СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Изобразительное искусство»

КЛАССЫ 5 - 8

Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год









Разработала:

Пажельцева Наталья Николаевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Ильичевская СОШ»











с.Ильичевка, 2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;

  1. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание (принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.);

  2. Авторская программа по изобразительному искусству (Изобразительное искусство: - интегрированной программы по изобразительному искусству: 5 – 8 (9) классы / [Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова]. – М.: Вентана – Граф, 2014).


Цель уроков изобразительного искусства в основной школе - реализация фактора общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира;воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.


Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5классе:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности

проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических

предпочтений;

  • развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемомувосприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

  • освоениеразных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-

прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с

художественными материалами, инструментами, техниками;

  • овладение умением пользоватьсявыразительными средствами изобразительного

искусства, языком графической грамоты и разными художественными

материалами,которые позволили бы адекватно выразить в художественном

творчестве представленияучащихся об окружающем мире в соответствии с их

возрастными интересами ипредпочтениями;

  • развитиеопыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

Фактор развития реализуется в программе через формирование дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языкаизобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,восприятие им разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

Характерными признакамиполихудожественного подхода и развивающего обучения в условиях освоения изобразительного искусства являются следующие:

  • духовное возвышение учащихся;

  • действие, радость, увлеченность школьника процессом творчества;

  • живое общение с искусством;

  • освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира;

  • опора в обучении на региональный компонент художественной культуры;

  • реализация полихудожественного интегрированного подхода;

  • сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений;

  • раскрытие разных сторон жизни искусства;

  • активное творчество самих детей.

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в 5 – 8 классах отводится 1 час в неделю. Всего на каждый класс – 35 часов в год, итого – 140 часов в год


































Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира;

  • мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;

  • развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;

  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;

  • воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;

  • развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • бережное отношение к духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования

по изобразительному искусству должны отражать:

  • освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления и творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

  • развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;

  • развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

  • развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

  • активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;

  • развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;

  • воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;

  • овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;

  • развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;

  • освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;

  • формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.


Предметные результаты:

  • сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;

  • развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразитель­ном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

  • развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

  • проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;

  • развитие фантазии и воображения детей;

  • использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;

  • сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

  • умение воспринимать изобразительное искусство и дру­гие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;

  • использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мо­тивам разных видов искусства;

  • нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.



Содержание учебного предмета


Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.


Природа и человек. Природа и художник. Человек — природа — культура Пространство и время. Многомерность мира.

Деятельность учащихся:

Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.

Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве -7 ч.

Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Штрих в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Перспектива в открытом пространстве.Деятельность учащихся:

Развиватьспособность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.

Создание эскизов (образ здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.

Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве).

Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.

Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции - 5 ч.

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.

Деятельность учащихся:

Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём. Познакомиться с греческими канонами изображения человека.

Передавать характерные позы и динамику фигуры.

Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Раздел 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре - 8 ч.

Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм. Головной убор. Народный костюм. Одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.

Деятельность учащихся:

Уметьпередавать в композиции характерные черты героев русских былин.

Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.

Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.

Уметьпредставлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма.

Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).

Раздел 5.Народное декоративно-прикладное искусство - 9 ч.

Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение - вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу -«закрутку». Ткачество как вид народного искусства. Вышивка. Лоскутное шитьё

Деятельность учащихся:

Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона.

Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.

Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода.

Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.

Уметьнаблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.

Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом.Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.

Раздел 6. Проекты и исследования – 2 ч.

Великие имена в искусстве.

Деятельность учащихся:

Размышлять по поводу искусства.

Общаться на языке искусства и по поводу искусства.

Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).














Тематическое  планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


Тема года. Предметный мир глазами художника

Задачи развития на год:

  • углубление полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;

  • освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4ч.

1

Природа и человек

1



2

Природа и художник

1



3

Человек – природа - культура

1



4

Пространство и время. Многомерность мира

1



Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве - 7ч.

5

Зодчество

1



6

Образы старинной архитектуры

1



7

Конструктивные особенности архитектуры

1



8

Объемные формы в изобразительном искусстве

1



9

Штрих в изобразительном искусстве

1



10

Рисуем натюрморт (передача объема и светотени в рисунке)

1



11

Перспектива в открытом пространстве

1



Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5ч.

12

Идем в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

1



13

Мифы Древней Греции

1



14

Скульптура Древней Греции

1



15

Рисуем человека по древнегреческим канонам

1



16

Чернофигурные вазы Древней Греции

1



Раздел 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре - 8ч.

17

Славянские мифы о сотворении мира

1



18

Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

1



19

Былинный образ Русской земли

1



20

Илья Муромец и Соловей - разбойник

1



21

Народный костюм. Головной убор

1



22

Народный костюм . Одежда

1



23

Народные праздники. Святки

1



24

Масленица

1



Раздел 5. Народное декоративно - прикладное искусство - 9ч.

25

Этнографический музей

1



26

Печные изразцы

1



27

Расписывание изразцов

1



28

Прядение - вид народного ремесла

1



29

Прялка

1



30

Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу - «закрутку»

1



31

Ткачество как вид народного искусства

1



32

Вышивка

1



33

Лоскутное шитье




Раздел 6. Проекты и исследования - 2ч.

34

Великие имена в искусстве

1



35

Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс

5 класса. (Творческий проект)

1



































Содержание учебного предмета


Введение. История развития представлений человека о мироздании - 1ч.


Деятельность учащихся:

Создавать тематические композиции на плоскости и в пространстве.

Выполнять коллективные макеты.

Раздел 1. Мифология в народном творчестве - 5ч.

Мифы творения мира. Мифология и символика русской избы. Фантастические звери в русском народном творчестве. Символы в орнаменте. Пермская деревянная скульптура.

Деятельность учащихся:

Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи.

Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика).

Использовать в композиции знаки и символы.

Уметьобъяснять символику изображения.

Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома.Передавать образ фантастического зверя в природной среде.

Раздел 2. Мир архитектуры- 5ч.

Храмовая архитектура. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. Дворянские усадьбы России. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. Садово-парковая архитектура.

Деятельность учащихся:

Получитьпредставление о храме как символической модели мироздания.

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры .

Различать характер и особенности архитектурных сооружений.

Использовать правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой. Выполнять эскиз фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги с учётом конкретного здания.

Раздел3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы - 3ч.

Дворянский быт, интерьер дворянского дома. Литературная гостиная и литературный салон.Музыка в пространстве интерьера.

Деятельность учащихся:

Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.

Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.

Раздел 4. Портрет в искусстве - 3ч.

Костюм как произведение искусства. Исторический портрет, парадный портрет. Графический портрет.

Деятельность учащихся:

Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде.

Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.

Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги.

Использовать в работе готовые фотопортреты. Использовать греческий канон изображения человека на портрете.

Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.

Раздел 5. Натюрморт - 4ч.

Декоративный натюрморт. Построение геометрических тел. Ахроматический натюрморт.Символика в живописи.

Деятельность учащихся:

Создавать декоративный натюрморт.

Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла. Представлять натюрморт как один из важнейших жанров изобразительного искусства.

Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.

Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах.

Осваивать по подсказке технологию создания ахроматической композиции натюрморта.

Раздел 6.Художественно-промышленное производство в культуре России-4ч.

Тульский самовар. Резьба по камню и кости. Художественная обработка металла. Павловопосадские платки.

Деятельность учащихся:

Создавать композицию по мотивам литературных произведений.

Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.

Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла.

Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла.

Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла Павловопосадских платков.


Раздел7.Книга как произведение искусства-3ч.


Искусство оформления книги. Художественный шрифт. Шрифтовая композиция.

Деятельность учащихся:

Получатьпредставление о книге как о свёрнутом мироздании.

Знать элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.

Создавать макет, иллюстрации.

Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания, плаката, журнала.

Различать шрифт по написанию, определять по нему исторический период.

Выполнять шрифтовую композицию.


Раздел8. Малые формы в графике-3ч.

Экслибрис. Эмблема. Марка как произведение искусства.

Деятельность учащихся:

Получитьпредставление о книжном знаке — экслибрисе, его назначении.

Знать имена известных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства. Создавать серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).

Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию.

Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.

Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.

Раздел9. Проекты-2ч.

Город будущего. Архитектурный проект школы будущего.

Деятельность учащихся:

Создавать предметно-пространственные композиции в смешанной технике.

Работать по представлению и воображению.

Продумывать и изображать детали, соответствующие общей идее композиции ..

Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре. Уметьпередавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов.

Использовать в работе готовые оригинальные формы.

Уметьобъяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм.

Раздел 10. Великие имена в искусстве - 2ч.

Художник-живописец. Художник-график.

Деятельность учащихся:

Получитьпредставление о разнообразии видов и жанров живописи.

Знать и уметьприменять в беседе термины, обозначающие выразительные средства живописи, соотносить их с другими видами искусства.

Создавать живописное произведение, подражая манере письма известного художника. Получить представление о разнообразии видов и жанров, которые существуют в графическом искусстве.

















Тематическое  планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


Тема года. Освоение человеком Вселенной в разные периоды жизни на Земле

Задачи развития на год:

  • развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе и их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле;

  • развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от «вмещающего ландшафта» (Л.Н. Гумилев), природных условий, общей экологии.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Введение. История развития представлений человека о мироздании

1



Раздел 1. Мифология в народном творчестве - 5ч.

2

Мифы творения мира

1



3

Мифология и символика русской избы

1



4

Фантастические звери в русском народном творчестве

1



5

Символы в орнаменте

1



6

Пермская деревянная скульптура

1



Раздел 2. Мир архитектуры- 5ч.

7

Храмовая архитектура

1



8

Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов

1



9

Дворянские усадьбы

1



10

Декоративно – прикладное искусство в организации архитектурного пространства

1



11

Садово – парковая архитектура

1



Раздел 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы - 3ч.

12

Дворянский быт, интерьер дворянского дома

1



13

Литературная гостиная и литературный салон

1



14

Музыка в пространстве интерьера

1



Раздел 4. Портрет в искусстве - 3ч.

15

Костюм как произведение искусства

1



16

Исторический портрет, парадный портрет

1



17

Графический портрет

1



Раздел 5. Натюрморт - 4ч.

18

Декоративный натюрморт

1



19

Построение геометрических тел

1



20

Ахроматический натюрморт

1



21

Символика в живописи

1



Раздел 6. Художественно – промышленное производство в культуре России - 4ч.

22

Тульский самовар

1



23

Резьба по камню и кости

1



24

Художественная обработка металла

1



25

Павловопосадские платки

1



Раздел 7. Книга как произведение искусства – 3ч.

26

Искусство оформления книги

1



27

Художественный шрифт

1



28

Шрифтовая композиция

1



Раздел 8. Малые формы в графике - 3 ч.

29

Экслибрис

1



30

Эмблема

1



31

Марка как произведение искусства

1



Раздел 9. Проекты – 2ч.

32

Город будущего

1



33

Архитектурный проект школы будущего

1



Раздел 10. Великие имена в искусстве – 2ч.

34

Художник – живописец. Художник - график

1



35

Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс

6 класса. (Творческий проект)

1


































Содержание учебного предмета


Раздел 1. Природа в изобразительном искусстве – 4ч.


Природная среда как источник художественного вдохновения. Использование растительных мотивов в художественном творчестве. Мир живой природы глазами художника. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве.

Деятельность учащихся:

Владеть графическим материалом — карандашом.

Передавать конструктивные особенности природных объектов (формы листа и её особенностей).

Выполнять несколько вариантов переработки реальных форм в декоративные.

Передавать пластику и характерное движение животного в лепке.

Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы (стилизованных изображений животных, птиц).

Раздел 2. Природа и творчество – 3 ч.

Отражение природных форм в архитектуре. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан). Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней.

Деятельность учащихся:

Раскрывать в эскизе архитектурных или дизайнерских форм особенности природных конструкций.

Выполнять зарисовки с природных объектов.

Создавать несложные диафильмы с визуальным повествованием, сочетающим изображение и текст.

Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты (проект): архитектурные, дизайнерские объёмные формы, в основе которых лежат природные мотивы. Создавать графический эскиз механизма, конструкции на основе природной структуры - бионики.

Раздел 3. Художественное творчество и его истоки – 3 ч.

Наука и искусство.Роль фантазии и воображения в искусстве.Художник и творческий процесс.

Деятельность учащихся:

Создавать проект предмета, средства передвижения, архитектуры (по выбору) в компьютерной графике.

Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон

Создавать пространственную объёмную или полуобъёмную композицию на основе каркаса из проволоки.

Выполнять композиции по мотивам других видов искусства: поэзии, музыки.

Создавать графические композиции в смешанной технике (аппликация, графика).

Раздел 4. Краткость и выразительность в искусстве – 3 ч.

Коллаж - особая форма искусства.Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках.Плакат и законы его построения. Плакатная графика.


Деятельность учащихся:

Выполнять работы в технике коллажа.

Создавать самостоятельно поэтические трёхстишия.

Передавать в графическом произведении — иллюстрации —смысл трёхстишия и его эмоциональное звучание.

Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения, свойственных этому виду изобразительного искусства.

Передавать единство выразительно-изобразительного языка и текста плаката.

Раздел 5. Искусство театра – 6 ч.

Театр — содружество всех искусств.Оформление спектакля. Художник в театре.Театральный костюм.Лицо, грим, маска.Театральная афиша.Пригласительный билет на спектакль.

Деятельность учащихся:

Создавать эскиз оформления сцены и задника.

Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения.

Выполнять эскизы одежды и укреплять её на манекене.

Создавать эскиз театральной маски для персонажа сказки, былины, мифа.

Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, художественным событиям, памятным датам. Выполнять эскиз билета, продумать его художественное оформление.

Раздел 6. Композиция и её роль в искусстве – 3ч.

Архитектурная композиция. Композиция художественного произведения.

Деятельность учащихся:

Создавать глубинно-пространственную композицию.

Работать в смешанной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.

Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию по мотивам других видов искусства.

Передаватьпространственность образа, его целостность.

Раздел 7. Мироздание и искусство – 5 ч.

Западная и восточная модели в культуре человечества.Миф (мифология) как образ мира.Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни.Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания.

Деятельность учащихся:

Создавать графические композиции по мотивам работ художников.

Самостоятельно создавать кодовые цепочки.

Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому.

Понимать и уметьобъяснять мифологическое значение слова «деревня».

Уметьобосновывать роль и значение расположения деревни в ландшафте, выбор места — центра нового мира.

Выполнять работы в технике отрывной аппликации.





Раздел 8. История и искусство – 4ч.

Восприятие истории посредством искусства.Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики.Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве.Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы».

Деятельность учащихся:

Представлять и изображать мифологических персонажей, запечатлённых в литературе.

Создавать эскизы костюма.

Отображатьнародное и традиционное в современном костюме.

Создавать эскиз герба.

Работать на плоскости и в рельефе.

Использовать символику в собственных творческих работах.

Раздел 9. Проекты – 2ч.

Культурные достопримечательности города, села, деревни.Проектная работа «Знаковые образы в искусстве».

Деятельность учащихся:

Создавать карту города (посёлка, села, деревни).

Придумывать символические образы-картинки для карты.

Работать на компьютере в программе PowerPoint с целью составления эффективных наглядных презентаций.

Понимать и находить смысловые и художественно-образные взаимосвязи между разными видами искусства, уметьотображать их в собственной творческой работе.

Раздел 10. Великие имена в искусстве – 1ч.

Великие имена в искусстве.

Деятельность учащихся:

Общаться на языке искусства и по поводу искусства.

Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).

Уметьучаствовать в беседе о творчестве художников.


















Тематическое  планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


Тема года. Художник как свидетель истории

Задачи развития на год:

  • формирование представления о значении искусства в развитии цивилизации;

  • включение учащихся в процесс художественного творчества, погружение в символику изобразительного искусства и мифологию;

  • углубление представления о природных формах в искусстве (конструирование, дизайн, архитектура, декоративно – прикладное искусство), биоархитектуре в разные периоды развития человечества;

  • освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Раздел 1. Природа в изобразительном искусстве - 4ч.

1

Природная среда как источник художественного вдохновения

1



2

Использование растительных мотивов в художественном творчестве

1



3

Мир живой природы глазами художника

1



4

Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно – прикладном искусстве

1



Раздел 2. Природа и творчество - 3ч.

5

Отражение природных форм в архитектуре

1



6

Природные объекты и садово – парковая архитектура (фонтан)

1



7

Средства передвижения. Летательные аппараты – от Леонардо да Винчи до наших дней

1



Раздел 3. Художественное творчество и его истоки - 3ч.

8

Наука и искусство

1



9

Роль фантазии и воображения в искусстве

1



10

Художник и творческий процесс

1



Раздел 4.Краткость и выразительность в искусстве - 3ч.

11

Коллаж – особая форма искусства

1



12

Мудрость народа, заключенная в нескольких строчках

1



13

Плакат и законы его построения. Плакатная графика

1



Раздел 5. Искусство театра - 6ч.

14

Театр – содружество всех искусств

1



15

Оформление спектакля. Художник в театре

1



16

Театральный костюм

1



17

Лицо, грим, маска

1



18

Театральная афиша

1



19

Пригласительный билет на спектакль

1



Раздел 6. Композиция и ее роль в искусстве - 3ч.

20 - 21

Архитектурная композиция

2



22

Композиция художественного произведения

1



Раздел 7. Мироздание и искусство - 6ч.

23 - 24

Западная и восточная модели в культуре человечества

2



25 - 26

Миф (мифология) как образ мира

2



27

Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни

1



28

Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания

1



Раздел 8. История и искусство – 4ч.

29

Восприятие истории посредством искусства

1



30

Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики

1



31

Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве

1



32

Исторические символы в искусстве

1



Раздел 9. Проекты - 2ч.

33

Культурные достопримечательности города

1



34

Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс

7 класса. (Творческий проект)

1



Раздел 10. Великие имена в искусстве – 1ч.

35

Великие имена в искусстве

1

























Содержание учебного предмета


Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4 ч.


Искусство как способ познания окружающего мира. Форма в искусстве. Содержание и форма. Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве.

Деятельность учащихся:

Объяснять, что такое пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.

Передавать в собственных скульптурных работах ритм, динамику, гармонию, «мелодику» произведения (непрерывность линии), пластику.

Представлять, что такое выразительность художественной формы. Создавать символические изображения слов (например, усталость, свежесть, завороженность и др.). Объяснять значение понятия « единство формы и содержания».

Понимать и уметь передавать в собственных работах динамику, статику, симметрию, ассиметрию, равновесие.


Раздел 2. Средства художественного выражения в искусстве – 6 ч.

Язык изобразительного искусства. Композиция. Тень — один из главных элементов композиции. Человек и цвет: особенности цветового восприятия. Цвет и свет в пространстве интерьера. Как нужно воспринимать картину.

Деятельность учащихся:

Объяснять и применять в собственных работах средства художественной выразительности изобразительного искусства: композицию, линию, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактуру и др.

Знать законы композиции.

Передавать равновесие, эмоциональное напряжение с помощью цвета, линии, мазка.

Грамотно использовать в работе контраст и нюанс, тёплое и холодное.

Уметь раскрывать в самостоятельном творчестве игру света и тени.

Проводить коллективное исследование по освоению символики цвета и его роли в жизни. Работать в малых группах.

Применять на практике эффекты использования цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера.

Объяснять, почему художник выбрал определенную точку зрения, цвет и форму изображаемых предметов, обозначил линию горизонта, разместил предметы на плоскости холста.


Раздел 3. Виды и жанры искусства – 6 ч.

Портрет на фоне эпохи. От портрета к автопортрету. Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн. Графика: линия в искусстве. Декоративно-прикладное искусство: орнамент. Скульптура.

Деятельность учащихся:

Знать и передавать в самостоятельной работе пропорции лица и головы человека.

Создавать портрет в разных видах изобразительного искусства: живописи, мозаике, из бумаги; лепить из глины или пластилина, выполнять рельеф по желанию.

Создавать портрет в различных обстоятельствах, наиболее полно характеризующих автора. Соблюдать пропорции головы и частей лицевого отдела.

Подбирать поделочный материал и комбинацию предметов, которые наиболее полно отображают внутренний мир и интересы автора.

Знать законы композиции: соотношение форм и пропорций, выделение композиционного центра, соблюдение равновесия объектов в композиции.

Выделять в предметах окружающей действительностиинтересное и необычное.

Создавать общее пространство предметов композицииии пространства между предметами.

Применять на практике графические средства художественной выразительности: точку, линию, пятно, штрих.

Передавать в работах и объяснять понятия: тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс.

Применять знания о декоративно – прикладном искусстве. Знать несколько видов орнамента в изобразительном искусстве.

Иметь представление о скульптуре как древнейшем виде изобразительного искусства.

Объяснять характерные особенности работы мастера в разных материалах: глине, пластилине, дереве, камне, металле.



Раздел 4. В мастерской художника – 2 ч.

Манера письма и интерпретация одной темы.Творческая импровизация в искусстве.

Деятельность учащихся:

Иметь представление о манере работы художника.

Создавать картины по памяти, подражая картинам известных художников.

Передавать манеру письма и колорит.

Объяснять проявление импровизации в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино.


Раздел 5. Художник и время – 2 ч.

Отображение в искусстве исторической эпохи. Связь времён: преемственность в художественном творчестве.

Деятельность учащихся:

Объяснять по картине историческое время, историческое пространство, взаимосвязь культуры и истории.

Понимать, что такое художественный образ.

Понимать, что искусство отражает реальность в художественных формах и символах.


Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи–2ч.

Понятие художественного стиля в искусстве. Основные художественно-стилевые направления в архитектуре.

Деятельность учащихся:

Представление о стиле в искусстве.

Создавать цветовые композиции, отвечающие динамике и характеру музыкальной или живописной композиции конкретного автора.

Объяснять, почему архитектура – «великая летопись мира».

Иметь представлениео стилях в истории архитектуры: романском, готике, барокко, классицизме,ампире.


Раздел 7. Образы искусства -13 ч.


Искусство Древнего Египта и Месопотамии. Античное искусство. Христианское искусство Средневековья. Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков. Барокко. Классицизм. Романтизм, реализм, импрессионизм. Символизм, постимпрессионизм и модерн. Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму. Творческий проект. Великие имена в искусстве.

Деятельность учащихся:

Получать представление об особенностях культуры Древнего Египта и уметь их объяснять.

Использовать знания об Античности.

Рассказывать о культурах Древней Греции и Древнего Рима, о мифах как основе искусства этой эпохи.

Получать представление о греческих ордерах.

Знать о чертах, отличающих искусство Античности от искусства Древнего Египта и Месопотамии.

Знать различие основных принципов античной и средневековой культуры.

Различать архитектурные образы храмов: св. Софии Константинопольской, романского и готического соборов.

Объяснять значение эпохи Возрождения, ее вневременной ценности для всей европейской культуры.

Знать и объяснять метафорические и символические категории.

Представление об искусстве барокко.

Знать выдающихся художников этого направления в искусстве.

Объяснять сходство и различия в творчестве художников – живописцев, писателей, архитекторов, скульпторов данного периода.

Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях —усадьбах России и Англии. Знать известные произведения архитекторов К.И. Росси, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова; скульптора Э. Фальконе; художников Н. Пуссена, Ж. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.

Представление о характере и особенностях письма, фактуре, колорите, пространственности в работах разных художников.

Выделять сильные стороны реализма.

Уметь показывать, в чем ценностьоткрытий импрессионизма.

Объяснять, в чем состоит смысл символизма творчества постимпрессионистов.

Представление о разнообразии направлений в искусстве XX века.

Различать ведущие направления в искусстве XX века и уметь их объяснять.

Самостоятельно выбирать тему для проекта.

Работать в группе над одним проектом.

Общаться на языке искусства и об искусстве.


















Тематическое  планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


Тема года. Содержание и форма в искусстве

Задачи развития на год:

  • углубление знаний, полученных в предыдущих классах;

  • ориентирование на начало изучения мировой художественной культуры.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4ч.

1

Искусство как способ познания окружающего мира

1



2

Форма в искусстве

1



3

Содержание и форма

1



4

Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве

1



Раздел 2.Средства художественного выражения в искусстве - 6ч.

5

Язык изобразительного искусства

1



6

Композиция

1



7

Тень - один из главных элементов композиции

1



8

Человек и цвет: особенности цветового восприятия

1



9

Цвет и свет в пространстве интерьера

1



10

Как нужно воспринимать картину

1



Раздел 3. Виды и жанры искусства - 6ч.

11

Портрет на фоне эпохи

1



12

От портрета к автопортрету

1



13

Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн

1



14

Графика: линия в искусстве

1



15

Декоративно - прикладное искусство: орнамент

1



16

Скульптура


1



Раздел 4. В мастерской художника - 2ч.

17

Манера письма и интерпретация одной темы

1



18

Творческая импровизация в искусстве

1



Раздел 5. Художник и время - 2ч.

19

Отображение в искусстве исторической эпохи

1



20

Связь времён: преемственность в художественном творчестве

1



Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи - 2ч.

21

Понятие художественного стиля в искусстве

1



22

Основные художественно - стилевые направления в архитектуре

1



Раздел 7. Образы искусства - 13ч.

23

Искусство Древнего Египта и Месопотамии

1



24

Античное искусство

1



25

Христианское искусство Средневековья

1



26

Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков

1



27

Барокко

1



28

Классицизм

1



29 -30

Романтизм, реализм, импрессионизм

2



31-32

Символизм, постимпрессионизм и модерн

2



33

Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму

1



34

Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс

8 класса. (Творческий проект)

1



35

Великие имена в искусстве

1




































Скачать

© 2019, 267 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!