0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла Протокол № __1___ от 31.08.21 г. Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № __1__от 31.08.21 г. | Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _________________ / С.А. Строчинский / приказ № _631___от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 5 классов
на 2021-2022 учебный год
к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской
Составитель: Новотарская Н.В.
Должность: учитель изобразительного искусства
Квалификация: высшая
Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.
город Нижневартовск, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» (Авторы: Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская – Москва: «Вентана-Граф», 2013 год.) - и выполнение образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.
Программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для 5 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 29.12.2014г. (приказ №1644), от 31.12.2015г. (приказ №1577).
Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования науки Российской Федерации / Москва: Вентана – Граф, 2016
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
•развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
•овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
•развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
Духовное возвышение ребенка.
Действие, радость, увлечение школьника работой.
Живое общение с искусством.
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
Опора на региональный компонент в обучении.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
Раскрытие разных сторон жизни искусства.
Активное творчество самих детей.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели).
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», включают в себя круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для последующего обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета изобразительного искусства
Личностные результаты:
Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формирование духовных и эстетических потребностей;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формирование духовных и эстетических потребностей;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
Познавательная сфера:
Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
Различать изученные виды пластических искусств;
Воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
Ценностно-ориентационная сфера:
Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
Развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
Коммуникативная сфера:
Ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
Эстетическая сфера:
Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
Трудовой сфере:
Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Выпускник научится (5 класс):
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы ит.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;осуществлятьсобственныйхудожественныйзамысел,связанныйс созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыки плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета(силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй
произведения,рольформата,выразительноезначениеразмерапроизведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь),обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать(с опорой на восприятие художественных произведений- шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической
картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в
созданииобразанарода,встановлениинациональногосамосознанияиобраза национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта– разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно- выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования(характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн- проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а так же о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно- пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы«Троица»Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова -на- Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения(витраж,
мозаика,роспись,монументальнаяскульптура);использоватьвыразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII– XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII– XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.. Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится».
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметьаргументироватьсвоюточкузрениявпроцессеизученияизобразительногоискусства;
различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделятьпризнакидляустановлениястилевыхсвязейвпроцессеизученияизобразительногоискусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различатьформыполиграфическойпродукции:книги,журналы,плакаты,афишиидр.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы, открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называтьименавеликихрусскихживописцевиархитекторовXVIII–XIXвеков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII–XIXвеков;
называть имена выдающихся русских художников – ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называтьименавыдающихсярусскиххудожников-пейзажистовXIXвекаиопределятьпроизведенияпейзажнойживописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
Определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать к
омпозиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников – ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта –создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О.Шехтель, А.Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа.С.М.Эйзенштейн.А.А.Тарковский.С.Ф.Бондарчук.Н.С.Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника - живописца и сценографа;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки присмотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/ п | Раздел программы | Основное содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Человек, природа, культура как единое целое | Произведения искусства (живопись, графика), в которых отражён характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт). Связь искусства и природы, роль природы в творчестве художника, писателя, композитора; связь природы и культуры в целом. Выразительные средства искусства: форма, цвет, композиция, мелодика; образность линии в рисунке, передача динамики и статики. Представление о пространстве и его изображение в рисунке. Архитектурная бионика. Мотивы природных форм и конструкций в дизайне и архитектуре. Самостоятельные попытки создавать художественную форму, используя природные закономерности и особенности. Техника работы «по сырому». Закрепление умений делать наброски, краткосрочные рисунки для передачи характерных особенностей движений животных, пластики тела. | Работа на плоскости Выполнять зарисовки с природных объектов с натуры. Передавать в пейзаже настроение. Передавать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и сближенные цветовые отношения. Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения, передавать в них динамику, настроение. Использовать в работе кисти разных размеров, палочку (тупой и острый концы), графические материалы. Передавать тональность штрихом. Создавать несложные диафильмы с визуальным повествованием, сочетающим изображение и текст. Создавать коллективные видеофильмы по материалам исследования, используя видеозаписи, сделанные во время экскурсии |
2 | Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | Развитие представления об искусстве проектирования и памятниках архитектуры как свидетелях истории культуры. Исследования по истории архитектуры региона, в котором проживают учащиеся. Развитие интереса, наблюдательности, внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом. Зарисовки старинного архитектурного сооружения. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села). Сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар) в архитектурном сооружении. Линейное построение в рисунке: точка схода, линии горизонта. Роль света и тени в восприятии объёмной формы. Передача объёмных геометрических форм (куба, параллелепипеда) на изобразительной плоскости графическими материалами. Применение в рисунке тональной растяжки. Восприятие и изображение перспективы открытого пространства. Изображение пейзажа с обозначенной линией горизонта. | Работа на плоскости Работать графическими материалами, использовать в работе тонированную и цветную бумагу. Гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Выполнять элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции. Создавать тональную растяжку оттенков цвета. Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Передавать в рисунке направления «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Составлять композицию для натюрморта. Распределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Участвовать в коллективной работе над одной большой композицией. Передавать в рисунке линейную и воздушную перспективу. Изображать человека на разных планах картинной плоскости, передавая форму и размеры фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана. Фотографировать архитектурные объекты. Использовать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности. Участвовать в обсуждении детских творческих работ. Исследовательские работы Выполнять зарисовки с натуры домов, улиц. Создавать эскизы зданий по описанию и воображению. Импровизировать. Создавать коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города. Работать в группе |
3 | Путешествие в мир древнегреческого искусства | Мифология и изобразительное искусство. Символическое значение греческого орнамента. Сюжеты вазописи. Роспись чернофигурной вазы. Передача ритма и стилизованного изображения. Греческий канон изображения человека. Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии. Лепка из пластилина способом отсечения лишнего по принципу рождения образа из каменной глыбы (удаления всего лишнего). Виртуальные экскурсии в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур | Музейная педагогика Объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в обсуждении произведений искусства. Эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику. Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение. Различать материалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню. Работа в объёме Использовать в работе материалы и инструменты ху- дожника-скульптора (стека, глина, пластилин). Работать в технике бумажной пластики, владеть инструментами (резцом, линейкой) при работе с плотной бумагой и картоном. Применять традиционные приёмы лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего). Выполнять рельеф. Лепить по греческим канонам фигуру человека способом отсечения лишнего. Передавать характерные позы и динамику фигуры. Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, ракурс, пропорции, динамика. |
4 | Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | Единство природы и человека в славянской мифологии. Создание образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека. Связь изобразительного искусства и литературы. Былина как источник информации о жизни Древней Руси. Исторический пейзаж, запечатлённый в фольклоре. Пейзаж в работах русских художников. Традиционный русский костюм. Праздничная и повседневная одежда. Орнамент в декоре национального костюма. Традиционный головной убор. Создание графического эскиза народного костюма. Коллективная композиция. Значимость календарных праздников в жизни народа. Святки и Масленица. Маска как часть костюма. Изготовление маски к народному празднику Святки. Народные праздники в живописи, музыке и литературе. Создание многофигурной композиции по теме «Масленица». Создание макета трёхгранной свечи-фонарика | Работа в объёме Создавать рельефное изображение человека. Использовать символические изображения, передающие мифологический образ персонажа былины. Участвовать в создании глубинно-пространственной композиции. Применять в одной работе разные техники и материалы. Работа на плоскости Выбирать формат для работы, определять первый план, соблюдать соразмерность величин, передавать в рисунке динамику. Воспроизводить в пейзаже и портрете детали, описанные в тексте литературного произведения. Учитывать ракурс передачи характерного художественного образа. Передавать в изображении плановость и динамику. Работа в смешанной технике — декоративно-при- кладная деятельность Применять в работе смешанную технику — аппликацию, коллаж, графику. Использовать знания о декоративной композиции, симметрии и ритме. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма. Вносить свои изменения в декоративную форму. Находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников. Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность Применять в самостоятельной работе знания об истории народного костюма, символике его декора. Представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.). Использовать в работе смешанную технику — аппликацию и графику. Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность Работать с готовыми формами, с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца). Передавать в маске образ героя. Соблюдать пропорции лица человека или морды животного. Применять в работе технику коллажа. Создавать коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок) |
5 | Народное декоративно-прикладное искусство | Начальные представления об этнографии. Этнографические музеи в России. Особенности изготовления изразцов, виды изразцов. Роль изразца в архитектуре (интерьер). Печь в интерьере дома. Создание изразца в объёме с рельефным изображением. Прядение и ткачество. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте. Виды и характеристика прялок разных регионов России. Связь формы прялки с образом мирового древа. Мифологические образы, связанные с прядением. Украшение прялки — символика, тематические композиции. Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых. Копирование геометрических символов, растительных мотивов, птиц, животных, изображённых на прялках, и их последующая расшифровка. История появления ткачества на Руси. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев). Специфика народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». Кукла как часть культуры. Региональные особенности изготовления кукол. Народные обряды, связанные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Создание тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. Создание эскизов изучаемых объектов: куклы (в цветной графике), прялки. Вышивка — один из самых древних видов народного искусства. Особенности вышивки крестом. Создание эскизов орнамента для вышивки рушника, скатерти. Графическое и цветовое решение композиции. Тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея | Работа на плоскости Изображать интерьер. Объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере. Включать в композицию человека в динамике (за определённым занятием). Передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Работать в смешанной технике (аппликация и гуашь). Объяснять особенности этнографических музеев и их значение в жизни каждого народа. Оценивать произведения мастеров и изделия, хранящиеся в музее и в домах жителей. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ. Копировать геометрические и растительные символы. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру. Передавать в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров. Рассуждать об изображаемых на прялках сюжетах. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани. Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме. Использовать в творческой работе знания из истории костюма. Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма. Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности орнамента для вышивки. Создавать ритмический узор. Создавать коллективные композиции из работ одноклассников. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом. Создавать эскизы будущих работ с помощью программы PowerPoint. Переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики. Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки. Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения. Работать со схемами по изготовлению игрушки- «закрутки». Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность Передавать в рельефе изображение по мотивам наблюдаемого. Выполнять этюды в лепке и зарисовки будущей работы. Работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента — стеки |
6 | Великие имена в искусстве | Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников: Н. К. Рериха, А. Г. Венецианова, П. П. Кончаловского, П. Гогена, П. Сезанна. Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству. Разработка индивидуальных групповых проектов по проблемам: а) история создания одной картины; б) творчество художников — современников мастеров, представленных в учебнике. Диспут о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства | Участвовать в беседе по поводу творчества художников. Общаться на языке искусства и по поводу искусства. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 классов (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1 | Человек, природа, культура как единое целое | 4 | | |
1 | Природа и человек. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
2 | Природа и художник. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
3 | Человек — природа — культура. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
4 | Пространство и время. Многомерность мира. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
Раздел 2 | Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | 7 | | |
5 | Зодчество. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
6 | Образы старинной архитектуры. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
7 | Конструктивные особенности архитектуры. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
9 | Штрих в изобразительном искусстве. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
10 | Рисуем натюрморт. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
11 | Перспектива в открытом пространстве. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
Раздел 3 | Путешествие в мир искусства Древней Греции | 5 | | |
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
13 | Мифы Древней Греции. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
14 | Скульптура Древней Греции. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
Раздел 4 | Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | 8 | | |
17 | Славянские мифы о сотворении мира. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
19 | Былинный образ Русской земли. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
21 | Народный костюм. Головной убор. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
22 | Народный костюм. Одежда. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
23 | Народные праздники. Святки. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
24 | Масленица. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
Раздел 5 | Народное декоративно-прикладное искусство | 11 | | |
25 | Этнографический музей. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
26 | Печные изразцы. Расписывание изразцов. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
27 | Прядение — вид народного ремесла. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
28 | Прялка. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
29 | Кукла как часть народной культуры. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
30 | Делаем куклу - «закрутку». | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
31 | Ткачество как вид народного искусства. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
32 | Вышивка. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
33 | Лоскутное шитьё. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |
Раздел 6 | Великие имена в искусстве | 1 | | |
34 | Великие имена в искусстве. | 1 | 5а – 5б – | 5а – 5б – |