СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании ФЗ "Об образовании в РФ" №273 от 29.12.2012г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс»


I.Планируемые результаты

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Задачиобучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России

  • и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

II. Содержание учебного предмета

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей малой родины, — без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль Мастеров Изображения, Украшения, Постройки в создании среды жизни человека.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой темы должны строиться на основе вопроса: «А что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира (дома, улицы и т. д.)?» Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

Искусство в твоем доме

      Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
      Твои игрушки
      Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.
      Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.
      Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного материала (упаковки, ткань, мех).
      Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом».
      Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
      Посуда у тебя дома
      Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
      Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, глина, водоэмульсионная краска.
      Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево, пластмасса).
      Мамин платок
      Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
      Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
      Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме.
      Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
      Обои и шторы в твоем доме
      Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.
      Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.
      Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца.
      Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).
      Твои книжки
      Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
      Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки.
      Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке); книжки-игрушки; детские книжки.
      Литературный ряд: текст выбранной сказки.
      Поздравительная открытка
      Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
      Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
      Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
      Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
      В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
      На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Искусство на улицах твоего города

      Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
      Памятники архитектуры — наследие веков
      Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
      Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.
      Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
      Парки, скверы, бульвары
      Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
      Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
      Ажурные ограды
      Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
      Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решеток и оград в наших городах, деревянные резные украшения домов.
      Фонари на улицах и в парках
      Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
      Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды разных фонарей.
      Витрины магазинов
      Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
      При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
      Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.
      Транспорт в городе
      В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
      Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: фотографии транспорта; виды старинного и современного транспорта.
      Что сделал художник на улицах моего города (села)
      Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище

      В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
      Театральные маски
      Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
      Конструирование выразительных острохарактерных масок.
      Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: маски разного характера.
      Художник в театре
      Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
      Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
      Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
      Литературный ряд: выбранная сказка.
      Театр кукол
      Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
      Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
      Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол; репродукции из книг о кукольном театре; диафильм.
      Театральный занавес
      Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
      Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (или обои).
      Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.
      Афиша, плакат
      Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
      Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
      Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
      Художник и цирк
      Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
      Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь.
      Зрительный ряд: фрагменты циркового представления.
      Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
      Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.


Художник и музей

      Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
      Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
      Музеи в жизни города
      Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
      Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
      Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
      Материалы: гуашь, бумага, кисти.
      Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).
      Картина-пейзаж
      Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
      Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
      Материалы: гуашь, кисти, белая бумага.
      Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В. Ван Гог, Н. Рерих, И. Левитан, А. Рылов, А. Куинджи, В. Бялыницкий-Бируля).
      Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
      Картина-портрет
      Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
      Материалы: гуашь, кисти (или пастель), бумага.
      Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.
      В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
      Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
      Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона.
      Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере, А. Л. Бари и др.).
      Исторические картины и картины бытового жанра
      Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
      Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.
      Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
      «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД


Урок:

- проблемная ситуация;

- диалог;

- взаимообучения;

- свободный урок;

- урок разновозрастного

сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Творческая мастерская


Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Индивидуальное занятие


Форма организации деятельности по построению индивидуальныхобразовательных маршрутов

Внеучебные формы


Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.


III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс (34ч)


п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Искусство в твоем доме.

8ч.

2

Искусство на улицах твоего города.

8 ч.

3

Художник и зрелище.

10ч

4

Художник и музей.

8ч.


Часть, формируемая участниками образовательных отношений


п/п

урока

Тема

1

5

Выставка творческих работ «Игрушки Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель».

2

7

Дискуссия на тему «Роль художника

в создании книги, многообразие видов книг».

3

9

Экскурсия «Основные памятники города, где они находятся».

4

13

Творческая работа «Фонари для детского праздника».

5

23

Экскурсия в художественный музей.

6

29

Конкурс «Мы рисуем натюрморт».

7

33

Выставка творческих работ.

Итого: 7 часов




Часть, формируемая участниками образовательных отношений


Тема

Кол-во часов

Номер урока

1

Бурятский орнамент в украшении посуды.

(«геометрический», «бараний рог»)

1

3

2

Орнамент в украшении национальной одежды.

1

4

3

Знакомство с бурятскими художниками-иллюстраторами.

1

11

4

Знакомство с творчеством художника-скульптора ДоржиНамдаковым.

1

12

5

Национальные герои в скульптуре («Гостеприимная Бурятия», «Гэсэр», «Богатыри» и т. д.)

1

17

6

Экскурсия в музей им. Ц. Сампилова. Знакомство с творчеством бурятских художников.

1

32

7

Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья

Итого: 7 часов

1

34

























Технологическая карта



Цели:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

формирование коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

п/п

Тема уроков

Цель урока

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-

методическое обеспечение

Дата

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень Продуктивный (базовый).

Повышенный уровень Продвинутый.


1


2

Искусство в твоем доме. Твоя игрушка (создание формы, роспись).


развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка.

Индивидуальная,

парная.

Знать образцы игрушек (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель).

Уметь преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки.

Знать, чем отличается Гжель от Хохломы (цвета).

Уметьвыполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки.

Уметь находить

информацию

и пользоваться ею.

Игрушки, посуда, гжельские и хохломские изделия; кн. 1, 9, 11, 12, 13, 21


3

4

Твоя посуда. НРК Бурятский орнамент в украшении посуды.

(«геометрический»,

«бараний рог»).

(4 урок)

В/д Выставка творческих работ «Игрушки Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель».


совершенствовать приемы рисования с натуры, правильной передачи формы и пропорции; развивать умение самостоятельно решать декоративное

оформление предметов; познакомить с элементами хохломской росписи.

Индивидуальная,

парная.

Знать работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения.

Уметь изобразить посуду по своему образцу.

Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция – форма – украшение, роспись.

Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской росписи.





5

Тема: Мамин платок.НРК Орнамент в украшении национальной одежды.


показать приемы составления декоративных композиций (расти-

тельный узор – хохлома, гжель).

Индивидуальная,

парная.

Знать в общем искусство росписи тканей.

Уметь составить простейших орнамент.

Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков.

Уметь отличать платок от ткани.

Уметь находить

информацию

и пользоваться ею.

Русские платки, ткань с растительным орнаментом, кн. 1, 2, 3, 4, 8, 12, 13, 20, ЭЭ, ПК


6

Тема: Обои, шторы в твоем доме.



учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для орнаментальных композиций, развивать художественный вкус.

Индивидуальная,

парная.

Знать о роли художников в создании обоев, штор.

Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты и ее назначение (детская, спальня и т. п.).

Знать о роли каждого
из братьев-мастеров

в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

Уметь:

– превращать их в орнамент для украшения комнаты;

– создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа).


Электронная

энциклопедия, образцы обоев разного назначения кн. 1, 2, 3, 8, 9, 16, 18, 19, 20


7

Тема: Твоя книжка.

В/д Дискуссия на тему «Роль художника в создании книги, многообразие видов книг».


развивать творческие способности учащихся, умения раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения.

Индивидуальная,

парная.

Знать роль художника

в создании книги, многообразие видов книг.

Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации.

Знать роль обложки, шрифта, буквицы.

Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт.


Выставка книг, кн. 2, 3, 4, 6, 8, 20


8

Тема: Поздравительная открытка (декоративная закладка). Обобщение темы четверти.



познакомить с графически работами (гравюра, офорт, литография, линогравюра). Формировать любознательность, вкус к произведениям графики, понимание к условности ее языка.

Индивидуальная,

парная.

Знать виды графических работ.

Уметь выполнить простую графическую работу.

Знать отличие литографии от линогравюры.

Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно.

Уметь находить

информацию

и пользоваться ею.

Образцы гравюр, кн. 1, 2, 3, 4, 9, 16, 18, 20


9

Темы: Искусство

на улицах твоегого-рода.

В/д Экскурсия «Основные памятники города, где они находятся».



познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов строителей; начать работу над панно «Мой любимый город».

Индивидуальная,

парная.

Знать основные памятники города, где они находятся.

Уметь узнавать памятники Великой Отечественной войны, гражданской войны.

Знать скульптора

Е. Вучетича, его работы.

Уметь изобразить один из памятников.


Видеофильм: «Музей Панорама»

электронная энциклопедия, слайды, ПК.


10

Тема: Витрины

на улицах.



развивать наблюдательность,

познавательные способности учащихся, научить отличать характер витрин, их оформление.

Индивидуаль-ная,

парная.

Знать о требованиях

к оформлению витрин

по назначению и уровню культуры города.

Уметь отличать разные витрины.

Знать витрины как украшение улицы.

Уметь составить проект оформления витрины.


Электронная

энциклопедия, ПК, слайды.


11

Тема: Парки, скверы, бульвары.

НРК Знакомство с бурятскими художниками-иллюстраторами.



обратить внимание детей на то, что парки скверы проектируются художниками-архитек-

торами; дать понятие, в чем заключается их работа; продолжить освоение способов передачи

пространства.

Индивидуальная,

парная.

Знать, в чем заключается работа художника-архитектора.

Уметь изобразить парк или сквер.

Знать, что работа художника-архитектора – это работа целого коллектива, что такое ландшафтная архитектура.

Уметь изобразить детскую площадку

или бульвар для раздумий.

Уметь находить

информацию

и пользоваться ею.

Дворцовые парки Петродворца, Версаля, Сансуси, современные мемориалы.


12

Тема: Ажурные ограды.

НРК Знакомство с творчеством художника-скульптора ДоржиНамдаковым.



развивать творческое воображение художников-конструкторов.


Индивидуальная,

парная.

Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла.

Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки.



Слайды, электронная энциклопедия, ПК.


13

Тема: Фонари

на улицах и парках.

В/д

Творческая работа «Фонари для детского праздника».


расширять представление учащихся о работе художников по созданию общего облика города, продолжать работу над панно.

Индивидуальная,

парная.

Знать виды и назначение фонарей.

Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника.

Знать, как конструировать фонарь из бумаги.

Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику.


Отрывок сказки

Г. Х. Андерсена «Старый фонарь».

Электронная

энциклопедия,

ПК, кн. 1, 2, 3.


14

Тема: Транспорт.



обратить внимание детей

на выразительность форм транспорта: воздушного, наземного, на его историю эволюции.

Индивидуальная,

парная.

Знать разные виды транспорта.

Уметь изобразить разные виды транспорта.

Знать многообразие форм, связь формы

со временем создания, скоростью.

Уметь создать панно
с аппликацией.


Слайды, картины, кн. 1, 2, 3, 20.

Электронная

энциклопедия, ПК.


15

Тема: Художник и театр.

НРК Национальные герои в скульптуре («Гостеприимная Бурятия», «Гэсэр», «Богатыри» и т. д.)



развивать представление

о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова, фантазия художника и зрителя.


Индивидуальная,

парная.

Знать истоки театрального искусства.

Уметь создать эпизод театральной сказки.

Знать, каким был древний античный театр.

Уметь нарисовать арену древнего театра.

Уметь находить

информацию

и пользоваться ею.

Прослушивание музыкального фрагмента (ария Леля, ария Шемаханской царицы из оперы

Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»),

электронная

энциклопедия, ПК.


16

Тема: Образ театрального героя.


введение

в мир театра, в мир условностей, в мир игры.

Индивидуальная,

парная.

Знать театр кукол – пример видового разнообразия театра.

Уметь создать эскиз театральных кукол-персонажей.

Знать термин «спектакль» как цепь взаимосвязанных действий.

Уметь создать кукольного героя с выразительным характером.


Слайды с изображением вы-разительных характеров сказка по выбору.


17

18


Тема: Театральные маски.


познакомить с масками как способом перевоплощения; развивать эмоционально-целостное отношение к искусству.

Индивидуальная,

парная.

Знать историю происхождения театральных масок.

Уметь конструировать маску из бумаги.

Знать о роли художника в создании маски,

об условности языка масок.

Уметь конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписать, подчеркивая ее характер.


Слайды о карнавале, рисунке, отрывке

о литературном произведении.

М. В. Гоголь «Мертвые души».


19

20

Тема: Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.


создать куклу к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа.

Индивидуальная,

парная.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра.

Уметь создать в паре голову кукольного персонажа.

Знать, что такое перчаточная куклы.

Уметь изготовить голову перчаточной куклы.

Уметь находить

информацию

и пользоваться ею.

Слайды с изображением театральных масок, репродукции из книг о кукольном театре.


21

Тема: Театральный занавес.


обобщить

и систематизировать знания детей

о театре, познакомить с театральным зданием.

Индивидуальная,

парная.

Знать устройство театра.

Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра.

Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.

Уметь изобразить эскиз театрального занавеса.


Слайды с примера-

ми театральных занавесов, фрагменты из опер балетов (грустные, веселые).


22

23

Тема: Афиша.


познакомить с работой художников-графиков, с театральным плакатом, назначением афиш.

Индивидуальная,

парная.

Знать: назначение афиши.

Уметь: создать эскиз афиши к спектаклю.

Знать различие между плакатом и афишей.

Уметь создать эскиз афиши группой без помощи учителя.


Плакаты, афиши,

Электронная

энциклопедия, ПК.


24

25

Темы: Художник
и цирк.

Праздник
в городе.

В/д Экскурсия в художественный музей.


закрепить знания о театре и цирке.

Индивидуальная,

парная.

Знать отличие и сходство театра и цирка.

Уметь создать эскиз циркового представления.

Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит.

Уметь изобразить цирковой персонаж в движении.


С. Маршак «Цирк», слайды с клоунами, циркачами


26

Темы: Художник и музей. Музеи

в жизни города.


познакомить с историей культуры и искусства, сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея.


Индивидуальная,

парная.

Знать, что в музеях хранятся лучные произведения искусства.

Уметь изобразить интерьер музея.

Знать, из чего состоит интерьер музея, крупнейшие музеи страны.

Уметь создать образ музея (работа в паре).


Уметь находить

информацию

и пользоваться ею.


Электронная

энциклопедия

(ЭЭ), ПК, Третьяковская галерея, Эрмитаж, музей изобразительного искусства родного города.


27

Тема: ИЗО, картина пейзаж.


познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы.

Индивидуальная,

парная.

Знать, что такое картина-пейзаж; роль цвета

в пейзаже.

Уметь изобразить пейзаж по представлению.

Знать знаменитые картины-пейзажи Айвазовского, Шишкина.

Уметь передать настроение пейзажа.


Репродукции картин Шишкина, Куинджи, Айвазовского.


28

Тема:

В/д Конкурс «Мы рисуем натюрморт».

показать отношение художника к тому, что он изображает

Индивидуальная,

парная.

Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Уметь изобразить натюрморт по представлению

Знать выражение настроения в натюрморте, роль цвета.

Уметь создать натюрморты с разным настроением (веселый, грустный).


Репродукции натюрмортов Петрова-Водкина,

В. Стожарова,

В. Ван-Гога

и других.


29

Тема: Картина портрет.


познакомить учащихся

с изображением человека на портрете

Индивидуальная,

парная.

Знать жанр портрета.

Уметь нарисовать портрет близкого человека.

Знать знаменитые картины, портреты.

Уметь создать самостоятельно живописный портрет близкого человека.


Портреты:

Ф. Рокотова, В. Серова,

И. Репина, художников эпохи Возрождения.


30

Тема: Картины исторические и бытовые.


научить отличать исторические

картины от бытовых, воспитывать любовь к Родине, патриотизм.


Индивидуальная,

парная.

Знать отличие исторических и бытовых картин

от картин других жанров.

Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей.

Знать мемориал Воинской славы в Волгограде.

Уметь изобразить мемориал Воинской славы.

Уметь находить

информацию

и пользоваться ею

Слайды «Мамаев курган», «Колокола Хатыни» и т. п.


31

Тема: Скульптура
в музеи и на улице. НРК Экскурсия в музей им.Ц.Сампилова. Знакомство с творчеством бурятских художников.

познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов

Индивидуальная,

парная.

Знать, что такое скульптура.

Уметь смотреть на скульптуру.

Знать разнообразие скульптурных мате-

риалов, парковую скульптуру.

Уметь лепить фигуру человека и животного в движении.


Электронная

энциклопедия, ПК, известные скульптурные памятники, парковая скульптура разных эпох.


32

33

Тема: Художественная выставка, обобщение темы четверти.

В/д Выставка творческих работ.

организация лучших работ за год.

Индивидуальная,

парная.

Знать, что такое выставка.

Уметь подготовить к выставке лучшие работы.



Лучшие работы учащихся, оформление панно.


34

НРК Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья.


организация лучших работ за год.

Индивидуальная,

парная.

Продуктивный (базовый).

Знать, что такое выставка.

Уметь подготовить к выставке лучшие работы.



Лучшие работы учащихся, оформление панно.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!