Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Изобразительное искусство»
КЛАССЫ 5 - 8
Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Разработала:
Пажельцева Наталья Николаевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание (принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.);
Авторская программа по изобразительному искусству (Изобразительное искусство: - интегрированной программы по изобразительному искусству: 5 – 8 (9) классы / [Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова]. – М.: Вентана – Граф, 2014).
Цель уроков изобразительного искусства в основной школе - реализация фактора общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира;воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5классе:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности
проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических
предпочтений;
развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемомувосприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
освоениеразных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-
прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с
художественными материалами, инструментами, техниками;
искусства, языком графической грамоты и разными художественными
материалами,которые позволили бы адекватно выразить в художественном
творчестве представленияучащихся об окружающем мире в соответствии с их
возрастными интересами ипредпочтениями;
развитиеопыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе через формирование дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языкаизобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,восприятие им разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Характерными признакамиполихудожественного подхода и развивающего обучения в условиях освоения изобразительного искусства являются следующие:
духовное возвышение учащихся;
действие, радость, увлеченность школьника процессом творчества;
живое общение с искусством;
освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира;
опора в обучении на региональный компонент художественной культуры;
реализация полихудожественного интегрированного подхода;
сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений;
раскрытие разных сторон жизни искусства;
активное творчество самих детей.
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в 5 – 8 классах отводится 1 час в неделю. Всего на каждый класс – 35 часов в год, итого – 140 часов в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования
по изобразительному искусству должны отражать:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления и творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.
Природа и человек. Природа и художник. Человек — природа — культура Пространство и время. Многомерность мира.
Деятельность учащихся:
Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.
Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве -7 ч.
Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Штрих в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Перспектива в открытом пространстве.Деятельность учащихся:
Развиватьспособность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.
Создание эскизов (образ здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.
Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве).
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции - 5 ч.
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.
Деятельность учащихся:
Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём. Познакомиться с греческими канонами изображения человека.
Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.
Раздел 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре - 8 ч.
Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм. Головной убор. Народный костюм. Одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.
Деятельность учащихся:
Уметьпередавать в композиции характерные черты героев русских былин.
Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.
Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.
Уметьпредставлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма.
Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).
Раздел 5.Народное декоративно-прикладное искусство - 9 ч.
Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение - вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу -«закрутку». Ткачество как вид народного искусства. Вышивка. Лоскутное шитьё
Деятельность учащихся:
Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона.
Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.
Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода.
Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Уметьнаблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.
Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом.Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.
Раздел 6. Проекты и исследования – 2 ч.
Великие имена в искусстве.
Деятельность учащихся:
Размышлять по поводу искусства.
Общаться на языке искусства и по поводу искусства.
Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Тема года. Предметный мир глазами художника
Задачи развития на год:
углубление полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4ч. |
1 | Природа и человек | 1 | | |
2 | Природа и художник | 1 | | |
3 | Человек – природа - культура | 1 | | |
4 | Пространство и время. Многомерность мира | 1 | | |
Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве - 7ч. |
5 | Зодчество | 1 | | |
6 | Образы старинной архитектуры | 1 | | |
7 | Конструктивные особенности архитектуры | 1 | | |
8 | Объемные формы в изобразительном искусстве | 1 | | |
9 | Штрих в изобразительном искусстве | 1 | | |
10 | Рисуем натюрморт (передача объема и светотени в рисунке) | 1 | | |
11 | Перспектива в открытом пространстве | 1 | | |
Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5ч. |
12 | Идем в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | 1 | | |
13 | Мифы Древней Греции | 1 | | |
14 | Скульптура Древней Греции | 1 | | |
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | 1 | | |
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции | 1 | | |
Раздел 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре - 8ч. |
17 | Славянские мифы о сотворении мира | 1 | | |
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | 1 | | |
19 | Былинный образ Русской земли | 1 | | |
20 | Илья Муромец и Соловей - разбойник | 1 | | |
21 | Народный костюм. Головной убор | 1 | | |
22 | Народный костюм . Одежда | 1 | | |
23 | Народные праздники. Святки | 1 | | |
24 | Масленица | 1 | | |
Раздел 5. Народное декоративно - прикладное искусство - 9ч. |
25 | Этнографический музей | 1 | | |
26 | Печные изразцы | 1 | | |
27 | Расписывание изразцов | 1 | | |
28 | Прядение - вид народного ремесла | 1 | | |
29 | Прялка | 1 | | |
30 | Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу - «закрутку» | 1 | | |
31 | Ткачество как вид народного искусства | 1 | | |
32 | Вышивка | 1 | | |
33 | Лоскутное шитье | | | |
Раздел 6. Проекты и исследования - 2ч. |
34 | Великие имена в искусстве | 1 | | |
35 | Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс 5 класса. (Творческий проект) | 1 | | |
Содержание учебного предмета
Введение. История развития представлений человека о мироздании - 1ч.
Деятельность учащихся:
Создавать тематические композиции на плоскости и в пространстве.
Выполнять коллективные макеты.
Раздел 1. Мифология в народном творчестве - 5ч.
Мифы творения мира. Мифология и символика русской избы. Фантастические звери в русском народном творчестве. Символы в орнаменте. Пермская деревянная скульптура.
Деятельность учащихся:
Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи.
Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика).
Использовать в композиции знаки и символы.
Уметьобъяснять символику изображения.
Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома.Передавать образ фантастического зверя в природной среде.
Раздел 2. Мир архитектуры- 5ч.
Храмовая архитектура. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. Дворянские усадьбы России. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. Садово-парковая архитектура.
Деятельность учащихся:
Получитьпредставление о храме как символической модели мироздания.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры .
Различать характер и особенности архитектурных сооружений.
Использовать правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой. Выполнять эскиз фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги с учётом конкретного здания.
Раздел3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы - 3ч.
Дворянский быт, интерьер дворянского дома. Литературная гостиная и литературный салон.Музыка в пространстве интерьера.
Деятельность учащихся:
Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.
Раздел 4. Портрет в искусстве - 3ч.
Костюм как произведение искусства. Исторический портрет, парадный портрет. Графический портрет.
Деятельность учащихся:
Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде.
Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.
Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги.
Использовать в работе готовые фотопортреты. Использовать греческий канон изображения человека на портрете.
Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.
Раздел 5. Натюрморт - 4ч.
Декоративный натюрморт. Построение геометрических тел. Ахроматический натюрморт.Символика в живописи.
Деятельность учащихся:
Создавать декоративный натюрморт.
Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла. Представлять натюрморт как один из важнейших жанров изобразительного искусства.
Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.
Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах.
Осваивать по подсказке технологию создания ахроматической композиции натюрморта.
Раздел 6.Художественно-промышленное производство в культуре России-4ч.
Тульский самовар. Резьба по камню и кости. Художественная обработка металла. Павловопосадские платки.
Деятельность учащихся:
Создавать композицию по мотивам литературных произведений.
Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.
Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла.
Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла.
Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.
Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла Павловопосадских платков.
Раздел7.Книга как произведение искусства-3ч.
Искусство оформления книги. Художественный шрифт. Шрифтовая композиция.
Деятельность учащихся:
Получатьпредставление о книге как о свёрнутом мироздании.
Знать элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.
Создавать макет, иллюстрации.
Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания, плаката, журнала.
Различать шрифт по написанию, определять по нему исторический период.
Выполнять шрифтовую композицию.
Раздел8. Малые формы в графике-3ч.
Экслибрис. Эмблема. Марка как произведение искусства.
Деятельность учащихся:
Получитьпредставление о книжном знаке — экслибрисе, его назначении.
Знать имена известных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства. Создавать серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).
Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию.
Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.
Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.
Раздел9. Проекты-2ч.
Город будущего. Архитектурный проект школы будущего.
Деятельность учащихся:
Создавать предметно-пространственные композиции в смешанной технике.
Работать по представлению и воображению.
Продумывать и изображать детали, соответствующие общей идее композиции ..
Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре. Уметьпередавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов.
Использовать в работе готовые оригинальные формы.
Уметьобъяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм.
Раздел 10. Великие имена в искусстве - 2ч.
Художник-живописец. Художник-график.
Деятельность учащихся:
Получитьпредставление о разнообразии видов и жанров живописи.
Знать и уметьприменять в беседе термины, обозначающие выразительные средства живописи, соотносить их с другими видами искусства.
Создавать живописное произведение, подражая манере письма известного художника. Получить представление о разнообразии видов и жанров, которые существуют в графическом искусстве.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Тема года. Освоение человеком Вселенной в разные периоды жизни на Земле
Задачи развития на год:
развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе и их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле;
развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от «вмещающего ландшафта» (Л.Н. Гумилев), природных условий, общей экологии.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | Введение. История развития представлений человека о мироздании | 1 | | |
Раздел 1. Мифология в народном творчестве - 5ч. |
2 | Мифы творения мира | 1 | | |
3 | Мифология и символика русской избы | 1 | | |
4 | Фантастические звери в русском народном творчестве | 1 | | |
5 | Символы в орнаменте | 1 | | |
6 | Пермская деревянная скульптура | 1 | | |
Раздел 2. Мир архитектуры- 5ч. |
7 | Храмовая архитектура | 1 | | |
8 | Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов | 1 | | |
9 | Дворянские усадьбы | 1 | | |
10 | Декоративно – прикладное искусство в организации архитектурного пространства | 1 | | |
11 | Садово – парковая архитектура | 1 | | |
Раздел 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы - 3ч. |
12 | Дворянский быт, интерьер дворянского дома | 1 | | |
13 | Литературная гостиная и литературный салон | 1 | | |
14 | Музыка в пространстве интерьера | 1 | | |
Раздел 4. Портрет в искусстве - 3ч. |
15 | Костюм как произведение искусства | 1 | | |
16 | Исторический портрет, парадный портрет | 1 | | |
17 | Графический портрет | 1 | | |
Раздел 5. Натюрморт - 4ч. |
18 | Декоративный натюрморт | 1 | | |
19 | Построение геометрических тел | 1 | | |
20 | Ахроматический натюрморт | 1 | | |
21 | Символика в живописи | 1 | | |
Раздел 6. Художественно – промышленное производство в культуре России - 4ч. |
22 | Тульский самовар | 1 | | |
23 | Резьба по камню и кости | 1 | | |
24 | Художественная обработка металла | 1 | | |
25 | Павловопосадские платки | 1 | | |
Раздел 7. Книга как произведение искусства – 3ч. |
26 | Искусство оформления книги | 1 | | |
27 | Художественный шрифт | 1 | | |
28 | Шрифтовая композиция | 1 | | |
Раздел 8. Малые формы в графике - 3 ч. |
29 | Экслибрис | 1 | | |
30 | Эмблема | 1 | | |
31 | Марка как произведение искусства | 1 | | |
Раздел 9. Проекты – 2ч. |
32 | Город будущего | 1 | | |
33 | Архитектурный проект школы будущего | 1 | | |
Раздел 10. Великие имена в искусстве – 2ч. |
34 | Художник – живописец. Художник - график | 1 | | |
35 | Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс 6 класса. (Творческий проект) | 1 | | |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Природа в изобразительном искусстве – 4ч.
Природная среда как источник художественного вдохновения. Использование растительных мотивов в художественном творчестве. Мир живой природы глазами художника. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве.
Деятельность учащихся:
Владеть графическим материалом — карандашом.
Передавать конструктивные особенности природных объектов (формы листа и её особенностей).
Выполнять несколько вариантов переработки реальных форм в декоративные.
Передавать пластику и характерное движение животного в лепке.
Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы (стилизованных изображений животных, птиц).
Раздел 2. Природа и творчество – 3 ч.
Отражение природных форм в архитектуре. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан). Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней.
Деятельность учащихся:
Раскрывать в эскизе архитектурных или дизайнерских форм особенности природных конструкций.
Выполнять зарисовки с природных объектов.
Создавать несложные диафильмы с визуальным повествованием, сочетающим изображение и текст.
Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты (проект): архитектурные, дизайнерские объёмные формы, в основе которых лежат природные мотивы. Создавать графический эскиз механизма, конструкции на основе природной структуры - бионики.
Раздел 3. Художественное творчество и его истоки – 3 ч.
Наука и искусство.Роль фантазии и воображения в искусстве.Художник и творческий процесс.
Деятельность учащихся:
Создавать проект предмета, средства передвижения, архитектуры (по выбору) в компьютерной графике.
Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон
Создавать пространственную объёмную или полуобъёмную композицию на основе каркаса из проволоки.
Выполнять композиции по мотивам других видов искусства: поэзии, музыки.
Создавать графические композиции в смешанной технике (аппликация, графика).
Раздел 4. Краткость и выразительность в искусстве – 3 ч.
Коллаж - особая форма искусства.Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках.Плакат и законы его построения. Плакатная графика.
Деятельность учащихся:
Выполнять работы в технике коллажа.
Создавать самостоятельно поэтические трёхстишия.
Передавать в графическом произведении — иллюстрации —смысл трёхстишия и его эмоциональное звучание.
Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения, свойственных этому виду изобразительного искусства.
Передавать единство выразительно-изобразительного языка и текста плаката.
Раздел 5. Искусство театра – 6 ч.
Театр — содружество всех искусств.Оформление спектакля. Художник в театре.Театральный костюм.Лицо, грим, маска.Театральная афиша.Пригласительный билет на спектакль.
Деятельность учащихся:
Создавать эскиз оформления сцены и задника.
Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения.
Выполнять эскизы одежды и укреплять её на манекене.
Создавать эскиз театральной маски для персонажа сказки, былины, мифа.
Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, художественным событиям, памятным датам. Выполнять эскиз билета, продумать его художественное оформление.
Раздел 6. Композиция и её роль в искусстве – 3ч.
Архитектурная композиция. Композиция художественного произведения.
Деятельность учащихся:
Создавать глубинно-пространственную композицию.
Работать в смешанной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.
Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию по мотивам других видов искусства.
Передаватьпространственность образа, его целостность.
Раздел 7. Мироздание и искусство – 5 ч.
Западная и восточная модели в культуре человечества.Миф (мифология) как образ мира.Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни.Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания.
Деятельность учащихся:
Создавать графические композиции по мотивам работ художников.
Самостоятельно создавать кодовые цепочки.
Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому.
Понимать и уметьобъяснять мифологическое значение слова «деревня».
Уметьобосновывать роль и значение расположения деревни в ландшафте, выбор места — центра нового мира.
Выполнять работы в технике отрывной аппликации.
Раздел 8. История и искусство – 4ч.
Восприятие истории посредством искусства.Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики.Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве.Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы».
Деятельность учащихся:
Представлять и изображать мифологических персонажей, запечатлённых в литературе.
Создавать эскизы костюма.
Отображатьнародное и традиционное в современном костюме.
Создавать эскиз герба.
Работать на плоскости и в рельефе.
Использовать символику в собственных творческих работах.
Раздел 9. Проекты – 2ч.
Культурные достопримечательности города, села, деревни.Проектная работа «Знаковые образы в искусстве».
Деятельность учащихся:
Создавать карту города (посёлка, села, деревни).
Придумывать символические образы-картинки для карты.
Работать на компьютере в программе PowerPoint с целью составления эффективных наглядных презентаций.
Понимать и находить смысловые и художественно-образные взаимосвязи между разными видами искусства, уметьотображать их в собственной творческой работе.
Раздел 10. Великие имена в искусстве – 1ч.
Великие имена в искусстве.
Деятельность учащихся:
Общаться на языке искусства и по поводу искусства.
Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).
Уметьучаствовать в беседе о творчестве художников.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Тема года. Художник как свидетель истории
Задачи развития на год:
формирование представления о значении искусства в развитии цивилизации;
включение учащихся в процесс художественного творчества, погружение в символику изобразительного искусства и мифологию;
углубление представления о природных формах в искусстве (конструирование, дизайн, архитектура, декоративно – прикладное искусство), биоархитектуре в разные периоды развития человечества;
освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Раздел 1. Природа в изобразительном искусстве - 4ч. |
1 | Природная среда как источник художественного вдохновения | 1 | | |
2 | Использование растительных мотивов в художественном творчестве | 1 | | |
3 | Мир живой природы глазами художника | 1 | | |
4 | Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно – прикладном искусстве | 1 | | |
Раздел 2. Природа и творчество - 3ч. |
5 | Отражение природных форм в архитектуре | 1 | | |
6 | Природные объекты и садово – парковая архитектура (фонтан) | 1 | | |
7 | Средства передвижения. Летательные аппараты – от Леонардо да Винчи до наших дней | 1 | | |
Раздел 3. Художественное творчество и его истоки - 3ч. |
8 | Наука и искусство | 1 | | |
9 | Роль фантазии и воображения в искусстве | 1 | | |
10 | Художник и творческий процесс | 1 | | |
Раздел 4.Краткость и выразительность в искусстве - 3ч. |
11 | Коллаж – особая форма искусства | 1 | | |
12 | Мудрость народа, заключенная в нескольких строчках | 1 | | |
13 | Плакат и законы его построения. Плакатная графика | 1 | | |
Раздел 5. Искусство театра - 6ч. |
14 | Театр – содружество всех искусств | 1 | | |
15 | Оформление спектакля. Художник в театре | 1 | | |
16 | Театральный костюм | 1 | | |
17 | Лицо, грим, маска | 1 | | |
18 | Театральная афиша | 1 | | |
19 | Пригласительный билет на спектакль | 1 | | |
Раздел 6. Композиция и ее роль в искусстве - 3ч. |
20 - 21 | Архитектурная композиция | 2 | | |
22 | Композиция художественного произведения | 1 | | |
Раздел 7. Мироздание и искусство - 6ч. |
23 - 24 | Западная и восточная модели в культуре человечества | 2 | | |
25 - 26 | Миф (мифология) как образ мира | 2 | | |
27 | Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни | 1 | | |
28 | Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания | 1 | | |
Раздел 8. История и искусство – 4ч. |
29 | Восприятие истории посредством искусства | 1 | | |
30 | Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики | 1 | | |
31 | Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве | 1 | | |
32 | Исторические символы в искусстве | 1 | | |
Раздел 9. Проекты - 2ч. |
33 | Культурные достопримечательности города | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс 7 класса. (Творческий проект) | 1 | | |
Раздел 10. Великие имена в искусстве – 1ч. |
35 | Великие имена в искусстве | 1 | | |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4 ч.
Искусство как способ познания окружающего мира. Форма в искусстве. Содержание и форма. Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве.
Деятельность учащихся:
Объяснять, что такое пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.
Передавать в собственных скульптурных работах ритм, динамику, гармонию, «мелодику» произведения (непрерывность линии), пластику.
Представлять, что такое выразительность художественной формы. Создавать символические изображения слов (например, усталость, свежесть, завороженность и др.). Объяснять значение понятия « единство формы и содержания».
Понимать и уметь передавать в собственных работах динамику, статику, симметрию, ассиметрию, равновесие.
Раздел 2. Средства художественного выражения в искусстве – 6 ч.
Язык изобразительного искусства. Композиция. Тень — один из главных элементов композиции. Человек и цвет: особенности цветового восприятия. Цвет и свет в пространстве интерьера. Как нужно воспринимать картину.
Деятельность учащихся:
Объяснять и применять в собственных работах средства художественной выразительности изобразительного искусства: композицию, линию, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактуру и др.
Знать законы композиции.
Передавать равновесие, эмоциональное напряжение с помощью цвета, линии, мазка.
Грамотно использовать в работе контраст и нюанс, тёплое и холодное.
Уметь раскрывать в самостоятельном творчестве игру света и тени.
Проводить коллективное исследование по освоению символики цвета и его роли в жизни. Работать в малых группах.
Применять на практике эффекты использования цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера.
Объяснять, почему художник выбрал определенную точку зрения, цвет и форму изображаемых предметов, обозначил линию горизонта, разместил предметы на плоскости холста.
Раздел 3. Виды и жанры искусства – 6 ч.
Портрет на фоне эпохи. От портрета к автопортрету. Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн. Графика: линия в искусстве. Декоративно-прикладное искусство: орнамент. Скульптура.
Деятельность учащихся:
Знать и передавать в самостоятельной работе пропорции лица и головы человека.
Создавать портрет в разных видах изобразительного искусства: живописи, мозаике, из бумаги; лепить из глины или пластилина, выполнять рельеф по желанию.
Создавать портрет в различных обстоятельствах, наиболее полно характеризующих автора. Соблюдать пропорции головы и частей лицевого отдела.
Подбирать поделочный материал и комбинацию предметов, которые наиболее полно отображают внутренний мир и интересы автора.
Знать законы композиции: соотношение форм и пропорций, выделение композиционного центра, соблюдение равновесия объектов в композиции.
Выделять в предметах окружающей действительностиинтересное и необычное.
Создавать общее пространство предметов композицииии пространства между предметами.
Применять на практике графические средства художественной выразительности: точку, линию, пятно, штрих.
Передавать в работах и объяснять понятия: тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс.
Применять знания о декоративно – прикладном искусстве. Знать несколько видов орнамента в изобразительном искусстве.
Иметь представление о скульптуре как древнейшем виде изобразительного искусства.
Объяснять характерные особенности работы мастера в разных материалах: глине, пластилине, дереве, камне, металле.
Раздел 4. В мастерской художника – 2 ч.
Манера письма и интерпретация одной темы.Творческая импровизация в искусстве.
Деятельность учащихся:
Иметь представление о манере работы художника.
Создавать картины по памяти, подражая картинам известных художников.
Передавать манеру письма и колорит.
Объяснять проявление импровизации в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино.
Раздел 5. Художник и время – 2 ч.
Отображение в искусстве исторической эпохи. Связь времён: преемственность в художественном творчестве.
Деятельность учащихся:
Объяснять по картине историческое время, историческое пространство, взаимосвязь культуры и истории.
Понимать, что такое художественный образ.
Понимать, что искусство отражает реальность в художественных формах и символах.
Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи–2ч.
Понятие художественного стиля в искусстве. Основные художественно-стилевые направления в архитектуре.
Деятельность учащихся:
Представление о стиле в искусстве.
Создавать цветовые композиции, отвечающие динамике и характеру музыкальной или живописной композиции конкретного автора.
Объяснять, почему архитектура – «великая летопись мира».
Иметь представлениео стилях в истории архитектуры: романском, готике, барокко, классицизме,ампире.
Раздел 7. Образы искусства -13 ч.
Искусство Древнего Египта и Месопотамии. Античное искусство. Христианское искусство Средневековья. Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков. Барокко. Классицизм. Романтизм, реализм, импрессионизм. Символизм, постимпрессионизм и модерн. Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму. Творческий проект. Великие имена в искусстве.
Деятельность учащихся:
Получать представление об особенностях культуры Древнего Египта и уметь их объяснять.
Использовать знания об Античности.
Рассказывать о культурах Древней Греции и Древнего Рима, о мифах как основе искусства этой эпохи.
Получать представление о греческих ордерах.
Знать о чертах, отличающих искусство Античности от искусства Древнего Египта и Месопотамии.
Знать различие основных принципов античной и средневековой культуры.
Различать архитектурные образы храмов: св. Софии Константинопольской, романского и готического соборов.
Объяснять значение эпохи Возрождения, ее вневременной ценности для всей европейской культуры.
Знать и объяснять метафорические и символические категории.
Представление об искусстве барокко.
Знать выдающихся художников этого направления в искусстве.
Объяснять сходство и различия в творчестве художников – живописцев, писателей, архитекторов, скульпторов данного периода.
Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях —усадьбах России и Англии. Знать известные произведения архитекторов К.И. Росси, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова; скульптора Э. Фальконе; художников Н. Пуссена, Ж. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.
Представление о характере и особенностях письма, фактуре, колорите, пространственности в работах разных художников.
Выделять сильные стороны реализма.
Уметь показывать, в чем ценностьоткрытий импрессионизма.
Объяснять, в чем состоит смысл символизма творчества постимпрессионистов.
Представление о разнообразии направлений в искусстве XX века.
Различать ведущие направления в искусстве XX века и уметь их объяснять.
Самостоятельно выбирать тему для проекта.
Работать в группе над одним проектом.
Общаться на языке искусства и об искусстве.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Тема года. Содержание и форма в искусстве
Задачи развития на год:
углубление знаний, полученных в предыдущих классах;
ориентирование на начало изучения мировой художественной культуры.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4ч. |
1 | Искусство как способ познания окружающего мира | 1 | | |
2 | Форма в искусстве | 1 | | |
3 | Содержание и форма | 1 | | |
4 | Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве | 1 | | |
Раздел 2.Средства художественного выражения в искусстве - 6ч. |
5 | Язык изобразительного искусства | 1 | | |
6 | Композиция | 1 | | |
7 | Тень - один из главных элементов композиции | 1 | | |
8 | Человек и цвет: особенности цветового восприятия | 1 | | |
9 | Цвет и свет в пространстве интерьера | 1 | | |
10 | Как нужно воспринимать картину | 1 | | |
Раздел 3. Виды и жанры искусства - 6ч. |
11 | Портрет на фоне эпохи | 1 | | |
12 | От портрета к автопортрету | 1 | | |
13 | Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн | 1 | | |
14 | Графика: линия в искусстве | 1 | | |
15 | Декоративно - прикладное искусство: орнамент | 1 | | |
16 | Скульптура | 1 | | |
Раздел 4. В мастерской художника - 2ч. |
17 | Манера письма и интерпретация одной темы | 1 | | |
18 | Творческая импровизация в искусстве | 1 | | |
Раздел 5. Художник и время - 2ч. |
19 | Отображение в искусстве исторической эпохи | 1 | | |
20 | Связь времён: преемственность в художественном творчестве | 1 | | |
Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи - 2ч. |
21 | Понятие художественного стиля в искусстве | 1 | | |
22 | Основные художественно - стилевые направления в архитектуре | 1 | | |
Раздел 7. Образы искусства - 13ч. |
23 | Искусство Древнего Египта и Месопотамии | 1 | | |
24 | Античное искусство | 1 | | |
25 | Христианское искусство Средневековья | 1 | | |
26 | Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков | 1 | | |
27 | Барокко | 1 | | |
28 | Классицизм | 1 | | |
29 -30 | Романтизм, реализм, импрессионизм | 2 | | |
31-32 | Символизм, постимпрессионизм и модерн | 2 | | |
33 | Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация по изобразительному искусству за курс 8 класса. (Творческий проект) | 1 | | |
35 | Великие имена в искусстве | 1 | | |