Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шептуховская средняя общеобразовательная школа” Кореневского района Курской области
Рассмотрена на МО учителей начальных классов Протокол № ____ от «___» ____________ 2018г. Руководитель МО ---------------- Медведева И.Е. | Согласована с заместителем директора по УВР Зубаревой М.Н ……………… от «___» ___________ 2018 г | Утверждена решением педагогического совета ОУ от …………..2018г Протокол № _____ Приказом директора от «___» ___________ 2018 г. № … Директор школы ……………..Ткачёва Л. М |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству (УМК «Перспектива»)
Уровень обучения (класс) начальное общее 4 класс
Количество часов: Уровень - базовый
Всего - 34 часа, в неделю – 1 час.
Учитель начальных классов: Комардина Е.А
2018 – 2019 учебный год
«Изобразительное искусство» Т. Я. Шпикалова
4 класс. УМК «Перспектива»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» составлена для учащихся 4 класса на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерной программы начального общего образования;
- авторской программы под редакцией Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А. Макаровой Н.Р., Щировой А. Н. и ориентирована на работу по УМК «Перспектива»
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности
2.Планируемые предметные результаты учебного курса:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие
художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
* сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
*овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; элементарных различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
3. Содержание учебного предмета
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)
и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор
средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
АЗБУКА ИСКУССТВА. (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу ( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
4. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Планируемые результаты | Примечание |
| | | Восхитись вечно живым миром красоты | 11 ч | | Личностные результаты : формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат , бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата ; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; Предметные результаты: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процесса | |
1. | | | «Целый мир от красоты» Пейзаж. | 1 ч | Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | |
2. | | | «Древо жизни — символ мироздания» Зарисовки и наброски деревьев | 1 ч | Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | |
3. | | | «Мой край родной. Моя земля». Пейзаж «Величие и красота могучего дерева» | 1 ч | Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. | |
4. | | | «Цветущее дерево – символ жизни». Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. | 1 ч | Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи. | |
5. | | | «Птицы - символ света, счастья, добра». Декоративная композиция. | 1 ч | Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. | |
6. | | | «Конь – символ солнца, плодородия и добра». Декоративная композиция. | 1 ч | Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. | |
7. | | | «Связь поколений в традиции Городца». Декоративная композиция. | 1 ч | Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика, статика. | |
8. | | | «Знатна русская земля своими мастерами и талантами». Портрет. | 1 ч | Портрет: человек творческой профессии, пропорции лица. | |
9. | | | «Вольный ветер – дыхание земли». Пейзаж. | 1 ч | Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | |
10. | | | «Движение – жизни течение». Наброски заводных игрушек и детей в движении. | 1 ч | Наброски с натуры, по памяти, по представлению: подвижность красочных пятен, линий | |
11. | | | «Осенние метаморфозы». Пейзаж. Итоговая выставка «Восхитись вечно живым миром красоты» | 1 ч | Пейзаж: колорит, композиция. | |
| | | Любуйся ритмами в жизни природы и человека. | 14 час | | |
12. | | | «Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений» Групповой портрет.. | 1 ч | Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | |
13. | | | «Двенадцать братьев друг за другом бродят» Декоративно-сюжетная композиция. | 1 ч | Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. | |
14. | | | «Год не неделя – двенадцать месяцев впереди». Иллюстрация к сказке «12 месяцев» | 1 ч | Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. | |
15. | | | «Новогоднее настроение». Создание основы праздничной новогодней открытки. | 1 ч | Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов. | |
16. | | | «Твои новогодние поздравления». Проектирование открытки. | 1 ч | Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | |
17. | | | «Зимние фантазии». Зимние наброски и зарисовки. | 1 ч | Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. | |
18. | | | «Зимние картины». Сюжетная композиция. | 1 ч | Сюжетная композиция. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | |
19. | | | «Ожившие вещи». Натюрморт. | 1 ч | Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | |
20. | | | «Выразительность формы предметов». Декоративный натюрморт. | 1 ч | Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета. | |
21. | | | «Русское поле. Бородино». Портрет. Батальный жанр. | 1 ч | Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. | |
22. | | | « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. | 1 ч | Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | |
23. | | | «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома». Образа-символы. Орнамент. | 1 ч | Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. | |
24. | | | «Народная расписная картинка- лубок». Декоративная композиция. | 1 ч | Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | |
25. | | | Итоговая выставка рисунков «Любуйся ритмами в жизни природы и человека».. | 1 ч | Подведение итогов работы | |
| | | Восхитись созидательными силами природы и человека. | 9 час | | |
26. | | | «Вода - живительная стихия». Проект экологического плаката. | 1 ч | Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. | |
27. | | | «Повернись к мирозданию!» Проект экологического плаката в технике коллажа. | 1 ч | Проект экологического плаката. Коллаж. | |
28. | | | «Русский мотив». Пейзаж. | 1 ч | Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма. | |
29. | | | Русский мотив. Пейзаж. (продолжение) | 1ч | Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма. | |
30. | | | «Всенародный праздник-День Победы» Образы защитников Отечества.. | 1 ч | Патриотическая тема в искусстве: образ защитника Отечества. | |
31. | | | «Орнаментальный образ в века» Орнамент народов мира. | 1 ч | Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. | |
32. | | | «Орнаментальный образ в веках». Орнамент народов мира (продолжение). | 1ч | Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. | |
33. | | | «Странички для любознательных». Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. | 1 ч | Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. Музеи Удмуртии. | |
34. | | | «Странички для любознательных». Искусство стран Западной Европы. Тест «Проверь себя». | | Проверочная работа: тест. | | |