Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловская средняя общеобразовательная школа им. М.П. Марченко
городского округа Лосино-Петровский Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор Л.В. Дуняшина
30 августа 2021 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 6 класса
(ФГОС)
Составитель: Валынкина Н.А.,
учитель ИЗО и технологии
первая категория
2021 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Свердловской СОШ им. М.П.Марченко г.о. Лосино – Петровский МО на 2020 – 2025 учебный год с учетом рабочей программы воспитания
- Примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованной Министерством образования РФ М.: Просвещение, 2018 г.
- Учебного пособия для общеобразовательных организаций /(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2018 г.
- Рабочая программа
Согласно программе и учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю), 35 учебных недель.
В связи с переходом школы на обучение по триместрам и согласно учебному плану школы на 2021-2022 учебный год на изучение предмета отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено.
Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
• знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
• жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;
• отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
• зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;
Метапредметные:
• передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
• выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
• передавать движение фигуры человека в пространстве;
• проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;
Предметные:
• выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;
• выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
• участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
• применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
• использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
Содержание разделов и тем учебного курса:
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского для 6 класса представляет собой единый блок с содержанием программы и для 7 класса под общим названием «Изобразительное искусство в жизни человека». В течение двух лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры. В содержание программы добавлены темы из Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству: Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная); Художественный образ и художественно-выразительные средства графики; Ритм линий; Художественный образ и художественно-выразительные средства графики; Ритм линий; Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи; Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная); Тон и тональные отношения; Цвет, цветовой контраст, колорит; Композиция как ритм пятен; Цвет в произведениях живописи, фактура; Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая); Многообразие форм окружающего мира; Формат и композиция; Пропорции и пропорциональные отношения; пейзаж родного города работа на пленере; Изобразительное искусство и его виды; Художественные материалы и возможности их использования; изображение фигуры человека в истории скульптуры; Творчество художественных объединений (Товарищество Передвижников, «Мир искусства»); Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв.;
Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира, работа на пленере.
Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные и метапредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое. Контроль: тестирование, выставки, поисковые задания, игровые формы проверки знаний, творческие проекты.
Раздел: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (5 часов): Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики. Ритм линий. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Тон и тональные отношения. Цвет, цветовой контраст, колорит. Композиция как ритм пятен. Пятно как средство выражения. Цвет в произведениях живописи, фактура. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Основы языка изображения.
Раздел: Мир наших вещей. Натюрморт (6 часов). Реальность и фантазия в творчестве художников. Изображение предметного мира – Натюрморт. Многообразие форм окружающего мира. Понятие формы. Формат и композиция. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности Натюрморта.
Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (6 часов). Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в графике. Портрет в скульптуре (НРК на примере скульптур г. Тюмени). Сатирические образы. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете (НРК на примере художников-портретистов г. Тюмени). Великие портретисты (обобщение темы).
Раздел: Человек и пространство в изобразительном искусстве (5 часов). Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический.. Изображение пространства. Пропорции и пропорциональные отношения. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник (НРК пейзаж родного города работа на пленере). Городской пейзаж (НРК на примере художников-пейзажистов г. Тюмени. Изобразительное искусство и его виды. Художественные материалы и возможности их использования.
Раздел: Поэзия повседневности (8 часов) : Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (НРК на примере родного города). Сюжет и содержание в картине. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) НРК. Творчество художественных объединений (Товарищество Передвижников, «Мир искусства»). Крупнейшие художественные музеи страны и мира (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей ИЗО им. А.С.Пушкина Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв.
Раздел: Изображение фигуры человека и образ человека (4 часа): Изображение фигуры человека в истории искусства. Фигура человека. Пропорции и пропорциональные отношения. Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 6 «А», 6 «Б» классе на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
РАЗДЕЛ 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (5 часов) |
-
| Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изобразительное искусство и его виды. Художественные материалы и возможности их использования | | |
-
| Художественный образ и художественно-выразительные средства графики. Ритм линий Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная) | | |
-
| Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Тон и тональные отношения Цвет, цветовой контраст, колорит. Композиция как ритм пятен | | |
-
| Пятно как средство выражения. Цвет в произведениях живописи, фактура | | |
-
| Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая) Основы языка изображения | | |
РАЗДЕЛ 2: Мир наших вещей. Натюрморт. (6 часов) |
-
| Реальность и фантазия в творчестве художников. Изображение предметного мира – Натюрморт | | |
-
| Многообразие форм окружающего мира. Понятие формы. Формат и композиция | | |
-
| Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | | |
-
| Освещение. Свет и тень | | |
-
| Натюрморт в графике | | |
-
| Выразительные возможности Натюрморта. Цвет в натюрморте | | |
РАЗДЕЛ 3: Вглядываясь человека. Портрет (6 часов) |
-
| Образ человека – главная тема в искусстве Конструкция головы человека и ее пропорции | | |
-
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека Портрет в графике | | |
-
| Портрет в скульптуре (НРК на примере скульптур г. Москва) | | |
-
| Сатирические образы | | |
-
| Образные возможности освещения в портрете Портрет в живописи Роль цвета в портрете (НРК на примере художников-портретистов г. Москва) | | |
-
| Великие портретисты (обобщение темы) | | |
РАЗДЕЛ 4: Человек и пространство в изобразительном искусстве (5 часов) |
-
| Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический) | | |
-
| Изображение пространства. Пропорции и пропорциональные отношения Правила линейной и воздушной перспективы | | |
-
| Пейзаж – большой мир. Организация пространства | | |
-
| Пейзаж-настроение. Природа и художник (НРК пейзаж родного города работа на пленере) | | |
-
| Городской пейзаж (НРК на примере художников-пейзажистов г. Москва) | | |
Раздел 5: Поэзия повседневности (8 часов) |
-
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | | |
-
| Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (НРК на примере родного города) | | |
-
| Сюжет и содержание в картине | | |
-
| Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | | |
-
| Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) НРК | | |
-
| Творчество художественных объединений (Товарищество Передвижников, «Мир искусства») | | |
-
| Крупнейшие художественные музеи страны и мира (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей ИЗО им. А.С.Пушкина Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея) | | |
-
| Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв. | | |
РАЗДЕЛ 6: Изображение фигуры человека и образ человека (4 часа) |
-
| Изображение фигуры человека в истории искусства | | |
-
| Фигура человека. Пропорции и пропорциональные отношения | | |
-
| Изображение фигуры человека в истории скульптуры Лепка фигуры человека | | |
-
| Набросок фигуры человека с натуры Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | | |
| Итого: | 34 часа | |
Лист коррекции в 6 «А» классе
№ | Дата внесения изменения | Основание для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменение | Подпись |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
Лист коррекции в 6 «Б» классе
№ | Дата внесения изменения | Основание для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменение | Подпись |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания ШМО Зам.директора по УВР
учителей № 1 В.В.Филиппова
Руководитель ШМО
от «26» августа 2021г. от «26» августа 2021г.