2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла Протокол № __1___ от 31.08.21 г. Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № __1__от 31.08.21 г. | Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _________________ / С.А. Строчинский / приказ № _631___от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 классов
на 2021-2022 учебный год
к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской
Составитель: Новотарская Н.В.
Должность: учитель изобразительного искусства
Квалификация: высшая
Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.
город Нижневартовск, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа начальная инновационная школа «Изобразительное искусство» 1-4 классы (авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.
Программа составлена на основе интегрированной программы по изобразительному искусству для 3 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 10. 2009 г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 г. №1643).
Основной рабочей программы «Изобразительное искусство» является учебно-методический комплект:
1. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г.
2. Изобразительное искусство 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015
3. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, .А.Ермолинская.М.: Вентана-Граф, 2015
4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 3 класс. Методическое пособие /– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.
В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Целью обучения изобразительному искусству в 3 классе является разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
воспитание художественной культуры личности как части духовной культуры на основе творческих методов эстетического познания;
воспитание эстетических и нравственных чувств, любви к родной природе, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
формирование целостного, гармоничного восприятия мира и развитие потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
развитие художественного восприятия искусства и окружающего мира, фантазии и воображения, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном, дизайне, архитектуре) и их роли в жизни человека и общества;
овладение начальной изобразительной грамотой, приобретение опыта работы c разными художественными материалами.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
развитие эмоционально-образного восприятия визуального мира и интереса школьников к его художественному познанию;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры и дизайна;
развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти;
формирование у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству, эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, основанного на приобщении к выдающимся памятникам культуры (архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества и дизайна);
накопление опыта практической художественной деятельности (изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти, воображению, представлению), необходимого для полноценного приобщения учащихся к процессу овладения разными способами художественно-творческого самовыражения.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
понимание и передача своих впечатлений от увиденного, (в разных видах и жанрах);
умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию;
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Метапредметные результаты:
умение ставить и решать задачи исследовательского характера, предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы как показатели развитости проектного мышления, творческого потенциала личности;
умение поэтапно выполнять творческую работу (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для работы, осуществлять личностный контроль
за учебными действиями, оценивать их успешность в соответствии с поставленной задачей;
умение анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, брать инициативу на себя
в нестандартных ситуациях и в процессе коллективных работ и приводить группу к успеху; умение работать в коллективе, группе;
потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками в процессе освоения искусства и других областей знаний;
потребность в художественно-эстетической организации ближайшего окружения; эстетическое восприятие природы, бережное к ней отношение, понимание значения цикличности и ритма в природе и в жизни, географической, климатической, национальной и культурной составляющих социума;
развитие культуры восприятия, эмоциональной отзывчивости ребёнка, способности эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своём ближайшем окружении;
развитие культуры речи и обогащение словарного запаса, владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве, выразительными средствами разных искусств;
развитие восприятия и проектно-поисковых форм мышления, позволяющих работать с информационными и коммуникационными технологиями; зрительной, музыкальной, моторной памяти, позволяющей обогащать копилку зрительных образов и использовать её в собственном творчестве;
воспитание культуры общения, готовности слушать, вести диалог на языке искусства, принимать существование иных точек зрения; находить нужные аргументы при изложении своего мнения, высказывать самостоятельные суждения;
развитие умения переносить художественный образ из одного вида искусства в другой, использовать в работе поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, совершать логические действия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
развитие пространственного ощущения мира, представления о взаимосвязи любого объекта, цвета, пластики движений, слова, звука, формы с окружением.
Развитие фантазии и воображения
Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:
импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;
импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);
создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;
передача в слове характера звуков природы;
отображение настроения и движения в рисунке;
передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;
конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;
создание композиции по мотивам литературного произведения;
сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;
передача в работе волшебства сказки;
создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;
создание моделей предметов бытового окружения человека;
выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;
использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;
изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;
оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);
трансформация литературно - сказочных и образно - цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно – цветовые образы;
передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами;
передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации;
соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста;
использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства;
создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов;
создание коллективных композиций в технике коллажа;
выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;
отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;
роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;
создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла;
участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;
участие в подготовке «художественного события» на темы сказок;
участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем — развитие у школьников способности воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:
наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;
восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);
знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кавказа, казахи, китайцы);
роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
роль природных условий в характере традиционной культуры народов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;
связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;
образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ защитника Отечества; отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);
образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;
темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;
особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;
фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия;
образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;
особенности работы живописца, графика, скульптора, архитектора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;
наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства, выражение своего эстетического отношения к произведению;
отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;
выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них;
представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);
определение творческой манеры письма разных мастеров, подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции;
представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России); выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору);
символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;
связь архитектуры с природой;
орнаментальные символы разных народов и их значение;
представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;
ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);
восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;
знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства, с профессией художника-творца;
представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;
проведение коллективных исследований творчества художников.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
духовные начала личности и целостная картина мира;
основы художественной культуры;
понимание роли искусства в жизни человека;
представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
потребность в творческом проявлении;
наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм. Выпускник Научится:
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
создавать образы природы и человека в живописи и графике;
выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
понимать форму как одно из средств выразительности;
отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
изображать объёмные тела на плоскости;
использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством, и знанием специфики современного дизайна;
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/ п | Раздел программы | Основное содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Природа и художник | Профессия художника-живописца. Материалы и инструменты художника. Природа как источник вдохновения художника. Воспитание любви к природе, умение замечать своеобразие состояний, цветовых сочетаний, форм, пространственных особенностей расположения природных объектов в ландшафте. Восприятие картин в музее, в мастерской художника, видеофильмы. Жанры изобразительного искусства. Развитие навыков общения с искусством в музее, умения высказывать собственное мнение в обсуждении, делиться эстетическими переживаниями, своим опытом. Развитие целостного восприятия произведений музыки, поэзии, танца и умения перекладывать их эмоционально-образное содержание на язык изобразительного искусства | Владеть приёмами работы красками и кистью. Получать сложные цвета путём смешивания красок, составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение. Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Перекладывать эмоциональный образ одного вида искусства на язык другого. Перекладывать эмоционально-образное содержание произведений музыки, поэзии, танца на язык изобразительного искусства. |
2 | Природные объекты в творчестве художника | Источник вдохновения, фантазии и воображения для творчества художника, писателя, композитора — окружающий мир природы во всем его многообразии. Объекты природного мира: воздушное пространство, водное пространство и подводный мир, пространство земли и подземный мир пещер. Понятие природного ландшафта, разнообразие флоры и фауны. Наблюдение природных явлений, изменений в природе, проявляющихся в цвете, форме, ароматах, настроении. Знакомство с творчеством художников-маринистов, виртуальные путешествия. Камень в декоративно-прикладном искусстве. Развитие пространственного и конструктивного мышления, приёмов работы цветом и в объёме (пластилин, бумажная пластика). Навыки работы в сближенной цветовой гамме. Ритмы в природе. Работа над сюжетом на плоскости и в объёме | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть прекрасное в природе и окружающем мире. Находить и накапливать информацию, отбирать нужную и использовать её в собственном творчестве. Использовать стилизацию и выразительные возможности ракурса в работе над объёмным предметом. Работать в технике «по сырому», пользоваться палитрой. Применять белила в изображении объектов природы. Работать в объёме, владеть навыками работы разными графическими материалами, выполнять работы в смешанной технике (акварель, восковые мелки, фломастер), в аппликации. Использовать в живописных работах оттенки цвета. Работать сложными цветами. Применять знания о линии горизонта, воздушной перспективе, первом, втором, третьем планах. Рисовать с натуры, выполнять работы в объёме, владеть приёмами вытягивания формы из целого куска в лепке |
3 | Величие природы на языке изобразительного искусства | Формирование представлений об особенностях работы в цвете: глухие и звонкие цвета в живописи, чистые цвета в живописи и декоративном искусстве. Главные и дополнительные цвета. Контраст и нюанс в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, музыке, поэзии. Основы цветоведения: множественность цветов, их родство и различия в зависимости от расположения в цветовом круге. Освоение разнообразных графических техник: гризайль, монотипия, воскография (граттаж). Формирование представлений о перспективе в изображении открытого и закрытого пространства. Знакомство с особенностями работы на пленэре, с творчеством художников-импрессионистов. Обогащение знаний о линейной перспективе, приёмах передачи пространства на плоскости | Составлять на палитре оттенки цвета и использовать их в собственном творчестве. Получать глухие и звонкие цвета, применять их в собственных работах как средство выразительности. Пользоваться палитрой, кистями; составлять сложные цвета с помощью белил и сажи газовой. Передавать линиями динамику в рисунке, эмоционально-образный характер работы. Пользоваться цветовым кругом, соседними и дополнительными цветами, контрастом и нюансом как средствами выразительности в живописи и цветной графике. Демонстрировать в композиции натюрморта знания о первом и втором планах. Использовать разные тоновые сочетания в передаче определённого эмоционально-образного содержания работы в техниках гризайли, монотипии. Владеть техникой создания воскографии (граттажа) на белом и цветном фонах. Использовать выразительность ракурса, контраста масс и форм в раскрытии замысла работы, выполненной в объёме. Создавать линейный рисунок (городской, сельский пейзаж, улицу, архитектурный ансамбль) |
4 | Выразительные средства изобразительного искусства | Формирование представления о выразительных средствах изобразительного искусства: форма, цвет, пятно, линия, ритм, объём, пространство и др. | Самостоятельно выбирать способ выполнения задания, принимать от учителя творческую задачу, оценивать свои возможности в процессе её выполнения. Создавать рисунки на основе фантазии, воображения, зрительной комбинаторики. Прочитывать художественную |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.
Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приёмы работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народных промыслов). Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 классов (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1 | Природа и художник | 10 | | |
1 | Мир глазами художника | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
2 | Музыка природы | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
3 | Воздушное пространство | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
4 | Водное пространство | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
5 | Водный мир - путешествие под водой | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
6 | Земная поверхность | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
7 | Загадочный мир пещер | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
8 | Камень в декоративно-прикладном искусстве | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
9 | Камень в декоративно-прикладном искусстве | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
10 | Ритмы в природе | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
Раздел 2 | Величие природы на языке изобразительного искусства | 12 | | |
11 | Глухие и звонкие цвета | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
12 | Чистые цвета | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
13 | Главные и дополнительные цвета | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
14 | Нюанс | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
15 | Гризайль | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
16 | Монотипия | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
17 | Воскография | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
18 | Контраст в живописи | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
19 | Контраст в скульптуре и архитектуре | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
20 | Перспектива | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
21 | Воздушная перспектива .Пленэр | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
22 | Форма | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
Раздел 3 | Выразительные средства изобразительного искусства | 12 | | |
23 | Шрифт | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
24 | Буквица | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
25 | Дизайн | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
26 | Цвет в живописи | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
27 | Пятно и линия в картине | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
28 | Передача объёма в скульптуре | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
29 | Рельеф | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
30 | Объём в живописи и графике | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
31 | Архитектура | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
32 | Ритм | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
33 | Орнамент | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |
34 | Изразец | 1 | 3а – 3б – 3в – 3г – | 3а – 3б – 3в – 3г – |