Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №159»
«Р а с с м о т р е н о» Руководитель МО _____________ Н.Н. Гатиятуллина Протокол № от « » _________ ______г. | «С о г л а с о в а н о» Заместитель директора по УР МБОУ «Лицей №159» ____________ С.М. Галимуллина | «У т в е р ж д е н о» Директор МБОУ «Лицей №159» _____________ С.Х. Загидуллина Приказ № ___ «__» ________ _____ г. |
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 6 классов
«П р и н я т о»
на заседании педагогического
совета
Протокол №__
от «___» _________ ____ г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 6 класса и реализует документов:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями;
Годового календарного учебного графика.
Образовательной программы МБОУ «Лицей №159».
Учебного плана лицея.
Авторской программы по ИЗО под редакцией Б.М. Неменского. 6 класс.
В данном курсе используется учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений авторов Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского.-М. : «Просвещение» , 2015 год.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах отводится 105 часов, в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год). На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов в год, в объеме 1 учебного часа в неделю.
Перечень учебно-методического и учебно-технического обеспечения
Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская.
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека». Поурочные разработки 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Интернет – ресурсы: http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО;http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по искусству
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник научится:
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Планируемые результаты освоения учебного курса В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание тем курса по изобразительному искусству в 6 классах
«Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусств.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства (9ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств. Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет). Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека. Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Пейзаж настроения. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа современного города.
Тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 классов
№ | Тема | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата План | проведения Факт | Примечание |
| | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | | | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Пространственные искусства. | Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Исследование взаимодействия красочных фактур (творческий поиск). Создание рисунка. | 1 | | | |
2 | Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. | Работа графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.). Выполнение зарисовок отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов. | 1 | | | |
3 | Художественный образ. Стилевое единство. | Ответы на вопросы. Изображение композиций в разных стилях. | 1 | | | |
4 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | Рассуждение о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.). | 1 | | | |
5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | Осуществление на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.). Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | 1 | | | |
6 | Цвет. Основы цветоведения. | Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.). | 1 | | | |
7 | Цвет в произведениях живописи. | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени). | 1 | | | |
8 | Объёмные изображения в скульптуре. | Виды скульптурных изображений, объяснение их назначения в жизни людей. Характеристика основных скульптурных материалов и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждение о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивание простых навыков художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (в техниках лепки, бумагопластики. Создание объёмных изображений животных в разных материалах. | 1 | | | |
9 | Основы языка изображения (обобщение темы). | Рассказ о разных художественных материалах и их выразительных свойствах . Участие в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ. | 1 | | | |
| | Мир наших вещей. Натюрморт. | | | | |
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Рассуждение о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников. Чтение отрывков из стихотворения по описанию и заданной теме. Выполнение рисунка. | 1 | | | |
11 | Изображение предметного мира-натюрморт. Композиция. | Диалог о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объёмных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Изображение плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации). | 1 | | | |
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. | Выявление конструкции предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображение сложной формы предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдаяих пропорции. Изображение с натуры силуэтов двух-трёх кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур. | 1 | | | |
13 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | Изображение простых предметов по правилам линейной перспективы. Определение понятий: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснение перспективных сокращений в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертёжных принадлежностей). Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел. | 1 | | | |
14 | Освещение. Свет и тень. | Осваивание основных правил объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомство с картинами, натюрмортами европейского искусства XVII—XVIII веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объёмного изображения. | 1 | | | |
15 | Натюрморт в графике. | Осваивание первичных умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Понимание и объяснение, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретение опыта восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению. | 1 | | | |
16 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | Использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражение цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.). | 1 | | | |
| | Понимание смысла деятельности художника. | | | | |
17 | Образ человека - главная тема искусства. Портрет. | Знакомство с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Рассказ о своих художественных впечатлениях. Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре. | 1 | | | Принести простой карандаш, А-3, линейка, ластик. |
18 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | Понимание и объяснение роли пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.). | 1 | | | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Создание зарисовки объёмной конструкции головы. Зарисовки объёмной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров. | 1 | | | |
20 | Портрет в скульптуре. | Знакомство с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | 1 | | | |
21 | Графический портретный рисунок. | Выполнение набросков и зарисовок людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. Создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры). | 1 | | | |
22 | Сатирические образы человека. | Рассуждение о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Приобретение навыков рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека. Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | 1 | | | |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. | 1 | | | |
24 | Роль цвета в портрете. Портрет в живописи. | Рассказ о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Создание портрета знакомого человека или литературного героя. | 1 | | | |
25 | Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). | Рассказ об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждение о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретение творческого опыта и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). | 1 | | | |
26 | Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). | Узнавать и называть основные даты в истории развития портрета в отечественном искусстве ХХ века. Рассказ о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Участие в выставке лучших работ класса; посещение художественного музея, выставки. | 1 | | | |
| | Человек и пространство. Пейзаж. | | | | |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | Объяснение разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснение, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждение о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. | 1 | | | |
28 | Изображение пространства. | Получение представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Наблюдение пространственных сокращений (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретение навык (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. Выполнение коллективного коллажа из подручного материала. | 1 | | | |
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | Объяснение понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретение навыков изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | 1 | | | |
30 | Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. | Творческое рассуждение, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями). | 1 | | | |
31 | Пейзаж в русской живописи. | Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана. Приобретение умений и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. Разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина). | 1 | | | |
32 | Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). | Эксперимент на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Создание композиции в стиле Клода Моне. | 1 | | | |
33 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. | Приобретение навыков создания пейзажных зарисовок. Создание графической работы на тему «Весенний пейзаж». | 1 | | | |
34 | Работа на пленэре. | Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретение навыков передачи в цвете состояний природы и настроения человека при работе на пленэре. Приобретение опыта колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека. Сделать зарисовки пейзажа. | 1 | | | |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы). | Рассуждение о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Участие в беседе по материалу учебного года. Участие в обсуждении творческих работ учащихся. Участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства. | 1 | | | |