Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Юдиновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
учителей русского _____________________ ________________
языка, истории,
обществознания С. К. Двоеконко А. М. Ковзаленко
«___»_________2020г.
Руководитель ШМО: «___»____________2020г. «___»________2020г.
_________________
М. В. Дудина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 8 класса
Хатненок Эллы Валерьевны
( УМК: Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова)
Составила:
учитель изобразительного искусства
Хатненок Э.В.
первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира, природы и произведений искусства;
воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать своё мнение, накапливать знания И представления об искусстве и его истории;
овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
Искусство в жизни человека ( 4ч)
Искусство как способ познания окружающего мира
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.
Искусство — это организация определённого пространства. Художественно-выразительные средства организации пространства картины
Форма в искусстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Художественно-выразительные средства разных видов изобразительного искусства. Художественная форма произведения. Ритм, динамика, гармония, «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика. Скульптура. Особенности работы художника-скульптора
Содержание и форма
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что подлинное произведение искусства отличает взаимодействие мысли автора (содержания произведения) и выразительности художественной формы.
Выразительность художественной формы. Искусство — это «мыслеобразы» художника.
Символ — единство формы и содержания
Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве
Развитие фантазии и воображения.
Гармония в картине. Композиция произведения и равновесие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра. Динамика, покой. Симметрия, асимметрия и равновесие в картине
Средства художественного выражения в искусстве (5ч)
Язык изобразительного искусства
Развитие фантазии и воображения.
Выразительно-изобразительные средства передачи художественного образа (линия, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактура и др.). Индивидуальная творческая манера художника — художественная форма
Композиция
Развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что изобразительная композиция не является точной копией природы или предметного мира, но повторяет её структурные особенности в художественном образе, созданном автором.
Законы композиции: равновесие, подчинение объектов композиционному центру, доминанта господствующей идеи, эмоциональное напряжение, пространственная организация всех объектов композиции
Тень — один из главных элементов композиции
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Роль тени в изображении. Тень как важный выразительный образ композиции.
Тёплое и холодное в картине. Игра света и тени
Человек и цвет: особенности цветового восприятия
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Воздействие цвета и света на центральную Творческое исследование
Создавать коллективные презентации в программе PowerPoint, фотовыставки, видеофильмы.
Проводить коллективное исследование по освоению символики цвета и его роли в жизни. Работать в малых группах.
Использовать в работе словари, научную литературу, интернет-ресурсы.
Создавать фотографии.
Создавать отрывную беспредметную композицию на передачу чувства тепла, холода, свободы и др.нервную систему человека. Исследования учёных по выявлению факта воздействия цвета на эмоционально-чувственную сферу человека.
Символика цвета
Цвет и свет в пространстве интерьера
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Использование цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера (эффект зрительного увеличения и расширения или уменьшения пространства помещения, создание эмоционального напряжения или расслабления человека и др.)
Как нужно воспринимать картину
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Отражение личности художника в его произведениях. Тщательность в выборе средств художественной выразительности.
Первое впечатление от картины — ориентир для «путешествия» по пространству холста
Виды и жанры искусства (5ч)
Портрет на фоне эпохи
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Соответствие выбора средств художественного изображения, образов, колорита произведений живописи определённой исторической эпохе.
Изображение человека в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, мозаике (фаюмский портрет).
Портрет реалистический и портрет условный. Классические пропорции в изображении лица и головы человека
От портрета к автопортрету
Развитие фантазии и воображения.
Психологический портрет в изобразительном искусстве. Выражение в портрете индивидуальности, неповторимости образа человека. Этапы работы художника: изучение натуры, создание множества набросков и зарисовок перед началом работы над портретом.
Особенности работы над автопортретом: возможность экспериментирования в поиске нужного ракурса, колорита и др.
Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн
Развитие фантазии и воображения.
Знание законов композиции, соблюдение соотношения форм и пропорций, способность художника видеть интересное и необычное в разных вещах, его фантазия и чувство гармонии — необходимые условия для создания натюрморта.
Выделение пространства предметов и между предметами в объёмно-пространственной композиции
Графика: линия в искусстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Средства выразительности в графике: точка, линия, пятно, штрих.
Тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс.
Художественные материалы и инструменты художника-графика
Декоративно-прикладное искусство: орнамент
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Декоративно-прикладное искусство — часть общечеловеческой культуры. Черты сходства и различия между народным декоративно-прикладным искусством и современным видом этого направления в искусстве.
Орнамент — одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов: растительный, каллиграфический, фантастический, предметный, пейзажный, животный (зооморфный), астральный, геометрический
Скульптура
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Скульптура — древнейший вид изобразительного искусства, который требует от художника-скульптора способности передавать предметы в объёме, продумывая его форму (динамику и статику, соотношение форм и частей) с разных точек зрения.
Своеобразие и особенности работы мастера в разных материалах: глине, пластилине, дереве, камне, металле
В мастерской художника (2ч)
Манера письма и интерпретация одной темы
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Индивидуальная манера письма художника выражается в его темпераменте, особенностях организации пространства, технике работы (мягкости и пастозности мазка), колорите и др.
Творческая импровизация в искусстве
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация — оригинальная форма художественного проявления человека, связанная с созданием нового образа непосредственно в процессе исполнения, один из древних видов художественного творчества.
Импровизация в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино
Художник и время (2ч)
Отображение в искусстве исторической эпохи
Развитие фантазии и воображения.
Наука историография.
Историческое время, историческое пространство и культура. Художественный образ — это присущая искусству форма воспроизведения, истолкования жизни. Это свидетельство времени, особая реальность эпохи, отражённая в работах конкретного художника, жившего в эту эпоху.
Художественный образ в музыке, живописи, графике, скульптуре, танце и др.
Связь времён: преемственность в художественном творчестве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Искусство — отражение реальности в художественных формах и символах.
Художественный мир картин художника уравновешен и гармоничен.
Познание истории с помощью искусства.
Роль искусства в формировании художественного восприятия зрителя.
Универсальный язык искусства (искусство любого народа говорит само за себя, оно не требует перевода как, например, письменный текст, написанный на разных языках)
Художественные направления и стили в различные исторические эпохи (2ч)
Понятие художественного стиля в искусстве
Развитие фантазии и воображения.
Стиль — особая форма проявления канона (совокупности обязательных художественных приёмов или правил), отличающая творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т. д. Стиль проявляется в определённые периоды, отмеченные единством системы художественных приёмов в разных видах искусства (живописи, литературе, архитектуре, скульптуре, графике, хореографии, театре)
Основные художественно-стилевые направления в архитектуре
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Архитектура — «великая летопись мира», в ней находят отражение представления человека о конкретной исторической эпохе.
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры. Его формируют черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции).
Стили, которые рассматриваются как равноправные в истории стилей: романский, готика, барокко, классицизм, ампир
Образы искусства (15ч)
Искусство Древнего Египта и Месопотамии
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Культура Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.
Представления о целостности Вселенной — в неразрывности «верхнего» и «нижнего» миров. Подчёркнутый геометризм — метафора упорядоченности Космоса.
Пирамиды в Гизе
Античное искусство
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Античность — цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Культура Древней Греции и Древнего Рима.
Античный миф — основа искусства.
Рациональное начало, идея гармонии и центральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров
Христианское искусство Средневековья
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Христианство — источник идей и образов средневекового европейского искусства. Объединение культуры Византии и Западной Европы в период европейского Средневековья (V–XVI века). Главные характеристики средневекового восприятия мира — божественное Слово, бесконечность, вечность, непознаваемость; основной закон — воздаяние. Равенство всех людей перед лицом Бога. Восточная и западная модель христианства. Романская базилика, готический храм
Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Светский характер культуры Ренессанса и её антропоцентризм, то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности.
Архитектура Ренессанса. Возведение законов механики в ранг космических законов божественного мира. Преобладание в архитектуре центрических зданий, демонстрировавших устойчивое бытие земной реальности, проникнутой незримой духовной энергией. Соборы Филиппо Брунеллески и капеллы Медичи Микеланджело
Барокко
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Мировоззренческие основы барокко. Изменение утвердившегося в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансного представления о человеке как о разумнейшем существе.
Барокко в живописи (Микеланджело, Г. Гольбейн-младший, М. ван Хемскерк) и литературе (У. Шекспир). Контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств — отличительные черты барокко
Классицизм
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Направление в искусстве рассматривается как искусственная система, консервирующая гармоническую модель мироздания. Центральным ядром системы являются абстрактные законы разума и порядка. Философы Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях — усадьбах России и Англии. Архитекторы К.И. Росси, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе; художники Н. Пуссен, Ж. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов
Романтизм, реализм, импрессионизм
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы в искусстве романтизма. Идея двоемирия — сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Героико-драматическое (Ф. Гойя, Э. Делакруа) направление в романтической живописи. Отражение жестокого разочарования в мире в ряде произведений Т. Жерико. Природные стихии — знак внутренних бурь человеческой души в пейзажах У. Тёрнера.
Точная и объективная фиксация действительности (реальности) в работах мастеров реализма (Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ж. Милле, В.Г. Перов).
Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма. Стремление импрессионистов наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, Э. Мане)
Символизм, постимпрессионизм и модерн
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка.
Стремление художников-постимпрессионистов свободно и обобщённо передавать материальность мира, их интерес к философским и символическим началам искусства; использование декоративной стилизации (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, М. Врубель). Отражение кризиса антропоцентрической модели мира в искусстве модерна (конец XIX — начало XX века). Природные стихии — моделирующий образ модерна
Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Прогресс в науке (А. Эйнштейн, Н.И. Лобачевский, Б. Риман, З. Фрейд, К. Юнг).
Эксперименты в искусстве модернизма — К.С. Малевич, В.В. Кандинский;
фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балл; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В.В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо.
Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, ленд-арт)
Творческий проект
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Организация и проведение самостоятельных творческих проектов на темы по выбору или согласованию. Индивидуальные и коллективные проекты
Великие имена в искусстве
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников К.С. Малевича, Микеланджело, В.В. Кандинского, Д. Веласкеса, П.Н. Филонова, Рембрандта.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
| Глава 1. Искусство в жизни человека (4 ч) |
1 | Инструктаж по ТБ. Искусство как способ познания окружающего мира. | 1 | | |
| |
2 | Входное тестирование. Форма в искусстве. | 1 | | |
3 | Анализ входного тестирования Содержание и форма. | 1 | | |
4 | Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве. | 1 | | |
| Глава 2. Средства художественного выражения в искусстве (5ч) |
5 | Язык изобразительного искусства. Композиция | 1 | | |
6 | Тень - один из главных элементов композиции | 1 | | |
7 | Человек и цвет: особенности цветового восприятия | 1 | | |
8 | Цвет и свет в пространстве интерьера | 1 | | |
9 | Как нужно воспринимать картину | 1 | | |
| Глава 3. Виды и жанры искусства (5ч) |
10 | Портрет на фоне эпохи. От портрета к автопортрету | 1 | | |
11 | Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн | 1 | | |
12 | Графика: линия в искусстве | 1 | | |
13 | Декоративно-прикладное искусство: орнамент | 1 | | |
14 | Скульптура | 1 | | |
| Глава 4. В мастерской художника (2ч) |
15 | Манера письма и интерпретация одной темы | 1 | | |
16 | Творческая импровизация в искусстве | 1 | | |
| Глава 5. Художник и время (2ч) |
17 | Отображение в искусстве исторической эпохи | 1 | | |
18 | Связь времен: преемственность в художественном творчестве | 1 | | |
| Глава 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи (2ч) |
19 | Понятие художественного стиля в искусстве | 1 | | |
20 | Основные художественно-стилевые направления в архитектуре | 1 | | |
| Глава 7. Образы искусства (15ч) | 1 | | |
21 | Искусство Древнего Египта и Месопотамии | 1 | | |
22 | Античное искусство | 1 | | |
23 | Христианское искусство Средневековья | 1 | | |
24 | Ренессанс (Возрождение) XIV- XVII веков | 1 | | |
25 | Барокко | 1 | | |
26 | Классицизм | 1 | | |
27 | Романтизм, реализм, импрессионизм | 1 | | |
28 | Символизм, постимпрессионизм и модерн | 1 | | |
29 | Искусство XX века: от модернизма к постмодернизму Творческий проект | 1 | | |
30 | Великие имена в искусстве: Микеланджело, Д. Веласкес | 1 | | |
31 | Великие имена в искусстве: Рембрандт, В.В. Кандинский | 1 | | |
32 | Великие имена в искусстве: К. С. Малевич, П. Н. Филонов | 1 | | |
33 | Годовая промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | 1 | | |
34 | Анализ итогового тестирования | 1 | | |
35 | Повторение и обобщение изученного за курс 8 класса. | 1 | | |
| | | | |