СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:

федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.);

  • концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.;

  • авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского: М.Просвещение 2007 г

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Учебно-методический комплект

  • Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение,

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.



Формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.




















Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета


Личностными результатами является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.





Содержание учебного предмета

Как и чем работает художник (8ч)

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и оставными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой

гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Белая и чёрная краски (1ч).

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое(смешение цветных красок с черной и белой).

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(1ч).

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности

этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.

Выразительные возможности аппликации(2ч).

Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение

за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

Выразительные возможности графических материалов(1ч).

Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов.

Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности

глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

Выразительные возможности бумаги(1ч).

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.

Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надре-

зание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка»,

«гармошка»).

Обобщающий урок «Неожиданные материалы» (1ч).

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие ма-

териалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая

выставка работ.

Реальность и фантазия (8ч)

Изображение и реальность(1ч).

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма

триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

Изображение и фантазия(1ч).

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элемен-

тов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.

Украшение и реальность(1ч).

Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,

морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).

Развитие наблюдательности.

Украшение и фантазия(1ч).

Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих

предметы быта.

Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с

помощью фантазии.

Постройка и реальность(1ч).

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их

функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

Постройка и фантазия(2ч).

Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции,

необходимые для жизни человека.

Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают

вместе»(1ч).

Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки.

Обобщение материала всей темы.

О чём говорит искусство(11ч).

Изображение природы в разных состояниях(2ч).

Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.

Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.

Выражение характера животных(1ч).

Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.

Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные прои-

зведения В.Ватагина.

Выражение характера человека в изображении: женский образ(1ч).

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его

средствами искусства.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ(1ч).

Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.

Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для

передачи характера персонажа.

Образ человека в скульптуре(1ч).

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.

Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

Человек и его украшения(1ч).

Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).

Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.

О чём говорят украшения(1ч).

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем

себя, в будний день одеваемся по-другому.

Образ здания(2ч).

Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий

Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства,

мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч).

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.

Как говорит искусство(8ч)

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного(1ч).

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и

холодных цветов.

Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

Тихие и звонкие цвета(1ч).

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.

Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Что такое ритм линий?(1ч)

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.

Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

Характер линий(1ч).

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.

Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая

суровая мощь старых дубовых сучьев).

Ритм пятен(1ч).

Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается

на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

Пропорции выражают характер(1ч).

Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.

Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(1ч).

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,

Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Обобщающий урок года «Искусство и ты»(1ч).

Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все

основные темы года.

Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного,

декоративного и конструктивного искусства.






Календарное планирование



Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема урока

Тип урока.

Количество

часов

Планируемые результаты (предметные)


Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности


.



Содержание урока

(ученик должен знать)

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

Личностные

УУД

Чем и как работает художник (8 ч)

1

07.09


Три основных цвета. Что такое живопись? Пер-вичные основы цветоведения. Знакомство с ос-новными и сос-тавными цвета-ми, с цветовым кругом.

Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Вводный

1 час

Знать: приемы полу­чения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первич-ными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов раз-нообразные цветы по памяти и впечатлению

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

2

14.09


Белая и черная краски.

Восприятие и изображение красоты приро-ды. Настроение в природе.

Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и бе-лой).Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Расширение знаний о разли-чных живопис-ных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и ак-риловые краски.

Комбини-

рованный

1 час

Уметь: получать новые цвета путем смешивания

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать жи-вописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

3

21.09


Пастель и цвет­ные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, барха-тистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, те-кучесть и проз-рачность аква-рели.Выразите-льные возмож-ности этих мате-риалов, особен-ности работы ими. Передача различного эмо-ционального со-стояния природы.

Комбини-

рованный

1 час

Уметь: изображать осенний лес, ис­пользуя выразитель­ные возможно-сти материалов, рабо­тать пастелью, мел­ками, акварелью.

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пас-тели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первич-ными знаниями перс-пективы (загоражи-вание, ближе -дальше)

Изображать осенний лес, используя вырази-тельные возможности материалов.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

4

28.09


Выразительные возможности ап­пликации. Особенности со-здания апплика-ции (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

Комбини-

рованный

1 час

Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппли­кацию.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

5

05.10


Выразительные возможности графических ма­териалов. Что такое графика? Образный язык графики.Разно-образие графи-ческих материа-лов. Красота и выразительность линий. Вырази-тельные возмож-ности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Комбини-

рованный

1 час

Знать: графические художественные материалы.

Уметь:изображать зи-мний лес, исполь­зуя графические мат-лы

Понимать выразите-льные возможности линии, точки, темного и бело пятен(язык графики) для созда-ния художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пласти-кой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать используя графические материалы, зимний лес.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанав-ливать причинно-следственные свя-зи, делать обобще-ния, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

6

12.10


Выразитель­ность материа­лов для работы в объеме.

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульп-тор. Выразитель-ные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Пере-дача характерных особенностей животных.

Комбини-

рованный

1 час

Уметь: работать с целым куском пластилина, созда­вать объемное изо­бражение. Сравнивать и сопоставлять выразительные возможности различных материалов, которые применяются в скульптуре(дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

7

19.10


Выразительные возможности бу­маги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.Что такое макет? Матери-алы, с помощью которых архи-тектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгиба-ние, скручива-ние, надрезание, склеивание). Пе-ревод простых объемных форм в объемные фор-мы. Склеивание простых объем-ных форм (кнус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»).

Комбини-

рованный

1 час

Уметь: конструи­ровать из бумаги объекты игровой площадки.

Развивать навыки создания геометрии-ческих форм (конуса, цилиндра, прямоуго-льника) из бумаги, на-выки перевода плоского листа в разнообраз-ные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объем-ные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.


Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

8

26.10


Неожиданные материалы (обоб­щение темы). Понимание кра-соты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и раз-личие материа-лов. Смешанные техники. Неожи-данные матери-алы. Выразите-льные возмож-ности материа-лов, которыми работают худо-жники. Итоговая выставка работ.

Обобщаю-щий

1 час

Уметь: создавать об­раз ночного города с помощью разнообразных неожи­данных материалов. Повторять и закреплять полу-ченные на предыдущих уроках знания о художественных ма-териалах и их вырази-тельных возможнос-тях.Создавать образ ночного города с по-мощью разнообразных неожиданных м-лов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную д-ть и д-ть своих одноклассников

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Реальность и фантазия (8 ч)

9

09.11


Изображение и реальность. Мас-тер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматри-ваться в реаль-ный мир, учимся не только смот-реть, но и ви-деть.Рассматриваем внимательно животных, замечаем их кра-соту, обсуждаем особенности ра-зличных живот-ных.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: передавать в изображении ха­рактер животного. Рассмат-ривать, изучать и анализировать стро-ение реальных живо-тных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении харак-тер животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

10

16.11


Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соедине-ние элементов разных живот-ных, растений при создании фантастического образа.

Творческие умения и навыки работы гуашью.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью. Размышлять о воз-можностях изобра-жения как реального, так и фантастического мира.Рассматривать слайды и изображения реальных и фантасти-ческих животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).Придумывать выразительные фан-тастические образы животных.Изображать сказочные существа путем соеди-нения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы с гуашью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

11

23.11


Украшение и ре­альность. Мастер Украшения учится у приро-ды. Природа умеет себя укра-шать.Умение ви-деть красоту природы, разно-образие ее фрм, цвета (иней, мо-розные узоры, паутинки, наря-ды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательно-сти.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: создавать с помощью графических материалов изо-бражения раз­личных украшений в природе, работать тушью, пером, уг­лем, мелом. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помщью графических матери-алов, линий изобра-жения различных ук-рашений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

12

30.11


Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразо-вание природных форм для создания разли-чных узоров, ор-наментов, укра-шающих пред-меты быта.Соз-дание тканей, кружев, украше-ний для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: преображать реальные формы в де-коративные, работать с графиче­скими м-ми. Сравнивать, сопос-тавлять природные формы с декоратив-ными мотивами в кру-жевах, тканях, укра-шениях, на посуде.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередо-вание элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графиче-скими материалами (роллеры, тушь, фло-мастеры) с помощью линий различной толщины.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

13

07.12


Постройка и ре­альность. Мастер Постройки учится у природы. Красо-та и смысл при-родных констру-кций (соты пчел, ракушки, коро-бочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции.

Развитие наблю-дательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: конструи­ровать из бумаги формы подводного мира, работать в группе. Рассматривать природные ко-нструкции, анализи-ровать их формы, пропорции.Эмоцио-нально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, над-резание, складывание, склеивание).Конст-руировать из бумаги формы подводного мира.Участвовать в создании коллекти-вной работы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

14-15

14.12

21.12


Постройка и фан­тазия. Мастер Постройки учи-тся у природы.

Изучая природу, Мастер преоб-разует ее своей фантазией, до-полняет ее фор-мы, создает кон-струкции, необ-ходимые для жизни человека.

Мастер Постро-йки показывает возможности фантазии чело-века в создании предметов.

Комбини

рованный

2 час

Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, созда­вать макеты фанта­стических зданий, фантастического города. Сравнивать, сопоставлять приро-дные формы с архите-ктурными построй-ками. Осваивать приемы работы с бумагой.Придумывать разнообразные конс-трукции. Создавать макеты фантастических зданий, фантасти-ческого города.Учас-твовать в создании коллективной работы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

16

28.12


Братья-Мастера Изображения, Украшения и По­стройки всегда работают вместе. Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки.

(обобщение темы)

Обобщаю-щий

1 час


Уметь: обсуждать тво-рческие работы, оце-нивать собствен­ную художествен­ную д-ть. Повторять и закреп-лять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триеди-нство).Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изобража-ющие людей, зверей, растения) для нового-дней елки.Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную д-ть и д-ть своих одноклассников.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

О чем говорит искусство (11ч)

17-18

11.01

18.01


Изображение природы в раз­личных состоя­ниях. Разное со-стояние природы несёт в себе раз-ное настроение: грозное и трево-жное, спокой-ное и радостное, грустное и неж-ное. Художник, изображая при-роду, выражает ее состояние, настроение. Изо-бражение, созда-нное художни-ком, обращено к чувствам зрит-еля.

Комбини

рованный

2 час

Уметь: изображать живописными м-ми кон­трастные состояния природы. Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными мате-риалами контрастные состояния природы.

Развивать колорис-тические навыки работы с гуашью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

19

25.01


Выражение ха­рактера живо-тных. Выражение в изображении характера и пластики жив-отного, его сос-тояния, настро-ения.Знакомство с анималистиче-скими изображе-ниями, создан-ными художни-ками в графике, живописи и ску-льптуре.Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: изображать животного с ярко выраженным харак­тером.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

20

01.02


Выражение ха-рактера человека: женский образ. Изображая человека, художник выра-жает свое отно-шение к нему, свое понимание этого человека.

Женские каче-ства характера: верность, неж-ность, достоин-ство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее соде-ржание челове-ка, выражение его средствами искусства

Комбини

рованный

1 час

Иметь представле­ние: о красоте вну­тренней и внешней. Уметь: создавать живописными ма­териалами вырази­тельные контраст­ные женские образы. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Зо-лушка и злая мачеха, баба Бабариха и Ца-ревна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положитель-ного

отношения

к учению

21

08.02


Изображение ха­рактера человека: мужской образ.Изображая, художник вы-ражает свое от-ношение к тому, что он изобража-ет.Эмоциональ-ная и нравствен-ная оценка об-раза в его изо-бражении.

Мужские каче-ства характера: отважность, сме-лость, решитель-ность, честность, доброта и т.д.

Возможности использования цвета, тона, рит-ма для передачи характера персо-нажа.

Комбини

рованный

1 час

Иметь представле­ние: о красоте вну­тренней и внешней. Уметь: создавать живописными ма­териалами вырази­тельные, контраст­ные образы доброго и злого героя. Характеризовать доброго и злого сказо-чных героев.Сравни-вать и анализиро-вать возможности использования изоб-разительных средств для создания доброго и злого образов.Учиться изображать эмо-циональное состояние человека.Создавать живописными мате-риалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

22

15.02


Образ человека в скульптуре. Возможности создания разно-характерных героев в объеме.

Скульптурные произведения, созданные масс-терами прошлого и настоящего.

Изображения, созданные в объ-еме,- скульптур-ные образы – выражают отно-шение скульп-тора к миру, его чувства и переживания.

Комбини

рованный

1 час

Иметь представ­ление: о способах передачи характера в объемном изобра­жении человека. Уметь: работать с пластилином. Срав-нивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скуль-птуре (дерево, камень, металл и др.).Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягива-ние, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

23

22.02


Человек и его украшения.

Украшая себя, человек расска-зывает о себе: кто он такой, (например, сме-лый воин-защит-ник или агрес-сор). Украшения имеют свой характер, свой

образ.Украше-ния для женщин подчёркивают их красоту, неж-ность, для муж-чин – силу, мужество.

Комбини

рованный

1 час

Иметь представле­ние: о декоре, декоратив-но-приклад­ном искусстве. Уметь: исполь-зовать цвет для передачи характера изобра­жжения.Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анна-лизировать украшения, имеющие разный

характер.Создавать декоративные компо-зиции заданной фор-мы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, ворот-ники).Украшать ко-кошники, оружие для добрых и злых сказо-чных героев и т.д.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

24

01.03


О чем говорят украшения. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.




Комбини

рованный

1 час

Иметь представле­ние: о декоре,декоративно-приклад­ном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изобра­жения. Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

25-26

15.03

22.03


Образ здания.

Здания выража-ют характер тех, кто в них живет. Персонажи ска-зок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий в окру-жающей жизни.

Комбини

рованный

2 час

Учиться видеть ху-дожественный образ в архитектуре.Приоб-ретать навыки восп-риятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.Приобретать опыт творческой работы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

27

05.04


В изображении, украшении и по­стройке человек выражает свои чувства, мыс­ли, настроение, свое отношение к миру (обобще­ние темы). Выставка творческих работ, выполненных в разных матери-алах и техниках.

Обсуждение выставки.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собствен­ную художествен­ную деятельность. Повто-рять и закреплять полученные на преды-дущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную дея-ть и деятельность одноклассников.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Как говорит искусство (8 ч)

28

12.04


Теплые и холод­ные цвета. Борь-ба теплого и хо-лод­ного. Цвет и его эмоциона-льное восприя-тие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. При-рода богато ук-рашена сочета-ниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Уметь состав-лять теплые и холод-ные цвета.Понимать эмоциональную вы-разительность теплых и холодных цветов.

Уметь видеть в при-роде борьбу и взаимо-влияние цвета.Осваи-вать различные приемы работы с кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать коло-ристические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористи-ческим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.).

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

29

19.04


Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цве-тов с черной, се-рой, белой крас-ками – получе-ние мрачных, тя-желых и нежных, легких оттенков цвета.

Передача состояния, настр-ения в природе с помощью тихих (глухих) и звон-ких цветов. Наб-людение цвета в природе, на кар-тинах худож-ников.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: изображать борьбу тихого и звон-кого цветов. Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звон-кие цвета.Иметь пре-дставление об эмо-циональной вырази-тельности цвета - глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать кистью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

30

26.04


Что такое ритм линий. Ритмиче-ская организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением со-держания рабо-ты. Линия как средство образ-ной характерис-тики изображае-мого. Разное эмоциональное звучание линии.

Ком

бини

рован

ный

1 час

Иметь представле­ние: о ритме как вы­разительном сред­стве изображения. Уметь: работать с пастелью и воско­выми мелками. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Получать представ-ление об эмоциональ-ной выразительности линии.Фантазировать и изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка – изображение весенней земли).Развивать на-выки работы пастелью, восковыми мелками.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

31

03.05


Характер линий. Выразительные возможности ли-ний. Многообра-зие линий: толс-тые и тонкие, ко-рявые и изящ-ные, спокойные и порывистые.

Умение видеть линии в окружа-ющей действите-льности,рассмат-ривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых сучьев).

Комбини

рованный

1 час

Уметь: изображать ветки деревьев с опре-деленным ха­рактером. Уметь видеть линии в окружающей дейст-вительности.Наблю-дать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.Осознавать, как определенным материалом можно создать художес-твенный образ.Испо-льзовать в работе со-четание различных инструментов и мате-риалов.Изображать ветки деревьев с опре-деленным характером и настроением.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

32

10.05


Ритм пятен. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изме-няется восприя-тие листа, его композиция. Материал рас-сматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: использовать технику обрывной ап-пликации Уметь: изо-бражать борьбу тихого и звонкого цветов. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Понимать, что такое ритм.Уметь пе-редавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

33

17.05


Пропорции выра­жают характер

Понимание про-порций как соо-тношение между собой частей одного целого.

Пропорция – вы-разительное сре-дство искусства, которое помога-ет художнику создавать образ, выражать харак-тер изображае-мого.

Комбини

рованный

1 час

Уметь: создавать вы­разительные образы животных или птиц. Расширять знания о средствах художес-твенной выразитель-ности.Понимать, что такое пропорция.

Создавать выразите-льные образы животных или птиц с помощью изменения пропорции.


Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

34

24.05


Ритм линий, пятен, цвет, про­порции — сред­ства выразитель­ности

Итоговый урок года

Обобщаю-

щий

1 час

Уметь: работать с разными материа­лами Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собствен­ную художествен­ную деятельность. Анали-зировать детские ра-боты на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произ-ведений художников. Понимать и уметь называть задачи, ко-торые решались в кА-ждой четверти. Фан-тазировать и расска-зывать о своих твор-ческих планах на лето.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном









учебные пособия и учебно-методическая литература

    1. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Коротеева Е.И. Под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение,

    2. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.-М: Просвещение, 2012



Технические средства обучения


– Персональный компьютер с принтером.

– Ксерокс (по возможности).

– Телевизор с диагональю не менее 72 см.

– Мультимедийный проектор.

– Экспозиционный экран размером 150 х 150 см.

– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по предмету



35