2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла Протокол № __1___ от 31.08.21 г. Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № __1__от 31.08.21 г. | Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _________________ / С.А. Строчинский / приказ № _631___от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 6 классов
на 2021-2022 учебный год
к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской
Составитель: Новотарская Н.В.
Должность: учитель изобразительного искусства
Квалификация: высшая
Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.
город Нижневартовск, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» (Авторы: Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская – Москва: «Вентана-Граф», 2013 год.) - и выполнение образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.
Программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для 6 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 29.12.2014г. (приказ №1644), от 31.12.2015г. (приказ №1577).
Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования науки Российской Федерации / Москва: Вентана – Граф, 2016
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
Духовное возвышение ребенка.
Действие, радость, увлечение школьника работой.
Живое общение с искусством.
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
Опора на региональный компонент в обучении.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
Раскрытие разных сторон жизни искусства.
Активное творчество самих детей.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели).
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета изобразительного искусства
Личностные результаты:
Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формирование духовных и эстетических потребностей;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формирование духовных и эстетических потребностей;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
Познавательная сфера:
Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
Различать изученные виды пластических искусств;
Воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
Ценностно-ориентационная сфера:
Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
Развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
Коммуникативная сфера:
Ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
Эстетическая сфера:
Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
Трудовой сфере:
Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/ п | Раздел программы | Основное содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Введение. История развития представлений человека о мироздании | Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре. Создание тематических композиций по материалам изученной темы. Создание объёмно-пространственной композиции по подсказке: создание макета с использованием развёртки пирамиды, геометрического или растительного орнамента по мотивам росписи произведений народных промыслов | Различать и объяснять характерные различия в архитектурных сооружениях разных эпох. Создавать тематические композиции на плоскости и в пространстве. Выполнять коллективные макеты. Использовать в макетировании чертёжные инструменты (линейку, карандаш, треугольник, рейсфедер) для выстраивания правильной геометрической формы |
2 | Мифология в народном творчестве. | Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различия. Эволюция взаимоотношений человека и природы, изменение мировоззрения людей в разные исторические эпохи и отражение этих изменений в архитектуре. Создание эскиза архитектурного сооружения, в основе которого лежит форма природного объекта. Создание графического образа природной стихии. Выполнение объёмно-пространственной композиции. Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента. Создание интерьера русской избы. Олицетворение могущественных сил природы. Графическое изображение фантастического зверя. Развитие представления об орнаменте. Создание орнамента с использованием геометрических символов. Использование в работе разных принципов построения композиции орнамента: регулярного или свободно асимметрического, ленточного или с центральной симметрией. Подбор цветовой гаммы, выделение главных и второстепенных элементов. Знакомство с пермской деревянной культовой скульптурой. Выполнение набросков фигуры человека с натуры в статичной позе как эскиза будущей скульптуры. Создание коллективной тематической многофигурной композиции на основе полученных набросков. Лепка из глины или пластилина, графическими материалами (карандаш). Выполнять коллективные макеты. | Работа на плоскости, в объёме Находить и объяснять характерные различия в архитектурных сооружениях разных эпох. Выделять главные и второстепенные элементы композиции. Создавать тематические композиции на плоскости и в пространстве. Передавать геометрическую форму Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Использовать в макетировании чертёжные инструменты (линейку, карандаш, треугольник, рейсфедер) для выстраивания правильной геометрической формы. Использовать в работе разные принципы построения композиции — регулярный или свободно асимметрический, с ленточной или центральной симметрией. Работа в объёме Использовать наброски в процессе создания скульптурной композиции. Передавать образ фантастического зверя в природной среде. Лепить фигурку фантастического животного по описанию в сказке, былине (создание из готовых фигурок животных коллективной композиции в природной среде). Создавать коллективные тематические многофигурные композиции в материале (глина, пластилин). Декоративно-прикладная деятельность Выполнять упражнения на изображение различных декоративных украшений. Объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад избы. Работать в малых группах |
3 | Мир архитектуры. | Храм как символическая модель мироздания. Разнообразие стилей и направлений в архитектуре. Назначение и характер формы дворцовой архитектуры. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей. Дворянские усадьбы. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды. Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России). Художник-монументалист, монументальная живопись, фреска, витраж, мозаика. Значение монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Создание объёмной композиции. Коллективные работы в смешанной технике с применением развёрток геометрических фигур, с использованием чертёжных инструментов и приспособлений при вычерчивании развёрток. Создание проекта храма науки (искусства, космоса и др.); эскиза дворцового строения. Передача в эскизе характерного стиля, пропорций, ритма форм и украшений. Работа на плоскости графическими материалами на цветном фоне (тушь, перо). Работа в малых группах, использование в работе готовых форм (коробки, пластмассовые бутылки), цветной бумаги, картона, поделочного материала, красок. Создание предварительных эскизов — силуэтного изображения в технике компьютерной графики в программе Paint. Выполнение эскизов фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги (технике пластинчатой мозаики) для здания с учётом его назначения. Выполнение эскизов витража для оконного проёма в кабинете искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы). Создание эскиза фонтана, вписанного в заданное архитектурное окружение. Создание графической композиции садово-парковой зоны, которую можно разбить возле школы. Освоение техники цветной графики | Различать понятия: художник-монументалист, монументальная живопись, фреска, витраж, мозаика. Различать характер и особенности архитектурных сооружений. Проводить экскурсии по выставке фотографий, созданных учащимися. Осваивать возможности средств ИКТ — программы Paint в графической изобразительной деятельности в процессе создания предварительного эскиза будущей постройки. Работа в объёме Самостоятельно создавать проект в технике объёмно-пространственной композиции. Работать в группе, над коллективной композицией. Использовать чертёжные инструменты и приспособления при вычерчивании развёрток. Выбирать материал и инструменты для изображения. Использовать в работе тонированную и цветную бумагу. Работа на плоскости Создавать графические композиции на передачу особенностей изображаемого пейзажа. Выделятъ цветом и формой главный элемент в композиции, передавать характерные образы архитектуры. Выполнять эскиз фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги. Создавать эскизы витража с применением цветных прозрачных фильтров. Осваивать и гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Передавать в форме и цвете разное настроение |
4 | Искусство в интерьере дворянской усадьбы. | Особенности архитектуры дворянского дома. Литературный салон и литературная гостиная. Взаимозависимость музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (камерное, большое, высокое, широкое, сферическое). Создание тематических натюрмортов. Закрепление навыков работы с палитрой гуашью и белилами. Выполнение эскиза интерьера литературной гостиной или литературного салона, передача тематики литературного вечера в оформлении интерьера. Техника по выбору (эскиз — акварель, гуашь, макет с использованием небольшой коробки, аппликация). Создание декоративного панно, цветовое решение которого соответствует колыбельной в технике аппликации | Работа на плоскости Передавать пластическое единство группы изображаемых предметов, соразмерность и масштаб. Распределять предметы по планам. Передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина. Работать с гуашью и белилами. Работать по описанию или представлению. Выполнять эскиз интерьера литературной гостиной. Передавать тематику литературного вечера в оформлении интерьера в соответствии с избранным литературным произведением и историческим периодом. Работать над эскизом в составе небольшой группы. Составлять композицию из трёх предметов, передавать в натюрморте настроение, создаваемое звуками изображаемых музыкальных инструментов, работать акварельными красками, пользоваться алгоритмом — описанием порядка действий в учебнике. Работать акварельными красками. Выбирать точку зрения в поиске композиции будущей фотографии |
5 | Портрет в искусстве. | Взаимосвязь исторического времени и изображаемых персонажей картин разных эпох (колорит, одежда, окружение героя, интерьер, силуэт и др.). Парадный портрет. Расширение представлений о многофигурной композиции. Создание эскизов многофигурных сюжетных композиций, в том числе батальных сцен с учётом отражения исторического времени. Гравюра как вид графического искусства. Знакомство с художниками-графиками, работавшими в жанре портрета. Освоение приёмов работы над графическим портретом, закрепление знаний о пропорциях головы человека. Закрепление знаний о греческом каноне изображения человека. Практическая работа: изображение фигуры человека, передача в особенностях силуэтного решения костюма, характерного для определённой исторической эпохи. Создание графического портрета | Декоративно-прикладная деятельность Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в портрете и силуэте костюма образ, характерный для определённой исторической эпохи. Соотносить причёску, обувь, головной убор, аксессуары с костюмом. Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги. Использовать греческий канон изображения человека на портрете. Создавать коллективный портрет — многофигурную композицию. Работа на плоскости Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека. Создавать образ героя в разных видах и позах, используя исторические особенности костюма и интерьера, в котором находится портретируемый |
6 | Натюрморт. | Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов. Особенности построения натюрморта из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль. Освоение технологии создания ахроматической композиции натюрморта в технике гризайль. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры. Символика в иконописи и европейской реалистической живописи. Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли. Использование знаний о символике в живописи. Знакомство с ИКТ — искусством текстового рисунка — пробы самостоятельной работы в данной программе. Создание натюрморта, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Передача иллюзии объёма, смысловой взаимосвязи между предметами. Создание натюрморта в ахроматических тонах. Построение композиции натюрморта, цвет и форма которого несут в себе определённый образ или настроение. Работа гуашью на больших форматах | Работа на плоскости Составлять композицию для натюрморта из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Создавать натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Передавать иллюзию объёма и смысловую взаимосвязь между предметами. Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах. Выбирать формат. Организовывать предметную плоскость. Создавать предварительный рисунок. Передавать тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света. Гармонизовать (уравновешивать) изобразительную плоскость, находить варианты композиционного решения, применять знания о закономерностях колористического решения, выявлять и передавать конструктивные и характерные особенности предметов, из которых составлен натюрморт. Создавать декоративный натюрморт. Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла. Работать гуашью на больших форматах. Находить символы в живописи и объяснять их. Грамотно применять в беседах профессиональные художественные термины, называть выразительные средства изобразительного искусства. Создавать композиции по воображению и фантазии. Участвовать в дискуссиях, обсуждениях картин художников, экскурсий в музей. Подготавливать небольшие презентации-выступления по картинам художников. Выполнять простейшие текстовые работы в программе графической. |
7 | Художественно-промышленное производство в культуре России. | Объекты традиционного быта крестьян, их происхождение, значение каждого предмета в крестьянском быту. Сюжетная композиция, центром которой является самовар. Работа в технике цветной пастели или гуаши. Виды традиционного народного искусства. Резьба по камню и резьба по кости. Разнообразие материалов мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром. Создание сюжетной композиции в анималистическом жанре. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла. Произведения мастеров по обработке металла. Эскиз декоративной решётки. Павловопосадские набивные платки. Создание эскиза набивного платка по мотивам павловопосадского промысла | Работа на плоскости Создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета. Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Передавать планы композиции и расположения на них предметов. Работать пастельными мелками. Грамотно выбирать нужный формат и точку зрения на натюрморт. Работа в объёме Работать с твёрдым пластилином или мылом с помощью инструмента — стеки. Создавать композицию по мотивам литературных произведений. Декоративно-прикладная деятельность Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры. Соблюдать условность в передаче изображения: силуэт, ритм, символ. Создавать полуобъёмную декоративную композицию на цветном фоне. Работать в коллективе над одной большой композицией. Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Предлагать вариативное решение поставленной задачи |
8 | Книга как произведение искусства. | Искусство создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации. Книга-летопись. Шрифт. Разнообразие видов шрифтов. Шрифт и текст. Шрифт как выразительное средство графической композиции. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции | Работа с макетом Создавать макет книги, иллюстрации. Проводить коллективное исследование по искусству создания книги, в том числе с помощью поисковых систем Интернета. Различать шрифты. Создавать авторский шрифт. Применять шрифт в графической композиции, в том числе в камерном графическом решении. Создавать шрифтовую композицию для пригласительного билета или открытки |
9 | Малые формы в графике. | Виды тиражной графики. Афиша. Создание афиши к школьному празднику или театральной постановке. Плакат. Выразительный язык плаката. Связь изображения и текста, содержащегося в плакате. Создание плаката на заданную тему. Эмблема. Условный характер изображения на эмблеме. Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы. История создания марки. Композиционное решение марки. Создание серии марок. Пригласительный билет, открытка. Экслибрис. Композиция экслибриса. Создание экслибриса для своей библиотеки. Освоение графической техники линогравюры. Знакомство с творчеством известных художников- графиков, работающих в технике линогравюры, с помощью поисковых систем Интернета. Подготовка небольших иллюстрированных сообщений (презентаций) в классе | Работа на плоскости Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, художественным событиям, памятным датам. Создавать композицию плаката. Передавать в плакате единство выразительно-изобразительного языка и текста. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Работать на цветном фоне. Освоить графическую технику линогравюры. Декоративно-прикладная деятельность Создавать серию знаков визуальной коммуникации для школы (кабинет, столовая, мастерская, библиотека, спортивный зал), сохраняя единый условный язык изображения: размер, формат, колорит, общепринятые условности графического изображения. Работать в технике цветной аппликации. Создавать экслибрис для своей библиотеки |
10 | Проекты. | Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе. Создание предметно-пространственной композиции «Город будущего». Работа по представлению. Работа на большом формате в малых группах по три-четыре человека. Смешанная техника. Коллаж: аппликация, гуашь, другие материалы. Возможно выполнение композиции в программе Paint. Архитектурный проект. Функциональный и эстетический облик здания. Соотношение архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции. Создание архитектурного эскиза-проекта «Школа моей мечты» или «Школа будущего». Работа индивидуальная или в малых группах | Работа в рельефе (конструирование) Создавать предметно-пространственные композиции в смешанной технике. Работать по представлению и воображению. Изображать детали, соответствующие общей идее композиции. Работать на большом формате в малых группах по три-четыре человека. Передавать вымышленные, фантастические формы, сюжеты в изобразительных (визуальных) образах. Выполнять композиции в графической программе Paint. Работа в объёме (конструирование) Передавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов. Передавать в композиции единство функционального и эстетического. Использовать в работе готовые оригинальные формы. Объяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм |
11 | Профессия художника. Великие имена в изобразительном искусстве. | Разнообразие видов и жанров живописи, выразительные средства живописи. Разнообразие техник живописи. Знакомство с творчеством художников-живописцев: Д. Г. Левицкого, Дж. Моранди, В. И. Серова, Я. Вермеера Делфтского. Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника. Разнообразие видов и жанров графики, выразительные средства графики. Разнообразие графических техник. Знакомство с творчеством художников-графиков Утава Хиросигэ, Г. Доре, В. А. Фаворского, М. К. Эшера. Создание графического произведения в подражание манере известного художника | Работа на плоскости Создавать живописное произведение, подражая манере письма известного художника. Создавать композиции, подражая графическим техникам, манере работы известного художника. Участвовать в беседах об искусстве. Владеть языком искусства. Применять в беседе термины, обозначающие выразительные средства живописи, графики, соотносить их с другими видами искусства |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 классов (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1 | Введение. История развития представлений человека о мироздании | 1 | | |
1 | История развития представлений человека о мироздании. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 2 | Мифология в народном творчестве. | 4 | | |
2 | Мифы творения мира. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
3 | Мифология и символика русской избы. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
4 | Фантастические звери в русском народном творчестве. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
5 | Символы в орнаменте. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 3 | Мир архитектуры. | 6 | | |
6 | Пермская деревянная скульптура. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
7 | Храмовая архитектура. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
8 | Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
9 | Дворянские усадьбы России. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
10 | Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
11 | Садово-парковая архитектура. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 4 | Искусство в интерьере дворянской усадьбы. | 3 | | |
12 | Дворянский быт, интерьер дворянского дома. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
13 | Литературная гостиная и литературный салон. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
14 | Музыка в пространстве интерьера. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 5 | Портрет в искусстве. | 3 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
15 | Костюм как произведение искусства. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
16 | Исторический портрет, парадный портрет. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
17 | Графический портрет. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 6 | Натюрморт. | 5 | | |
18 | Декоративный натюрморт. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
19 | Построение геометрических тел. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
20 | Ахроматический натюрморт. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
21 | Символика в живописи. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
22 | Тульский самовар. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 7 | Художественно-промышленное производство в культуре России. | 2 | | |
23 | Художественная обработка металла. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
24 | Павловопосадские платки. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 8 | Книга как произведение искусства. | 3 | | |
25 | Искусство оформления книги. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
26 | Художественный шрифт. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
27 | Шрифтовая композиция. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 9 | Малые формы в графике. | 3 | | |
28 | Экслибрис. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
29 | Эмблема. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
30 | Марка как произведение искусства. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 10 | Проекты. | 2 | | |
31 | Город будущего. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
32 | Архитектурный проект школы будущего. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
Раздел 11 | Профессия художника. Великие имена в изобразительном искусстве. | 2 | | |
33 | Художник-живописец. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |
34 | Художник-график. | 1 | 6а – 6б – 6в – | 6а – 6б – 6в – |