УтверждАЮ
Директор МБОУ СОШ № 2 п. Гигант
__________________ И.С. Трофименко
(приказ от 30.08.2019 г. №226)
М.П.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
начальное общее образование; 1 «А» класс; 1 «Б» класс
Количество часов – 1 «А» класс – 30ч; 1 «Б» класс – 32 ч.
Учителя: Зубенко Наталья Николаевна
Русанова Олеся Геннадьевна
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы начального общего образования по изобразительному искусству В. С. Кузина (УМК «Школа России»).
Согласовано Согласовано
МО учителей Заместитель директора по УВР
начальных классов _____________И.А.Дорохина
(протокол от «28» августа 2019 года № 1) «29 » августа 2019 года
Содержание
1.Пояснительная записка ………………………………………………………….….3-5
2.Содержание учебного предмета………………………………………………….....5-6
3.Планируемые результаты………………………………………………………….. .6-8
4.Тематическое планирование……………………………………………………...... 8-9
5.Календарно-тематическое планирование…………………………………………...9-12
6. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение курса………..12
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15); учебным планом и расписанием МБОУСОШ №2 п. Гигант на 2019-2020 учебный год; на основе авторской программы по Изобразительному искусству В.С. Кузин, Э. И. Кубышкин, Издательство: М. «Дрофа», приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38); приказы Минобрнауки России от 08.06.2017г. № 535, от 20.06.2017 № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 31 марта 2014 года № 253».
Цели:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
• реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности.
Задачи:
• овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
• развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием;
способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, которая достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания; система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др.
Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цвето-тональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников иллюстраторов.
Декоративно прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Место предмета в учебном плане
Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУСОШ №2 п. Гигант на 2019-2020 учебный год, а также государственными праздниками, данная программа рассчитана на 33 часа.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
В мире волшебных красок. (14ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками. Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Мы готовимся к празднику. (3ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления о перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних — выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Красота вокруг нас. (8ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте.
Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Встреча с весной красной. (8ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы.
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Раздел 3. Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство»
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
- положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной инструкции;
- использовать изученные приёмы работы красками;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- различать цвета и их оттенки;
- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты.
- называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
- понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
- изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.
- понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
- свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
- применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
- устно описывать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
- пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
- выполнять простые по композиции аппликации.
Раздел 4. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | В мире волшебных красок | 14 | Эвристическая беседа об инструментах и материалах, которыми работают художники. Эвристическая беседа с опорой на учебник видеофильм и (или) мультимедийную презентацию. Групповой анализ картин, произведений мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства городецкого промысла. Индивидуальное выполнение рисунка. Индивидуальная работа по созданию орнамента в полосе из геометрических фигур, по изображению элементов хохломской росписи. |
2 | Мы готовимся к празднику | 3 | Восприятие произведений искусства. Эвристическая беседа на тему «О чем рассказывает натюрморт?». Эвристическая беседа с опорой на учебник, тетрадь и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа по созданию пейзажа живописными материалами по выбору, по созданию елочных игрушек для украшения. Коллективное обсуждение способов передачи разнообразия форм и характерных особенностей локального цвета овощей и фруктов. Индивидуальное выполнение творческого задания. Выполнение проекта. Лепка овощей и фруктов для натюрморта с натуры (с использованием наглядных пособий, муляжей овощей и фруктов). Изготовление отдельных элементов в технике оригами по образцу из учебника. |
3 | Красота вокруг нас | 8 | Эвристическая беседа с опорой на учебник и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа над иллюстрацией к любимой сказке, над рисунком зимнего пейзажа в материале по выбору. |
4 | Встреча с Весной – красной | 8 | Эвристическая беседа с опорой на учебник и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа по созданию орнамента в круге, по украшению дымковской игрушки (по выбору учащихся), по рисованию любимых весенних цветов. |
| ИТОГО: | 33 ч. | |
Раздел 5. Календарно – тематическое планирование 1 «А» класс; 30 час
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть – 8 часов |
В мире волшебных красок - 14 часов |
1. | 05.09 | Чем и как работают художники. Радуга и праздник красок. (У с. 4-5, РА с. 1) | 1 |
2. | 09.09 | Волшебные цвета. (У с. 6-9, РА с. 2-3) | 1 |
3. | 16.09 | Путешествие моего кораблика. (У с. 6-9, РА с. 4-5) | 1 |
4. | 23.09 | Волшебные краски. (У с. 6-9,28-29, РА с. 6-7) | 1 |
5. | 30.09 | Красивые цепочки. Приемы примакивания и тычка. (У с. 14-15) | 1 |
6. | 07.10 | Волшебные листья и ягоды. (У с. 12-13, РА с. 8-9) | 1 |
7. | 14.10 | Красота орнаментов из геометрических фигур. (У с. 16-19, РА с. 10-11) | 1 |
8 | 21.10 | Аппликация «Узор из кругов и треугольников». (РА с. 12) | 1 |
2 четверть – 7 часов |
9 | 11.11 | Прямые и косые линии. (У с. 20-23, РА с. 13) | 1 |
10 | 18.11 | Волшебные превращения геометрических фигур. (У с. 24-25, РА с. 14-15) | 1 |
11. | 25.11 | Красота орнаментов из растительных форм. (У с. 26-29, РА с. 16) | 1 |
12. | 02.12 | Волшебный узор. (У с. 30-31, РА с. 17) | 1 |
13. | 09.12 | Красота формы осенних листьев. (У с. 38-45, РА с. 18-19) | 1 |
Мы готовимся к празднику - 3 часа |
15. | 16.12 | Новогодняя ёлка. (У с. 66-69, РА с. 24-25) | 1 |
16. | 23.12 | Украшения на ёлку. (У с. 64-65, РА с. 26) | 1 |
3 четверть – 7 часов |
17. | 13.01 | Красота обычных вещей. Треугольник. (У с. 10-11) | 1 |
Красота вокруг нас - 8 часов |
18. | 20.01 | В мире красоты. (У с. 74-75, РА с. 27) | 1 |
19. | 27.01 | В гостях у сказки. (У с. 76-79) | 1 |
20. | 03.02 | Мы рисуем зимние деревья. (У с. 86-89, РА с. 28-29) | 1 |
21 | 17.02 | Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектуры». (У с. 80-85) | I |
22. | 02.03 | Красавица зима. (У с. 90-93, РА с. 30-31) | 1 |
23. | 16.03 | Летняя сказка зимой. (У с. 94-95) | 1 |
24. | 30.03 | Красота обычных вещей. Круг, кольцо, овал. (У с. 96-97, РА с. 32-33) | 1 |
25. | 06.04 | Герои любимых сказок. (У с. 98-101, РА с. 34-35) | 1 |
Встреча с весной - 8 часов |
26. | 13.04 | Лепка. Птицы прилетели. (У с. 106-107) | 1 |
4 четверть – 7 часов |
27. | 20.04 | Весенний день. (У с. 108-111) | 1 |
28. | 27.04 | Праздничные краски узоров. (У с. 112-113, РА с. 36) | 1 |
29 | 18.05 | Праздничные краски узоров. (У с. 112-113, РА с. 37) | 1 |
30. | 25.05 | Красота вокруг нас. Весенние цветы. (У с. 114-117, РА с. 38-39) | 1 |
Календарно – тематическое планирование 1 «Б» класс; 32 часа
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству 1б класс
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть – 8 часов |
В мире волшебных красок - 14 часов |
1. | 06.09 | Чем и как работают художники. Радуга и праздник красок. (У с. 4-5, РА с. 1) | 1 |
2. | 13.09 | Волшебные цвета. (У с. 6-9, РА с. 2-3) | 1 |
3. | 20.09 | Путешествие моего кораблика. (У с. 6-9, РА с. 4-5) | 1 |
4. | 27.09 | Волшебные краски. (У с. 6-9,28-29, РА с. 6-7) | 1 |
5. | 04.10 | Красивые цепочки. Приемы примакивания и тычка. (У с. 14-15) | 1 |
6. | 11.10 | Волшебные листья и ягоды. (У с. 12-13, РА с. 8-9) | 1 |
7. | 18.10 | Красота орнаментов из геометрических фигур. (У с. 16-19, РА с. 10-11) | 1 |
8 | 25.10 | Аппликация «Узор из кругов и треугольников». (РА с. 12) | 1 |
2 четверть – 8 часов |
9 | 08.11 | Прямые и косые линии. (У с. 20-23, РА с. 13) | 1 |
10 | 15.11 | Волшебные превращения геометрических фигур. (У с. 24-25, РА с. 14-15) | 1 |
11. | 22.11 | Красота орнаментов из растительных форм. (У с. 26-29, РА с. 16) | 1 |
12. | 29.11 | Волшебный узор. (У с. 30-31, РА с. 17) | 1 |
13. | 06.12 | Красота формы осенних листьев. (У с. 38-45, РА с. 18-19) | 1 |
14. | 13.12 | Осенние подарки: овощи и фрукты. (У с. 48-57, РА с. 20-23) | 1 |
Мы готовимся к празднику - 3 часа |
15. | 20.12 | Новогодняя ёлка. (У с. 66-69, РА с. 24-25) | 1 |
16. | 10.01 | Украшения на ёлку. (У с. 64-65, РА с. 26) | 1 |
3 четверть – 10 часов |
17. | 17.01 | Красота обычных вещей. Треугольник. (У с. 10-11) | 1 |
Красота вокруг нас - 8 часов |
18. | 24.01 | В мире красоты. (У с. 74-75, РА с. 27) | 1 |
19. | 31.01 | В гостях у сказки. (У с. 76-79) | 1 |
20. | 07.02 | Мы рисуем зимние деревья. (У с. 86-89, РА с. 28-29) | 1 |
21 | 21.02 | Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектуры». (У с. 80-85) | I |
22. | 28.02 | Красавица зима. (У с. 90-93, РА с. 30-31) | 1 |
23. | 06.03 | Летняя сказка зимой. (У с. 94-95) | 1 |
24. | 13.03 | Красота обычных вещей. Круг, кольцо, овал. (У с. 96-97, РА с. 32-33) | 1 |
25. | 20.03 | Герои любимых сказок. (У с. 98-101, РА с. 34-35) | 1 |
Встреча с весной - 8 часов |
26. | 03.04 | Лепка. Птицы прилетели. (У с. 106-107) | 1 |
4 четверть – 7 часов |
27. | 10.04 | Весенний день. (У с. 108-111) | 1 |
28. | 17.04 | Праздничные краски узоров. (У с. 112-113, РА с. 36) | 1 |
29 | 24.04 | Праздничные краски узоров. (У с. 112-113, РА с. 37) | 1 |
30. | 08.05 | Красота вокруг нас. Весенние цветы. (У с. 114-117, РА с. 38-39) | 1 |
31 | 15.05 | Здравствуй, лето. (У с. 118-121) | 1 |
32. | 22.05 | Красота обычных вещей. Квадрат, прямоугольник, ромб. (У с. 122-123, РА с. 40) | 1 |
Раздел № 6. «Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программного курса «Изобразительное искусство»
Учебно- методические комплект
В.С. Кузин, Э. И. Кубышкин, Издательство: М. «Дрофа» 2017 г.
Учебно-практическое оборудование:
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы: «Введение в цветоведение»; «Основы декоративно- прикладного искусства»
Интерактивное учебное пособие. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование.
Электронно-образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «О32 ткрытый урок»
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
27