СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана для 3 класса "Школа России"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык.
При разработке рабочей программы по изобразительному искусству МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык для 3 класса использованы основные федеральные и региональные нормативные правовые документы:
Законы:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
Программы:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) в ред. от 28.10.2015 .
Постановления:
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Приказы:
приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в редакциях приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2015 № 38259);
приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
приказ Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254";
Письма:
письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.05.2021 № 24/3.1-7095 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2021-2022 учебный год».
Локальные акты ОО:
- Устав МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык.
Программа адресована обучающимся 3 класса с разным уровнем мотивации к обучению.
Рабочая программа включает в себя все элементы содержания соответствующих разделов примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству. Подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, а также последовательность изучения материала выдержаны.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи предмета «Изобразительное искусство»:
развитие способности к эмоционально ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-творческой деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
II. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю (федеральный компонент). Продолжительность учебного года - 34 учебные недели. Программа будет выдана в полном объёме – за 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в I четверти – 9 часов.
Количество часов во II четверти – 7 часов.
Количество часов в III четверти – 9 часов.
Количество часов в IV четверти – 9 часов. Количество часов в год – 34 часа.
III. Результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов изучения курса «Изобразительное искусство». 3 класс
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметных результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы:
умения творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
овладения навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умения узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы:
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Предметные результаты
Третьеклассник научится:
- различать виды художественной деятельности;
- различать виды и жанры в ИЗО;
- понимать образную природу искусства;
- эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы;
- узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоить названия ведущих музеев России и своего региона;
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
- компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ;
- освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности;
- овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру;
- эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
- объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников;
- выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению искусства;
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладеть на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета;
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Критерии оценивания по изобразительному искусству
Оценка «5» ставится если,
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4» ставится если,
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3» ставится если,
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка «2» ставится если,
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
IV. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
3 класс ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 ч.) Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты , удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы. Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. 3накомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства. Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения. | ||
Искусство в твоем доме (9 часов) В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чём состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором представляются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. | ||
Твои игрушки | Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ - характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров - Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения - в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. |
Посуда у тебя дома | Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция - форма, украшение, роспись. Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке. Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага. | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. |
Обои и шторы у тебя дома | Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент). Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа. Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. |
Мамин платок | 3накомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный и геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка. Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага. | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). |
Твои книжки | Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.). Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); степлер (для учителя). | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. |
Открытки | Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тираж- ной графики).Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики. Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города. | ||
Памятники архитекту-ры | Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры - каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т. д.). Памятники архитектуры - достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством. Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. |
Парки, скверы, бульвары | Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) - важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках - мемориалах воинской славы. Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей. | Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. |
Ажурные ограды | Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узорочья отрад. Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. |
Волшебные фонари | Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари - украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами. Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей. | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). |
Витрины | Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение. города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, обшей цветовой строй и композиция. Реклама на улице. Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам). Материалы: белая и цветная бумага, ножницы клей. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. |
Удивитель-ный транспорт | Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль - жук, вертолет - стрекоза, вездеход - паук и т. д.). Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей. | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. |
Художник и зрелище (10 часов) Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей. | ||
Художник в цирке | Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. |
Художник в театре | Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля. Задание: театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы. | Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции. |
Театр кукол. Образ куклы, её конструиро-вание и костюм. | Истоки развития кукольного театра. Петрушка - герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица. Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. |
Маски | Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Античные маски - маски смеха и печали - символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим. Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. |
Афиша и плакат | Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.
| Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). |
Праздник в городе | Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. Варианты заданий: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)». Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. |
Школьный карнавал | Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т.д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. |
Художник и музей (8 часов) Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея. | ||
Картина – особый мир. Картина – пейзаж
| Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). Материалы: тушь, кисти или пастель, белая бумага. | Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. |
Картина – портрет | Знакомство с жанром портрета. 3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению. Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага. | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. |
Картина-натюрморт
| Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западно-европейские художники, работающие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте. Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения). Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. |
Картины историчес-кие и бытовые | Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины. Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). |
Скульптура в музее и на улице | Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное - главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее её пространство.Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру. Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. |
V. Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Предметные результаты освоения раздела |
1. | Искусство в твоём доме | 9 | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
2. | Искусство на улицах твоего города
| 7 | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. | Художник и зрелище
| 10 | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
4. | Художник и музей
| 8 | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
| Итого | 34 |
|
VI. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата
| Тема урока | Тип урока | Содержание | Планируемые результаты | Формируемые универсальные учебные действия | ||||||||||
Учащиеся научатся: | ||||||||||||||||
Искусство в твоем доме (9 ч.) | ||||||||||||||||
1.
2. | I чет-верть 01.09
08.09 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения Твои игрушки | Введение новых знаний | Изображать игрушки различных видов. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. | Личностные: формировать понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. Метапредметные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | ||||||||||
3-4. | 15.09 22.09 | Посуда у тебя дома | Комбинированный. | Лепить посуду различной формы, украшать ее, используя различные виды декора. | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. | Личностные: формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазию. Метапредметные: анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | ||||||||||
5. | 29.09 | Обои и шторы у тебя дома | Урок-практика | Создавать эскизы обоев и штор для определенной комнаты. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. | Личностные: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | ||||||||||
6. | 06.10 | Мамин платок | Урок-игра | Составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | ||||||||||
7. | 13.10 | Твои книжки | Комбинированный. | Оформление обложки книги с помощью иллюстрации. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. | Личностные: формировать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Метапредметные: обсуждать содержание и выразительные средства декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||||||||||
8. 9. | 20.10 27.10 | Открытки. Поздрави-тельная открытка. | Комбинированный. | Создание форм открытки, создание иллюстрации на них. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||||||||||
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) | ||||||||||||||||
10. | II чет-верть 10.11 | Памятники архитектуры | Урок-игра | Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.
| Личностные: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | ||||||||||
11. | 17.11 | Парки, скверы, бульвары | Урок-путешест-вие. | Умение изобразить парк или сквер. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | Личностные: формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Метапредметные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач | ||||||||||
12. | 24.11 | Ажурные ограды | Комбинированный. | Конструировать из бумаги ажурные решетки.
| Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | Личностные: формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Метапредметные: осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | ||||||||||
13. | 01.12 | Волшебные фонари | Комбинированный. | Придумать свои варианты фонарей для детского праздника. | Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные: осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | ||||||||||
14. | 08.12 | Витрины | Урок-игра | Оформление витрин по назначению и уровню культуры города. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | Личностные: формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | ||||||||||
15. 16.
| 15.12 22.12 | Удивитель-ный транспорт | Урок-практика | Изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. | Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Метапредметные: анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | ||||||||||
Художник и зрелище (10 ч.) | ||||||||||||||||
17. | III чет-верть 12.01 | Художник в цирке
| Введение новых знаний
| Изображение элементов оформления, созданных художником в цирке.
| Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.
| Личностные: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | ||||||||||
18. | 19.01 | Художник в театре | Комбинированный. | Изображение элементов оформления, созданных художником в театре. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. | Личностные: формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Метапредметные: понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | ||||||||||
19. | 26.01 | Театр кукол | Комбинированный. | Создание театральных кукол из различных материалов. | Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. | Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Метапредметные: формировать умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | ||||||||||
20. | 02.02 | Образ куклы, её конструк-ция и костюм | Обобщение и систематизация знаний | Создание театральных кукол из различных материалов. | Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные: анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | ||||||||||
21. | 09.02 | Маска | Комбинированный. | Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. | Личностные: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию | ||||||||||
22. | 16.02 | Театральный занавес | Комбинированный. | Создание театральных занавесов из различных материалов. | Иметь представление о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр, пользоваться занавесом. | Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Метапредметные: формировать умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | ||||||||||
23. 24. | 02.03 09.03
| Афиша и плакат | Урок-путешест-вие | Создать эскиз афиши к спектаклю. | Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. Метапредметные: анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | ||||||||||
25.
| 16.03
| Праздник в городе | Комбинированный.
| Придумать оформление города к празднику. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. | Личностные: формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии Метапредметные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | ||||||||||
26. | VI чет-верть 30.03 | Школьный карнавал | Комбинированный. | Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Метапредметные: осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | ||||||||||
Художник и музей (8 ч.) | ||||||||||||||||
27. | 06.04 | Музей в жизни города | Введение новых знаний. | Изобразить интерьер музея. | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | Личностные: формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | ||||||||||
28. | 13.04 | Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
| Комбинированный. | Изобразить пейзаж по представлению. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные: осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | ||||||||||
29. | 20.04 | Картина – портрет | Урок-практика | Создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | Личностные: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. | ||||||||||
30. | 27.04 | Картина-натюрморт | Комбинированный. | Изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). | Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. | Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Метапредметные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | ||||||||||
31. | 04.05 | Картины исторические и бытовые | Комбинированный. | Изобразить сцену из повседневной жизни людей. | Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. Метапредметные: формировать умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | ||||||||||
32. | 11.05 | Скульптура в музее и на улице | Комбинированный. | По представлению изобразить парковую скульптуру. | Беседовать об известных скульптурных памятниках. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся скульптурах. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | ||||||||||
33. | 18.05 | Художественная выставка | Выставка. | Организация выставки детского художественного творчества. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Метапредметные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | ||||||||||
34. | 25.05 | Учимся смотреть картины | Выставка. | Организация выставки детского художественного творчества. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Личностные: понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Метапредметные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. |
VII. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2013.
Учебник:
Е.И. Коротеева Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/под редакцией В. М. Неменского - М., Просвещение, 2019
Методические пособия для педагога:
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2015.
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по изобразительному искусству:
Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы– Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе– Режим доступа : www.uroki.ru
Презентации уроков «Начальная школа» – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=6753&oll.ob_no_to=
Сайт «Архив учебных программ и презентаций» – Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Сайт «Детские электронные презентации и клипы» – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
Сайт «Начальная школа – детям, родителям, учителям» - Режим доступа: http://www.nachalka.com./
Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» – Режим доступа :http://pedsovet.su/load/100
Сайт «УРОКИ. НЕТ» для учителей начальных классов– Режим доступа :www.uroki.net/docnach.htm
Сайт «Федеральные Государственные Образовательные Стандарты» – Режим доступа :–http://standart.edu.ru/
Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/search.page
Школьный портал ПроШколу– Режим доступа : руhttp://www.proshkolu.ru
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции– Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Сайт Российской государственной детской библиотеки– Режим доступа : http://www.rgdb.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
10
© 2021, Филипенко Оксана Федоровна 238 0