СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе по ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе по ФГОС»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шептуховская средняя общеобразовательная школа” Кореневского района Курской области



Рассмотрена

на МО учителей начальных классов

Протокол № ____

от «___» ____________ 2018г.

Руководитель МО

---------------- Медведева И.Е.



Согласована

с заместителем директора

по УВР Зубаревой М.Н

………………

от «___» ___________ 2018 г



Утверждена

решением педагогического совета ОУ от …………..2018г

Протокол № _____

Приказом директора

от «___» ___________ 2018 г. № …

Директор школы

……………..Ткачёва Л. М




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству (УМК «Перспектива»)


Уровень обучения (класс) начальное общее 4 класс



Количество часов: Уровень - базовый

Всего - 34 часа, в неделю – 1 час.



Учитель начальных классов: Комардина Е.А

2018 – 2019 учебный год



«Изобразительное искусство» Т. Я. Шпикалова

4 класс. УМК «Перспектива»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» составлена для учащихся 4 класса на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- примерной программы начального общего образования;

- авторской программы под редакцией Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А. Макаровой Н.Р., Щировой А. Н. и ориентирована на работу по УМК «Перспектива»     

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности



2.Планируемые предметные результаты учебного курса:


      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие

художественные музеи России и своего региона;
      • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров

• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
      • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
      • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
        • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

* сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

*овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; элементарных различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

3. Содержание учебного предмета



ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)

и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:

основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор

средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

АЗБУКА ИСКУССТВА. (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.

Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу ( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.




















4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

план.

Дата

факт.

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Планируемые результаты

Примечание




Восхитись вечно живым миром красоты

11 ч


Личностные  результаты   :

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ  и  историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и  освоение  социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности  и  формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности  и  личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости  и  свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей  и  чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности  и  эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания  и  сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми  и  сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и  находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на  результат , бережному отношению к материальным  и  духовным ценностям.

 Метапредметные  результаты:

овладение способностью принимать  и  сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;освоение  способов  решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения  результата ;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности  и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 освоение   начальных  форм познавательной  и  личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов  и  процессов, схем решения учебных  и  практических задач;

активное использование речевых средств  и  средств информационных  и  коммуникационных  технологий  (далее - ИКТ) для решения коммуникативных  и  познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках  и  открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи  и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и  познавательными задачами  и   технологиями  учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление  и  выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики  и  этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей  и  жанров в соответствии с целями  и  задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  и  составлять тексты в устной  и  письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий  и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника  и  вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения  и  права каждого иметь свою; излагать свое мнение  и  аргументировать свою точку зрения  и  оценку событий;)определение  общей  цели  и  путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций  и  ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение  и  поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон  и  сотрудничества;

Предметные результаты:

овладение  начальными  сведениями о сущности  и  особенностях объектов, процессов  и  явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических  и  др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми  предметными   и  межпредметными понятиями, отражающими существенные связи  и  отношения между объектами  и  процесса





1.



«Целый мир от красоты»

Пейзаж.

1 ч

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно


2.



«Древо жизни — символ мироздания»

Зарисовки и наброски деревьев

1 ч

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень


3.



«Мой край родной. Моя земля».

Пейзаж «Величие и красота могучего дерева»

1 ч

Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет.


4.



«Цветущее дерево – символ жизни».

Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.

1 ч

Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи.


5.



«Птицы - символ света, счастья, добра».

Декоративная композиция.


1 ч

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита.


6.



«Конь – символ солнца, плодородия и добра».

Декоративная композиция.

1 ч

Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок.


7.



«Связь поколений в традиции Городца».

Декоративная композиция.

1 ч

Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика, статика.


8.



«Знатна русская земля своими мастерами и талантами».

Портрет.

1 ч

Портрет: человек творческой профессии, пропорции лица.


9.



«Вольный ветер – дыхание земли».

Пейзаж.

1 ч

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.


10.



«Движение – жизни течение».

Наброски заводных игрушек и детей в движении.

1 ч

Наброски с натуры, по памяти, по представлению: подвижность красочных пятен, линий


11.



«Осенние метаморфозы».

Пейзаж.

Итоговая выставка «Восхитись вечно живым миром красоты»

1 ч

Пейзаж: колорит, композиция.





Любуйся ритмами в жизни природы и человека.

14 час



12.



«Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений»

Групповой портрет..

1 ч

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.


13.



«Двенадцать братьев друг за другом бродят»

Декоративно-сюжетная композиция.

1 ч

Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.


14.



«Год не неделя – двенадцать месяцев впереди».

Иллюстрация к сказке «12 месяцев»

1 ч

Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.


15.



«Новогоднее настроение».

Создание основы праздничной новогодней открытки.

1 ч

Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.


16.



«Твои новогодние поздравления».

Проектирование открытки.

1 ч

Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.


17.



«Зимние фантазии».

Зимние наброски и зарисовки.

1 ч

Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.


18.



«Зимние картины».

Сюжетная композиция.

1 ч

Сюжетная композиция. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.


19.



«Ожившие вещи».

Натюрморт.

1 ч

Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.


20.



«Выразительность формы предметов».

Декоративный натюрморт.

1 ч

Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета.


21.



«Русское поле. Бородино».

Портрет. Батальный жанр.

1 ч

Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу.


22.



« Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

Сюжетная композиция.

1 ч

Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.


23.



«Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома».

Образа-символы. Орнамент.

1 ч

Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.


24.



«Народная расписная картинка- лубок».

Декоративная композиция.

1 ч

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.


25.



Итоговая выставка рисунков «Любуйся ритмами в жизни природы и человека»..

1 ч

Подведение итогов работы





Восхитись созидательными силами природы и человека.

9 час



26.



«Вода - живительная стихия».

Проект экологического плаката.

1 ч

Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.


27.



«Повернись к мирозданию!»

Проект экологического плаката в технике коллажа.

1 ч

Проект экологического плаката. Коллаж.


28.



«Русский мотив».

Пейзаж.

1 ч

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма.


29.



Русский мотив.

Пейзаж. (продолжение)

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма.


30.



«Всенародный праздник-День Победы»

Образы защитников Отечества..

1 ч

Патриотическая тема в искусстве: образ защитника Отечества.


31.



«Орнаментальный образ в века»

Орнамент народов мира.

1 ч

Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.


32.



«Орнаментальный образ в веках».

Орнамент народов мира (продолжение).

Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.


33.



«Странички для любознательных».

Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга.

1 ч

Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. Музеи Удмуртии.


34.



«Странички для любознательных».

Искусство стран Западной Европы.

Тест «Проверь себя».


Проверочная работа: тест.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!