Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
_____________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
_____________________
Приказ от___________ г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( начальное общее образование)
по изобразительному искусству
для 3 «А» класса
на 2020 -2021 учебный год
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов за год: 35 ч.
Количество часов в 2020 – 2021 учебном году:_____ ч.
Учитель: Долгопятова Л. В.
УМК: «Классическая школа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии:
с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 06 октября 2009 года № 373 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
с Уставом МБОУ СОШ № 12;
с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №12;
с Положением об учебной рабочей программе педагога в МБОУ СОШ №12;
с установленным в учебном плане количеством часов;
с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
с материально-техническими возможностями школы.
Рабочая программа разработана на основе:
• примерной образовательной программы по изобразительному искусству и авторской программы В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М. : Дрофа, 2017)
календарного учебного графика на текущий учебный год;
учебно-методического комплекса, соответствующего федеральному перечню:
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. - 4-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2017.
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017
Богатырева В.Я. Изобразительное искусство. 3 класс : рабочая тетрадь Богатырева В.Я. /. - М. : Дрофа, 2017.
Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ № 12 на 2020-2021 учебный год в рамках реализации ФГОС начального общего образования, рабочая программа для 3-го класса предусматривает обучение 35 ч в объёме, 1 час в неделю.
Согласно Производственному календарю на 2021 год и календарному графику МБОУ СОШ №12 7 уроков совпадают с государственными праздниками и выходными , исходя из вышеизложенного, учебный материал был уплотнен.
Количество часов на изучение курса в 2020 – 2021 учебном году – 133 ч, что позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.
Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) – их роли в жизни человека и обществе;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:
рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы);
декоративная работа;
скульптура;
восприятие произведений искусства
Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Задача учителя - помочь ребенку научиться видеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства; обращается особое внимание на роль художников в жизни человека.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 3 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которыхпоможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективнойработы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
Учащиеся научатся
различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия учащимися произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Отметка по изобразительному искусству должна быть стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета
Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока. Творчество как один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей деятельности ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке.
С учетом современных требований оценочной деятельности в начальной и общей школе учитель использует словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку (отметку). Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика на уроке изобразительного искусства. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником результаты его деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личных характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»).
Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО:
1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
2. Раскрытие темы:
осмысление темы и достижение образной точности;
импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
оригинальность замысла.
3. Композиция
знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
органичность и целостность композиционного решения.
4. Рисунок
владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:
степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок);
умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм.
5. Цветовое решение
знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия;
умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
6. Техника исполнения
умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
использование современных материалов;
наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль за выполнением рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2) характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3) качество выполняемых работ и итогового рисунка.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.
Практические задания (индивидуальное задание):
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в пе-редаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценка за теоретические знания (тест, термины, понятия, даты.)
5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%;
4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%;
3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%;
2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%.
Нормы оценки проверочной работы проектного характера:
Общие нормы оценки творческого проекта:
Оценка «5» -выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.
Оценка «4» -выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.
Оценка «3» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.
Оценка «2» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
Содержание учебного предмета
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в
цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению (18 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках
общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка (3 ч)
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п. Беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Айвазовский И. Чёрное море; Феодосия. Закат солнца
Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы. 1794 год; Вид Московского Кремля и Каменного моста,
1810-е годы.
Антокольский М. Пётр I.
Бубнов А. Утро на Куликовом поле.
Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звёздного неба; Мосты в Аньере; Звёздная ночь над рекой Рона; Звёздная ночь; Ветка цветущего миндаля.
Васильев Ф. После грозы; Кучевое облако.
Васнецов А. Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века.
Васнецов В. Автопортрет; Палата царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Брусила и берендеи-ребята; Снегурочка и Лель.
Ватагин В. Ягуар.
Ватто А. Жиль (Пьеро).
Врубель М. Интерьеры усадьбы Абрамцево.
Герасимов С. Лёд прошёл.
Головин А. Эскиз декорации к балету «Жар-птица».
Грицай А. В Жигулях. Бурный день.
Дейнека А. Вечер; Тракторист.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Кролик.
Захаров Г. Улица Чехова. Москва.
Зверьков Е. Весна. Сельский пейзаж.
Иванов А. Ветка.
Игошев В. Моя Родина.
Икона «Богоматерь Владимирская».
Иллюстрации к детским книгам В. Алфеевского,Ю. Бабака, П. Багина, С. Балинского, О. Васильева и Э. Булатова, П. Виноградовой, А. Волынской,
Н. Гольца, Г. Дмитриевой, В. Конашевича, А. Кошкина, П. Кузьмина, И. Латинского, В. Лебедева, Э. Лисснера, Г. Лукашевича, М. Майофиса, М. Меженинова, Т. Морковкиной, Г. Нарбута, Е. Попковой, Б. Тржмецкого, А. Тюрина, М. Успенской, Е.Чарушина, Д.Шмаринова, С. Ярового.
Иогансон Б. Салют.
Кандинский В. Смоленский бульвар. Зимний день.
Кваренги Д. Панорама села Коломенское.
Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году.
Клодт П. Укрощение коня.
Козлов С. Карнавал.
Корин П. Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Крамской И. За чтением. Портрет С. Н. Крамской, жены художника.
Куинджи А. Облака; Полдень. Стадо в степи.
Кукунов М. Леопард; Лев; Сова; Волк.
Кустодиев Б. Масленица.
Кэссет М. Мать, моющая засыпающего ребёнка.
Лебедева Е. Черёмуха; Липа цветёт; Сирень (вырезанки).
Левитан И. Вечер. Золотой Плёс; Озеро. Русь.
Лентулов А. Ночь на Патриарших прудах.
Леонардо да Винчи. Зарисовки растений; Лилия.
Маковский К. Русская красавица; У околицы; За чаем; Боярыня у окна; За прялкой (портрет дочери Ольги); Боярский свадебный пир в XVII веке.
Малышева О. К Гангу.
Мане. Э. Портрет мадам Жюль Гийме.
Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде.
Моне К. Автопортрет; Сад художника в Ветёе; Кувшинки; Белые кувшинки. Живерни; Нимфеи. Водяные лилии; Скалы в Бель-Иле.
Мухина В. Рабочий и колхозница.
Нестеров М. Девушка у пруда.
Пикассо П. Мать и дитя.
Пименов Ю. Снег идёт.
Пластов А. Жатва; Ужин трактористов; Мама.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна.
Рембрандт. Слоны.
Ренуар О. Моне, рисующий в своём саду в Аржантёе; Завтрак гребцов.
Репин И. Портрет В. А. Серова; Портрет Василия Дмитриевича Поленова.
Рерих Н. Три радости; Слобода Берендея; Снегурочка; Мороз; Снегурочка и Лель.
Рылов А. Белки.
Серебрякова З. Зелёная осень.
Серов В. Октябрь.Домотканово; Портрет И. И. Левитана; Рабочие с тачками; Борзые; Волк и журавль; Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет».
Сидоров В. Праздник; Тихая моя Родина.
Синьяк П. Гавань в Марселе.
Скрик О. Репейник.
Сомов К. Занавес для свободного театра в Москве; Арлекин и дама; Арлекин и смерть; Язычок Коломбины.
Сурбаран Ф. Натюрморт.
Суриков В. Вид на Кремль; Переход Суворова через Альпы.
Тёрнер Д. Кораблекрушение.
Ткачёвы А. и С. Матери.
Торлов Д. Рысёнок.
Тропинин В. Кружевница.
Тырса Н. Портрет А. Ахматовой.
Фонвизин А. Маки; Сирень.
Шишкин И. Травки; Последние лучи.
Шмелёва М. Венецианский карнавал.
Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.
Яблонская Т. Хлеб.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол – во часов |
1 | «Мы рисуем осень» | 9 ч |
2 | «В мире сказок» | 7 ч |
3 | «Красота в умелых руках» | 10 ч |
4 | «В каждом рисунке – солнце» | 8ч |
| | 34 ч. |
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Программа | Учебники | Учебные пособия | Методические пособия для педагогов |
Сборник программ к комплекту учебников Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 1-4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ Москва, издательство «Дрофа» 2010 г. | Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011 | Богатырева В.Я. Изобразительное искусство. 3 класс : рабочая тетрадь Богатырева В.Я. /. - М. : Дрофа, 2014. | О.В. Павлова «Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной.» Волгоград: «Учитель», 2012 г. ------------------------------- О.В. Павлова. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Обучение приемам художественно-творческой деятельности. Волгоград: »Учитель», 2013 ------------------------------ О.В. Свиридова. «Изобразительное искусство. Упражнения, задания, тесты. 1-4 классы. Волгоград: »Учитель», 2013 г. Ломов С. П. Изобразительное искусство. 1-4 классы : методическое пособие к учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2011. |
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца.
Бах Р. Памятник А. С. Пушкину.
Белых А. Кострома.
Бенуа А. Баба-Яга.
Билибин И. Иллюстрации к сказкам.
Богоматерь Владимирская. Икона.
Брюллов К. Автопортрет.
БучкинП. Углич. Первый снег.
Васильев Ф. Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы.
Васнецов А. Основание Москвы; Красная площадь начала XVII века.
Васнецов В. Богоматерь с Младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба-Яга.
Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам.
Ватто А. Голова молодой женщины в профиль.
Врубель М. Натюрморт: подсвечник, графин, стакан.
Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя.
Герасимов С. Лед прошел.
Гоген П. Студийные зарисовки.
Горбатов Г. Новгород. Пристань.
Грицай А. В Жигулях. Бурный день.
Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской армии.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Крыло голубого зимородка.
Ефимов И Кошка с шаром.
Жуков Н. Сестра и брат.
Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина.
Игошев В. Моя Родина.
Иванов А. Ветка; Набросок коня.
Каменский Ф. Молодой скульптор.
Конашевич В. Иллюстрация к сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Коровин К. Москворецкий мост.
Крымов А. Деревенский пейзаж.
Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака.
Куприн А. Зима. Москва.
Левитан И. Гумно. Сумерки; Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря - дождь. Леонардо да Винчи. Наброски коня.
Лиотар Ж. Шоколадница.
Мане К. Портрет госпожи Гийоме.
Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.
Моне К. Скалы в Бель-Иле.
МочальскийМ. Псков.
Мухина В. Рабочий и колхозница.
Нарбут Г. Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», сказке В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили».
Нисский Г. Подмосковье. Февраль.
Орлов С. Сюжет из сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок».
Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукову.
Оссовский П. Московский Кремль зимой.
Павлов С. Натюрморт.
Петровичев П. Ростов Ярославский.
Петров-Водкин К. Мать.
Пикассо П. Мать и дитя.
Пименов Ю. Новая Москва.
Пластов А. Мама; рисунки животных.
Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Московский дворик.
Рафаэль. Сикстинская мадонна; Мадонна Альба.
Рембрандт. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны.
Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И. С. Остроухова.
Ромадин Н. Жигули - моя родина; У сельсовета.
Рудаков К. Иллюстрации к сказкам.
Руднев Л., Абросимов П. и др. Главное здание Московского государственного университета. Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна.
Серов В. Рабочие с тачками; Борзые.
Синьяк П. Гавань в Марселе.
Судейкин С. Натюрморт.
Суриков В. Минусинская степь.
Ткачевы А. и С. Матери; Отец; Дождик.
Толстой Ф. Стрекоза.
Тройон К. Отправление на рынок.
Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.
Фирсов И. Юный живописец.
Шевченко Т. У Киева.
Шилунь Цзян. Полевые ирисы.
Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя...»; Последние лучи.
Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.
Эрьзя С. Женский портрет.
Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень.
Яблонская Т. Хлеб.
Народные игрушки. Современные технические игрушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров родного края.
Произведения изобразительного искусства:
Айвазовский И. Девятый вал; Кораблекрушение; У крымских берегов; Черное море.
Антокольский М. Иван Грозный; Петр I.
Борисов-Мусатов В. Весна; Водоем.
Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.
Брюллов К. Портрет И. А. Крылова.
Бубнов А. Утро на Куликовом поле.
Ван Гог В. Подсолнухи.
Васнецов В. Царь Иван Васильевич Грозный; Палаты царя Берендея; эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Венецианов А. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.
Верещагин В. «В штыки! Ура! Ура! (атака)».
Вермеер Делфтский Ян. Служанка с кувшином.
Врубель М. Портрет С. И. Мамонтова.
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
Герасимов С. Автопортрет.
Голубкина А. Л. Н. Толстой.
Горбатов К. Псков.
Грабарь И. Автопортрет; Груши; Натюрморт.
ДейнекаА. Москва. Пейзаж; Оборона Севастополя; Окно в мастерской.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.
Караваджо М. Лютнист.
Кардовский Д. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году.
Кипренский О. Портрет А. С. Пушкина.
Корин П. Александр Невский; Портрет маршала Жукова.
Коро Воз сена.
Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты.
Крамской И. Пасечник.
Куинджи А. Украинская ночь.
Кустодиев Б. Масленица; Крестный ход; Купчиха за чаем.
Левитан И. Осенний день. Сокольники.
Левицкий Д. Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. *
Маковский В. В мастерской художника.
Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Матисс А. Вид из окна.
Перов В. Охотники на привале.
Пластов А. Колхозные кони; Лето.
Репин И. Портрет Нади Репиной; Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу.
Решетников Ф. Прибыл на каникулы.
Серебрякова 3. Автопортрет.
Суриков В. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.
Тропинин В. Портрет А. С. Пушкина.
Хеда В. Завтрак с ветчиной. Ветчина и серебряная посуда.
Церетели 3. Синяя ваза с желтыми розами; Цветы.
Шарден Ж.-Б. Атрибуты искусств.
Шишкин И. Мухоморы. Этюд; рисунки.
Юон К. Русская зима. Лигачево; Утро индустриальной Москвы.
Яблонская Т. Утро.
2. Печатные пособия.
• Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007.
• Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007.
• Коротеева, Е. И. 1-4 классы. ИЗО. Учебно-наглядные пособия. М. : Просвещение, 2009.
• Художники в начальной школе. Дидактическое пособие.
3. Модели и натурный фонд.
• Муляжи фруктов и овощей.
• Чучела птиц.
• Гербарии.
• Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
• Гипсовые геометрические тела.
4. Информационно-коммуникативные средства:
• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : электрон, энциклопедия. - М.: 1C : Мультимедиа, 2010. - CD.
• Познавательная коллекция. Энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон, энциклопедия. - М. : 1C : Мультимедиа, 2010. - CD.
• Живопись акварелью. Базовый уровень [Электронный ресурс] : электрон, энциклопедия. - М. : Полезное видео, 2010. - DVD.
5. Технические средства обучения.
• Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Экран проекционный.
• Принтер.
• Интерактивная доска.
• DVD.
• Музыкальный центр.
6. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
7. Интернет-ресурсы:
1. ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8395.html
2. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8394.html
3. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА http://www.rusedu.ru/detail_8393.html
4. ИМПРЕССИОНИЗМ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД, ЭДУАРД МАНЕ,БАТИНЬОЛЬСКАЯ ГРУППА
http://www.rusedu.ru/detail_8348.html
5. ИМПРЕССИОНИЗМ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД, ЭДУАРД МАНЕ,БАТИНЬОЛЬСКАЯ ГРУППА
http://www.rusedu.ru/detail_8347.html
6. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, КУЛЬТУРА http://www.rusedu.ru/detail_8228.html
7. РИСУНКИ С ТОЧКАМИ http://www.rusedu.ru/detail_8145.html
8. МОНОТИПИЯ, ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ, ТРАВА, РИСОВАНИЕ http://www.rusedu.ru/detail_8142.html
9. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ - ПОРТРЕТИСТЫ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) http://www.rusedu.ru/detail_8126.html
Календарно-тематическое планирование курса
«Изобразительное искусство» в 3-ем классе
УМК «Классическая школа» на 2020-2021 учебный год
№ урока Колич уроков | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Тема урока | Формы, вид контроля | Колич часов |
1 | | | Форма, конструкция и пропорции предметов. Объем предметов. Комбинированный урок | Устный опрос. Рисунок | 1 |
2 | | | Колорит в живописи. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
3 | | | Композиция в произведениях искусства. Натюрморт в графике. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
4 | | | Композиция и цвет в живописи. Натюрморт в живописи. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
5 | | | Наброски и зарисовки. Растительные формы. Листья. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
6 | | | Наброски и зарисовки. Линия симметрии. Бабочка. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
7 | | | Рисование по памяти и по представлению. Звери и птицы. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
8 | | | Русская деревянная игрушка. Матрешка. Богородские игрушки. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
9-10 | | | Рисование на тему «Осень в саду» | Устный опрос. Рисунок | 2 |
11 | | | Декоративное рисование. Золотая хохлома. Городец. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
12 | | | Декоративное рисование. Искусство Гжели. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
13-14 | | | Декоративное рисование. Жостовские подносы. | Устный опрос. Рисунок | 2 |
15 | | | Лепка натюрморта из овощей или фруктов | Устный опрос. Рисунок | 1 |
16 | | | Аппликация. Мозаичное панно на тему «В царстве прекрасных снежинок». | Устный опрос. Рисунок | 1 |
17 | | | Виды изобразительного искусства и архитектуры. Урок-экскурсия | Устный опрос. Рисунок | 1 |
18 | | | Виды изобразительного искусства. Живопись. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
19 | | | Виды изобразительного искусства. Графика. Рисунок детского ведерка и лопатки. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
20 | | | Виды изобразительного искусства. Скульптура. Лепка животного по памяти и по представлению (по выбору учащихся). | Устный опрос. Рисунок | 1 |
21 | | | Лепка. Глиняные игрушки. Лепка фигурки коня по мотивам народных игрушек (по выбору: дымковской или филимоновской) | Устный опрос. Рисунок | 1 |
22 | | | Архитектура. Аппликация «Сказочный город» | Устный опрос. Рисунок | 1 |
23 | | | Наша Родина - Россия. Рисунок «Моя Россия» по па-мяти или впечатлению от просмотренных картин | Устный опрос. Рисунок | 1 |
24 | | | Москва в творчестве русских художников. Рисунок на тему «Салют Победы» | Устный опрос. Рисунок | 1 |
25 | | | Старинные города России. Рисунок на тему «Салют Победы» | Устный опрос. Рисунок | 1 |
26 | | | Тема материнства в изобразительном искусстве. Рисунок на тему «Портрет любимой мамочки» | Устный опрос. Рисунок | 1 |
27 | | | Тема труда в изобразительном искусстве «Городские и сельские стройки» | Устный опрос. Рисунок | 1 |
28 | | | Родная природа. «Пейзаж - настроение». | Устный опрос. Рисунок | 1 |
29 | | | Родная природа «Весеннее солнце» | Устный опрос. Рисунок | 1 |
30 | | | Красота моря «Буря на море» | Устный опрос. Рисунок | 1 |
31-32 | | | Сказка в произведениях русских художников. Иллюстрирование любимой русской народной сказки. | Устный опрос. Рисунок | 2 |
33 | | | Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Аппликация праздничной салфетки. | Устный опрос. Рисунок | 1 |
34 | | | Музеи России. Урок-экскурсия | Устный опрос. Рисунок | 1 |
35 | | | Выставка работ. | | 1 |