РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Камчатский край, Карагинский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Оссорская СШ»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей зам. директора по УМР директор МБОУ
Пустовит О.С. «Оссорская СШ»
протокол №______________ ____________________ _________Лех Л.Н.
от «___» ___________2018 приказ № _______
руководитель МО Куприянова Г.Г
___________.________ от «__»________2018г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету изобразительное искусство в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Уровень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс
Количество часов в неделю 1час
Учитель Сафонова Алита Ринатовна
Программа разработана на основе ФГОС (второго поколения), авторской программы
«Изобразительное искусство» Неменский Б.П, Москва. «Просвещение», 2014г.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
п. Оссора 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования″».
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189. Изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Оссорская СШ», приказ №101 – ЛШ от 31.08.2011г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начально общего, основного общего, среднего общего образования» с приложением;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начально общего, основного общего, среднего общего образования» с приложением;
Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС (приказ № 19-л/ш от 04.02. 2016 г).
Авторская программа начального общего образования «Изобразительное искусство» Неменский Б.П, Горяева Н.А, Москва. «Просвещение», 2014г.
Для реализации программы используется учебно – методический комплекс (далее – УМК) завершённая предметная линия:
1. Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. // Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2014, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание.
2. Изобразительное искусство: «Каждый народ – художник»: учеб. для 4 кл. нач. шк. /[ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М : Просвещение, 2015.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Твоя мастерская», под редакцией Б. М. Неменского для 4 класса начальной школы.// М : Просвещение, 2016
Выбор авторской программы и УМК обусловлен:
1. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
2. Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).
Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:
- Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; - воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программой предусмотрено проведение:
1.Выставки детских работ (после каждого раздела) 4.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:
1. Личностно – ориентированные технологии.
2. Информационно – коммуникативные.
3. Игровые.
4. ИКТ
5. Проблемный метод.
6. Здоровьесберегающие.
7. Развивающее обучение.
8. Проектные.
9. Дифференцированного обучения.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ и локальным нормативным актом
«Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Оссорская СОШ» (приказ №70/2 л/ш от 23.05.2014г.);
Содержание курса.
Истоки искусства твоего народа (8 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли.
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы).
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение.
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир.
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека.
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники.
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Планируемые предметные результаты:
Учащийся научится:
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
Учащийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Древние города твоей земли (7 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость.
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы.
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Древний город и его жители.
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники.
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли.
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов.
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах.
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Планируемые предметные результаты:
Учащийся научится:
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Учащийся получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции
Каждый народ — художник (11 ч)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока.
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии.
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Групппа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Планируемые предметные результаты:
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Находить способы решения проблем творческого и поискового характера
Учиться сотрудничеству с учителем и сверстниками
Учащийся получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Искусство объединяет народы (8 ч.)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство.
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости.
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства.
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды.
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Планируемые предметные результаты:
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Учащийся получит возможность научиться:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Формы организации учебных занятий:
- групповая;
- практическая;
- художественно-творческая ;
- восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
- проектная.
Основные виды учебной деятельности:
1.Урок.
2.Экскурсия.
3.Викторина.
4.Выставка.
5.Проекты.
6.Творческие мастерские
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности ученика Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная). |
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА - 8 ЧАСОВ |
1 | | Пейзаж родной земли (карандаш) | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. |
2 | | Пейзаж родной земли (выполнение работы в цвете) |
3 | | Деревня — деревянный мир (выполнение работы карандашом) | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее от дельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. |
4 | | Деревня — деревянный мир (выполнение работы в цвете) |
5 | | Красота человека-женский образ. | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
6 | | Красота человека-мужской образ. |
7 | | Народные праздники (беседа) | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции |
8 | | Народные праздники Создание коллективного панно |
ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ – 7 ЧАСОВ |
9 | | Родной угол. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. |
10 | | Древние соборы | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). |
111 | | Города Русской земли | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. |
12 | | Древнерусские воины-защитники | Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека. |
113 | | Новгород Псков. Владимир и Суздаль. Москва | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. |
14 | | Узорочье теремов | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). |
15 | | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции. |
Каждый народ — художник - 11часов |
16 | | Страна восходящего солнца. | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. |
17 | | Образ художественной культуры Японии |
18 | | «Праздник хризантем» (плоскостной коллаж). |
119 | | Народы гор и степей | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. |
220 | | Города в пустыне (аппликация) | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
21 | | Создание образа древнего среднеазиатского города(аппликация) |
22 | | Древняя Эллада Изображение греческих храмов | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. |
23 | | Европейские города Средневековья | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
24 | | Панно «Площадь средневекового города» |
225 | | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Осознавать цельность каждой культуры, Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. |
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ - 8 ЧАСОВ |
26 | | Материнство Изображение (по представлению) матери и дитя | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), |
27 | | Мудрость старости Изображение любимого пожилого человека | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). |
228 | | Сопереживание Создание рисунка с драматическим сюжетом, | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. |
229 | | Герои-защитники Лепка эскиза памятника герою. | Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. |
330 | | Юность и надежды Изображение радости детства | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки |
31 | | Искусство народов мира (беседа) | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников Участвовать в обсуждении выставки. |
32 | | Искусство народов мира.(аппликация) |
33 | | Создание выставки. Обоснование своего выбора. |
34 | | Итоговый урок Творческий отчёт. |