СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планировние по изобразительному искусству. 1-4

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

__________________________________________________________________



РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1

«28» августа 2021г.

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Цуранова/


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

«31» августа 2021г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от 31.08.2021г. № 300

РАССМОТРЕНА

на заседании

методического совета

Протокол № 1

«30» августа 2021г.

Председатель МС

_________/А.Ю. Бурлаева/




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьева/

«30» августа 2021г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по изобразительному искусству

1 – 4 классы



















с. Пригорское,

2021/2022 учебный год

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы и регламентируется:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями);

  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями);

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Уставом МБОУ Пригорской СШ;

  • основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (с изменениями и дополнениями);

  • учебным планом МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;

  • календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.


Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 – 4 классов ориентирована на использование УМК, в который входят:

- Изобразительное искусство: Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.Н. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б.Н. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под редакцией Б.Н. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

- Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.: Учебник для 1 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2019.;

- Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2015.;

- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: Учебник для 3 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2015.;

- Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: Учебник для 4 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2014.


Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».


Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 135 часов: 33 часа в год в первом классе, по 34 часа в год во 2 – 4 классах, по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год).


Срок реализации настоящей программы – 4 года (срок освоения ООП НОО).

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

  • любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу;

  • миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • вежливость и опрятность, скромность и приветливость.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремления устанавливать хорошие отношения с другими людьми; умения прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умения ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • решать проблемы творческого и поискового характера;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • начальным формам познавательной и личностной рефлексии;

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие моменты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее уставные причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • смысловому чтению текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона;

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Оценка планируемых результатов

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока, выполнили практическую работу;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы контроля:

  • творческая работа;

  • выставка работ;

  • защита проекта;

  • тест.

Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального опроса, тестирования по тематическим разделам курса. Контроль практических умений и навыков происходит путём выполнения практических работ, выполняемых учащимися индивидуально или коллективно (группой).

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены

Критерий оценки тестовой работы

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

«5» – 10 выполненных заданий

«4» – 9 - 8 выполненных заданий

«3» – 7 - 5 выполненных заданий

«2» – менее 5 выполненных заданий

II. Содержание учебного предмета

1 класс

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Структура содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе определена следующими тематическими разделами:

Раздел 1: Ты изображаешь – 9 ч.

Раздел 2: Ты украшаешь – 8 ч.

Раздел 3: Ты строишь – 11 ч.

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 4 ч.

Промежуточная аттестация. Тест. – 1 ч.


Раздел 1. Ты учишься изображать (9 ч.)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Раздел 2. Ты украшаешь (8 ч.)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Раздел 3. Ты строишь (11 ч.)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (4 ч.)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Промежуточная аттестация. Тест. (1 ч.)


2 класс

ИСКУССТВО И ТЫ

Структура содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе определена следующими тематическими разделами:

Раздел 1: Как и чем работает художник? – 8 ч.

Раздел 2: Реальность и фантазия – 7 ч.

Раздел 3: О чём говорит искусство – 11 ч.

Раздел 4: Как говорит искусство – 7 ч.

Промежуточная аттестация. Тест. – 1 ч.


Раздел 1. Как и чем работает художник? (8 ч.)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Три основные краски – красная, синяя, желтая. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Раздел 2. Реальность и фантазия (7 ч.)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Раздел 3. О чём говорит искусство (11 ч.)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает, строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Раздел 4. Как говорит искусство (7 ч.)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Эмоциональное воздействие цвета: тёплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.

Промежуточная аттестация. Тест. (1 ч.)


3 класс

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Структура содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе определена следующими тематическими разделами:

Раздел 1: Искусство в твоем доме – 8 ч.

Раздел 2: Искусство на улицах твоего города – 7 ч.

Раздел 3: Художник и зрелище – 11 ч.

Раздел 4: Художник и музей – 7 ч.

Промежуточная аттестация. Тест. – 1 ч.


Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 ч.)

Основная цель - "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки. Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

Основная цель - роль художника и архитектора в создании города.

Памятники архитектуры – наследие веков

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Транспорт в городе. В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Раздел 3. Художник и зрелище (11 ч.)

Основная цель – художник и создание зрелищных искусств.

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Афиша, плакат. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок). Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Раздел 4. Художник и музей (7 ч.)

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о художественных музеях, картинах.

Музеи в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях. Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Промежуточная аттестация. Тест. (1 ч.)


4 класс

КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК

Структура содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе определена следующими тематическими разделами:

Раздел 1: Истоки искусства твоего народа – 8 ч.

Раздел 2: Древние города твоей земли – 7 ч.

Раздел 3: Каждый народ — художник – 11 ч.

Раздел 4: Искусство объединяет народы – 7 ч.

Промежуточная аттестация. Тест. – 1 ч.


Раздел 1. Истоки искусства твоего народа (8 ч.)

Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Образ красоты человека. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Раздел 2. Древние города твоей земли (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли. Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания. Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Раздел 3. Каждый народ — художник (11 ч.)

Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Раздел 4. Искусство объединяет народы (7 ч.)

Все народы воспевают материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Промежуточная аттестация. Тест. (1 ч.)

III. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания


1 класс


Наименование разделов

Количество часов всего

Из них:

количество часов с учётом РПВ

контрольные работы (тест)

экскурсии

1

Ты учишься изображать

9




2

Ты украшаешь

8




3

Ты строишь

11

0,5


1

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

4




5

Промежуточная аттестация. Тест.

1


1


Итого

33

0,5

1

1


2 класс


Наименование разделов

Количество часов всего

Из них:

количество часов с учётом РПВ

контрольные работы (тест)

1

Как и чем работает художник?

8



2

Реальность и фантазия

7



3

О чём говорит искусство

11

0,5


4

Как говорит искусство

7



5

Промежуточная аттестация. Тест.

1


1

Итого

34

0,5

1


3 класс


Наименование разделов

Количество часов всего

Из них:

количество часов с учётом РПВ

контрольные работы (тест)

1

Искусство в твоем доме

8



2

Искусство на улицах твоего города

7

0,5


3

Художник и зрелище

11



4

Художник и музей

7



5

Промежуточная аттестация. Тест.

1


1

Итого

34

0,5

1


4 класс


Наименование раздела

Количество часов всего

Из них:

количество часов с учётом РПВ

контрольные работы (тест)

1

Истоки родного искусства

8



2

Древние города нашей земли

7



3

Каждый народ-художник

11



4

Искусство объединяет народы

7

0,5


5

Промежуточная аттестация. Тест.

1


1

Итого

34

0,5

1

Календарно - тематическое планирование

по изобразительному искусству в 1 ___ классе


Общее количество часов на предмет по учебному плану: 33 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель: 33.

Количество часов по четвертям: I четверть ___ часов; II четверть ___ часов;

III четверть ___ часов; IV четверть ___ часов.

Контрольные работы – 1 час.


п/п

Тема урока

Дата проведения урока

план.

факт.

Раздел 1. Ты учишься изображать (8 ч.)

1. Изображения всюду вокруг нас.



2. Мастер Изображения учит видеть.



3. Изображать можно пятном.



4. Изображать можно в объеме.



5. Изображать можно линией.



6. Разноцветные краски.



7. Изображать можно и то, что невидимо.



8. Художники и зрители (обобщение темы).



Раздел 2. Ты украшаешь (9 ч.)

1. Мир полон украшений.



2. Цветы.



3. Красоту надо уметь замечать.



4. Узоры на крыльях. Ритм пятен.



5. Красивые рыбы. Монотипия.



6. Украшения птиц. Объёмная аппликация.



7. Узоры, которые создали люди.



8. Как украшает себя человек.



9. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).



Раздел 3. Ты строишь (11 ч.)

1. Постройки в нашей жизни.



2. Дома бывают разными.



3. Дома бывают разными.



4. Домики, которые построила природа.



5. Дом снаружи и внутри.



6. Строим город.



7. Строим город. *Студия Воображайкина (в рамках предметной недели)



8. Все имеет свое строение.



9. Строим вещи.



10. Строим вещи.



11. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).



Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)

1. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.



2. Праздник весны.



3. Сказочная страна.



4. Урок – выставка детских работ.



Промежуточная аттестация. (1 ч.)

1. Промежуточная аттестация. Тест.



Календарно - тематическое планирование

по изобразительному искусству во 2 ___ классе


Общее количество часов на предмет по учебному плану: 34 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель: 34.

Количество часов по четвертям: I четверть __ часов; II четверть __ часов;

III четверть __ часов; IV четверть __ часов.


Контрольные работы – 1 час.


п/п

Тема урока

Дата проведения урока

план.

факт.

Раздел 1. Как и чем работает художник? (8 ч.)

1. Три основные краски – красная, синяя, желтая.



2. Белая и черная краски.



3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.



4. Выразительные возможности аппликации.



5. Выразительные возможности графических материалов.



6. Выразительность материалов для работы в объеме.



7. Выразительные возможности бумаги.



8. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).



Раздел 2. Реальность и фантазия (7 ч.)

1. Изображение и реальность.



2. Изображение и фантазия.



3. Украшение и реальность.



4. Украшение и фантазия.



5. Постройка и реальность.



6. Постройка и фантазия.



7.Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).



Раздел 3. О чём говорит искусство (11 ч.)

1. Изображение природы в различных состояниях.



2. Изображение характера животных.



3. Изображение характера человека: женский образ.



4. Изображение характера человека: женский образ.



5. Изображение характера человека: мужской образ.



6. Изображение характера человека: мужской образ.



7. Образ человека в скульптуре.



8. Человек и его украшения.



9. О чём говорят украшения. *Творческая мастерская «Волшебный карандаш» (в рамках предметной недели)



10. Образ здания.



11. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).



Раздел 4. Как говорит искусство (8 ч.)

1. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.



2. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.



3. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий.



4. Ритм пятен как средство выражения.



5. Пропорции выражают характер.



6. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.



7. Обобщающий урок года.



Промежуточная аттестация. (1 ч.)

1. Промежуточная аттестация. Тест.




Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству в 3 ___ классе

Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям: I четверть __ часов; II четверть __ часов;

III четверть __ часов; IV четверть __ часов.


Контрольные работы – 1 час.


п/п

Тема урока

Дата проведения урока


план.

факт.

Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 ч.)

1. Твои игрушки.



2. Посуда у тебя дома.



3. Посуда у тебя дома.



4. Обои и шторы у тебя дома.



5. Мамин платок.



6. Твои книжки.



7. Открытки.



8. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Тест.



Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

1. Памятники архитектуры.



2. Парки, скверы, бульвары. *Беседа «Когда мы едины – мы непобедимы» ко Дню народного единства.



3. Ажурные ограды.



4. Волшебные фонари.



5. Витрины.



6. Удивительный транспорт.



7. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Тест.



Раздел 3. Художник и зрелище (11 ч.)

1. Художник в цирке.



2. Художник в театре.



3. Театр кукол.



4. Театр кукол.



5. Театр кукол.



6. Маски.



7. Маски.



8. Афиши и плакат.



9. Праздник в городе.



10. Школьный карнавал (обобщение темы).



11. Школьный карнавал (обобщение темы). Тест.



Раздел 4. Художник и музей (8 ч.)

1. Музей в жизни города.



2. Картина – особый мир. Картина – пейзаж.



3. Картина – портрет.



4. Картина – натюрморт.



5. Картины исторические и бытовые.



7. Скульптура в музее и на улице.



8. Художественная выставка (обобщение темы).



Промежуточная аттестация. (1 ч.)

1. Промежуточная аттестация. Тест.




Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству в 4 ___ классе


Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель: 34.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.


Контрольные работы – 1 час.


п/п

Тема урока

Дата проведения урока

план.

факт.

Раздел 1. Истоки родного искусства (8 ч.)

1

  1. Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.



2

  1. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года. Березовая роща.



3

  1. Гармония жилья с природой.



4

  1. Деревня - деревянный мир. Коллективное панно.



5

  1. Образ русского человека (женский образ).



6

  1. Образ русского человека (мужской образ).



7

  1. Воспевание труда в искусстве.



8

  1. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства».



Раздел 2. Древние города нашей земли (7 ч.)

9

  1. Древнерусский город – крепость.



10

  1. Древние соборы.



11

  1. Древний город и его жители.



12

  1. Древнерусские воины – защитники.



13

  1. Города Русской земли. Золотое кольцо России.



14

  1. Узорочье теремов. Изразцы.



15

  1. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».



Раздел 3. Каждый народ-художник (11 ч.)

16

  1. Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.



17

  1. Отношение к красоте природы в японской культуре.



18

  1. Образ человека, характер одежды в японской культуре.



19

  1. Искусство народов гор и степей.



20

  1. Города в пустыне. Образ художественной культуры Средней Азии.



21

  1. Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека.



22

  1. Древнегреческая культура.



23

  1. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.



24

  1. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.



25

  1. Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.



26

  1. Обобщение по теме «Каждый народ – художник».



Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 ч.)

27

  1. Тема материнства – вечная тема в искусстве.



28

  1. Тема материнства – вечная тема в искусстве. * Выставка «Земля – наша матушка» (ко Всемирному дню Земли)



29

  1. Все народы воспевают мудрость старости.



30

  1. Сопереживание – великая тема искусства.



31

  1. Юность и надежды.



32

  1. Герои, борцы и защитники.



33

  1. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы».



Промежуточная аттестация. (1 ч.)

34

    1. Промежуточная аттестация. Тест.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!