Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского» |
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического | Заместитель директора | Директор МБОУ СОШ № 26 |
объединения | по УВР | ________ Ф.И.О. |
Протокол от «__ » ___20_ г. | | |
№ ___ | ________ Ф.И.О. | Приказ от «___»____20__ г. |
Руководитель МО_________ | «__ » ________20___г. | № ___ |
Ф.И.О. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию 9 класс |
| | Разработана | | | Шульгиной С.В. | | | учителем истории и обществознания | | | высшей квалификационной категории | | | | С. Краснокумское 2019 г. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
– тестирование;
– задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
– моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2010.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» в 9 классе.
№ | Тема урока | Кол-во час | Результаты освоения | Тип урока | Основные виды деятельности | Д.З. | |
план | факт |
| |
Политика и социальное управление (11 час) |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | Предметные Рассказать о науках, изучающих общество, их особенностях и связях. Рассказать о существующих формах проявления влияния в обществе. Дать понятие политической системе общества, рассказать о роли государства в ней. Дать понятие формам правления и дифференцировать понятия государства по формам правления. | | выявлять особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Метапредметные принимать и сохранять учебную задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Личностные сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания. | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома», анализ документов | §1, стр. 4-8, вопросы, | |
2 | Государство, его отличительные признаки. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника . Работа с текстом учебника. Анализ ситуаций | §2, вопросы. Эссе «Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» | |
3 | Политический режим. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника. | §3, анализировать документ с.25 | |
4 | Правовое государство | 1 | Предметные Дать понятия основным положениям, раскрывающим данную тему. Научиться устанавливать причинно -следственные связи и зависимости между объектами, анализировать вопросы Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывать действия с партнером. Личностные проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий, выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» | §4, ответить на вопросы «В классе и дома» | |
5 | Гражданское общество. Местное самоуправление | 1 | Урок «открытия» нового знания | Рубрика «В классе и дома» Рубрика «Проверь себя», словарь. | §5, выучить основные понятия | |
6 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» | §6, с.58, ответить на вопросы | Дата |
7 | Практическая работа «Школа молодого избирателя» | | Урок отработки умений и рефлексии | Деловая игра | Стр.58, задание № 9. | |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. | §7, с.64, «В классе и дома», подготовить реферат | |
9 | Средства массовой информации | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника Анализ ситуаций и задач | §1, стр. 8-10, подготовиться к игре. | |
10 | Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с доп. материалами | Составить бюллетень кандидата в председатели Совета старшеклассников | |
11 | Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество» | 1 | Урок развивающего контроля | Работа с текстом учебника | Повторить термины | |
Право (24 час) |
12 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства | 1 | Предметные Рассказать что представляют из себя социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Дать понятие гражданскому обществу. Раскрыть понятия: институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус. Научить самостоятельно выделять и формулировать цели, анализировать вопросы, формулировать ответы. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно выделять и формулировать цель, составлять план и последовательность действий. участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимают позицию партнера Личностные применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника | §8, ответить на вопросы «В классе и дома» | |
13 | Понятие правоотношения. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника . Рубрика «Проверь себя», словарь. | §9, с.78, написать эссе | |
14 | Понятие правонарушения . | 1 | Урок «открытия» нового знания | Рубрика «Проверь себя», Работа с текстом учебника | §10с. 84, изучить рубрику «Говорят мудрые» | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | Предметные Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее структуре и особенностях. О способах реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Сохранять мотивацию к учебной деятельности Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, участвовать в коллективном решении проблем, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию учитывать ориентиры, данные учителем при изучении материала Личностные Владеть целостными представлениями о качествах личности | Урок «открытия» нового знания | Рубрика «В классе и дома» | §11, ответить на вопросы с. 101 «В классе и дома» | |
16 | Конституция - основной закон РФ | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Анализ документа | §12-13, стр. 103-110, заполнить таблицу | |
17 | Основы конституционного строя РФ | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Анализ документа | §12-13, стр. 110-117,составить план, работа с документами | |
18 | Практическая работа по теме: «Конституция РФ» | 1 | Предметные Рассказать что собой представляют права, свободы и обязанности человека. Познакомить с разделами конституции. Правоотношения в различных сферах жизни , каким должно быть поведение их участников. Объяснить чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей. Дифференцировать понятия: право, семья, ребенок. Выделить их спецификацию и взаимосвязь. Научить овладевать целостными представлениями о качествах личности человека, привлекать информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала планироватьт цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвовать в коллективном обсуждении проблем, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию Личностные сравнивать разные точки зрения , оценивать собственную учебную деятельность, сохранять мотивацию к учебной деятельности | Урок отработки умений и рефлексии | Работа в тетради | Написать эссе «Наша Конституция» | |
19 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника. Рубрика «В классе и дома» | §14-15, стр.120-132, выписать цитаты. | |
20 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Анализ документа | § 14-15, стр.132-134, заполнить таблицу. | |
21 | Лабораторная работа по теме: «Права и свободы граждан» Ф.Г. Собственный бизнес. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Работа в тетради | Работа с материалами СМИ | |
22 | Гражданские правоотношения Ф.Г. Собственный бизнес. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. | §16, составить презентацию | |
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» | §17, читать СМИ, с.153, «В классе и дома» | |
24 | Семейные правоотношения Ф.Г.Банки и их роль в жизни семьи. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. | §18, выучить определения, работа с документами | |
25 | Административные правоотношения | 1 | Предметные Объяснить социальные права гражданина. Дать понятие «административное правонарушение». Объяснить его структуру и нормы, подтверждающие различные формы преступления. самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениям и, понимать позицию партнёра Личностные оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника . Вопросы и задания для практикума | $ 19, составить кластер. Подобрать материал из газет | |
26 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. | §20, работать с первоисточником | |
27 | Социальные права | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» | §21, составить план, подобрать материал из газет | |
28 | Практическая работа по теме: «Социальные права» Ф.Г, Налоги и их роль в жизни семьи. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с текстом для анализа | Написать реферат | |
29 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника . Рубрика «В классе и дома» | §22, отвечать на вопросы, работать с документацией | |
30 | Практическая работа по теме: «Международная правовая защита» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Тест. Работа в тетради | Работа в сети Интернет | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. | §23, вопросы. | |
32 | Лабораторная работа «Закон об Образовании» Ф.Г.Банки и их роль в жизни семьи. | 1 | Предметные Раскрыть понятие образования как института общества. Рассказать о науке, ее функциях, об учреждениях науки, о высшей школе, видах высших учебных заведений РФ. Научиться выполнять контрольные задания по обществознанию, получить возможность научиться преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера Личностные выражать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с документом Письменная работа в тетради | Написать эссе на тему «Плюсы и минусы ЕГЭ» | |
33 | Контрольная работа Ф.Г, Налоги и их роль в жизни семьи. | 1 | Урок развивающего контроля | Письменная работа в тетради | Подготовить презентацию | |
34 | Самостоятельная работа по теме: «Право» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Словарная работа Тест. | Составить тезисный план | |
| | | Урок отработки умений и рефлексии | Подведение итогов. Выставление оценок | | |
Итого 34 час |
25