Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 69
Рассмотрено «Утверждаю»
на педагогическом совете Приказ № ____от 01.09.2019
протокол № 1 директор МБОУ СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1- 4 классы)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество 138
Программа разработана на основе программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство» - Москва: «Просвещение», 2011.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоционального состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
2. Содержание учебного предмета.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тематическое планирование 1 класс | Количество часов |
Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения (8 часов) | |
Изображения вокруг нас | 1 |
Мастер Изображения учит видеть | 1 |
Изображать можно пятном | 1 |
Изображать можно в объеме | 1 |
Изображать можно линией | 1 |
Разноцветные краски | 1 |
Изображать можно и то, что невидимо | 1 |
Художник и зрелище (обобщение) | 1 |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) | |
Мир полон украшений | 1 |
Красоту надо уметь видеть | 1 |
Узоры на крыльях. Ритм пятен | 1 |
Красивые рыбы. Монотипия. | 1 |
Украшения птиц. Объемная аппликация | 1 |
Узоры, которые создали люди | 1 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение) | 2 |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 часов) | |
Постройки в нашей жизни | 1 |
Рисуем домики для сказочных героев | 1 |
Домики, которые построила природа | 1 |
Дом снаружи и внутри | 1 |
Строим город | 2 |
Все имеет свое настроение | 1 |
Постройка предметов | 1 |
Город, в котором мы живем (обобщение) | 2 |
Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу (7 часов) | |
Совместная работа 3-х братьев – мастеров | 1 |
Праздник весны | 1 |
Праздник птиц | 1 |
Разноцветные жуки | 1 |
Сказочная страна | 1 |
Времена года | 1 |
Здравствуй лето! Образ лета в творчестве художников | 1 |
Итого: | 33 |
Тематическое планирование 2 класс | Количество часов |
Как и чем работает художник (8часов) | |
Три основные краски, строящие многоцветие мира | 1 |
Пять красок - все богатство цвета и тона | 1 |
Пастель и мелки, акварель; их выразительные возможности | 1 |
Выразительные возможности аппликации | 1 |
Выразительные возможности графических материалов | 1 |
Выразительность материалов для работы в объеме | 1 |
Выразительные возможности бумаги | 1 |
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение) | 1 |
Реальность и фантазия (8 часов) | |
Изображение и реальность | 1 |
Изображение и фантазия | 1 |
Украшение и реальность | 1 |
Украшение и фантазия | 1 |
Постройка и реальность | 1 |
Постройка и фантазия | 2 |
Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе (обобщение) | 1 |
О чем говорит искусство (11 часов) | |
Выражение характера изображаемых животных | 1 |
Выражение характера человека в изображении; мужской образ | 1 |
Выражение характера человека в изображении; женский образ | 1 |
Образ человека и его характер выраженный в объеме | 1 |
Изображение природы в разных состояниях | 1 |
Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения | 1 |
Выражение намерений через украшения. «Морской бой Салтана и пиратов» | 2 |
Образ здания и его назначение | 2 |
В изображении, украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение (обобщение) | 1 |
Как говорит искусство (8 часов) | |
Цвет как средство выражении: «теплые» и «холодные» цвета | 1 |
Цвет как средство выражения: «глухие» и «звонкие» цвета | 1 |
Линия как средство выражения: ритм линий | 1 |
Линия как средство выражения: характер линий | 1 |
Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер | 1 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности | 1 |
Ролевая игра – беседа «Мы художники и зрители». Обобщающий урок | 1 |
Обобщение изученного материала за год | 35 |
Тематическое планирование 3 класс | Количество часов |
Искусство в твоем доме (8 часов) | |
Твоя игрушка (создание формы, роспись) | 2 |
Твоя посуда | 1 |
Мамин платок | 1 |
Обои, шторы в твоем доме | 1 |
Твоя книжка | 1 |
Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 |
Труд художника для твоего дома. Обобщение | 1 |
Искусство на улицах твоего города (8 часов) | |
Наследие предков: памятники архитектуры | 1 |
Витрины на улицах | 1 |
Парки, скверы, бульвары | 1 |
Ажурные ограды | 1 |
Фонари на улицах и в парках | 1 |
Удивительный транспорт | 2 |
Искусство на улицах города. Обобщение | 1 |
Художник и театр (образ театрального героя) | 1 |
Художник и зрелище ( 11 часов) | |
Художник в цирке | 1 |
Художник в театре | 1 |
Театр кукол | 2 |
Маски | 2 |
Афиша и плакат | 2 |
Праздник в городе | 1 |
Школьный карнавал. Обобщение | 1 |
Художник и музей (8 часов) | |
Музеи в жизни города | 1 |
Картина - особый мир. Картина-пейзаж | 1 |
Картина – натюрморт | 1 |
Картина – портрет | 1 |
Картины исторические и бытовые | 1 |
Скульптура в музеях мира и на улицах | 1 |
Художественная выставка. Обобщение. | 2 |
Итого: | 35 |
Тематическое планирование 4 класс | Количество часов |
Искусство родного края (8 часов) | |
Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы | 2 |
Деревня – деревянный мир. | 2 |
Образ русского человека (женский образ). Образ русского человека (мужской образ) | 2 |
Народные праздники. Обобщение по теме «Искусство твоего народа» | 2 |
Древние города нашей земли (8 часов) | |
Родной угол | 1 |
Древние соборы | 1 |
Города русской земли. Воронеж | 1 |
Древние – русские воины-защитники | 1 |
Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва. | 1 |
Узорочье теремов | 1 |
Пир в теремных палатах. Обобщение | 2 |
Каждый народ – художник (11часов) | |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 3 |
Города в пустыне | 2 |
Древняя Эллада | 3 |
Европейские города Средневековья. | 2 |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение. | 1 |
Искусство объединяет народы (8 часов) | |
Все народы воспевают материнство | 1 |
Все народы воспевают мудрость старости | 1 |
Сопереживание | 1 |
Герои - защитники | 2 |
Юность и надежды | 2 |
Искусство народов мира. Обобщение | 1 |
| |
Итого: | 35 |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Тема | К-во час | Дата |
а | б | в | г |
1-2 | Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть | 1 | | | | |
3-4 | Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме | 1 | | | | |
5-6 | Изображать можно линией. Разноцветные краски | 1 | | | | |
7-8 | Изображать можно и то, что невидимо. Художник и зрелище. Обобщение | 1 | | | | |
9 | Мир полон украшений | 1 | | | | |
10 | Красоту надо уметь видеть | 1 | | | | |
11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен | 1 | | | | |
12 | Красивые рыбы. Монотипия | 1 | | | | |
13 | Украшения птиц. Объемная аппликация | 1 | | | | |
14 | Узоры, которые создали люди | 1 | | | | |
15-16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Обобщение | 2 | | | | |
17 | Постройки в нашей жизни | 1 | | | | |
18 | Рисуем домики для сказочных героев | 1 | | | | |
19 | Домики, которые построила природа | 1 | | | | |
20 | Дом снаружи и внутри | 1 | | | | |
21 | Строим город | 2 | | | | |
22 | Все имеет свое настроение | 1 | | | | |
23-24 | Постройка предметов | 1 | | | | |
25-26 | Город, в котором мы живем. Обобщение | 2 | | | | |
27 | Совместная работа 3-х братьев – мастеров | 1 | | | | |
28 | Праздник весны. | 1 | | | | |
29 | Праздник птиц | 1 | | | | |
30 | Разноцветные жуки | 1 | | | | |
31 | Сказочная страна | 1 | | | | |
32 | Времена года | 1 | | | | |
33 | Здравствуй лето! Образ лета в творчестве художников | 1 | | | | |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п\п | Тема | К-во часов | Дата |
а | б | в |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | 1 | | | |
2 | Пять красок - все богатство цвета и тона | 1 | | | |
3 | Пастель и мелки, акварель; их выразительные возможности | 1 | | | |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 | | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | 1 | | | |
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 | | | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение | 1 | | | |
9 | Изображение и реальность | 1 | | | |
10 | Изображение и фантазия | 1 | | | |
11 | Украшение и реальность | 1 | | | |
12 | Украшение и фантазия | 1 | | | |
13 | Постройка и реальность | 1 | | | |
14-15 | Постройка и фантазия | 2 | | | |
16 | Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе. Обобщение | 1 | | | |
17 | Выражение характера изображаемых животных | 1 | | | |
18 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ | 1 | | | |
19 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | 1 | | | |
20 | Образ человека и его характер выраженный в объеме | 1 | | | |
21 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | | | |
22 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения | 1 | | | |
23-24 | Выражение намерений через украшения. «Морской бой Салтана и пиратов» | 2 | | | |
25-26 | Образ здания и его назначение | 2 | | | |
27 | В изображении, украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение. Обобщение | 1 | | | |
28 | Цвет как средство выражении: «теплые» и «холодные» цвета | 1 | | | |
29 | Цвет как средство выражения: «глухие» и «звонкие» цвета | 1 | | | |
30 | Линия как средство выражения: ритм линий | 1 | | | |
31 | Линия как средство выражения: характер линий | 1 | | | |
32 | Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер | 1 | | | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности | 1 | | | |
34 | Ролевая игра – беседа «Мы художники и зрители». Обобщающий урок года | 1 | | | |
35 | Обобщение изученного за год | 1 | | | |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | К –во часов | Дата |
а |
1-2 | Твоя игрушка (создание формы, роспись) | 2 | |
3 | Твоя посуда | 1 | |
4 | Мамин платок | 1 | |
5 | Обои, шторы в твоем доме | 1 | |
6 | Твоя книжка | 1 | |
7 | Поздравительная открытка | 1 | |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение | 1 | |
9 | Наследие предков: памятники архитектуры | 1 | |
10 | Витрины на улицах | 1 | |
11 | Парки, скверы, бульвары | 1 | |
12 | Ажурные ограды | 1 | |
13 | Фонари на улицах и в парках | 1 | |
14-15 | Удивительный транспорт | 2 | |
16 | Искусство на улицах города. Обобщение | 1 | |
17 | Художник и театр (образ театрального героя) | 1 | |
18 | Художник в цирке | 1 | |
19 | Художник в театре | 1 | |
20-21 | Театр кукол | 2 | |
22-23 | Маски | 2 | |
24-25 | Афиша и плакат | 2 | |
26-27 | Праздник в городе | 2 | |
28 | Школьный карнавал. Обобщение | 1 | |
29 | Музеи в жизни города | 1 | |
30 | Картина - особый мир. Картина-пейзаж | 1 | |
31 | Картина – натюрморт | 1 | |
32 | Картина – портрет | 1 | |
33 | Картины исторические и бытовые | 1 | |
34 | Скульптура в музеях мира и на улицах | 1 | |
35 | Художественная выставка. Обобщение. | 1 | |
| | | |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п\п | Тема | К-во часов | Дата |
а | б | в | г |
1-2 | Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы | 2 | | | | |
3-4 | Деревня – деревянный мир | 2 | | | | |
5-6 | Образ русского человека (женский образ). Образ русского человека (мужской образ) | 2 | | | | |
7-8 | Народные праздники. Обобщение по теме «Искусство твоего народа» | 2 | | | | |
9 | Родной угол | 1 | | | | |
10 | Древние соборы | 1 | | | | |
11 | Города русской земли. Воронеж | 1 | | | | |
12 | Древние – русские воины защитники | 1 | | | | |
13 | Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва. | 1 | | | | |
14 | Узорочье теремов | 1 | | | | |
15-16 | Пир в теремных палатах. Обобщение | 2 | | | | |
17-19 | Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 3 | | | | |
20-21 | Города в пустыне | 2 | | | | |
22-24 | Древняя Эллада | 3 | | | | |
25-26 | Европейские города Средневековья | 2 | | | | |
27 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение | 1 | | | | |
28 | Все народы воспевают материнство | 1 | | | | |
29 | Все народы воспевают мудрость старости | 1 | | | | |
30 | Сопереживание | 1 | | | | |
31-32 | Герои - защитники | 2 | | | | |
33-34 | Юность и надежды | 2 | | | | |
35 | Искусство народов мира. Обобщение | 1 | | | | |
| | | | | | |