СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов на 2921-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской»

0


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»





Рассмотрено

на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла

Протокол № __1___ от 31.08.21 г.

Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/




Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № __1__от 31.08.21 г.

Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_________________ / С.А. Строчинский /

приказ № _631___от 31.08.2021 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 5 классов

на 2021-2022 учебный год

к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской

Составитель: Новотарская Н.В.

Должность: учитель изобразительного искусства

Квалификация: высшая


Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.




город Нижневартовск, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» (Авторы: Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская – Москва: «Вентана-Граф», 2013 год.) - и выполнение образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.

Программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для 5 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 29.12.2014г. (приказ №1644), от 31.12.2015г. (приказ №1577).

Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования науки Российской Федерации / Москва: Вентана – Граф, 2016

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

  • углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;

  • освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

  • •развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

  • • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.

  • •овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

  • •развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:

  • Духовное возвышение ребенка.

  • Действие, радость, увлечение школьника работой.

  • Живое общение с искусством.

  • Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

  • Опора на региональный компонент в обучении.

  • Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

  • Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

  • Раскрытие разных сторон жизни искусства.

  • Активное творчество самих детей.

В соответствии с учебным планом для основного общего образования. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели).



2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», включают в себя круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для последующего обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета изобразительного искусства

Личностные результаты:

  • Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  • Формирование духовных и эстетических потребностей;

  • Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  • Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  • Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

  • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

  • Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

  • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД

  • Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

  • Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  • Формирование духовных и эстетических потребностей;

  • Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  • Отработка навыков самостоятельной и групповой работы

  • Обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

  • Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

  • Учиться согласованно работать в группе:

  • а) учиться планировать работу в группе;

  • б) учиться распределять работу между участниками проекта;

  • в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

  • г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Познавательная сфера:

  • Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

  • Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

  • Различать изученные виды пластических искусств;

  • Воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

  • Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

Ценностно-ориентационная сфера:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

  • Развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

  • Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

  • Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

Коммуникативная сфера:

  • Ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

  • Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

Эстетическая сфера:

  • Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

  • Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

  • Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

Трудовой сфере:

  • Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Выпускник научится (5 класс):



  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы ит.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе

  • создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;осуществлятьсобственныйхудожественныйзамысел,связанныйс созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыки плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • изображать сложную форму предмета(силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих

  • смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в

  • изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • определять композицию как целостный и образный строй

  • произведения,рольформата,выразительноезначениеразмерапроизведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь),обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их произведения;

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

  • рассуждать(с опорой на восприятие художественных произведений- шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической

  • картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в

  • созданииобразанарода,встановлениинациональногосамосознанияиобраза национальной истории;

  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

  • творческому опыту по разработке художественного проекта– разработки композиции на историческую тему;

  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

  • анализировать художественно- выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования(характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн- проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а так же о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно- пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы«Троица»Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова -на- Рву;

  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения(витраж,

  • мозаика,роспись,монументальнаяскульптура);использоватьвыразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII– XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII– XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.. Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится».

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметьаргументироватьсвоюточкузрениявпроцессеизученияизобразительногоискусства;

  • различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделятьпризнакидляустановлениястилевыхсвязейвпроцессеизученияизобразительногоискусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различатьформыполиграфическойпродукции:книги,журналы,плакаты,афишиидр.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  • проектировать обложку книги, рекламы, открытки, визитки и др.;

  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  • называтьименавеликихрусскихживописцевиархитекторовXVIII–XIXвеков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII–XIXвеков;

  • называть имена выдающихся русских художников – ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называтьименавыдающихсярусскиххудожников-пейзажистовXIXвекаиопределятьпроизведенияпейзажнойживописи;

  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • Определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать к омпозиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называть имена выдающихся русских художников – ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта –создания композиции на определенную тему;

  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О.Шехтель, А.Гауди;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией;

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • называть имена российских художников (А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа.С.М.Эйзенштейн.А.А.Тарковский.С.Ф.Бондарчук.Н.С.Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника - живописца и сценографа;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки присмотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/ п

Раздел программы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Человек, природа, культура как единое целое

Произведения искусства (живопись, графика), в которых отражён характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вме­щающий ландшафт).

Связь искусства и природы, роль природы в твор­честве художника, писателя, композитора; связь при­роды и культуры в целом.

Выразительные средства искусства: форма, цвет, композиция, мелодика; образность линии в рисунке, передача динамики и статики.

Представление о пространстве и его изображение в рисунке. Архитектурная бионика. Мотивы природ­ных форм и конструкций в дизайне и архитектуре. Самостоятельные попытки создавать художествен­ную форму, используя природные закономерности и особенности.

Техника работы «по сырому». Закрепление уме­ний делать наброски, краткосрочные рисунки для передачи характерных особенностей движений жи­вотных, пластики тела.

Работа на плоскости

Выполнять зарисовки с природных объектов с натуры. Передавать в пейзаже настроение. Передавать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и сбли­женные цветовые отношения.

Создавать композиции по мотивам музыкальных, ли­тературных произведений без конкретного изображе­ния, передавать в них динамику, настроение.

Использовать в работе кисти разных размеров, палоч­ку (тупой и острый концы), графические материалы. Пе­редавать тональность штрихом.

Создавать несложные диафильмы с визуальным пове­ствованием, сочетающим изображение и текст.

Создавать коллективные видеофильмы по материа­лам исследования, используя видеозаписи, сделанные во время экскурсии

2

Художественные средства в архитектуре и изо­бразительном искусстве

Развитие представления об искусстве проектиро­вания и памятниках архитектуры как свидетелях истории культуры. Исследования по истории архи­тектуры региона, в котором проживают учащиеся.

Развитие интереса, наблюдательности, внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ланд­шафтом. Зарисовки старинного архитектурного соо­ружения.

Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села).

Сочетание разных геометрических форм (куб, ци­линдр, призма, пирамида, параллелепипед, шар) в архитектурном сооружении. Линейное построение в рисунке: точка схода, линии горизонта.

Роль света и тени в восприятии объёмной формы.

Передача объёмных геометрических форм (куба, параллелепипеда) на изобразительной плоскости графическими материалами. Применение в рисунке тональной растяжки.

Восприятие и изображение перспективы откры­того пространства. Изображение пейзажа с обозначенной линией горизонта.

Работа на плоскости

Работать графическими материалами, использовать в работе тонированную и цветную бумагу. Гармонично за­полнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Выполнять элементарные правила композиции. Выде­лять цветом и формой главный элемент в композиции.

Создавать тональную растяжку оттенков цвета. Пере­давать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Передавать в рисунке направления «вертикально», «гори­зонтально», «наклонно».

Составлять композицию для натюрморта. Распреде­лять предметы по планам на изобразительной плоско­сти. Участвовать в коллективной работе над одной боль­шой композицией.

Передавать в рисунке линейную и воздушную пер­спективу. Изображать человека на разных планах кар­тинной плоскости, передавая форму и размеры фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.

Фотографировать архитектурные объекты. Использо­вать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.

Участвовать в обсуждении детских творческих работ.

Исследовательские работы

Выполнять зарисовки с натуры домов, улиц. Создавать эскизы зданий по описанию и воображению. Импровизи­ровать.

Создавать коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города.

Работать в группе

3

Путешествие в мир древнегреческого искус­ства

Мифология и изобразительное искусство. Симво­лическое значение греческого орнамента. Сюжеты вазописи. Роспись чернофигурной вазы. Передача ритма и стилизованного изображения.

Греческий канон изображения человека. Вырази­тельные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии.

Лепка из пластилина способом отсечения лишне­го по принципу рождения образа из каменной глыбы (удаления всего лишнего).

Виртуальные экскурсии в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древ­них культур

Музейная педагогика

Объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в обсуждении произведений искусства. Эмоционально оценивать произведение, давать ему об­разную характеристику.

Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.

Различать материалы и инструменты скульптора, живо­писца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.

Работа в объёме

Использовать в работе материалы и инструменты ху- дожника-скульптора (стека, глина, пластилин).

Работать в технике бумажной пластики, владеть ин­струментами (резцом, линейкой) при работе с плотной бумагой и картоном.

Применять традиционные приёмы лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего). Выполнять рельеф.

Лепить по греческим канонам фигуру человека спосо­бом отсечения лишнего. Передавать характерные позы и динамику фигуры. Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции.

Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, ракурс, пропорции, динамика.

4

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Единство природы и человека в славянской ми­фологии. Создание образа Вселенной — стелы, в ос­нове которой фигура человека.

Связь изобразительного искусства и литературы. Былина как источник информации о жизни Древней Руси. Исторический пейзаж, запечатлённый в фоль­клоре. Пейзаж в работах русских художников.

Традиционный русский костюм. Праздничная и повседневная одежда. Орнамент в декоре националь­ного костюма. Традиционный головной убор. Созда­ние графического эскиза народного костюма. Кол­лективная композиция.

Значимость календарных праздников в жизни на­рода. Святки и Масленица. Маска как часть костюма.

Изготовление маски к народному празднику Святки. Народные праздники в живописи, музыке и литературе.

Создание многофигурной композиции по теме «Масленица».

Создание макета трёхгранной свечи-фонарика

Работа в объёме

Создавать рельефное изображение человека. Исполь­зовать символические изображения, передающие мифо­логический образ персонажа былины. Участвовать в соз­дании глубинно-пространственной композиции.

Применять в одной работе разные техники и материа­лы.

Работа на плоскости

Выбирать формат для работы, определять первый план, соблюдать соразмерность величин, передавать в ри­сунке динамику.

Воспроизводить в пейзаже и портрете детали, опи­санные в тексте литературного произведения. Учиты­вать ракурс передачи характерного художественного образа.

Передавать в изображении плановость и динамику.

Работа в смешанной технике — декоративно-при- кладная деятельность

Применять в работе смешанную технику — апплика­цию, коллаж, графику. Использовать знания о декоратив­ной композиции, симметрии и ритме.

Передавать в работе характерные черты традицион­ного народного костюма. Вносить свои изменения в деко­ративную форму.

Находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников.

Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность

Применять в самостоятельной работе знания об исто­рии народного костюма, символике его декора.

Представлять в собственной графической работе ре­гиональную принадлежность созданного костюма.

Создавать несложный орнамент из элементов, заим­ствованных в природе (цветов, листьев, травы, насеко­мых, жуков и др.). Использовать в работе смешанную тех­нику — аппликацию и графику.

Работа в объёме — декоративно-прикладная дея­тельность

Работать с готовыми формами, с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца).

Передавать в маске образ героя. Соблюдать пропор­ции лица человека или морды животного.

Применять в работе технику коллажа.

Создавать коллективные композиции из выполнен­ных работ (например, выставки масок)

5

Народное декоративно-прикладное искусство

Начальные представления об этнографии. Этно­графические музеи в России.

Особенности изготовления изразцов, виды израз­цов. Роль изразца в архитектуре (интерьер). Печь в интерьере дома. Создание изразца в объёме с ре­льефным изображением.

Прядение и ткачество. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте. Виды и характе­ристика прялок разных регионов России. Связь фор­мы прялки с образом мирового древа. Мифологиче­ские образы, связанные с прядением. Украшение прялки — символика, тематические композиции. За­рисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых. Копирование геоме­трических символов, растительных мотивов, птиц, животных, изображённых на прялках, и их последую­щая расшифровка.

История появления ткачества на Руси. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (празд­ничная, будничная, для особых случаев). Специфика народного лоскутного творчества. Своеобразие цве­та, формы, композиции в данном виде искусства.

Создание эскизов рисунка ткани (клетка, поло­ска) для женского и мужского народного костюма. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло».

Кукла как часть культуры. Региональные особен­ности изготовления кукол. Народные обряды, свя­занные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Создание тря­пичной куклы-«закрутки» по примеру народных ма­стеров.

Создание эскизов изучаемых объектов: куклы (в цветной графике), прялки.

Вышивка — один из самых древних видов народ­ного искусства.

Особенности вышивки крестом. Создание эски­зов орнамента для вышивки рушника, скатерти. Гра­фическое и цветовое решение композиции.

Тематическая композиция с двумя или тремя фи­гурами в интерьере экспозиции этнографического музея

Работа на плоскости

Изображать интерьер. Объяснять свой замысел и ма­неру исполнения графической композиции. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом простран­стве. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере. Включать в композицию человека в динамике (за опреде­лённым занятием).

Передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства харак­теристики хозяина дома. Работать в смешанной технике (аппликация и гуашь). Объяснять особенности этногра­фических музеев и их значение в жизни каждого народа. Оценивать произведения мастеров и изделия, хранящие­ся в музее и в домах жителей. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мо­тивам увиденных работ.

Копировать геометрические и растительные символы.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Выполнять плоскостные декоративно-прикладные ком­позиции, подражая народному мастеру. Передавать в рабо­те особенности декора, используемого в прялках старых ма­стеров. Рассуждать об изображаемых на прялках сюжетах.

Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани. Применять знания о контрастной и ню­ансной цветовой гамме. Использовать в творческой рабо­те знания из истории костюма. Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения ко­стюма. Создавать графические цветовые композиции из­делий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.

Отображать в эскизе национальные особенности ор­намента для вышивки. Создавать ритмический узор. Соз­давать коллективные композиции из работ одноклассни­ков.

Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом. Создавать эскизы будущих работ с помощью программы PowerPoint. Переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики.

Получать локальные и контрастные цветовые отноше­ния, характерные для народной игрушки. Создавать худо­жественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.

Работать со схемами по изготовлению игрушки- «закрутки».

Работа в объёме — декоративно-прикладная дея­тельность

Передавать в рельефе изображение по мотивам на­блюдаемого. Выполнять этюды в лепке и зарисовки буду­щей работы. Работать с глиной (пластилином) с помо­щью инструмента — стеки

6

Великие имена в искусстве


Знакомство с жизнью и творчеством выдаю­щихся художников: Н. К. Рериха, А. Г. Венецианова, П. П. Кончаловского, П. Гогена, П. Сезанна.

Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творче­ству.

Разработка индивидуальных групповых проектов по проблемам:

а) история создания одной картины;

б) творчество художников — современников ма­стеров, представленных в учебнике.

Диспут о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства

Участвовать в беседе по поводу творчества художни­ков.

Общаться на языке искусства и по поводу искусства.

Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, ко­лорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пят­но, линия, художественный образ).

Работать с разными источниками информации: науч­но-популярной, художественной литературой, словаря­ми, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами





4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 классов (34 часа)



№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1

Человек, природа, культура как единое целое

4



1

Природа и человек.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

2

Природа и художник.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

3

Человек — природа — культура.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

4

Пространство и время. Многомерность мира.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

Раздел 2

Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

7



5

Зодчество.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

6

Образы старинной архитектуры.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

7

Конструктивные особенности архитектуры.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

8

Объёмные формы в изобразительном искусстве.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

9

Штрих в изобразительном искусстве.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

10

Рисуем натюрморт.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

11

Перспектива в открытом пространстве.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

Раздел 3

Путешествие в мир искусства Древней Греции

5



12

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

13

Мифы Древней Греции.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

14

Скульптура Древней Греции.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

15

Рисуем человека по древнегреческим канонам.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

16

Чернофигурные вазы Древней Греции.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

Раздел 4

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

8



17

Славянские мифы о сотворении мира.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

18

Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

19

Былинный образ Русской земли.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

20

Илья Муромец и Соловей-разбойник.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

21

Народный костюм. Головной убор.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

22

Народный костюм. Одежда.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

23

Народные праздники. Святки.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

24

Масленица.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

Раздел 5

Народное декоративно-прикладное искусство

11



25

Этнографический музей.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

26

Печные изразцы. Расписывание изразцов.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

27

Прядение — вид народного ремесла.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

28

Прялка.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

29

Кукла как часть народной культуры.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

30

Делаем куклу - «закрутку».

1

5а –

5б –

5а –

5б –

31

Ткачество как вид народного искусства.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

32

Вышивка.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

33

Лоскутное шитьё.

1

5а –

5б –

5а –

5б –

Раздел 6

Великие имена в искусстве

1



34

Великие имена в искусстве.

1

5а –

5б –

5а –

5б –



Похожие файлы