СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории в 8 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории в 8 классе»

Рабочая программа по истории в 8 классе.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

1.Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
3. Приказа Министерства образования РФ от 27. 12. 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год».
4. Положения «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС второго поколения». Приказ № 32 з от 01.09.12 г.

5. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

6.примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,

7. авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,

8. авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.


Актуальность.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Цели:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения:

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  

 -формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

 -показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ,  работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.


2. Общая характеристика учебного курса.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.

     Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

    Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.

     Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.


3.Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «История».  Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 учебных часа в неделю) - « Новая история (19 век)» (27 часов на всеобщую историю и  41 час на историю России), в том числе 7 контрольных работ после изучения ключевых тем.(2 часа в резерве).    Предполагается последовательное изучение двух курсов.

4. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 8 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;

  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 

  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 

  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.


5. Содержание тем учебного курса

История Нового времени. 1800-1900. 8 класс (27 часов)


Наименование раздела

Количество часов

1

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

6

2

Строительство новой Европы .

8

3

Европа время реформ и колониальных захватов .

5

4

Две Америки.

2

5

Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости.

5

6

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.

1

 

Итого:

27









Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (6ч.)

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистическогого развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот  в средствах транспорта.  Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Основные понятия темы:

Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация; индустриализация; индустриальная революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество. Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм, монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн. Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический  социализ, марксизм, социал-реформизм, анархизм.

Строительство новой Европы (8 часов)

Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.  Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба.  Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.

Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

Основные понятия темы

Империя, коалиция,  консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада. Венский конгресс,  Священный союз, система европейского равновесия. Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы,  Парламентская монархия. Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим. Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция,  Парижская коммуна, реванш, реваншизм.

Европа время реформ и колониальных захватов (5 часов).

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.  Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.

Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии.  «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое  развитие  Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..

Основные понятия темы

Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм,  Тройственный союз.  Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти». Национально-освободительное движение, двуединая монархия.

Две Америки (2 часа).

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США  в конце XIX – начале ХХ в.

Латинская Америка в   XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.

Основные понятия темы

Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм, авторитарный режим.

Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (5 часов)

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.

Китай: сопротивление реформам.  «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.

Африка: континент в эпоху перемен.  Традиционное общество. Раздел Африки. Создание  ЮАС.

Основные понятия темы

Сегунат, самурай,  контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс.

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)

Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.

Итоговое повторение (1ч). Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.

Содержание тем учебного курса История России XIX век.(41ч.)

8 класс

Наименование раздела

Количество часов

1

Россия в первой половине XIX в.

20

2

Россия во второй половине XIX в.

21


Итого:

41





Россия в первой половине XIX в.(20ч.)

Российское государство на рубеже ве­ков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Внутренняя политика в 18011806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

Внешняя политика в 18011812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: при­чины и последствия.

Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков. Герои вой­ны. Причины по­беды России в войне.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Рос­сии в 1813 1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.

Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Север­ное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Му­равьева. Власть и тайные общества.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государ­ственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. По­пытки решения крестьянского вопроса, реформа управления го­сударственными крестьянами П. Д. Кисе­лева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы. 

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйст­венного развития. Начало промышленного переворо­та, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Внешняя политика Николая I в 18261849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Поль­ский вопрос. Русско-иран­ская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.

Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общест­венного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «об­щинного социализма» А. И. Герцена.

Крымская война 18531856 гг. Обострение Восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона  Севастополя. П. С. Нахимов,  В. А. Корнилов, В. И. Истомин.  Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневос­точные экспедиции. Русское ге­ографическое общество.

Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, ро­мантизм, реализм). Национальные корни отечест­венной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писате­ли и их произведения. Театр. Становление на­циональной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

  Россия во второй половине XIX в.(21ч.)

Начало царствования Александра II. Лич­ность Александра II  и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: пла­ны и проекты переустройства России.

Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 18601870-х гг. Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: форми­рование буржуазии, рост пролетариата.

Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либера­лизма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Террор. Убийство Александра П.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внеш­ней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое деся­тилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев общества. Социаль­ная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Казачество.

Общественное движение в 8090-х гг. XIX в. Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы.  Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. Скульптура.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение. 

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

 Перечень рекомендуемой литературы для учащихся

Великие географические открытия:

  1. Берн Ж. История великих путешествий: Открытие Земли / Ж. Берн.-Л., 1958.

  2. Гуляев В. И. Идолы прячутся в джунглях/В. И. Гуля­ев. - М., 1972.

  3. Киплинг Р. Отважные мореплаватели. Индийские рас­сказы / Р. Киплинг. — СПб., 1995.

  4. Цвейг С. Подвиг Магеллана. Америго/С. Цвейг. — М., 2010.

Возрождение:

  1. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко. Золотой век итальянской живописи / Л. Д. Любимов. — М., 1979.

  2. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: книга для чтения /Л. Д. Любимов. — М.: Просвещение, 1996.

  3. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С. Маркиш. — М., 1971.

  4. Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанч-ский / М. Сервантес. — М., 2008.

  5. Шекспир У. Ромео и Джульетта/У. Шекспир. — СПб., 2001.

Политическое развитие Европы в XVIXVIIвв.:

  1. Дюма А. Собрание сочинений. В 20 т. Королева Марго. Графиня Монсоро. Сорок пять. Людовик XIV и его век. Людовик XV Асканио. Три мушкетёра. Двадцать лет спустя. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя /А. Дюма. — М., 2001.

  2. Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV/Г. Манн.— М., 2003.

  1. Цвейг С. Мария Стюарт/С. Цвейг. — М., 2008.






КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по истории 8 класс, 68 часов

Учебники «Всеобщая история. История нового времени.1800-1913» Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., М., «Просвещение», 2017 г: «История России. XIX век» Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., «Просвещение», 2012 г (Рекомендовано МО и Н РФ)

История нового времени. (24 ч)



Дата

Тема урока

Кол-во

час.

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля


Дом.

зада-ние

По плану

Факт.



ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в. ( 12 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (5 ч)

1



Индустри-альная революция

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Развитие техники. Новые технологии. Капитализм свободной конкуренции

Знать основ­ные черты капи­тализма. Уметь объяс­нять причины и последствия эко­номических кризи­сов перепроиз­водства, доказывать свою точку зрения.

Проблемный вопрос: нужен ли обществу НТП если он рождает сред

-ства-массово

-го унич­тоже-ния и экологи

-ческие проб-лемы?

§1-2

2



Индустриальное общество

1

Комбин.

Социальная структура общества.

Новые условия быта

Знать измене­ния в положении социальных слоев Уметь излагать сужде­ния о причинах изменения соци­альной структуры общества, миграци­онных процессов. делать со­общения. Извлекать необ­ходимую информа­цию из сообщений одноклассников

Понятийный

диктант,

таблица

§3-4

3



Наука: создание научной картины мира

1

Комбин.

Создание научной кар­тины мира. Развитие образования

Знать основные черты новой научной картины мира, уметь называть основ­ные черты новой научной картины мира, представи­телей науки, публично выступать

Сообщения, таблица

§5

4



Либералы, консер­ваторы, социали­сты

1

Комбин.

Консервативное и ли­беральное течения в общественно-политической жизни. Социалистические учения, марксизм

Знать особен­ности консерва­тивных и ради­кальных учений в обществе. Указы­вать причины их возникновения. Уметь решать познава­тельные задачи, актуализировать полученную информацию

Беседа, со­ставление таблицы

§9-10

5



Становле-ние индуст-риального общества

1

Повт-обобщ.

Основные черты индустриального общества. Капитализм свободной конкуренции. Идейные течения в обществознании XIX в.

Знать основные понятия и термины темы, уметь обобщать и систематизировать изученный материал

тест

С.79

Тема 2. Строительство новой Европы ( 7 ч)

6



Образование наполеоновской империи

1

Комбин.

Наполеон. Французский гражданский кодекс. Наполеоновская импе­рия. Наполеоновские войны

Знать основные черты режима На­полеона. Уметь называть причины завоева­тельных войн (по­казывать на карте), высказывать оце­ночные суждения исторической лич­ности, рабо­тать с историче­ским документом

срав­нительный анализ

§11


7



Падение империи Наполеона

1

Комбин. с элементами дискуссии

Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс. Священный союз и европейский поря­док. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Знать причины ос­лабления империи Наполеона, основные решения и послед­ствия Венского кон­гресса Уметь описывать условия в жизни империи, называть (показы­вать на карте) ос­новные военные сражения, составлять таблицу

вопросы

§12


8



Англия в первой половине XIX в.

1

Комбин.

Социально-экономичес­кие отношения и госу­дарственный строй. Общественные движе­ния: чартисты, тред-юнионы

Знать цели и результат чарти­стского движения; уметь называть и пока­зывать на карте основные направ­ления внешней политики; работать с исто­рическим доку­ментом

Проблемная беседа: поче­

му чартист­ское движе­ние не пере­росло в революцию?

§13

9



Франция в 1800-1870 гг.

1

Комб.

Июльская монархия. Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи

Знать ха­рактер политиче­ского устройства; причи­ны политического кризиса, причи­ны европейских революций, уметь устанав­ливать причинно-следственные связи; решать познавательные задания

Познаватель­ное задание

§14-15

10



Германия и Италия в первой половине -XIX в.

1

Комб.

Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Об­разование Северо-Германского союза. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии

Знать общие черты и различия национального объединения Гер­мании и Италии; уметь устанав­ливать причинно-следственные связи; делать вы­воды и обобщения. Называть прави­телей и государст­венных деятелей

Проблемная беседа: как следует оце­нивать чувство верноподданничества?

§16; 17

11



Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна

1

Комбин.

Франко-прусская война. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объ­единения Германии и провозглашение Германской империи.Парижская Коммуна

Знать причины и последствия войны для Фран­ции и Германии, мира в целом. Уметь делать выводы и прогнозы возмож­ного развития международных отношений

Алгоритм военных дей­ствий

§18

12



Строительство новой Европы

1

Повт-обобщ

Социально-экономичес­кие отношения и госу­дарственный строй стран Европы ,причины из­менений в поли­тическом строе стран Европы

Знать основные понятия и термины темы, уметь обобщать и систематизировать изученный материал

тест

С.146

ЧАСТЬ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ( 11 ч)

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов ( 5 ч)

13



Германия во второй половине XIX в.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Особенности индуст­риального развития. Либеральные реформы

Знать государст­венное устройство; особенности инду­стриализации; ос­новные черты нацио­нализма; характер внешней политики. Уметь аргументировать и высказывать свою точку зрения, пока­зывать на карте ко­лонии

Познав.задания

§19

14



Великобритания: конец Викториан­ской эпохи

1

Комб.


Особенности экономи­ческого развития. Колониальные захваты

Знать особен­ности развития ка­питализма в Анг­лии; уметь показывать на карте колонии, на­зывать правителей и государственных деятелей

сравнитель­ная таблица

§20

15



Франция: Третья республика

1

Комб.

Франция – светское государство. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движе­ния протеста. Реваншизм.

Знать особен­ности развития капитализма; ос­новные реформы. Уметь показывать на карте колонии. Называть прави­телей и государ­ственных деятелей

Задания с кратким ответом

§21

16



Италия во второй половине- XIX в.


1

Комб.

Конституционная мо­нархия. «Национальное возрождение» сла­вянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Националь­ный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика. «Лоскутная империя»

Знать особен­ности развития и характер внешней политики Италии, особенности раз­вития Австро-Венгрии. Уметь составлять табли­цы, показывать на карте колонии. Называть прави­телей и государст­венных деятелей

таблица

§22

17



Формирова-ние австро-венгерского государства

1

Комб.

Задания с кратким ответом

§23

Тема 4. Две Америки ( 2 ч)

18



США в XIX в.


1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Гражданская война. Отмена рабства. Особенности экономи­ческого развития. Внешняя политика

Знать особен­ности промышлен­ного переворота, основу хозяйства Юга, основные этапы и итоги гра­жданской войны, выяв­лять причины и по­следствия социаль­ных противоречий; определять характер внешней политики США. уметь показывать на карте места военных сражений

вопросы

§24-25

19



Латинская Америка

1

Комб.

Образование незави­симых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Знать причи­ны освободитель­ного движения в колониях; осо­бенности развития экономики регио­на; работать с картой

Задания с кратким ответом

§26


Тема 5. Художественная культура XIX столетия (1 ч)

20



Художественная культура XIX столетия

1

Урок-презентация

Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе Натурализм. Изобразительное искусство Скульптура Ар­хитектура и градостроительство. Рождение кино.


Знать, что индустриальная эпоха – время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых творцы искусства стремились запечатлеть новую картину мира. Уметь рассматривать произведения искусства, оценивать их, вырабатывать собственное мнение

таблица

§7-8

Тема 6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости ( 2 ч)

21



Страны Востока в XIX в.: Япония и Китай

1

Комб.

Реформы Мэйдзи. «Открытие» Китая. Политическое устройство. Изменения в образе жизни обще­ства.


Знать причины реформ и их по­следствия. Уметь объяснять осо­бенности экономи­ческого развития, описывать изме­нения в образе жизни общества, определять при­чины и характер внешней политики, ; составлять сравнительную таблицу

сравнительная таблиця

§27-28

22



Страны Востока в XIX в.: Индия и Африка

1

Комб.

Особенности колониаль­ного режима в Индии. Колониальные захва­ты в Африке

Знать особен­ности развития стран Востока; Уметь делать со­общения, системати­зировать материал, обобщать, делать выводы

план «Соци­ально-эконо-мические и по

-ли­тические по­следствия колониально­го раздела Африки»

§29-30

Тема 7. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 ч)

23



Международные отношения в последней трети XIX в.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Нарастание противо­речий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское со­перничество. Антанта. Империалистические войны. Балканские войны — пролог Пер­вой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и по­литики гонки вооружений

Знать основ­ные международ­ные противоречия, уметь работать с картой, делать выводы на основе фактов

вопросы

§31

Повторение (1 ч)

24



Итоговое повторение «Мир в XIX - начале XX вв.»

1

Урок обобщающего повторения

Модернизация, революции и национально-освободительных движения. Империалистические войны

Знать в чем заключается суть модернизации, что она стала главным содержанием этого времени, XIX век – век революций и национально-освободительных движений, но и время развития национализма, что создало основу для возникновения войн за передел мира. Уметь анализировать ист. явления, процессы, факты, определять и объяснять понятия

тест


История России XIX век (44 часа)

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (9 ч)

25



Россия на рубеже веков

1

Школьная лекция

Территория. Население. Сословия.

Экономический строй. Политический строй.

знать о кризисе крепостного хозяйства, какие факторы замедляли развитие экономики, а какие – способствовали ее развитию; о развитии капиталистических отношений и начале промышленного переворота, понимают отличие и особенности этого процесса от подобного в Европе; развивать умение выделять главное, обобщать, делать выводы, анализировать;


вопросы


26



Внутренняя политика в 1801 — 1806 гг

1

Комб. урок с эле-ментами лабора-торной раб.

Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Ре­форма народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

Знать об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определивших ее характер, оценивают роль «Негласного комитета» в жизни России; развивать умение анализировать, давать характеристику исторической личности, работать с документом

Вопросы и задания на с.17-18

§1

27



Внешняя политика в 1801 — 1812 гг

1

Комб

Международное по­ложение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Знать международное положение России в начале века, узнают основные цели, задачи и направления внешней политики страны, оценивают ее результативность; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение работать с исторической картой

таблица

§2

28



Реформаторская деятель

-ность М.М. Сперанского

1

Комб с элементами лабо-раторной работы

Реформы М. М. Сперанского. Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы.

Отставка Сперанского: при­чины и последствия.

Знать основные понятия темы, развивать умение анализировать, давать характеристику исторической личности, работать с документом

Вопросы и задания на с.23

§3

29



Отечественная война 1812 г

1

Комб

Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков.

Знать о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне; развивают умение давать оценочное суждение, работать с документом, с исторической картой;


Задания с кратким

ответом

§4

30



Заграничные походы русской армии

1

Комб

Внешняя политика Рос­сии в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия па Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Знать цели заграничного похода и его характер, понимать изменение международного положения России в результате разгрома Наполеона, основные направления внешней политики страны в новых условиях; развивать умение аналитически мыслить, делать выводы, работать с исторической картой;

тест

§5

31



Внутренняя политика в 1814 — 1825 гг.

1

Комб

Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 20-х гг.

Знать причины усиления консервативных тенденций во внутренней политике Александра I в 1815-1825гг, их конкретные проявления (военные поселения, цензурные ограничения), противоречивость этой политики; развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи

Задания с кратким

ответом

§6

32



Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

Комб

Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект кресть­янской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и тор­говли.


тест

§7

33



Общественные движения при Александре I

1

Комб

Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские ор­ганизации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Север­ное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Му­равьева.

Знать основные понятия темы, развивать умение анализировать, давать характеристику исторической личности, работать с документом


Задания с кратким

ответом

§8

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (10 ч)

34



Династический кризис 1825 г Выступление декабристов.

1

Комб с эле-ментами лабора-торной раб

динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов

знать на примере восстания декабристов наличие в обществе глубоких противоречий, понимают, что решение этих противоречий было возможно лишь на пути реформ, оценивать историческое значение и последствия восстания; развивать умение выделять главное, делать выводы, работать с документами

Анализ документов

§9

35



Внутренняя политика Николая I

1

Комб

Укрепление роли государ­ственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Рос­сийской империи. Русская православная церковь и государство. III отделение царской канцелярии.

Знать особенности внутренней политики Николая I, ее основных направлениях,; развивать умение рассуждать, давать оценку событиям, формулировать выводы

Задания с кратким

ответом

§10

36



Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в.

1

Комб

Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Но­вые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления госу­дарственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Знать основные понятия темы, развивать умение анализировать, давать характеристику исторической личности, работать с документом


план

§11

37



Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг

1

Комб

Русско-иран­ская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Национальная политика самодержавия. Поль­ский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Знать международное положение России в указанный период, основные направления внешней политики страны, истоки кризиса в отношениях между Западом и Россией; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с исторической картой

таблица

§12

38



Общественное движение в годы правления Николая I.

1

Комб с эле-ментами лабора-торной раб

Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «об­щинного социализма».

Знать исторические причины активизации общественного движения во второй четверти XIX века и его особенности, развивать умение критически мыслить, сравнивать, работать с документом


Анализ документа

§13

39



Крымская война 1853-1856 гг.

1

Комб

Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны

знать причины и характер войны, основные этапы, оценивать мужество и героизм защитников Севастополя, уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с документом;

Задания с кратким

ответом

§14

Культура и быт в первой половине XIX в. (4 ч)

40



Образование и наука

1

Урок-конфе-ренция

Сословный характер образования. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические от­крытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в раз­витие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Знать роль образование в ходе реформ, о достижениях науки и влиянии науки на прогресс российского общества; уметь отбирать нужную информацию, готовить сообщения и выступать перед аудиторией;

таблица

§15

41



Русские первооткры-ватели и путешест-венники

1

Комб

Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линс-гаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Даль

-невос­точные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путя-тина. Русское ге­ографичес-кое общество.

Знать о выдающихся географических открытиях в первой половине XIX века; ументь работать с исторической картой, оценивать достижения соотечественников

Задания с кратким

ответом

§16

42



Художественная культура первой половины XIX века

1

Комб

Ро­мантизм, классицизм, реализм В. А. Жуковский. К'.' Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григоро­вич. Драматургические произве

дения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов. русской национальной му-зыкальной шко­лы. А. Е. Вар

-ламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжс-кий. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А.Иванов.

П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казан­ский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцо-вой пло­щади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-визан-ийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дво

-рец, Оружейная палата).

Культура народов Россий

ской империи. Взаимное обогащение культур.

Знать, что первая половина XIX века – это начало золотого века русской художественной культуры уметь описывать и оценивать художественное произведение, высказывать собственную точку зрения, развивать монологическую речь

Задания с кратким

ответом

§17

43



Быт и обычаи

1

Комб

Повседневная жизнь. Одежда, питание. Досуг, обычаи.

Знать основные понятия темы, уметь работать с текстом учебника, выделять главную мысль

вопросы

§18

Обобщение (I ч).

44



Россия в первой половине XIX века

1

Урок-обобща-ющего повто-рения

Россия на пороге перемен.


Знать факты, явления события, хронологию, термины и понятия темы развивать умение рассуждать, давать оценку событиям, формулировать выводы

тест


РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч)

45



Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы

1

Урок изучения нового материа-ла

Социально-экономическое раз­витие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Лич­ность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Подготовка крестьянской реформы.

знать о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, о том, как шла подготовка реформы, уметь выделять главное и формулировать тезисы

вопросы

§19

46



Отмена крепостного права

1

Комб. с элемен-тами лабо

раторной работы

Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права.


знать о сущности крестьянской реформы 1861 года, основные положения реформы и значение отмены крепостного права; уметь выделять главное, анализировать, работать с документом, давать оценочное суждение

Анализ истор.источника

§20

47



Либеральные реформы 60—70-х гг

1

Комб.

Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила

знать о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, их противоречивости и непоследовательности, уметь оценивать значение реформ в истории России; выделять главное, анализировать, критически мыслить

таблица

§21

48



Значение реформ

1

Комб.

Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве на рубе­же 70 — 80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Национальный вопрос в царствование Александра II

тест

§22

49



Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права

1

Комб.

Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Начало индустриализации. Форми­рование буржуазии. Рост пролетариата.

Знать о завершении промышленного переворота и начала формирования двух основных классов – буржуазии и пролетариата причины медленного перехода сельского хозяйства на буржуазные рельсы; уметь анализировать, выделять главное, работать с документом

Анализ истор.источника

§23

50



Общественное движение 70-90-х годов XIX века

1

Комб

Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков

Знать в чем заключался кризис самодержавной власти, уметь устанавливать причинно-следственные связи, формулировать оценочные суждения

вопросы

§24

51



Зарождение революционного народничества и его идеология

1

Комб. с эле-ментами лабора-торной раб

Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Знать о сущности революционного народничества, об особенностях теоретических воззрений идеологов «действенного» народничества М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, эволюцию их тактики, суть и формы революционного террора; уметь выделять главное, давать характеристику историческим личностям

таблица

§25

52



Революционное народни

-чество 2 половины 60-х-начала 80-х гг. XIX века

1

Комб.

Народнические организации второй половины 1860—начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Убийство Александра II.

Задания с кратким

ответом

§26

53



Внешняя политика Александра II.

1

Комб.

. Основные направления внеш­ней политики России в 1860—1870-х гг. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.


Знать об основных направлениях внешней политики в данный период, главные цели внешней политики - создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения реформ в стра-не и восстановления статуса великой мировой державы; уметь определять главное, оценивать деятельность исторических личностей, давать им характеристику

Задания с кратким

ответом

§27

54



Русско-турецкая война 1877—1878 гг

1

Комб. с эле-ментами лабора-торной раб

причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига

Знать причины и характер русско-турецкой войны, ход, итоги; уметь работать с исторической картой, с документами, оценивать деятельность исторических личностей

вопросы

§28

55



Личность Александра III. Начало царствования

1

Комб.

Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики.

Знать причины кризиса самодержавной власти, роль Победоносцева в утверждении принципа незыблемости самодержавной власти; уметь устанавливать причинно-следственные связи, формулировать оценочные суждения

вопросы

§29

56



Внутренняя политика Александра III

1

Комб.

Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

тест

§30

57



Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. XIX века

1

Комб.

Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое деся­тилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства

Знать основные понятия темы, уметь работать с текстом учебника, выделять главную мысль

вопросы

§31

58



Социаль­ная структура пореформенного общества.

1

Комб.

. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.


таблица

§32

59



Положение основных слоев российского общества.


1

Комб.

Знать основные понятия темы Уметь сопоставлять, сравнивать, обобщать, работать с текстом учебника;

Задания с кратким

ответом

§33

60



Общественное движение в 80 — 90-х гг XIX века

1

Комб. с эле-ментами лабора-торной раб

Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.


Знать об изменениях, которые про-изошли в общественном движении в 80-90-х гг. XIX в. (земское движе

-ние, распространение идей марк-сизма); уметь сравнивать, обоб-щать, анализировать, работать с документами

Анализ истор.источника

§34

61



Внешняя политика Александра III

1

Комб

Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.


Знать об основных направлениях внешней политики в данный период уметь определять главное, оценивать деятельность исторических личностей, давать им характеристику

Задания с кратким

ответом

§35

62



Просвещение и наука

1

Урок-конфе-ренция

Школьная реформа. Развитие естественных и обще­ственных наук. Успехи физико-математических, прикладных и хими­ческих наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Знать, что в России в данное время происходит демократизация культуры, как это проявилось в образовании, науке и литературе, архитектуре, театре, музыке, оценивать достижения в этих областях духовной сферы общества, уметь отбирать нужную информацию, готовить сообщения, выступать перед аудиторией

Задания с кратким

ответом

§36

63



Литература и изобрази-тельное искусство

1

Комб

Критический реализм в литературе. Развитие российской жур­налистики. Революционно-демократическая литература.

кроссворд

§37

64



Архитектура , музыка, театр, народное творчество

1

Урок-презентация

«Могучая кучка» и П. И. Чайковский

Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Русский драматический театр Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль рус­ской культуры в развитии мировой культуры


Задания с

кратким

ответом

§38

65



Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

Комб

Урбанизация. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь И быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Знать основные понятия темы, уметь работать с текстом учебника, выделять главную мысль

вопросы

§39


Родной край во второй половине XIX в. (1 ч)


66



Родной край во второй половине XIX в.

1

Урок-конфе-ренция

Развитие Московского региона во второй половине XIX в.

Знать основные понятия темы, уметь отбирать нужную информацию, готовить сообщения, выступать перед аудиторией

вопросы

Повт. §19-35


Итоговое обобщение (2ч).

67



РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

1

Повт-обоющ.

Буржуазные реформы 60-70 гг. Общественное движение. внешняя политика

Знать факты, события, явления, хронологию, термины и понятия, умения и навыки, предусмотренные программным материалом

тест

Повт. §35

68



Россия и мир на пороге XX в

1

Обобщ.

Итоги развития России к началу XX в

вопросы






50



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!