муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 4 класса
базовый уровень обучения
Разработчик: МО учителей начальных классов
2019 год
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса Изобразительное искусство для учащихся 4 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС общего образования, учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2019—2020 учебный год.
В основу разработки программы положена авторская программа Т. А. Копцевой.
Программа обеспечена УМК «Гармония» для 4-х классов авторов Т. А. Копцевой.
На изучение предмета Изобразительное искусство в 4 классе в учебном плане МАОУ СОШ №50 отведено 34 часа в год. Соответственно - 1 час в неделю.
Цель начального художественного образования — развитие культуры творческой личности школьника — обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по технологии и авторской программой учебного курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Т. А. Копцевой, В. П. Копцева, Е. В. Копцева (УМК «ГАРМОНИЯ»).
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»:
№ | Изменение | Обоснование |
1 | Планирование неурочных форм организации образовательного процесса в рамках 20 % школьной вариативности: дидактические игры, тренинги и т.д. | |
2 | Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем | Данные, полученные в результате проведения мониторинга в 3 классе. |
3 | Расширение программного содержания*; организация практической деятельности обучающихся на компьютере (ПК) | |
4 | Реализация программы надпредметного учебного курса (модуля) «Мир деятельности» (135 ч) за счёт резервных часов аналогичной тематики, 1-4 класс | Учебный план, ПЗ. Цель: формирование знаний об УУД на специальных занятиях с последующим тренингом на уроках по различным предметам учебного плана |
* Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Чтение простых диаграмм, создание и чтение таблиц. Овладение умением создавать иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. Создание небольших презентаций. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста.
Учебно-методическое, программное, обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы.
Для закрепления на практике отдельных аспектов содержания программы по Изобразительному искусству, а также организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, используется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельностью реализуется в следующих формах:
- проекты, в том числе тематические;
- индивидуально- групповая коррекционная деятельность;
- кружок «Акварелька»;
-участие в творческих конкурсах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ (Изобразительное искусство) В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
• в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
• в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
• в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
• в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» в программе каждого класса предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности – живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия проявляется в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» – компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.;
– графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.);
– скульптурными материалами (пластилин или глина);
– конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.
Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаковосимволическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.
Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе («Художник и мир природы») определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел («Художник и мир животных») расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел («Художник и мир человека») расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека.
Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий – низкий», «большой – маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений – сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе («Художник и мир искусств») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с творчеством художников-передвижников, а также шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее (Германия), способствует расширению представлений детей об отечественном и мировом культурном наследии.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства» нашли отражение в тематическом планировании системы формирования универсальных учебных действий учеников 4 класса: познавательных, регулятивных, коммуникативных, развития предметных и личностных результатов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Общее кол-во часов | Кол-во обязательной части | Неурочные формы организации образовательного процесса (содержание части, формируемой участниками образовательного процесса) |
МиД | Проекты, решение проектных задач | Познавательные лаборатории | Творческие мастерские | Учебные занятия | Экскурсии | Формы контроля |
Художник и мир природы | 9 | 8 | «Урок диагностики знаний №1» (1ч) | | | | | | Текущий |
Художник и мир животных | 8 | 7 | Учусь делать проект (1ч) | | | | | | Текущий |
Художник и мир человека | 9 | 6 | Личностные качества ученика. Самокритичность (1ч) «Учимся дружно. Как научиться договариваться» (1ч) | | Виртуальное путешествие в Эрмитаж (1ч) | | | | Текущий |
Художник и мир искусств | 8 | 6 | | | | Создание макета афиши (1ч) | | Экскурсия в Худ.галерею (1ч) | Итоговая аттестация |
Итого | 34 | 27 | 4 | - | 1 | 1 | | 1 | |
| 7 (20%) |
Перечень практических работ на 2019 – 2020 учебный год
№ работы | Учебная тема | Вид работы | Количество часов |
1 | Учимся смотреть и видеть. Композиция | Оформление обложки Творческой папки | 1 |
2 | Растительный орнамент. Ритм | Создание орнаментальной композиции | 1 |
3 | Необычные подземные музеи. Реальность и Фантазия. | Использование приёма работы в технике монотипия. | 1 |
4 | Тайны лабиринтов. Геометрический орнамент. | Изображение орнаментальной композиции с элементами геометрического или растительного орнамента «Лабиринт». | 1 |
5 | Рисунки животных. Анималистический жанр | Изображение наброска с чучела животного | 1 |
6 | Талисманы Олимпийских игр. Стилизация животных. | Лепка или конструирование талисмана спортивных игр | 1 |
7 | Искусство костюма: Театральный костюм. | Создание эскиза театрального или карнавального костюма | 1 |
8 | Гербы и эмблемы. Изобразительные символы. | Создание образа семейного герба | 1 |
9 | Художник-дизайнер. Эскиз упаковки. | Изображение эскиза упаковки любого кондитерского изделия, мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья и т.п. | 1 |
10 | Машины-роботы. Модель чудо-машины. | Изображение машины-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другой космический аппарат | 1 |
11 | Книжка-игрушка. Макет книги. | Создание макета книжки-малютки, книжки-гармошки, книжки одной буквы, книжки-азбуки | 1 |
12 | Музеи игрушки. Рукотворные игрушки. | Создание игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, тряпок, шишек, сухих листьев, желудей или др. | 1 |
13 | В мире кино. Рисуем афишу для мультфильма. | Изображение афиши к любому фильму, мультфильму или спектаклю | 1 |
Итого: практических работ - 13.
Перечень контрольных работ на 2019 – 2020 учебный год
№ работы | Учебная тема | Вид и форма контроля | Количество часов |
1 | Итоговая аттестация | Рисунок, итоговый | 1 |
| | | |
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебному предмету осуществляется в традиционной пятибалльной системе.