muQkGkiRgFzNr455Uw3aJ9Fm https://www.youtube.com/watch?v=qHvHrSnfTOw
https://www.youtube.com/watch?v=Qfa4V7G3Z5g
https://www.youtube.com/watch?

v=idLmWHTa6ac&list=PLxELdqa5n0ntW3JoMDoxtK9j3X6SZL82i&index=3
https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_srednevekovje/index.php




3.6.

Формирование
единого Русского
государства в XV в.

7

1





https://www.youtube.com/playlist?list=PL7JL9F4y_muQkGkiRgFzNr455Uw3aJ9Fm https://www.youtube.com/watch?v=qHvHrSnfTOw
https://www.youtube.com/watch?v=Qfa4V7G3Z5g

3.7.

Обобщение

1






https://www.youtube.com/playlist?list=PL7JL9F4y_muQkGkiRgFzNr455Uw3aJ9Fm

Итого по разделу

36


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Живое Средневековье

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

2.

Образование варварских
королевств.

Государство франков в VI-VIII веках

1




Устный опрос;

3.

Христианская церковь в ранее Средневековье

1




Устный опрос;

4.

Возникновение и
распад империи Карла Великого

1




Устный опрос;

5.

Феодальная
раздробленность
Западной Европы в IX-XI веках

1




Устный опрос;

6.

Англия в ранее Средневековье

1




Устный опрос;

7.

Византийская
империя при
Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

8.

Культура Византии

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

9.

Образование
славянских государств

1




Устный опрос;

10.

Возникновение
ислама. Арабский
халифат и его распад.

1




Устный опрос;

11.

Культура стран халифата

1




Устный опрос; Письменный
контроль;




12.

Средневековая деревня и её
обитатели

1




Устный опрос;

13.

В рыцарском замке

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

14.

Формирование
средневековых
городов. Городское ремесло

1




Устный опрос;

15.

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1




Устный опрос;

16.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

17.

Крестовые походы

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

18.

Контрольная работа
№1 по теме: "Европа в ранее Средневековье"

1

1



Контрольная работа;

19.

Как происходило
объединение Франции Что англичане
считают началом
своих свобод

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

20.

Столетняя война

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

21.

Усиление
королевской власти в конце XV века во
Франции и Англии

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

22.

Реконкиста и
образование
централизованных государств на
Пиренейском
полуострове

1




Устный опрос; Письменный
контроль;




23.

Государства,
остававшиеся
раздробленными:
Германия и Италия в XII-XV веках

1




Устный опрос;

24.

Гуситское движение в Чехии

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

25.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1




Устный опрос;

26.

Образование и философия

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

27.

Средневековая литература.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

28.

Средневековое
искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

29.

Научные открытия и изобретения

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

30.

Контрольная работа№2 по теме:
"Средневековая
Европа"

1

1



Контрольная работа;

31.

Средневековая Азия: Китай, Индия,
Япония.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

32.

Государства и народы Африки. Государства и народы
доколумбовой
Америки

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

33.

Урок повторения по теме: "Средневековая Европа"

1




Устный опрос;

34.

Наша Родина —Россия.

1




Устный опрос;




35.

Древние люди и их стоянки на
территории
современной России.

Неолитическая
революция. Первые скотоводы,
земледельцы,
ремесленники.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

36.

Образование первых государств.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

37.

Восточные славяне и их соседи.

1




Устный опрос;

38.

Первые известия о Руси.

1




Устный опрос;
Подготовка
докладов\сообщений;

39.

Становление
Древнерусского государства

1




Устный опрос;

40.

Правление князя
Владимира. Крещение Руси.

1




Устный опрос;

41.

Русское государство при Ярославе Мудром

1




Устный опрос;

42.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах.

1




Устный опрос;

43.

Контрольная работа№3 по теме:
«Средневековая Русь в IX-XI вв»

1

1



Контрольная работа;

44.

Общественный строй и церковная
организация на Руси.

1




Устный опрос;

45.

Место и роль Руси в Европе.

1




Устный опрос;

46.

Культурное
пространство Европы и культура Руси.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;




47.

Повседневная жизнь

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

48.

Политическая
раздробленность на Руси.

1




Устный опрос;

49.

Владимиро-Суздальское княжество.

1




Устный опрос;

50.

Новгородская
республика. Южные и юго-западные русские княжества.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

51.

Монгольская империя и изменение
политической
картины мира.

1




Устный опрос;

52.

Батыево нашествие на Русь.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

53.

Северо-Западная Русь между Востоком и
Западом.

1




Устный опрос;

54.

Золотая Орда:
государственный
строй, население,
экономика и культура.

1




Устный опрос;

55.

Распад Золотой Орды и его последствия.

1




Устный опрос;

56.

Литовское
государство и Русь.

1




Устный опрос;

57.

Усиление
Московского княжества.

1




Устный опрос;

58.

Объединение русских земель вокруг
Москвы. Куликовская битва.

1




Устный опрос;




59.

Развитие культуры в русских землях во
второй половине XIII—XIV в.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

60.

Русские земли на
карте Европы и мира в начале XV в.

1




Устный опрос;

61.

Московское
княжество в первой половине XV в.

1




Устный опрос;

62.

Московское
государство и его соседи во второй

1




Устный опрос;

63.

Русская православная церковь в XV —
начале XVI в.

1




Устный опрос;

64.

Человек в Российском государстве второй
половины XV в.

1




Устный опрос;

65.

Контрольная работа
№ 4 по теме:
«История России в IX-XV вв.»

1

1



Контрольная работа;

66.

Формирование
культурного
пространства единого Российского
государства.

1




Устный опрос;

67.

Итоговое повторение по теме «От Древней Руси к Российскому государству

1




Устный опрос;

68.

Итоговое повторение по теме «История
России и мира в эпоху Средневековья

1




Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Агибалова Е.В.;
Донской Е.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6-ой класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2021г.;
;
Арсентьев Н.М.;
Данилов А.А.;
Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение;
;
;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Агибалова Е.В., Донской Е.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6-ой класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2021г.

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение,

Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://www.youtube.com

https://truevirtualtours.com



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Учебные карты
2. Печатные пособия раздаточные
3.Печатные демонстрационные пособия
4.DVD-фильмы
5.Компакт-диски
6.Интерактивные пособия
7.Комплекты карт, атласы по истории 6 класс.

8.Общее и вспомогательное оборудование для кабинета

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1. Классная магнитная доска.

2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

3. Колонки
4. Компьютер
5. Проектор
6. Раздаточный материал




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!