СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа им. М.П. Марченко

городского округа Лосино-Петровский Московской области






УТВЕРЖДАЮ

Директор Л.В. Дуняшина

30 августа 2021 г.









Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 6 класса

(ФГОС)









Составитель: Валынкина Н.А.,

учитель ИЗО и технологии

первая категория








2021 г.


Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Свердловской СОШ им. М.П.Марченко г.о. Лосино – Петровский МО на 2020 – 2025 учебный год с учетом рабочей программы воспитания

- Примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованной Министерством образования РФ М.: Просвещение, 2018 г.

- Учебного пособия для общеобразовательных организаций /(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2018 г.

- Рабочая программа

Согласно программе и учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю), 35 учебных недель.

В связи с переходом школы на обучение по триместрам и согласно учебному плану школы на 2021-2022 учебный год на изучение предмета отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели.

Количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено.

Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

• знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

• жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

• отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

• зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

• передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

• выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

• передавать движение фигуры человека в пространстве;

• проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

• выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;

• выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;

• участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.

• применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

• использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.

- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;




Содержание разделов и тем учебного курса:


Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского для 6 класса представляет собой единый блок с содержанием программы и для 7 класса под общим названием «Изобразительное искусство в жизни человека». В течение двух лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры. В содержание программы добавлены темы из Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству: Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная); Художественный образ и художественно-выразительные средства графики; Ритм линий; Художественный образ и художественно-выразительные средства графики; Ритм линий; Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи; Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная); Тон и тональные отношения; Цвет, цветовой контраст, колорит; Композиция как ритм пятен; Цвет в произведениях живописи, фактура; Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая); Многообразие форм окружающего мира; Формат и композиция; Пропорции и пропорциональные отношения; пейзаж родного города работа на пленере; Изобразительное искусство и его виды; Художественные материалы и возможности их использования; изображение фигуры человека в истории скульптуры; Творчество художественных объединений (Товарищество Передвижников, «Мир искусства»); Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв.;

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира, работа на пленере.

Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные и метапредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое. Контроль: тестирование, выставки, поисковые задания, игровые формы проверки знаний, творческие проекты.

Раздел: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (5 часов): Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики. Ритм линий. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Тон и тональные отношения. Цвет, цветовой контраст, колорит. Композиция как ритм пятен. Пятно как средство выражения. Цвет в произведениях живописи, фактура. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Основы языка изображения.

Раздел: Мир наших вещей. Натюрморт (6 часов). Реальность и фантазия в творчестве художников. Изображение предметного мира – Натюрморт. Многообразие форм окружающего мира. Понятие формы. Формат и композиция. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности Натюрморта.

Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (6 часов). Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в графике. Портрет в скульптуре (НРК на примере скульптур г. Тюмени). Сатирические образы. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете (НРК на примере художников-портретистов г. Тюмени). Великие портретисты (обобщение темы).

Раздел: Человек и пространство в изобразительном искусстве (5 часов). Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический.. Изображение пространства. Пропорции и пропорциональные отношения. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник (НРК пейзаж родного города работа на пленере). Городской пейзаж (НРК на примере художников-пейзажистов г. Тюмени. Изобразительное искусство и его виды. Художественные материалы и возможности их использования.

Раздел: Поэзия повседневности (8 часов) : Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (НРК на примере родного города). Сюжет и содержание в картине. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) НРК. Творчество художественных объединений (Товарищество Передвижников, «Мир искусства»). Крупнейшие художественные музеи страны и мира (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей ИЗО им. А.С.Пушкина Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв.

Раздел: Изображение фигуры человека и образ человека (4 часа): Изображение фигуры человека в истории искусства. Фигура человека. Пропорции и пропорциональные отношения. Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.



Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

в 6 «А», 6 «Б» классе на 2021-2022 учебный год



п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

РАЗДЕЛ 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (5 часов)

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изобразительное искусство и его виды. Художественные материалы и возможности их использования



Художественный образ и художественно-выразительные средства графики. Ритм линий

Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная)



Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Тон и тональные отношения Цвет, цветовой контраст, колорит.

Композиция как ритм пятен



Пятно как средство выражения. Цвет в произведениях живописи, фактура



Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая)

Основы языка изображения




РАЗДЕЛ 2: Мир наших вещей. Натюрморт. (6 часов)

Реальность и фантазия в творчестве художников. Изображение предметного мира – Натюрморт



Многообразие форм окружающего мира. Понятие формы. Формат и композиция



Изображение объема на

плоскости и линейная перспектива



Освещение. Свет и тень



Натюрморт в графике



Выразительные возможности Натюрморта. Цвет в натюрморте



РАЗДЕЛ 3: Вглядываясь человека. Портрет (6 часов)

Образ человека – главная тема в искусстве Конструкция головы человека и ее пропорции



Графический портретный рисунок и выразительность образа человека Портрет в графике



Портрет в скульптуре (НРК на примере скульптур г. Москва)



Сатирические образы



Образные возможности освещения в портрете Портрет в живописи Роль цвета в портрете

(НРК на примере художников-портретистов г. Москва)



Великие портретисты (обобщение темы)



РАЗДЕЛ 4: Человек и пространство в изобразительном искусстве (5 часов)

Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический)



Изображение пространства. Пропорции и пропорциональные отношения Правила линейной и воздушной перспективы



Пейзаж – большой мир. Организация пространства



Пейзаж-настроение. Природа и художник (НРК пейзаж родного города работа на пленере)



Городской пейзаж

(НРК на примере художников-пейзажистов г. Москва)



Раздел 5: Поэзия повседневности (8 часов)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов



Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (НРК на примере родного города)



Сюжет и содержание в картине



Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры



Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

НРК



Творчество художественных объединений (Товарищество Передвижников, «Мир искусства»)



Крупнейшие художественные музеи страны и мира (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей ИЗО им. А.С.Пушкина Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея)



Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв.



РАЗДЕЛ 6: Изображение фигуры человека и образ человека (4 часа)

Изображение фигуры человека в истории искусства



Фигура человека. Пропорции и пропорциональные отношения



Изображение фигуры человека в истории скульптуры Лепка фигуры человека




Набросок фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве




Итого:

34 часа



Лист коррекции в 6 «А» классе

Дата

внесения

изменения


Основание для внесения

изменения

Описание внесенного изменения

Лицо, вносящее

изменение

Подпись

1.











2.











3.











4.











5.











6.


















Лист коррекции в 6 «Б» классе

Дата

внесения

изменения


Основание для внесения

изменения

Описание внесенного изменения

Лицо, вносящее

изменение

Подпись

1.











2.











3.











4.











5.











6.



















































Согласовано: Согласовано:

Протокол заседания ШМО Зам.директора по УВР

учителей № 1 В.В.Филиппова

Руководитель ШМО

от «26» августа 2021г. от «26» августа 2021г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!