СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской»

2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»





Рассмотрено

на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла

Протокол № __1___ от 31.08.21 г.

Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/




Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № __1__от 31.08.21 г.

Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_________________ / С.А. Строчинский /

приказ № _631___от 31.08.2021 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 2 классов

на 2021-2022 учебный год

к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской

Составитель: Новотарская Н.В.

Должность: учитель изобразительного искусства

Квалификация: высшая


Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.


город Нижневартовск, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа начальная инновационная школа «Изобразительное искусство» 1-4 классы (авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.

Программа составлена на основе интегрированной программы по изобразительному искусству для 2 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 10. 2009 г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 г. №1643).

Основной рабочей программы «Изобразительное искусство» является учебно-методический комплект:

1. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2011

2. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015

3. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, .А.Ермолинская.М.: Вентана-Граф, 2015

4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 2 класс. органайзер для учителя: методическое пособие /– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

В федеральном базисном учебном плане в 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание художественной культуры личности как части духов­ной культуры на основе творческих методов эстетического по­знания;

  • воспитание эстетических и нравственных чувств, любви к род­ной природе, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • формирование у учащихся целостного, гармоничного восприя­тия мира и развитие потребности общения с искусством (воспри­ятие и практическая деятельность);

  • развитие художественного восприятия искусства и окружающего мира, фантазии и воображения, умений и навыков сотрудниче­ства в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном, ди­зайне, архитектуре) и их роли в жизни человека и общества;

  • овладение начальной изобразительной грамотой, приобретение опыта работы c разными художественными материалами.

Задачи обучения:

  • развитие эмоционально-образного восприятия визуального мира и интереса школьников к его художественному познанию;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительно­го, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульпту­ры и дизайна;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти;

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к изобразитель­ному искусству, эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, основанного на приобщении к выдающимся памятникам культуры (архитектуры, живописи, графики, скуль­птуры, декоративно-прикладного искусства, народного творче­ства и дизайна);

  • накопление опыта практической художественной деятельности (изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти, во­ображению, представлению), необходимого для полноценного приобщения учащихся к процессу овладения разными способами художественно-творческого самовыражения.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании рабочей программы начального общего образования. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

Результаты освоения курса «Изобразительное искусство».

Личностные результаты:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; -способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

  • способность различать звуки окружающего мира;

  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • умение работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

  • принятие и удержание цели задания в процессе ее выполнения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов:

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;

  • умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

  • умение пересказывать небольшие тексты, вычленять сюжет, сочинять небольшой сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

  • умение сопоставлять события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в благоустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасте уровне;

  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  • умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человека;

  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

  • умение объяснить, чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию;

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентации младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).



Требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс

Научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно - творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств;

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры одного- двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно - творческого замысла;

  • различать основные составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы; цветоведения, усвоенные способы действия.

Научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

  • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно­практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ - средства.


3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ1 ВЕК"


п/ п

Раздел программы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Предметный мир


Мир, созданный руками человека. Предметы быта, произведения декоративно-прикладного искусства.

Дизайн. Форма и назначение предмета, форма и содержание; форма и декор. Разнообразие форм. Стилизация форм объектов природы в жи­вописи, скульпторе, архитектуре, дизайне.

Фактура разных предметов.

Картина — это способ выражения чувств ху­дожника через цвет и форму. Художественный образ.

Освоение понятий «композиционный центр», «предметная плоскость», «работа с нату­ры», материал, фактура, рефлекс.

Первый и второй планы в изображении, принцип загораживания предметов, соразмер­ность и пропорции изображаемых объектов. Со­размерность изображаемых объектов на изобра­зительной плоскости.

Замкнутое пространство (интерьер), цвет в пространстве архитектуры переходов одного цвета в другой, изменение цвета с помо­щью белой краски. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

Знакомство с крупнейшими музеями России.

Создавать разнообразные по форме предметы из разных материалов (пластилина, глины, ткани, ниток, бумаги), пере­давать в них форму, соответствующую назначению предмета.

Эмоционально оценивать произведения декоративно-при­кладного искусства, видеть их своеобразие и отличие от пред­метов быта.

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на пере­дачу фактуры предмета.

Составлять композицию из 3—4 предметов с разной фор­мой и фактурой для рисования натюрморта.

Изображать предметы с натуры, передавать форму, фактуру, пропорции, рефлекс.

Выделять в натюрморте предметную плоскость и компо­зиционный центр.

Изображать интерьер комнаты, характеризующий род за­нятий и интересы хозяина комнаты

2

Многообразие открытого пространства



Наблюдение за изменениями в природе в раз­ное время года. Красота природы, особенности городского и сельского пейзажа. Перспектива в открытом и замкнутом пространстве.

Освоение человеком пространства земли. Связи литературного и изобразительного творчества (сами сочиняем, сами иллюстрируем сказку, фантазируем на заданную тему)

Объяснять понятия «пространство»: «пространство зам­кнутое», «пространство открытое».

Передавать в рисунке линейную перспективу, размещать предметы в изображении открытого пространства.

Применять загораживание, линейную перспективу, опре­делять положение линии горизонта.

Использовать колорит для выражения различных чувств и настроений в пейзаже.

Сочинять и иллюстрировать сказку коллективно.

Работать графическими материалами (тушью и пером, фломастером)

3

Волшебство искусства


Разнообразие и особенности видов искусства (изобразительное и декоративно-прикладное ис­кусство, музыка, литература, театр, кино, мульти­пликация, танец, дизайн, архитектура, скульпту­ра).

Выразительные средства искусства (цвет, ли­ния, звук, динамика, композиция и др.).

Виды народной игрушки. Кукла в кукольном театре

Называть особенности разных видов искусства.

Называть выразительные средства изобразительного ис­кусства (цвет, линия, динамика, композиция).

Различать изделия промыслов народной игрушки (дым­ковская, филимоновская, богородская).

Изготавливать из бумаги, ниток, ткани кукол для куколь­ного театра

4

О чём и как рассказывает искусство



Развитие умения анализировать произведе­ние изобразительного искусства, отмечать в нём художественные выразительные средства — дина­мику, пространство, симметрию, ритм, компози­цию, понимать различия образного изобрази­тельного языка художников.

Колорит и цветовая гамма в произведении живописи. Тёплые и холодные цвета, оттенки цвета.

Работа с натуры, по наблюдению: зарисовки, наброски.

Портрет, передача характерных черт изобра­жаемого человека. Изображение лица человека в стилизованной декоративной форме (создание маски). Изображение человека в движении.

Работа художника-иллюстратора. Буквица в сказочных и былинных текстах.

Контраст и нюанс. Развитие понятия «тон», «тональные отношения» в живописи и графике, их роль в создании эмоционального и художе­ственного образа живописного полотна.

Штрих в рисунке, штрих в передаче тональ­ных отношений в рисунке, графической работе.

Техника бумажной пластики — конструирова­ние, освоение приёмов работы с бумагой

Выразительные средства декоративно-при­кладного искусства: стилизация в передаче фор­мы.

Сюжетная композиция в искусстве

Называть разные виды искусства, вычленять в них общие признаки и средства художественной выразительности. Вы­сказывать свои суждения о выразительных средствах и содер­жании картины. Определять цветовую гамму.

Создавать цветовые композиции и объёмные пластичные образы по впечатлениям от прослушивания музыкальных и литературных произведений. Работать с натуры и по наблю­дению.

Выполнять зарисовки, наброски фигуры человека, переда­вать в наброске движение, динамику, характерные черты.

Создавать образ маски, передающий характер персонажа, применяя стилизацию.

Организовывать композицию с учётом формата изобрази­тельной плоскости. Выделять композиционный центр.

Получать разные оттенки одного цвета. Передавать кон­трастные и нюансные отношения в небольших композициях в разных техниках (графика, живопись, лепка). Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчи­вость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны).

Объяснять понятие «тон в живописи». Использовать пали­тру

для получения нужных оттенков цвета.

Определять в рисунке планы (передний, дальний).

Использовать в работе разнообразные штрихи для переда­чи объёма.

Создавать стилизованные формы в технике бумажной пластики, соединять их в коллективные композиции.

Выполнять объёмную декоративную композицию. Приме­нять в работе стилизацию реальной формы в декоративную.

Создавать сюжетные композиции на былины, сказки.

Высказывать свои суждения о выразительных средствах и содержании картины на темы родной природы России. Про­водить коллективные исследования. Сопоставлять, объяс­нять, находить необычное, особенное, общее

5

Природа — великий художник


Развитие представлений о средствах художе­ственной выразительности, которые помогают художнику в воплощении замысла. Представле­ние о разнообразии природных объектов в твор­честве художника: воздушное пространство, вод­ный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса). Пред­ставление о ритмическом своеобразии природно­го ландшафта и его отображение в картине.

Формирование представлений о ритме в при­роде и в искусстве (день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра), а также в орнаменте.

Представление о связи и родстве изобрази­тельного творчества с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем

Выражать своё отношение к труду художника, его роли в жизни. Понимать роль природы для творчества художника, композитора, поэта, архитектора.

Фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.), находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды, организовывать выставки фотографий. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Использовать знания о ритме в пейзаже (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины), в орнаменте.

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Объяснять различие в деятельности разных художников (жи­вописца, графика, прикладника, театрального художника), находить общее в их работе


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познако­миться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить за­коны создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.

Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приёмы работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение крат­ких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представ­лению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, живот­ных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представ­лению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гар­моничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперимен­ты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей дей­ствительности; передача разнообразия и красоты природы средства­ми живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помо­щью выразительных средств изобразительного искусства.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выра­зительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скуль­птурными материалами для создания выразительного образа (пла­стилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животно­го, человека, игрушки.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирова­ния (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементар­ные приёмы работы с различными материалами для создания выра­зительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях ис­пользования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно - ­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о син­тетичном характере народной культуры (украшение жилища, пред­метов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; были­ны, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народ­ных промыслов). Создание коллективных композиций. Представле­ния народа о красоте человека, отражённые в изобразительном ис­кусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно - прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, рас­краска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художе­ственных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, мест­ные промыслы).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: ли­ния горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и малень­кое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном зву­чании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цве­та. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с по­мощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волни­стые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их зна­ковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пе­редача с помощью линии эмоционального состояния природы, че­ловека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, бес­­покойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоцио­нальном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача дви­жения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль рит­ма в декоративно-прикладном искусстве.


Развитие фантазии и воображения.

Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой ини­циативы учащихся, их способности самостоятельно решать постав­ленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной де­ятельности, желания творить, способствует формированию индиви­дуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:

  • импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия му­зыки, поэтического слова;

  • импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цвето­вые отношения);

  • создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на пе­редачу настроения;

  • передача в слове характера звуков природы;

  • отображение настроения и движения в рисунке;

  • передача динамики, настроения, впечатления в цветовых компо­зициях без конкретного изображения;

  • конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ни­ток и ткани;

  • создание композиции по мотивам литературного произведения;

  • сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;

  • передача в работе волшебства сказки;

  • создание объёмно-пространственной композиции в технике бу­мажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в гра­фическом редакторе;

  • создание моделей предметов бытового окружения человека;

  • выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скуль­птуре, художественном конструировании;

  • передача настроения в творческой работе с помощью цвета, то­на, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;

  • использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, грат­тажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, на­турной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, ка­рандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природ­ных материалов;

  • изготовление тростевых кукол и использование созданных игру­шек в театральном и кукольном представлении;

  • оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);

  • трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых сло­весных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;

  • передача настроения и ритма музыкального и поэтического про­изведения графическими средствами;

  • передача содержания художественного произведения в графиче­ской иллюстрации;

  • соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художествен­ным оформлением шрифта текста;

  • использование музыкального материала для передачи настрое­ния и эстетического образа пространства;

  • создание игрушки по мотивам народных художественных про­мыслов;

  • создание коллективных композиций в технике коллажа;

  • выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;

  • отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;

  • роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;

  • создание композиции по мотивам народного декоративно-при­кладного промысла;

  • участие в коллективных проектах по материалам народных ремё­сел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;

  • участие в подготовке «художественного события» на темы ска­зок;

  • участие в коллективной творческой работе в реальной предмет­но-пространственной среде (интерьере школы).

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятельно­сти. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — раз­витие у школьников способности воспринимать, понимать и оцени­вать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с зна­чимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные момен­ты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:

  • наблюдение природы и природных явлений, различение их ха­рактера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

  • жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использо­вание различных художественных материалов и средств для созда­ния выразительных образов природы; постройки в природе: пти­чьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зару­бежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях ав­торов — представителей разных культур, народов, стран (напри­мер, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);

  • знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кав­каза, казахи, китайцы);

  • роль природных условий в характере культурных традиций раз­ных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • роль природных условий в характере традиционной культуры на­родов России; пейзажи родной природы; единство декоративно­го строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, ко­стюма;

  • связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;

  • образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искус­стве; образ защитника Отечества; отражение в пластических ис­кусствах природных, географических условий, традиций, религи­озных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);

  • образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;

  • темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и худо­жественная выразительность образов персонажей, пробуждаю­щих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострада­ние, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

  • особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;

  • фотография и произведение изобразительного искусства: сход­ство и различия;

  • образная сущность искусства: художественный образ, его услов­ность, передача общего через единичное;

  • особенности работы живописца, графика, скульптора, архитек­тора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;

  • наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, ри­сунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладно­го искусства, выражение своего эстетического отношения к про­изведению;

  • отражение в произведениях пластических искусств общечелове­ческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и

  • обществу;

  • выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореогра­фии, литературы), понимание специфики художественного язы­ка каждого из них;

  • представление об особенностях композиции в разных видах изо­бразительного искусства: в живописи, графике, декоративно­ - прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);

  • определение творческой манеры письма разных мастеров, под­ражание манере исполнения понравившегося мастера при созда­нии собственной композиции;

  • представления о богатстве и разнообразии художественной культу­ры (на примере культуры народов России), выдающиеся предста­вители изобразительного искусства народов России (по выбору);

  • символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений де­коративно-прикладного искусства;

  • связь архитектуры с природой;

  • орнаментальные символы разных народов и их значение;

  • представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения;

  • формирование представлений о роли и значении изобразитель­ного искусства в жизни людей (общечеловеческие, националь­ные, региональные, родовые, семейные художественные тради­ции); представление о роли изобразительных (пластических) ис­кусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художе­ственных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

  • ведущие художественные музеи России (Государственная Третья­ковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;

  • знакомство с историей возникновения и развития изобразитель­ного искусства, профессией художника-творца;

  • представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;

  • проведение коллективных исследований творчества художников.





4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 классов (34 часа)



№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1

Предметный мир

5



1

Что значит быть художником?

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

2

Фактура предметов

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

3

Рисуем натюрморт

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

4

Рефлекс в изобразительном искусстве

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

5

Что такое интерьер?

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

Раздел 2

Многообразие открытого пространства

5



6

Что такое открытое пространство?

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

7

Путешествуем по свету

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

8

Открытое пространство и архитектура

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

9

Кто создаёт архитектуру?

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

10

Сочиняем сказку

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

Раздел 3

Волшебство искусства

2



11

Какие бывают виды искусства .Театр

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

12

Народная игрушка

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

Раздел 4

О чём и как рассказывает искусство

18



13

Художественно-выразительные средства. Цветовая гамма

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

14

Рисуем холодную зиму

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

15

Передаём настроение цветом

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

16

Учимся рисовать с натуры

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

17

Портрет и автопортрет

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

18

Такие разные маски!

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

19

Графическое изображение

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

20

Контраст

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

21

Тон в живописи

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

22

Штрих

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

23

Тон в графике

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

24

Набросок

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

25

Придаём бумаге объём

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

26

Пейзаж

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

27

Животные в произведениях искусства

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

28

Создаём волшебную птицу из бумаги

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

29

Сюжетная композиция

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

30

Человек учится у природы

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

Раздел 5

Природа — великий художник

4



31

Удивительный мир природы

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

32

Симметрия в природе и искусстве

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

33

Слушаем, наблюдаем и рисуем ритмы

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –

34

Смотри на мир широко открытыми глазами

1

2а –

2б –

2в –

2а –

2б –

2в –




Похожие файлы