Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство.1 – 4 классы» 2015г. (УМК «Школа России»).
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет « Изобразительное искусство относится к области «Искусство» и на его изучение в 1 классе отводится 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры:
представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся научатся:
восприятию произведений искусства;
смогут понимать образную природу искусства;
давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Обучающиеся получат возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного;
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».
Раздел 1: Ты учишься изображать.
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Раздел 2: Ты украшаешь.
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Раздел 3: Ты строишь.
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.
Учебные часы распределены следующим образом.
№ | Содержание программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Ты учишься изображать. | 9 | 9 |
2 | Ты украшаешь | 8 | 8 |
3 | Ты строишь. | 11 | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 5 |
| Итого: | 33 ч. | 33 ч. |
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Изображения всюду вокруг нас. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
2. | Мастер Изображения учит видеть. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
3. | Изображать можно пятном. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
4. | Изображать можно в объеме. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
5. | Изображать можно линией. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
6. | Разноцветные краски. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
8. | Разноцветные краски. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
9. | Художники и зрители (обобщение темы). Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 1ч |
10. | Мир полон украшений. Цветы. | 1ч |
11. | Красоту надо уметь замечать. | 1ч |
12. | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1ч |
13. | Красивые рыбы. Монотипия. | 1ч |
14. | Украшения птиц. Объемная аппликация. | 1ч |
15. | Узоры, которые создали люди. | 1ч |
16. | Как украшает себя человек. | 1ч |
17. | Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1ч |
18, 19 | Постройки в нашей жизни. | 2ч |
20. | Дома бывают разными. | 1ч |
21. | Домики, которые построила природа. | 1ч |
22. | Какие можно придумать дома. | 1ч |
23. | Дом снаружи и внутри. | 1ч |
24. | Строим город. | 1ч |
25. | Все имеет свое строение. | 1ч |
26. | Строим вещи. | 1ч |
27, 28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 2ч |
29. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1ч |
30. | Праздник весны. Праздник птиц. | 1ч |
31. | Разноцветные жуки. | 1ч |
32. | Времена года. Весенний пейзаж. | 1ч |
33. | Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 1ч |
| Итого: | 33ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения |
план | факт |
| «Ты изображаешь» - 9 часов | | |
1. | Изображения всюду вокруг нас. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 03.09 | |
2. | Мастер Изображения учит видеть. Урок – игра, интегрированный с уроком математики | 10.09 | |
3. | Изображать можно пятном. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 17.09 | |
4. | Изображать можно в объеме. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 24.09 | |
5. | Изображать можно линией. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 01.10 | |
6. | Разноцветные краски. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 08.10 | |
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 15.10 | |
8. | Разноцветные краски. Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 22.10 | |
9. | Художники и зрители (обобщение темы). Урок – игра, интегрированный с уроком математики. | 29.10 | |
| «Ты украшаешь» - 8 часов | | |
10. | Мир полон украшений. Цветы. | | |
11. | Красоту надо уметь замечать. | | |
12. | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | | |
13. | Красивые рыбы. Монотипия. | | |
14. | Украшения птиц. Объемная аппликация. | | |
15. | Узоры, которые создали люди. | | |
16. | Как украшает себя человек. | | |
17. | Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | | |
| «Ты строишь.» - 11 часов | | |
18, 19 | Постройки в нашей жизни. | | |
20. | Дома бывают разными. | | |
21. | Домики, которые построила природа. | | |
22. | Какие можно придумать дома. | | |
23. | Дом снаружи и внутри. | | |
24. | Строим город. | | |
25. | Все имеет свое строение. | | |
26. | Строим вещи. | | |
27, 28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | | |
| «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.» - 5 часов | | |
29. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | | |
30. | Праздник весны. Праздник птиц. | | |
31. | Разноцветные жуки. | | |
32. | Времена года. Весенний пейзаж. | | |
33. | Здравствуй, лето! (обобщение темы). | | |
Приложение
Критерии оценивания
Контроль и учёт достижений обучающихся в 1 классе ведётся по безотметочной системе и направлено на диагностирование образовательного результата освоения программы.
Список используемой литературы
Программа по курсу «Изобразительное искусство»:
Изобразительное искусство 1 – 4 классы. Рабочая программа под редакцией » Б.М. Неменского. – Москва «Просвещение» 2015г.
Учебное пособие для учащихся:
Б. М. Неменский Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2013г.
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. Электронное приложение к учебнику и методическая поддержка на www.drofa.ru
2. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
3. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
4. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
2. Школьный портал http://www.portalschool.ru
3. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
4. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
5. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
6. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
7. Журнал «Начальная школа» www.open.worldschool.ru
8. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru
9. Сеть творческих учителей www.it-n.ru
10. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru