СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК «Планета Знаний»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК «Планета Знаний»»

МБОУ «СОШ №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Котовска Тамбовской области








Утверждаю

директор школы Н.В. Аверин

приказ №361 от 29.08.2017 г.


Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом школы

протокол № 1 от 28 августа 2017 г.










Рабочая программа

по изобразительному искусству

4 класс

на 2017-2018 учебный год

УМК «Планета Знаний»


Пояснительная записка

Изобразительное искусство

УМК «Планета Знаний»


1. Роль и место дисциплины

Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», неразрывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа разработана в соответствии с требованием к планируемым результатам по предметной области «Изобразительное искусство».

Программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной авторской программы Н.М.Сокольниковой, вошедшей в Федеральный реестр программ по стандартам.

4. Цели и задачи

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного ис­кусства, развитие их творчества и духовной культуры;

  • освоение первичных знаний о мире пластических ис­кусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архи­тектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культу­ры восприятия произведений профессионального и народ­ного изобразительного искусства; нравственных и эстети­ческих чувств: любви к родной природе, своему народу, Ро­дине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Программа «Изобразительное искусство» позволяет ре­шать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духов­но-нравственном развитии;

  • сформировать познавательный интерес и положитель­ное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

  • сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание кра­соты как ценности; потребности в художественном творче­стве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изоб­разительного искусства, в том числе об архитектуре, дизай­не как видах искусства, об основных видах народного и де­коративно-прикладного искусства;

  • сформировать практические умения и навыки в вос­приятии, анализе и оценке произведений искусства; обу­чить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной вырази­тельности произведений искусства;

  • обучить теоретическим и практическим основам ри­сунка, живописи, композиции, лепки;

  • обучить основам народного и декоративно-прикладно­го искусства;

  • обучить основам дизайна (элементам проектирова­ния, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

  • развить у школьников способность выражать в твор­ческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • обучить элементарным умениям, навыкам, спосо­бам художественной деятельности;

  • обучить основным средствам художественной вырази­тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, ком­позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

  • развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные пред­ставления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.


5. Специфика программы

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик зритель) и собственную художественно творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.


Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному

творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное

действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.


Важной составляющей курса является проектная деятельность. Проектный урок отличается от обычного как постановкой целей, так и организацией. Проектный урок, на котором ребята работают, как правило, в парах и группах, представляет собой решение той или иной практической задачи. Работа над проектами способствует расширению кругозора обучающихся, формирует у них умение работать с информацией, развивает творческую активность. Обучающиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы.



6. Основные содержательные линии курса

  • «Мир изобразительного искусства»

  • «Мир народного искусства»

  • «Мир декоративного искусства»

  • «Мир архитектуры и дизайна»

7. Структура программы

«Мир изобразительного искусства»

Необычные музеи. Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.

Школа живописи «Храбрый лев». Исторический жанр.

Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение». Бытовой жанр.

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Рисование фигуры человека.

Портрет. Эмоции на лице. Рисуем автопортрет.

Натюрморт. Перспектива. «Натюрморт с двумя книгами».

Линия горизонта.

Рассвет. Лунная ночь.

Книжная графика как вид изобразительного искусства. Иллюстрирование басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо - звери.

Компьютерная графика.

Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка».

«Мир декоративного искусства»

Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей».

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.

Декоративные звери и птицы. Художественный металл. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Чугунное кружево. Волшебный фонарь.

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок.

Украшаем валенки. Учимся валять валенки.

Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

«Мир народного искусства»

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Палехские деревья.

Русское кружево. Вологодские узоры.

Резьба по кости. Холмогорские узоры.

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.

Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа.

Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Пряничные доски.

«Мир архитектуры и дизайна»

Бионическая архитектура. Природные формы.

Человек в дизайне.

Дизайн костюма.

8. Требования к результатам

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

· осознание изобразительного искусства как способа поз­нания и эмоционального отражения многообразия окру­жающего мира, мыслей и чувств человека;

представления о роли искусства в жизни человека;

восприятие изобразительного искусства как части наци­ональной культуры;

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечест­венной художественной культуры;

понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отно­шения к миру;

основы эмоционально-ценностного, эстетического отно­шения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

· различать основные жанры;

называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

применять основные средства художественной вырази­тельности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктив­ных работах; иллюстрациях к произведениям литера­туры и музыки;

правильно и выразительно использовать в работе разно­образные графические материалы и живописные приёмы;

выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие ра­боты с натуры, по памяти и воображению в разных худо­жественных техниках;

изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, ин­терьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с по­мощью светотени;

использовать пропорциональные соотношения при изоб­ражении лица и фигуры человека;

изображать глубину пространства на плоскости с помо­щью элементов линейной и воздушной перспективы;

передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность со­бытий, выделять композиционный центр;

определять (узнавать), группировать произведения тра­диционных народных художественных промыслов;

изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

·самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

планировать свои действия при создании художествен­но-творческой работы;

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описываю­щим стандартные действия;

руководствоваться определёнными техниками и приёма­ми при создании художественно-творческой работы;

определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной худо­жественно-творческой работы по выбранным критериям.


Познавательные

Учащиеся научатся:

· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

устанавливать и объяснять причину разного изображе­ния природы (время года, время суток, при различной погоде);

различать многообразие форм предметного мира;

сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

группировать и соотносить произведения разных ис­кусств по характеру и эмоциональному состоянию;

выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

конструировать по свободному замыслу.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· высказывать собственное мнение о художественно-твор­ческой работе;

задавать вопросы уточняющего характера по содержа­нию и художественно-выразительным средствам;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-твор­ческой работы в группе; договариваться и приходить к общему решению;

владеть монологической формой речи, уметь рассказы­вать о художественных промыслах народов России;

владеть диалогической формой речи.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок-экскурсия, урок-игра, урок-путешествие, урок-проект.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы, обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно

(домашняя работа).

10. Контроль

Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного года и включает в себя: поурочное оценивание – оценка различных видов заданий, выполняемых учащимися на уроке и (или) дома в ходе изучения учебного предмета. Текущий контроль: практические задания, устные вопросы, проверочные карточки, тестирование, конкурсы, выставки, самоконтроль.

Тематический контроль: художественно - практические задания, тестирование, викторины, кроссворды, защита проектов.

Итоговый контроль: теоретические вопросы, творческая деятельность

11. Объем и сроки изучения

На изучение изобразительно искусства отво­дится 1 час в неделю, всего - 33часов:

I четверть - 8ч.

IIчетверть - 8ч.

IIIчетверть- 9ч.

IVчетверть -8ч.






Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс.

УМК «Планета знаний»

Содержание курса


Тематическое планирование

Характеристика

деятельности учащихся

Мир изобразительного искусства - 15 ч.

Необычные музеи. Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.

Школа живописи «Храбрый лев».

Проектная деятельность

Викторина «Животные в изобразительном искусстве»

Исторический жанр.

Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение». Бытовой жанр.

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Рисование фигуры человека.

Портрет. Эмоции на лице. Рисуем автопортрет.

Натюрморт. Перспектива. «Натюрморт с двумя книгами».

Линия горизонта.

Рассвет. Лунная ночь.

Книжная графика как вид изобразительного искусства. Иллюстрирование басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Проектная деятельность

Вернисаж творческих работ «На ярмарке ремёсел».

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо - звери.

Компьютерная графика.

Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка».



«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями. «Виды и жанры изобразительного искусства» (14 ч).

Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

Участвовать в беседе о необычных музеях. Выражать собственное отношение к искусству как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли архитектуры, дизайна и изобразительного искусства в жизни человека. Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Сравнить изображение одного животного у разных художников. Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра. Знакомиться с выдающимися произведениями художников – баталистов. Познакомиться с пропорциями фигуры человека. Участвовать в беседе по картинам М.Шагала, К.Малевича, П.Пикассо.

Познакомиться с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы. Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии.

Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства.

«Мир декоративного искусства» - 8 ч.

Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей».

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.

Декоративные звери и птицы. Художественный металл. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Чугунное кружево. Волшебный фонарь.

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок.

Украшаем валенки. Учимся валять валенки.

Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.


Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из стекла. Познакомиться с мастерством стеклодувов. Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него. Познакомиться с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве. Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из металла. Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстильных изделий. Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями и видами батика. Познакомиться с музеем валенок. Осуществлять поиск информации о технологии валяния валенок вручную, о старинной обуви. Подготовить сообщение о музее валенок.

Привести примеры, в каких народных песнях, пословицах, поговорках, сказках валенки играют главную роль.

Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы. Выполнить сетчатый орнамент. Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов мира.

«Мир народного искусства» - 7 ч.

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Палехские деревья.

Русское кружево. Вологодские узоры.

Проектная деятельность

Фестиваль «Россия – наш дом родной».

Резьба по кости. Холмогорские узоры.

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.

Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа.

Проектная деятельность

«Дизайн костюма.

История и современность».

Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Пряничные доски.


Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

Познакомиться с лаковой миниатюрой. Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя.

Осуществлять поиск информации о мастерах Палеха. Принимать участие в обсуждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Познакомиться с резьбой по кости мастеров русского Севера. Принимать участие в обсуждении народного женского костюма. Выполнить эскизы русских народных костюмов. Изготовить праздничные женские головные уборы русского Севера. Принимать участие в обсуждении народного мужского костюма. Познакомиться с музеем утюга. Поиск информации о технических возможностях и художественных достоинствах старинных утюгов. Знакомиться с видами изделий тульских мастеров. красками (гуашь). Осуществить поиск информации про пряники-козули, традиционно изготавливаемые на русском Севере.

«Мир архитектуры и дизайна» - 4 ч.

Бионическая архитектура. Природные формы.

Человек в дизайне.

Дизайн костюма.

Проектная деятельность

«Детская площадка»

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

Проследить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Группировать, сравнивать объекты дизайна и архитектуры по их форме, используя открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока.

Принять участие в обсуждении темы «Человек в дизайне». Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.

Принять участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна.



Требования к результатам

Изобразительное искусство 4 класс

УМК «Планета Знаний»


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

осознание изобразительного искусства как способа поз­нания и эмоционального отражения многообразия окру­жающего мира, мыслей и чувств человека;

представления о роли искусства в жизни человека;

восприятие изобразительного искусства как части наци­ональной культуры;

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечест­венной художественной культуры;

понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отно­шения к миру;

основы эмоционально-ценностного, эстетического отно­шения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

устойчивого интереса к искусству, художественным тра­дициям своего народа и достижениям мировой культуры;

понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

эстетических чувств при восприятии произведений ис­кусства и в процессе выполнения творческих работ (гра­фических, живописных, декоративных и дизайнер­ских);

восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архи­тектуры;

художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способ­ности оценивать окружающий мир по законам красоты;

способности выражать в творческих работах своё отно­шение к окружающему миру;

понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюр­морт, исторический, батальный, бытовой, анималисти­ческий) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, ком­пьютерная графика), живопись, скульптура;

называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

применять основные средства художественной вырази­тельности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктив­ных работах; иллюстрациях к произведениям литера­туры и музыки;

правильно и выразительно использовать в работе разно­образные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фло­мастерами, пером и тушью, пастельными мелками, уг­лем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по -сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разно­образными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);

выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие ра­боты с натуры, по памяти и воображению в разных худо­жественных техниках;

изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, ин­терьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с по­мощью светотени;

использовать пропорциональные соотношения при изоб­ражении лица и фигуры человека;

изображать глубину пространства на плоскости с помо­щью элементов линейной и воздушной перспективы;

передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность со­бытий, выделять композиционный центр;

определять (узнавать), группировать произведения тра­диционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Учащиеся получат возможность научиться:

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусст­ва) с целью выявления средств художественной вырази­тельности произведений;

узнавать и называть отдельные произведения выдаю­щихся отечественных и зарубежных художников;

использовать выразительные возможности выступаю­щих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кру­гу, выразительно использовать их в творческой работе;

использовать язык графики, живописи, скульптуры, ди­зайна, декоративно-прикладного искусства в собствен­ной художественно-творческой деятельности;

передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

•различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традици­онной технологии народного промысла, взаимосвязь на­родного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах на­родного мастерства, зависимость колористического ре­шения художественной вещи от традиционной техноло­гии её изготовления;

использовать стилизацию форм для создания орнамента;

создавать средствами компьютерной графики вырази­тельные образы природы, человека, животного (в про­грамме Paint).

оценивать произведения искусства (выражать собствен­ное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, му­зеев изобразительного искусства, народного творчества

и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

планировать свои действия при создании художествен­но-творческой работы;

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описываю­щим стандартные действия;

руководствоваться определёнными техниками и приёма­ми при создании художественно-творческой работы;

определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной худо­жественно-творческой работы по выбранным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить собственные цели и задачи при создании твор­ческой работы;

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;

осуществлять самостоятельную художественно-творчес­кую деятельность;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;

вносить необходимые коррективы в ходе выполнения ху­дожественно-творческих работ;

анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учё­том разных критериев.

Познавательные

Учащиеся научатся:

находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

устанавливать и объяснять причину разного изображе­ния природы (время года, время суток, при различной погоде);

различать многообразие форм предметного мира;

сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

группировать и соотносить произведения разных ис­кусств по характеру и эмоциональному состоянию;

выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

конструировать по свободному замыслу.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации по раз­ным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библио­тек и Интернет;

анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для созда­ния декоративного образа;

моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

сопоставлять формы природных объектов с формами ок­ружающих предметов;

использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизай­на, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

понимать роль художника в театре, понимать символи­ческий язык театральной декорации, созданной худож­ником;

узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

высказывать собственное мнение о художественно-твор­ческой работе;

задавать вопросы уточняющего характера по содержа­нию и художественно-выразительным средствам;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-твор­ческой работы в группе; договариваться и приходить к общему решению;

владеть монологической формой речи, уметь рассказы­вать о художественных промыслах народов России;

владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

Учащиеся получат возможность научиться:

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопо­мощь;

задавать вопросы на понимание использования основ­ных средств художественной выразительности, техни­ческих приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

аргументировать собственную позицию и координиро­вать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.



Список литературы

УМК «Планета Знаний»


(методическая, пособия для учащихся, учебники)


  1. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство 4 класс, Москва 2015г.



Методические пособия для учителя.


  1. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М.Сокольниковой. Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки.

  2. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство 4 класс, Электронный учебник Москва 2015г.

  3. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Агеева И.Д.

  4. «Детское художественное творчество», Комарова Т.С.

  5. «Игровые технологии обучения в начальной школе», Е.В.Калмыкова.

  6. «Занимательная литература по изобразительному искусству», И.Д.Агеева.

  7. Опорные таблицы.





Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:


1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2. урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

6. комбинированный урок - КУ


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 КЛАСС - 33 ч.

УМК «Планета Знаний»




Тема урока

К-во

ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

УУД

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть – 8 ч.

Виды и жанры изобразительного искусства – 15 ч.

1.


Необычные музеи.

1

УИПЗЗ

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Знакомство с необычными музеями страны.

Уметь называть и различать основные виды изобразительного

искусства.


Знать названия ведущих художественных музеев России.

Текущий


Ориентироваться в учебнике.

Участвовать в беседе о необычных музеях. Выражать собственное отношение к искусству как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли архитектуры, дизайна и изобразительного искусства в жизни человека.

7.09


2.

Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.



1

УИПЗЗ

Ознакомление с анималистическим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художников.

Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке; в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы.


Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага).


Текущий

Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Сравнить изображение одного животного у разных художников. Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Решать творческую задачу: слепить композиции «Львица с львёнком» или нарисовать обезьянку.

14.09


3.

Школа живописи «Храбрый лев»


Проектная деятельность

Викторина «Животные в изобразительном искусстве»

1

УКИЗ

Обучение рисованию льва. Создание образа храброго льва. Совершенствование живописной техники (гуашь).







Проверка умения планировать работу, конструировать, моделировать и макетировать из бумаги, картона, фотоматериалов.

Проверка творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты

Различать основные и составные, тёплые и холодные

цвета;

составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая

основные и составные цвета с чёрным и белым.


Уметь передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени.


Уметь подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе

настроением.


Уметь выбирать нужную информацию, ориентироваться в ситуациях, участвовать в проектной деятельности.

Текущий


Рисовать общий контур животного, проработать детали, создающие образ. Соблюдать пропорции фигуры льва и её частей. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы. Выполнить цветовое решение рисунка. Использовать приемы акварельной живописи.

Сравнивать произведения графики, классифицировать их по видам и жанрам. Сделать фотоколлаж «Ребята и зверята». Использовать для него свои собственные снимки или вырезки из журналов. Продумать интересное размещение объектов композиции. Объяснять причины успеха в творческой деятельности; осуществлять самооценку творческих достижений.

21.09


4.

Исторический жанр.


1

УИПЗЗ

Ознакомление с историческим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры.

Знать произведения исторического жанра.


Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи.

Текущий


Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра. При обсуждении выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к героизму защитников Отечества.

28.09


5.

Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение».


1

УИПЗЗ

Ознакомление с батальным жанром. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры. Обучение рисованию многофигурной композиции, передаче движения. Знакомство с музеем оружия в г.Туле. Уважение традиций мастерства оружейников.

Знать произведения художников – баталистов.

Уметь передавать в композиции сюжет и смысловую связь

между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр.

Текущий


Знакомиться с выдающимися произведениями художников – баталистов. Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа, отражающего героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Знакомиться с музеем оружия в Туле.

Решать творческую задачу: продумать композицию «Богатырское сражение».

Рисовать эпизод исторического сражения или битвы (цветные карандаши, акварель). Подготовить небольшое сообщение об изображенном событии.

5.10


6.

Бытовой жанр.


1

УИПЗЗ

Ознакомление с бытовым жанром. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его

виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура.


Уметь изображать глубину пространства на плоскости.

Текущий


Знакомиться с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по картинам. Выражать собственное эмоциональное отношение к классическому и современному искусству. Решать творческую задачу: выбрать сюжет на тему чаепития. Продумать композицию рисунка. Рисовать композицию «Семейное чаепитие» (гуашь). Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям.

12.10


7.

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Рисование фигуры человека.


1

УИПЗЗ

Ознакомление с пропорциями фигуры человека.

Знать отличия пропорций маленького ребенка и взрослого.

Уметь рисовать фигуру человека.

Текущий


Познакомиться с пропорциями фигуры человека. Участвовать в беседе по картинам М.Шагала, К.Малевича, П.Пикассо.

Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему движения.

19.10


8.

Портрет. Эмоции на лице. Рисуем автопортрет.


1

УИПЗЗ

Продолжение знакомства с жанром портретной живописи. Сравнение предметов по высоте, ширине, объему. Знакомство с пропорциями лица человека, мимикой. Передача на рисунке разных эмоций: радость, печаль, испуг и др.

Знать пропорции лица человека.

Уметь передавать (графически) эмоции на лице.



Текущий



Познакомиться с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др. Участвовать в беседе о выражении лица человека. Научиться передавать (графически) эмоции на лице.

26.10


2 четверть – 8 ч.

9.

Натюрморт. Перспектива. «Натюрморт с двумя книгами».


1

УКИЗ

Освоение способов построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе.

Уметь различать основные жанры.


Уметь правильно использовать выразительные возможности

графических материалов

в передаче различной фактуры.

Текущий


Изучить способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы. Рисовать натюрморт с двумя книгами (карандаш, акварель). Осуществлять пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения.

9.11


10.

Линия горизонта.

Рассвет. Лунная ночь.


1

УКИЗ

Обучение умению передавать пространство на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы, передавать различные природные явления с помощью цвета.

Уметь различать основные жанры.

Знать природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние.

Уметь планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.




Текущий



Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы. Решать творческую задачу: рисовать на альбомном листе композиции по выбору.

16.11


11.

Книжная графика как вид изобразительного искусства. Иллюстрирование басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей».

















1

УЗЗВУ

Ознакомление с книжной графикой как видом искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в иллюстрациях. Развитие у учащихся умения образно характеризовать персонажей басни в рисунке. Обучение умению передавать в иллюстрации содержание басни, выбирать формат иллюстрации в зависимости от замысла.

Уметь планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.



Уметь рисовать и силуэты героев.

Текущий


Принимать участие в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству. Учиться у мастеров использовать средства выразительности (линию, штрих, пятно) для наилучшего воплощения замысла. Решать творческую задачу: выбрать сюжет из басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей». Продумать композицию рисунка.

23.11


12.

Проектная деятельность

Вернисаж творческих работ «На ярмарке ремёсел».

1

УКИЗ

Проверка умения планировать работу, конструировать, моделировать и макетировать из бумаги, картона, фотоматериалов.

Проверка творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты

Уметь выбирать нужную информацию, ориентироваться в ситуациях, участвовать в проектной деятельности.

Защита проектов


Решить творческую задачу: выполнить проект, используя полученные знания по теме.

Анализировать причины успеха в учебной деятельности.

Оценивать свои работы и работы одноклассников.

осуществлять самооценку творческих достижений.

30.11


13.

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо - звери.







1

УИПЗЗ

Знакомство с каллиграфией. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Обучение декорированию зверей.

Знать искусство каллиграфии.

Уметь декорировать с помощью каллиграфических знаков на тонированной бумаге пером и тушью зайчика или слона.


Текущий

Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии. Декорировать с помощью каллиграфических знаков на тонированной бумаге пером и тушью зайчика или слона.

7.12


14.

Компьютерная графика.


1

УИПЗЗ

Ознакомление с компьютерной графикой как видом искусства. Изучение инструментов и возможностей программы AdobePhotoShop.


Знать компьютерную графику.


Знать возможности программы AdobePhotoShop.


Уметь выполнять на компьютере контурные рисунки.


Текущий


Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства. Изучить порядок работы. Выражать собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира. Изучить последовательность выполнения коллажа. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения.

14.12


15.

Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка».


1

УОСЗ

Обучение рисованию в программе AdobePhotoShop игрушки. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащегося.


Знать компьютерную графику.


Знать возможности программы AdobePhotoShop.


Уметь выполнять на компьютере контурные рисунки.


Тематический



Изучить порядок работы. Выполнить на компьютере контурные рисунки «Девочка с собачкой», «Игрушечный мишка».

Распечатать рисунки на принтере и раскрасить их.

21.12


Декоративное искусство – 9 ч.

16.

Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей».


1

УИПЗЗ

Ознакомление с художественной керамикой и фарфором как видами декоративного искусства. Обучение умению анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала. Воспитание и развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения.

Знать художественные достоинства изделий (керамика и фарфор).

Уметь соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.

Уметь лепить, расписывать и декорировать скульптуру «Девочка с птицей» (глина или пластилин).


Текущий


Принимать участие в обсуждении художественных достоинств изделий (керамика и фарфор). Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным керамическим и фарфоровым изделиям как произведениям искусства. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Решать творческую задачу: лепить, расписывать и декорировать скульптуру «Девочка с птицей» (глина или пластилин). Оценивать результаты работы.

28.12


3 четверть – 9 ч.

17.

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.


1

УИПЗЗ












Ознакомление с художественным стеклом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и материала, анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства. Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Знакомство с ремеслом стеклодувов.

Знать художественные достоинства изделий из стекла.

Уметь анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа.


Текущий


Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из стекла. Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из стекла как произведениям искусства. Познакомиться с мастерством стеклодувов. Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него.

18.01


18.

Декоративные звери и птицы. Школа декора.


1

УИПЗЗ

Изучение приемов стилизации животных и птиц в декоративном искусстве. Ознакомление с мифологической символикой. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы. Обучение приемам росписи с использованием символа солнца – петуха. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе.

Знать мифологические символы (петух, лев, медведь) и их использованием в декоративном искусстве.

Уметь расписывать декоративную тарелку «Петушок».

Текущий


Познакомиться с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве. Изучить порядок работы. Решать творческую задачу: продумать этапы и расписать декоративную тарелку «Петушок». Планировать совместную работу, согласовывать действия, договариваться о результате и оценивать его.

25.01


19.

Художественный металл. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Чугунное кружево. Волшебный фонарь.


1

УИПЗЗ

Ознакомление с художественным металлом как видом декоративного искусства. Развитие умения анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Знать средства выразительности и художественных достоинств изделий из металла.

Уметь выполнять эскиз фонарей или нарисовать чугунную ограду с кружевными узорами.

Текущий


Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из металла. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как произведениям искусства. Осуществить поиск информации о видах работ с художественным материалом. Решать творческую задачу: выполнить эскиз фонарей или нарисовать чугунную ограду с кружевными узорами.

1.02


20.

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок.



1

УИПЗЗ

Ознакомление с художественным текстилем как видом декоративного искусства.

Развитие умения анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства.

Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика.

Знакомство с мастерством изготовления войлока и валенок. Ознакомление с московским музеем валенок и его экспонатами.

Уметь сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов.


Уметь самостоятельно выполнять художественно-творческую

работу.

Текущий


Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстильных изделий. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа.

Выражать собственное эмоциональное отношение к текстильным художественным изделиям как произведениям искусства.

Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями и видами батика. Познакомиться с музеем валенок.

8.02


21.

Украшаем валенки. Учимся валять валенки.


1

УКИЗ

Развитие художественного вкуса учащегося, его творческого потенциала. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.

Обучение приёмам работы с войлоком.

Развитие умения декорировать объекты.

Знать технологию валяния валенок вручную, о старинной обуви.


Уметь самостоятельно выполнять художественно-творческую

работу.

Текущий


Осуществлять поиск информации о технологии валяния валенок вручную, о старинной обуви. Подготовить сообщение о музее валенок.

Привести примеры, в каких народных песнях, пословицах, поговорках, сказках валенки играют главную роль.

Решать творческую задачу: нарисовать эскиз арт-объекта из валенок (карандаш, гуашь, коллаж).

Составить коллекцию изображений «Сёстры и братья валенка». Подготовить презентацию своей работы.

15.02


22.

Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.


1

УИПЗЗ

Обучение выполнению сетчатых орнаментов. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в орнаменте.

Развитие творческих способностей. Знакомство с орнаментами народов мира.

Узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов.

Уметь самостоятельно выполнять художественно-творческую

работу.


Текущий


Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы. Выполнить сетчатый орнамент. Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов

мира

Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы.


22.02


23.

Проверочный урок.


1

УПОКЗ

Проверка развития художественного вкуса учащихся, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. Проверка знаний о структуре сетчатых орнаментов, о роли декоративного искусства в жизни человека. Проверка умения декорировать объекты, различать изделия, относящиеся к художественной керамике, фарфору, стеклу и металлу.

Уметь выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.


Уметь планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.


Тематический

Сравнить декоративные скульптуры В.А.Смирнова «Пара чая», выполненные в керамике и стекле. Определить их функциональное назначение. Рассказать, как материал помогает художнику выразить декоративную сущность скульптур. Вылепить из глины (пластилина) кашпо в виде черепашки. Использовать разнообразные приёмы декорирования. Сделать декоративный коврик «Стрекозы».

Анализировать и оценивать результаты собственной художественно-творческой работы, свои творческие достижения.

1.03


Народное искусство – 7 ч.

24.

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Палехские деревья.


1

УИПЗЗ

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучению умению копировать палехские деревья. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Обучение умению находить отличия между традиционными школами миниатюрной живописи.

Узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов.

Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы.


Текущий


Познакомиться с лаковой миниатюрой. Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя.

Осуществлять поиск информации о мастерах Палеха. Скопировать деревья с изделий палехских мастеров (карандаш, гуашь).

15.03

22.03


25.

Проектная деятельность

Фестиваль «Россия – наш дом родной».

1

УКИЗ

Проверка умения планировать работу, конструировать, моделировать и макетировать из бумаги, картона, фотоматериалов.

Проверка творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты

Уметь выбирать нужную информацию, ориентироваться в ситуациях, участвовать в проектной деятельности.

Защита проектов


Решить творческую задачу: выполнить проект, используя полученные знания по теме.

Анализировать причины успеха в учебной деятельности.

Оценивать свои работы и работы одноклассников.

осуществлять самооценку творческих достижений.

22.03


4 четверть –8ч.

26.

Русское кружево. Вологодские узоры.


















1

УИПЗЗ

Знакомство с традиционными народными промыслами России.

Обучение умению рисовать узоры кружева.

Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Знать традиционные народные промыслы России.

Уметь рисовать узоры кружева.


Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы.


Текущий


Принимать участие в обсуждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Выражать собственное эмоциональное отношение к кружевным изделиям как произведениям народного искусства.

Повторить элементы орнамента вологодского кружева (белая гуашь, цветной фон). Выполнить эскизы изделий из вологодского кружева.

5.04


27.

Резьба по кости. Холмогорские узоры.


1

УИПЗЗ

Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Знакомство с мастерством и традициями архангельских и чукотских косторезов. Обучение умению отличать работы холмогорских и чукотских мастеров – резчиков по кости.

Знать традиции архангельских и чукотских косторезов.


Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы.



Текущий


Познакомиться с резьбой по кости мастеров русского Севера. Выражать собственное эмоциональное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Решать творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой (белый карандаш на цветном фоне).

12.04


28.

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.


1

УИПЗЗ


Знакомство с традиционным русским женским костюмом. Обучение умению выполнять эскизы женских головных уборов и сарафанного комплекта. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Уметь выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы.

Текущий


Принимать участие в обсуждении народного женского костюма. Выполнить эскизы русских народных костюмов. Изготовить праздничные женские головные уборы русского Севера.

19.04


29.















Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа.


1

УКИЗ

Знакомство с традиционным русским мужским костюмом, обувью; традициями одежды народов Севера и Кавказа. Обучению умению выполнять эскизы мужских костюмов. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.


Уметь различать традиционный русский мужской костюм и костюмы народов Севера и Кавказа.

Знать историю утюга.

Уметь выполнять эскизы русских народных костюмов.

Текущий


Принимать участие в обсуждении народного мужского костюма. Познакомиться с музеем утюга. Поиск информации о технических возможностях и художественных достоинствах старинных утюгов. Выполнить эскизы русских народных костюмов.

26.04


30.

Проектная деятельность

«Дизайн костюма.

История и современность»

1

УПОКЗ

Проверка умения планировать работу, конструировать, моделировать и макетировать из бумаги, картона, фотоматериалов.

Проверка творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Уметь выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; продумывать этапы деятельности; определять необходимые материалы и инструменты; распределять роли в группе.

Защита проектов.


Решить творческую задачу: выполнить проект, используя полученные знания по теме.

Анализировать причины успеха в учебной деятельности.

Оценивать свои работы и работы одноклассников.

3.05


31.

Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Пряничные доски.


1

УИПЗЗ


Развитие устойчивого интереса к искусству и художественным традициям своего народа. Знакомство с традициями русского чаепития. Ознакомление с музеями самоваров и пряников (г.Тула) и их экспонатами. Обучение умению лепки самовара из глины и рисование пряничных досок.

Знать традиции русского чаепития.

Знать виды изделий тульских мастеров.

Уметь самостоятельно выполнять художественно-творческую

работу.

Текущий


Знакомиться с видами изделий тульских мастеров. Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к традициям своего народа. Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Решать творческую задачу: слепить из соленого теста пряник-козулю. Расписать его красками (гуашь). Осуществить поиск информации про пряники-козули, традиционно изготавливаемые на русском Севере.

10.05


32-33.

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.


2

УОСЗ

Проверка наличия интереса к традиционным народным художественным промыслам.

Проверка развития художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Знать центры традиционных народных

художественных промыслов России.


Уметь определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов.


Тематический


Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа.

Группировать, сравнивать произведения народного искусства. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы. Объяснять причины успеха в творческой деятельности.

17.05

24.05