СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской»

2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»





Рассмотрено

на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла

Протокол № __1___ от 31.08.21 г.

Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/




Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № __1__от 31.08.21 г.

Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_________________ / С.А. Строчинский /

приказ № _631___от 31.08.2021 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3 классов

на 2021-2022 учебный год

к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской

Составитель: Новотарская Н.В.

Должность: учитель изобразительного искусства

Квалификация: высшая


Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.



город Нижневартовск, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа начальная инновационная школа «Изобразительное искусство» 1-4 классы (авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.

Программа составлена на основе интегрированной программы по изобразительному искусству для 3 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 10. 2009 г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 г. №1643).

Основной рабочей программы «Изобразительное искусство» является учебно-методический комплект:

1. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г.

2. Изобразительное искусство 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015

3. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, .А.Ермолинская.М.: Вентана-Граф, 2015

4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 3 класс. Методическое пособие /– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Целью обучения изобразительному искусству в 3 классе является разностороннее художественно-творческое развитие уча­щихся:

  • воспитание художественной культуры личности как части духов­ной культуры на основе творческих методов эстетического по­знания;

  • воспитание эстетических и нравственных чувств, любви к род­ной природе, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • формирование целостного, гармоничного восприятия мира и развитие потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

  • развитие художественного восприятия искусства и окружающего мира, фантазии и воображения, умений и навыков сотрудниче­ства в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном, ди­зайне, архитектуре) и их роли в жизни человека и общества;

  • овладение начальной изобразительной грамотой, приобретение опыта работы c разными художественными материалами.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следу­ющих основных задач:

  • развитие эмоционально-образного восприятия визуального мира и интереса школьников к его художественному познанию;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительно­го, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульпту­ры и дизайна;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти;

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к изобразитель­ному искусству, эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, основанного на приобщении к выдающимся памятникам культуры (архитектуры, живописи, графики, скуль­птуры, декоративно-прикладного искусства, народного творче­ства и дизайна);

  • накопление опыта практической художественной деятельности (изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти, во­ображению, представлению), необходимого для полноценного приобщения учащихся к процессу овладения разными способами художественно-творческого самовыражения.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

  • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • умение работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

  • понимание и передача своих впечатлений от увиденного, (в разных видах и жанрах);

  • умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию;

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Метапредметные результаты:

  • умение ставить и решать задачи исследовательского характера, предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы как показатели развитости проектного мышления, творческого потенциала личности;

  • умение поэтапно выполнять творческую работу (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для работы, осуществлять личностный контроль

  • за учебными действиями, оценивать их успешность в соответствии с поставленной задачей;

  • умение анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, брать инициативу на себя

  • в нестандартных ситуациях и в процессе коллективных работ и приводить группу к успеху; умение работать в коллективе, группе;

  • потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками в процессе освоения искусства и других областей знаний;

  • потребность в художественно-эстетической организации ближайшего окружения; эстетическое восприятие природы, бережное к ней отношение, понимание значения цикличности и ритма в природе и в жизни, географической, климатической, национальной и культурной составляющих социума;

  • развитие культуры восприятия, эмоциональной отзывчивости ребёнка, способности эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своём ближайшем окружении;

  • развитие культуры речи и обогащение словарного запаса, владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве, выразительными средствами разных искусств;

  • развитие восприятия и проектно-поисковых форм мышления, позволяющих работать с информационными и коммуникационными технологиями; зрительной, музыкальной, моторной памяти, позволяющей обогащать копилку зрительных образов и использовать её в собственном творчестве;

  • воспитание культуры общения, готовности слушать, вести диалог на языке искусства, принимать существование иных точек зрения; находить нужные аргументы при изложении своего мнения, высказывать самостоятельные суждения;

  • развитие умения переносить художественный образ из одного вида искусства в другой, использовать в работе поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, совершать логические действия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

  • развитие пространственного ощущения мира, представления о взаимосвязи любого объекта, цвета, пластики движений, слова, звука, формы с окружением.


Развитие фантазии и воображения

Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой ини­циативы учащихся, их способности самостоятельно решать постав­ленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной де­ятельности, желания творить, способствует формированию индиви­дуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:

  • импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия му­зыки, поэтического слова;

  • импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цвето­вые отношения);

  • создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на пе­редачу настроения;

  • передача в слове характера звуков природы;

  • отображение настроения и движения в рисунке;

  • передача динамики, настроения, впечатления в цветовых компо­зициях без конкретного изображения;

  • конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ни­ток и ткани;

  • создание композиции по мотивам литературного произведения;

  • сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;

  • передача в работе волшебства сказки;

  • создание объёмно-пространственной композиции в технике бу­мажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в гра­фическом редакторе;

  • создание моделей предметов бытового окружения человека;

  • выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скуль­птуре, художественном конструировании;

  • передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;

  • использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, грат­тажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, на­турной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, ка­рандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природ­ных материалов;

  • изготовление тростевых кукол и использование созданных игру­шек в театральном и кукольном представлении;

  • оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);

  • трансформация литературно - сказочных и образно - цветовых сло­весных описаний и музыкальных образов в зрительно – цветовые образы;

  • передача настроения и ритма музыкального и поэтического про­изведения графическими средствами;

  • передача содержания художественного произведения в графиче­ской иллюстрации;

  • соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художествен­ным оформлением шрифта текста;

  • использование музыкального материала для передачи настрое­ния и эстетического образа пространства;

  • создание игрушки по мотивам народных художественных про­мыслов;

  • создание коллективных композиций в технике коллажа;

  • выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;

  • отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;

  • роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;

  • создание композиции по мотивам народного декоративно-при­кладного промысла;

  • участие в коллективных проектах по материалам народных ре­мёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;

  • участие в подготовке «художественного события» на темы сказок;

  • участие в коллективной творческой работе в реальной предмет­но-пространственной среде (интерьере школы).

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Работа в этом направлении развивает у учащихся со­знательное отношение к восприятию эстетического в действительно­сти и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учеб­ных задач. Цель, которая стоит перед учителем — развитие у школьни­ков способности воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических ис­кусств, об их специфике, знакомятся с значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:

  • наблюдение природы и природных явлений, различение их ха­рактера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

  • жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использо­вание различных художественных материалов и средств для созда­ния выразительных образов природы; постройки в природе: пти­чьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зару­бежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях ав­торов — представителей разных культур, народов, стран (напри­мер, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);

  • знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кав­каза, казахи, китайцы);

  • роль природных условий в характере культурных традиций раз­ных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • роль природных условий в характере традиционной культуры на­родов России; пейзажи родной природы; единство декоративно­го строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;

  • связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;

  • образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искус­стве; образ защитника Отечества; отражение в пластических ис­кусствах природных, географических условий, традиций, религи­озных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);

  • образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;

  • темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и худо­жественная выразительность образов персонажей, пробуждаю­щих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострада­ние, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

  • особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;

  • фотография и произведение изобразительного искусства: сход­ство и различия;

  • образная сущность искусства: художественный образ, его услов­ность, передача общего через единичное;

  • особенности работы живописца, графика, скульптора, архитек­тора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;

  • наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, ри­сунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладно­го искусства, выражение своего эстетического отношения к про­изведению;

  • отражение в произведениях пластических искусств общечелове­ческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;

  • выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореогра­фии, литературы), понимание специфики художественного язы­ка каждого из них;

  • представление об особенностях композиции в разных видах изо­бразительного искусства: в живописи, графике, декоратив­но-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);

  • определение творческой манеры письма разных мастеров, под­ражание манере исполнения понравившегося мастера при созда­нии собственной композиции;

  • представления о богатстве и разнообразии художественной культу­ры (на примере культуры народов России); выдающиеся предста­вители изобразительного искусства народов России (по выбору);

  • символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений де­коративно-прикладного искусства;

  • связь архитектуры с природой;

  • орнаментальные символы разных народов и их значение;

  • представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения;

  • формирование представлений о роли и значении изобразитель­ного искусства в жизни людей (общечеловеческие, националь­ные, региональные, родовые, семейные художественные тради­ции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его ма­териального окружения; использование различных художествен­ных материалов и средств для создания проектов красивых, удоб­ных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

  • ведущие художественные музеи России (Государственная Третья­ковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;

  • знакомство с историей возникновения и развития изобразитель­ного искусства, с профессией художника-творца;

  • представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;

проведение коллективных исследований творчества художни­ков.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • духовные начала личности и целостная картина мира;

  • основы художественной культуры;

  • понимание роли искусства в жизни человека;

  • представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

  • потребность в творческом проявлении;

  • наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

  • умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

  • способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

  • понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм. Выпускник Научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;

  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

  • понимать форму как одно из средств выразительности;

  • отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

  • видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

  • использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

  • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

  • изображать объёмные тела на плоскости;

  • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

  • применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

  • чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

  • активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

  • работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством, и знанием специфики современного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

  • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.








2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



п/ п

Раздел программы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Природа и художник


Профессия художника-живописца. Материалы и инструменты художника.

Природа как источник вдохновения художника. Воспитание любви к природе, умение замечать своеобразие состояний, цветовых сочетаний, форм, пространственных особенностей располо­жения природных объектов в ландшафте. Вос­приятие картин в музее, в мастерской художника, видеофильмы. Жанры изобразительного искус­ства.

Развитие навыков общения с искусством в музее, умения высказывать собственное мнение в обсужде­нии, делиться эстетическими переживаниями, сво­им опытом. Развитие целостного восприятия про­изведений музыки, поэзии, танца и умения пере­кладывать их эмоционально-образное содержание на язык изобразительного искусства

Владеть приёмами работы красками и кистью. Получать сложные цвета путём смешивания красок, составлять от­тенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение.

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изо­бразительной плоскости. Эмоционально оценивать образ­ную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Перекладывать эмоциональный образ одного вида искус­ства на язык другого. Перекладывать эмоционально-образное содержание произведений музыки, поэзии, танца на язык изобразительного искусства.

2

Природные объекты в творчестве художни­ка



Источник вдохновения, фантазии и воображе­ния для творчества художника, писателя, компози­тора — окружающий мир природы во всем его мно­гообразии. Объекты природного мира: воздушное пространство, водное пространство и подводный мир, пространство земли и подземный мир пещер. Понятие природного ландшафта, разнообразие флоры и фауны.

Наблюдение природных явлений, изменений в природе, проявляющихся в цвете, форме, арома­тах, настроении.

Знакомство с творчеством художников-маринистов, виртуальные путешествия.

Камень в декоративно-прикладном искусстве.

Развитие пространственного и конструктивно­го мышления, приёмов работы цветом и в объёме (пластилин, бумажная пластика).

Навыки работы в сближенной цветовой гамме.

Ритмы в природе. Работа над сюжетом на пло­скости и в объёме

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть прекрасное в природе и окружающем мире.

Находить и накапли­вать информацию, отбирать нужную и использовать её в собственном творчестве.

Использовать стилизацию и выразительные возможно­сти ракурса в работе над объёмным предметом.

Работать в технике «по сырому», пользоваться пали­трой. Применять белила в изображении объектов природы.

Работать в объёме, владеть навыками работы разными графическими материалами, выполнять работы в смешан­ной технике (акварель, восковые мелки, фломастер), в ап­пликации.

Использовать в живописных работах оттенки цвета. Ра­ботать сложными цветами.

Применять знания о линии горизонта, воздушной пер­спективе, первом, втором, третьем планах.

Рисовать с натуры, выполнять работы в объёме, владеть приёмами вытягивания формы из целого куска в лепке

3

Величие природы на языке изобразительно­го искусства

Формирование представлений об особенностях работы в цвете: глухие и звонкие цвета в живописи, чистые цвета в живописи и декоративном искус­стве. Главные и дополнительные цвета. Контраст и нюанс в живописи, скульптуре, архитектуре, ди­зайне, музыке, поэзии.

Основы цветоведения: множественность цве­тов, их родство и различия в зависимости от распо­ложения в цветовом круге.

Освоение разнообразных графических техник: гризайль, монотипия, воскография (граттаж).

Формирование представлений о перспективе в изображении открытого и закрытого пространства.

Знакомство с особенностями работы на пленэ­ре, с творчеством художников-импрессионистов.

Обогащение знаний о линейной перспективе, приёмах передачи пространства на плоскости

Составлять на палитре оттенки цвета и использовать их в собственном творчестве. Получать глухие и звонкие цве­та, применять их в собственных работах как средство выра­зительности.

Пользоваться палитрой, кистями; составлять сложные цвета с помощью белил и сажи газовой. Передавать линия­ми динамику в рисунке, эмоционально-образный характер работы.

Пользоваться цветовым кругом, соседними и дополни­тельными цветами, контрастом и нюансом как средствами выразительности в живописи и цветной графике.

Демонстрировать в композиции натюрморта знания о первом и втором планах.

Использовать разные тоновые сочетания в передаче определённого эмоционально-образного содержания рабо­ты в техниках гризайли, монотипии.

Владеть техникой создания воскографии (граттажа) на белом и цветном фонах.

Использовать выразительность ракурса, контраста масс и форм в раскрытии замысла работы, выполненной в объёме.

Создавать линейный рисунок (городской, сельский пей­заж, улицу, архитектурный ансамбль)

4

Выразительные средства изобразительного искусства


Формирование представления о выразительных средствах изобразительного искусства: форма, цвет, пятно, линия, ритм, объём, пространство и др.

Самостоятельно выбирать способ выполнения задания, принимать от учителя творческую задачу, оценивать свои возможности в процессе её выполнения.

Создавать рисунки на основе фантазии, воображения, зрительной комбинаторики. Прочитывать художественную

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познако­миться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить за­коны создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.

Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы рабо­ты различными графическими материалами; приёмы работы кра­сками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполне­ние кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоско­сти; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение но­вых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; пере­дача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в при­роде, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобра­зия природного ландшафта с помощью выразительных средств изо­бразительного искусства.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выра­зительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скуль­птурными материалами для создания выразительного образа (пла­стилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животно­го, человека, игрушки.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирова­ния (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементар­ные приёмы работы с различными материалами для создания выра­зительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Кон­струирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях ис­пользования навыков художественного конструирования и модели­рования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно­ - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о син­тетичном характере народной культуры (украшение жилища, пред­метов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; были­ны, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Пе­редача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народных промыслов). Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искус­стве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и деко­ративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскра­ска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на сте­кле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художе­ственных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, мест­ные промыслы).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: ли­ния горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и малень­кое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном зву­чании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цве­та. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помо­щью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волни­стые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их зна­ковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пе­редача с помощью линии эмоционального состояния природы, че­ловека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, бес­покойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоцио­нальном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача дви­жения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль рит­ма в декоративно-прикладном искусстве.




4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 классов (34 часа)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1

Природа и художник

10



1

Мир глазами художника

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

2

Музыка природы

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

3

Воздушное пространство

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

4

Водное пространство

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

5

Водный мир - путешествие под водой

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

6

Земная поверхность

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

7

Загадочный мир пещер

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

8

Камень в декоративно-прикладном искусстве

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

9

Камень в декоративно-прикладном искусстве

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

10

Ритмы в природе

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

Раздел 2

Величие природы на языке изобразительного искусства

12



11

Глухие и звонкие цвета

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

12

Чистые цвета

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

13

Главные и дополнительные цвета

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

14

Нюанс

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

15

Гризайль

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

16

Монотипия

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

17

Воскография

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

18

Контраст в живописи

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

19

Контраст в скульптуре и архитектуре

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

20

Перспектива

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

21

Воздушная перспектива .Пленэр

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

22

Форма

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

Раздел 3

Выразительные средства изобразительного искусства

12



23

Шрифт

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

24

Буквица

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

25

Дизайн

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

26

Цвет в живописи

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

27

Пятно и линия в картине

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

28

Передача объёма в скульптуре

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

29

Рельеф

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

30

Объём в живописи и графике

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

31

Архитектура

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

32

Ритм

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

33

Орнамент

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –

34

Изразец

1

3а –

3б –

3в –

3г –

3а –

3б –

3в –

3г –






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!