Рабочая программа по изобразительному искусству
(базовый уровень)
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОО, авторской программой Б. М. Неменского УМК «Школа России»
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- понимать значение искусства в жизни человека и общества;
- воспринимать и характеризовать художественные образы, представленных в произведениях искусства;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
Обучающийся получит возможность научиться:
- различию и передачи в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
Регулятивные УУД:
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Коммуникативные УУД:
– способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение обсуждать коллективные результаты.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Основное содержание
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество экскурсий | Количество контроль-ных работ |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 ч | 4 ч | |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 ч | | 1 ч |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 9 ч | 1 ч | 1 ч |
4 | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу | 7ч | | 2 ч |
| Резервный урок | 1 ч | | |
| Итого | 33 ч | 5 ч | 4 ч |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения | |
| Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 ч | | |
1 | Изображения всюду вокруг нас (постановка и решение учебной задачи; экскурсия). | | | |
2 | Мастер Изображения учит видеть (решение учебной задачи; экскурсия). | | | |
3 | Наблюдение за природой (решение учебной задачи; экскурсия) | | | |
4 | В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия) | | | |
5 | Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи). | | | |
6 | Изображать можно в объеме (решение учебной задачи). | | | |
7 | Изображать можно линией (решение учебной задачи). | | | |
8 | Разноцветные краски (решение учебной задачи). | | | |
9 | Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи). | | | |
| Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 ч | | |
10 | Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи). | | | |
11 | Красоту надо уметь замечать (решение частных задач). | | | |
12 | Узор на крыльях (решение частных задач). | | | |
13 | Красивые рыбы (решение частных задач). | | | |
14 | Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). | | | |
15 | Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия). | | | |
16 | Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний) | | | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (рефлексия и оценивание способа действия). | | | |
| Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 9 ч | | |
18 | Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения). | | | |
19 | Домики, которые построила природа (решение частных задач). | | | |
20 | Дом снаружи и внутри (решение частных задач). | | | |
21 | Строим город (решение частных задач). | | | |
22 | Постройка предметов (решение частных задач). | | | |
23-24 | Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний). | | | |
25 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи). | | | |
26 | Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач). | | | |
| Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу | 7ч | | |
27 | Разноцветные жуки (решение частных задач). | | | |
28 | Весенний день (решение частных задач) | | | |
29 | Урок любования. Умение видеть(решение частных задач; экскурсия) | | | |
30 | Времена года (Решение частных задач). | | | |
31-32 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (Контроль и кори и коррекция знаний) | | | |
33 | Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) | | | |
| Итого | 33ч. | | |