СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству в 8 классе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изо в 8 класса по учебнику  Ермолинской Е. А., Медковой Е. С, Савенковой  Л. Г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству в 8 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Юдиновская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

учителей русского _____________________ ________________

языка, истории,

обществознания С. К. Двоеконко А. М. Ковзаленко

«___»_________2020г.

Руководитель ШМО: «___»____________2020г. «___»________2020г.

_________________

М. В. Дудина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


для 8 класса

Хатненок Эллы Валерьевны


( УМК: Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова)





Составила:

учитель изобразительного искусства

Хатненок Э.В.

первая квалификационная категория












2020 – 2021 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • социализация личности, формирование чувства гордо­сти за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принад­лежности;

  • формирование понятия о национальной культуре и пред­ставления о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира;

  • развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • мотивация к учебной и творческой деятельности, фор­мирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;

  • развитие творческого потенциала ученика в условиях ак­тивизации воображения и фантазии;

  • развитие этических чувств и эстетических потребно­стей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окру­жающего мира, природы и произведений искусства;

  • воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;

  • развитие навыков сотрудничества и сотворчества в худо­жественной деятельности;

  • бережное отношение к духовным ценностям.



Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем поискового характе­ра, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

  • развитие способности понимать причины успеха/неус­пеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на ос­нове объективного анализа и самоанализа;

  • развитие способности откликаться на происходящее в ми­ре, в ближайшем окружении, формирование представле­ний о цикличности и ритме в жизни и в природе;

  • развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительно­сти и искусстве, а также к собственной творческой дея­тельности;

  • активное использование речевых, музыкальных, знако­во-символических средств, информационных и коммуни­кационных технологий в решении творческих коммуни­кативных и познавательных задач саморазвития и само­выражения;

  • развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музы­кальные образы в соответствии с целями и задачами уро­ка; осознанно строить речевое высказывание и уметь пе­редать другому своё представление об увиденном, услы­шанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах ис­кусства и их взаимосвязи;

  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида худо­жественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установ­ления аналогий и причинно-следственных связей в по­строении рассуждений;

  • воспитание умения и готовности вести посильный диа­лог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргу­ментировано излагать своё мнение, накапливать знания И представления об искусстве и его истории;

  • овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаим­ный контроль в совместной деятельности, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;

  • развитие пространственного ощущения мира; формиро­вание представления о природном пространстве и пред­метной среде разных народов; развитие интереса к искус­ству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностями региона; формирование пред­ставлений об освоении человеком пространства Земли;

  • освоение выразительных особенностей языка разных ви­дов искусства;

  • формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и куль­туры восприятия произведений профессионального и народного искусства.



Предметные результаты:

  • сформированность представлений о роли изобразитель­ного искусства в жизни человека, в его духовно-нравст­венном развитии;

  • сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и тра­диций родного края;

  • развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту восприни­мать, понимать, переживать и ценить произведения изо­бразительного и других видов искусства;

  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразитель­ном искусстве, сознательное использование цвета и фор­мы в творческих работах;

  • развитость коммуникативного и художественно-образно­го мышления детей в условиях полихудожественного вос­питания;

  • проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;

  • развитие фантазии и воображения детей;

  • использование в собственных творческих работах разно­образия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;

  • сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитек­туры и дизайна);

  • умение воспринимать изобразительное искусство и дру­гие виды искусства и выражать своё отношение к худо­жественному произведению;

  • использование изобразительных, поэтических и музы­кальных образов при создании театрализованных компо­зиций, художественных событий, импровизации по мо­тивам разных видов искусства;

  • нравственные, эстетические, этические, общечеловече­ские, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.





















































Содержание учебного предмета

Искусство в жизни человека ( 4ч)

Искусство как способ познания окружающего мира

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.

Искусство — это организация определённого пространства. Художественно-выразительные средства организации пространства картины

Форма в искусстве

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Художественно-выразительные средства разных видов изобразительного искусства. Художественная форма произведения. Ритм, динамика, гармония, «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика. Скульптура. Особенности работы художника-скульптора

Содержание и форма

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о том, что подлинное произведение искусства отличает взаимодействие мысли автора (содержания произведения) и выразительности художественной формы.

Выразительность художественной формы. Искусство — это «мыслеобразы» художника.

Символ — единство формы и содержания

Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве

Развитие фантазии и воображения.

Гармония в картине. Композиция произведения и равновесие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра. Динамика, покой. Симметрия, асимметрия и равновесие в картине

Средства художественного выражения в искусстве (5ч)

Язык изобразительного искусства

Развитие фантазии и воображения.

Выразительно-изобразительные средства передачи художественного образа (линия, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактура и др.). Индивидуальная творческая манера художника — художественная форма

Композиция

Развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о том, что изобразительная композиция не является точной копией природы или предметного мира, но повторяет её структурные особенности в художественном образе, созданном автором.

Законы композиции: равновесие, подчинение объектов композиционному центру, доминанта господствующей идеи, эмоциональное напряжение, пространственная организация всех объектов композиции

Тень — один из главных элементов композиции

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Роль тени в изображении. Тень как важный выразительный образ композиции.

Тёплое и холодное в картине. Игра света и тени

Человек и цвет: особенности цветового восприятия

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Воздействие цвета и света на центральную Творческое исследование

Создавать коллективные презентации в программе PowerPoint, фотовыставки, видеофильмы.

Проводить коллективное исследование по освоению символики цвета и его роли в жизни. Работать в малых группах.

Использовать в работе словари, научную литературу, интернет-ресурсы.

Создавать фотографии.

Создавать отрывную беспредметную композицию на передачу чувства тепла, холода, свободы и др.нервную систему человека. Исследования учёных по выявлению факта воздействия цвета на эмоционально-чувственную сферу человека.

Символика цвета

Цвет и свет в пространстве интерьера

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Использование цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера (эффект зрительного увеличения и расширения или уменьшения пространства помещения, создание эмоционального напряжения или расслабления человека и др.)

Как нужно воспринимать картину

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Отражение личности художника в его произведениях. Тщательность в выборе средств художественной выразительности.



Первое впечатление от картины — ориентир для «путешествия» по пространству холста

Виды и жанры искусства (5ч)

Портрет на фоне эпохи

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Соответствие выбора средств художественного изображения, образов, колорита произведений живописи определённой исторической эпохе.

Изображение человека в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, мозаике (фаюмский портрет).

Портрет реалистический и портрет условный. Классические пропорции в изображении лица и головы человека

От портрета к автопортрету

Развитие фантазии и воображения.

Психологический портрет в изобразительном искусстве. Выражение в портрете индивидуальности, неповторимости образа человека. Этапы работы художника: изучение натуры, создание множества набросков и зарисовок перед началом работы над портретом.

Особенности работы над автопортретом: возможность экспериментирования в поиске нужного ракурса, колорита и др.


Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн

Развитие фантазии и воображения.

Знание законов композиции, соблюдение соотношения форм и пропорций, способность художника видеть интересное и необычное в разных вещах, его фантазия и чувство гармонии — необходимые условия для создания натюрморта.

Выделение пространства предметов и между предметами в объёмно-пространственной композиции

Графика: линия в искусстве

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Средства выразительности в графике: точка, линия, пятно, штрих.

Тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс.

Художественные материалы и инструменты художника-графика

Декоративно-прикладное искусство: орнамент

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Декоративно-прикладное искусство — часть общечеловеческой культуры. Черты сходства и различия между народным декоративно-прикладным искусством и современным видом этого направления в искусстве.

Орнамент — одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов: растительный, каллиграфический, фантастический, предметный, пейзажный, животный (зооморфный), астральный, геометрический

Скульптура

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Скульптура — древнейший вид изобразительного искусства, который требует от художника-скульптора способности передавать предметы в объёме, продумывая его форму (динамику и статику, соотношение форм и частей) с разных точек зрения.

Своеобразие и особенности работы мастера в разных материалах: глине, пластилине, дереве, камне, металле


В мастерской художника (2ч)

Манера письма и интерпретация одной темы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Индивидуальная манера письма художника выражается в его темпераменте, особенностях организации пространства, технике работы (мягкости и пастозности мазка), колорите и др.

Творческая импровизация в искусстве

Развитие фантазии и воображения.

Импровизация — оригинальная форма художественного проявления человека, связанная с созданием нового образа непосредственно в процессе исполнения, один из древних видов художественного творчества.

Импровизация в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино

Художник и время (2ч)

Отображение в искусстве исторической эпохи

Развитие фантазии и воображения.

Наука историография.

Историческое время, историческое пространство и культура. Художественный образ — это присущая искусству форма воспроизведения, истолкования жизни. Это свидетельство времени, особая реальность эпохи, отражённая в работах конкретного художника, жившего в эту эпоху.

Художественный образ в музыке, живописи, графике, скульптуре, танце и др.

Связь времён: преемственность в художественном творчестве

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Искусство — отражение реальности в художественных формах и символах.

Художественный мир картин художника уравновешен и гармоничен.

Познание истории с помощью искусства.

Роль искусства в формировании художественного восприятия зрителя.

Универсальный язык искусства (искусство любого народа говорит само за себя, оно не требует перевода как, например, письменный текст, написанный на разных языках)

Художественные направления и стили в различные исторические эпохи (2ч)

Понятие художественного стиля в искусстве

Развитие фантазии и воображения.

Стиль — особая форма проявления канона (совокупности обязательных художественных приёмов или правил), отличающая творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т. д. Стиль проявляется в определённые периоды, отмеченные единством системы художественных приёмов в разных видах искусства (живописи, литературе, архитектуре, скульптуре, графике, хореографии, театре)

Основные художественно-стилевые направления в архитектуре

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Архитектура — «великая летопись мира», в ней находят отражение представления человека о конкретной исторической эпохе.

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры. Его формируют черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции).

Стили, которые рассматриваются как равноправные в истории стилей: романский, готика, барокко, классицизм, ампир

Образы искусства (15ч)

Искусство Древнего Египта и Месопотамии

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Культура Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.

Представления о целостности Вселенной — в неразрывности «верхнего» и «нижнего» миров. Подчёркнутый геометризм — метафора упорядоченности Космоса.

Пирамиды в Гизе


Античное искусство

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Античность — цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Культура Древней Греции и Древнего Рима.

Античный миф — основа искусства.

Рациональное начало, идея гармонии и центральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров


Христианское искусство Средневековья

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Христианство — источник идей и образов средневекового европейского искусства. Объединение культуры Византии и Западной Европы в период европейского Средневековья (V–XVI века). Главные характеристики средневекового восприятия мира — божественное Слово, бесконечность, вечность, непознаваемость; основной закон — воздаяние. Равенство всех людей перед лицом Бога. Восточная и западная модель христианства. Романская базилика, готический храм


Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Светский характер культуры Ренессанса и её антропоцентризм, то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности.

Архитектура Ренессанса. Возведение законов механики в ранг космических законов божественного мира. Преобладание в архитектуре центрических зданий, демонстрировавших устойчивое бытие земной реальности, проникнутой незримой духовной энергией. Соборы Филиппо Брунеллески и капеллы Медичи Микеланджело

Барокко

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Мировоззренческие основы барокко. Изменение утвердившегося в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансного представления о человеке как о разумнейшем существе.

Барокко в живописи (Микеланджело, Г. Гольбейн-младший, М. ван Хемскерк) и литературе (У. Шекспир). Контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств — отличительные черты барокко

Классицизм

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Направление в искусстве рассматривается как искусственная система, консервирующая гармоническую модель мироздания. Центральным ядром системы являются абстрактные законы разума и порядка. Философы Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях — усадьбах России и Англии. Архитекторы К.И. Росси, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе; художники Н. Пуссен, Ж. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов

Романтизм, реализм, импрессионизм

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы в искусстве романтизма. Идея двоемирия — сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Героико-драматическое (Ф. Гойя, Э. Делакруа) направление в романтической живописи. Отражение жестокого разочарования в мире в ряде произведений Т. Жерико. Природные стихии — знак внутренних бурь человеческой души в пейзажах У. Тёрнера.

Точная и объективная фиксация действительности (реальности) в работах мастеров реализма (Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ж. Милле, В.Г. Перов).

Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма. Стремление импрессионистов наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, Э. Мане)

Символизм, постимпрессионизм и модерн

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.

Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка.

Стремление художников-постимпрессионистов свободно и обобщённо передавать материальность мира, их интерес к философским и символическим началам искусства; использование декоративной стилизации (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, М. Врубель). Отражение кризиса антропоцентрической модели мира в искусстве модерна (конец XIX — начало XX века). Природные стихии — моделирующий образ модерна


Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Прогресс в науке (А. Эйнштейн, Н.И. Лобачевский, Б. Риман, З. Фрейд, К. Юнг).

Эксперименты в искусстве модернизма — К.С. Малевич, В.В. Кандинский;

фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балл; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В.В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо.

Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, ленд-арт)

Творческий проект

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Организация и проведение самостоятельных творческих проектов на темы по выбору или согласованию. Индивидуальные и коллективные проекты

Великие имена в искусстве

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников К.С. Малевича, Микеланджело, В.В. Кандинского, Д. Веласкеса, П.Н. Филонова, Рембрандта.

Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.

Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников

















Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически


Глава 1. Искусство в жизни человека (4 ч)


1

Инструктаж по ТБ. Искусство как способ познания окружающего мира.

1





2

Входное тестирование. Форма в искусстве.

1




3

Анализ входного тестирования Содержание и форма.


1



4

Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве.

1





Глава 2. Средства художественного выражения в искусстве (5ч)


5

Язык изобразительного искусства. Композиция

1



6

Тень - один из главных элементов композиции

1




7

Человек и цвет: особенности цветового восприятия

1




8

Цвет и свет в пространстве интерьера


1



9

Как нужно воспринимать картину

1





Глава 3. Виды и жанры искусства (5ч)


10

Портрет на фоне эпохи. От портрета к автопортрету


1



11

Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн

1




12

Графика: линия в искусстве

1




13

Декоративно-прикладное искусство: орнамент

1



14

Скульптура

1





Глава 4. В мастерской художника (2ч)


15

Манера письма и интерпретация одной темы

1



16

Творческая импровизация в искусстве

1





Глава 5. Художник и время (2ч)

17

Отображение в искусстве исторической эпохи

1



18

Связь времен: преемственность в художественном творчестве

1





Глава 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи (2ч)

19

Понятие художественного стиля в искусстве

1



20

Основные художественно-стилевые направления в архитектуре

1




Глава 7. Образы искусства (15ч)

1




21

Искусство Древнего Египта и Месопотамии

1



22

Античное искусство

1




23

Христианское искусство Средневековья

1



24

Ренессанс (Возрождение) XIV- XVII веков

1




25

Барокко


1



26

Классицизм

1




27

Романтизм, реализм, импрессионизм


1



28

Символизм, постимпрессионизм и модерн

1




29

Искусство XX века: от модернизма к постмодернизму Творческий проект

1



30

Великие имена в искусстве:

Микеланджело, Д. Веласкес

1




31

Великие имена в искусстве: Рембрандт, В.В. Кандинский

1



32

Великие имена в искусстве: К. С. Малевич, П. Н. Филонов

1




33

Годовая промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1



34

Анализ итогового тестирования


1




35

Повторение и обобщение изученного за курс 8 класса.

1


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!