СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.);
концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.;
авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского: М.Просвещение 2007 г
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Учебно-методический комплект
Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение,
Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание учебного предмета
Как и чем работает художник (8ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и оставными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой
гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски (1ч).
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое(смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(1ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации(2ч).
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение
за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Выразительные возможности графических материалов(1ч).
Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги(1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надре-
зание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка»,
«гармошка»).
Обобщающий урок «Неожиданные материалы» (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие ма-
териалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая
выставка работ.
Реальность и фантазия (8ч)
Изображение и реальность(1ч).
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма
триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия(1ч).
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элемен-
тов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность(1ч).
Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,
морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).
Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия(1ч).
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих
предметы быта.
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с
помощью фантазии.
Постройка и реальность(1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их
функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия(2ч).
Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции,
необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают
вместе»(1ч).
Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки.
Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство(11ч).
Изображение природы в разных состояниях(2ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера животных(1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные прои-
зведения В.Ватагина.
Выражение характера человека в изображении: женский образ(1ч).
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его
средствами искусства.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ(1ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для
передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре(1ч).
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Человек и его украшения(1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чём говорят украшения(1ч).
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Образ здания(2ч).
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч).
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.
Как говорит искусство(8ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного(1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и
холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета(1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Что такое ритм линий?(1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий(1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен(1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается
на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер(1ч).
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(1ч).
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,
Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года «Искусство и ты»(1ч).
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все
основные темы года.
Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного,
декоративного и конструктивного искусства.
Календарное планирование
№ | Планируемые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Тема урока | Тип урока. Количество часов | Планируемые результаты (предметные)
| Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | ||||||
| .
|
| Содержание урока (ученик должен знать) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | Личностные УУД | |||||
Чем и как работает художник (8 ч) | ||||||||||||
1 | 07.09 |
| Три основных цвета. Что такое живопись? Пер-вичные основы цветоведения. Знакомство с ос-новными и сос-тавными цвета-ми, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). | Вводный 1 час | Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первич-ными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов раз-нообразные цветы по памяти и впечатлению | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
2 | 14.09 |
| Белая и черная краски. Восприятие и изображение красоты приро-ды. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и бе-лой).Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о разли-чных живопис-ных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и ак-риловые краски. | Комбини- рованный 1 час | Уметь: получать новые цвета путем смешивания Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать жи-вописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
3 | 21.09 |
| Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, барха-тистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, те-кучесть и проз-рачность аква-рели.Выразите-льные возмож-ности этих мате-риалов, особен-ности работы ими. Передача различного эмо-ционального со-стояния природы. | Комбини- рованный 1 час | Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможно-сти материалов, работать пастелью, мелками, акварелью. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пас-тели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первич-ными знаниями перс-пективы (загоражи-вание, ближе -дальше) Изображать осенний лес, используя вырази-тельные возможности материалов. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
4 | 28.09 |
| Выразительные возможности аппликации. Особенности со-здания апплика-ции (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. | Комбини- рованный 1 час | Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
5 | 05.10 |
| Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Образный язык графики.Разно-образие графи-ческих материа-лов. Красота и выразительность линий. Вырази-тельные возмож-ности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. | Комбини- рованный 1 час | Знать: графические художественные материалы. Уметь:изображать зи-мний лес, используя графические мат-лы Понимать выразите-льные возможности линии, точки, темного и бело пятен(язык графики) для созда-ния художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пласти-кой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать используя графические материалы, зимний лес. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанав-ливать причинно-следственные свя-зи, делать обобще-ния, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
6 | 12.10 |
| Выразительность материалов для работы в объеме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульп-тор. Выразитель-ные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пере-дача характерных особенностей животных. | Комбини- рованный 1 час | Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение. Сравнивать и сопоставлять выразительные возможности различных материалов, которые применяются в скульптуре(дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объемное изображение животного с передачей характера. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
7 | 19.10 |
| Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.Что такое макет? Матери-алы, с помощью которых архи-тектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгиба-ние, скручива-ние, надрезание, склеивание). Пе-ревод простых объемных форм в объемные фор-мы. Склеивание простых объем-ных форм (кнус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»). | Комбини- рованный 1 час | Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки. Развивать навыки создания геометрии-ческих форм (конуса, цилиндра, прямоуго-льника) из бумаги, на-выки перевода плоского листа в разнообраз-ные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объем-ные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
| Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
8 | 26.10 |
| Неожиданные материалы (обобщение темы). Понимание кра-соты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и раз-личие материа-лов. Смешанные техники. Неожи-данные матери-алы. Выразите-льные возмож-ности материа-лов, которыми работают худо-жники. Итоговая выставка работ. | Обобщаю-щий 1 час | Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Повторять и закреплять полу-ченные на предыдущих уроках знания о художественных ма-териалах и их вырази-тельных возможнос-тях.Создавать образ ночного города с по-мощью разнообразных неожиданных м-лов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную д-ть и д-ть своих одноклассников | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Реальность и фантазия (8 ч) | ||||||||||||
9 | 09.11 |
| Изображение и реальность. Мас-тер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматри-ваться в реаль-ный мир, учимся не только смот-реть, но и ви-деть.Рассматриваем внимательно животных, замечаем их кра-соту, обсуждаем особенности ра-зличных живот-ных. | Комбини рованный 1 час | Уметь: передавать в изображении характер животного. Рассмат-ривать, изучать и анализировать стро-ение реальных живо-тных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении харак-тер животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
10 | 16.11 |
| Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соедине-ние элементов разных живот-ных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. | Комбини рованный 1 час | Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью. Размышлять о воз-можностях изобра-жения как реального, так и фантастического мира.Рассматривать слайды и изображения реальных и фантасти-ческих животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).Придумывать выразительные фан-тастические образы животных.Изображать сказочные существа путем соеди-нения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы с гуашью. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
11 | 23.11 |
| Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у приро-ды. Природа умеет себя укра-шать.Умение ви-деть красоту природы, разно-образие ее фрм, цвета (иней, мо-розные узоры, паутинки, наря-ды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательно-сти. | Комбини рованный 1 час | Уметь: создавать с помощью графических материалов изо-бражения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помщью графических матери-алов, линий изобра-жения различных ук-рашений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
12 | 30.11 |
| Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразо-вание природных форм для создания разли-чных узоров, ор-наментов, укра-шающих пред-меты быта.Соз-дание тканей, кружев, украше-ний для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. | Комбини рованный 1 час | Уметь: преображать реальные формы в де-коративные, работать с графическими м-ми. Сравнивать, сопос-тавлять природные формы с декоратив-ными мотивами в кру-жевах, тканях, укра-шениях, на посуде. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередо-вание элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графиче-скими материалами (роллеры, тушь, фло-мастеры) с помощью линий различной толщины. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
13 | 07.12 |
| Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у природы. Красо-та и смысл при-родных констру-кций (соты пчел, ракушки, коро-бочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции. Развитие наблю-дательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. | Комбини рованный 1 час | Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе. Рассматривать природные ко-нструкции, анализи-ровать их формы, пропорции.Эмоцио-нально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, над-резание, складывание, склеивание).Конст-руировать из бумаги формы подводного мира.Участвовать в создании коллекти-вной работы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
14-15 | 14.12 21.12 |
| Постройка и фантазия. Мастер Постройки учи-тся у природы. Изучая природу, Мастер преоб-разует ее своей фантазией, до-полняет ее фор-мы, создает кон-струкции, необ-ходимые для жизни человека. Мастер Постро-йки показывает возможности фантазии чело-века в создании предметов. | Комбини рованный 2 час | Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Сравнивать, сопоставлять приро-дные формы с архите-ктурными построй-ками. Осваивать приемы работы с бумагой.Придумывать разнообразные конс-трукции. Создавать макеты фантастических зданий, фантасти-ческого города.Учас-твовать в создании коллективной работы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
16 | 28.12 |
| Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки. (обобщение темы) | Обобщаю-щий 1 час
| Уметь: обсуждать тво-рческие работы, оце-нивать собственную художественную д-ть. Повторять и закреп-лять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триеди-нство).Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изобража-ющие людей, зверей, растения) для нового-дней елки.Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную д-ть и д-ть своих одноклассников. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
О чем говорит искусство (11ч) | ||||||||||||
17-18 | 11.01 18.01 |
| Изображение природы в различных состояниях. Разное со-стояние природы несёт в себе раз-ное настроение: грозное и трево-жное, спокой-ное и радостное, грустное и неж-ное. Художник, изображая при-роду, выражает ее состояние, настроение. Изо-бражение, созда-нное художни-ком, обращено к чувствам зрит-еля. | Комбини рованный 2 час | Уметь: изображать живописными м-ми контрастные состояния природы. Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными мате-риалами контрастные состояния природы. Развивать колорис-тические навыки работы с гуашью. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
19 | 25.01 |
| Выражение характера живо-тных. Выражение в изображении характера и пластики жив-отного, его сос-тояния, настро-ения.Знакомство с анималистиче-скими изображе-ниями, создан-ными художни-ками в графике, живописи и ску-льптуре.Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина. | Комбини рованный 1 час | Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
20 | 01.02 |
| Выражение ха-рактера человека: женский образ. Изображая человека, художник выра-жает свое отно-шение к нему, свое понимание этого человека. Женские каче-ства характера: верность, неж-ность, достоин-ство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее соде-ржание челове-ка, выражение его средствами искусства | Комбини рованный 1 час | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Зо-лушка и злая мачеха, баба Бабариха и Ца-ревна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положитель-ного отношения к учению | |||
21 | 08.02 |
| Изображение характера человека: мужской образ.Изображая, художник вы-ражает свое от-ношение к тому, что он изобража-ет.Эмоциональ-ная и нравствен-ная оценка об-раза в его изо-бражении. Мужские каче-ства характера: отважность, сме-лость, решитель-ность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, рит-ма для передачи характера персо-нажа. | Комбини рованный 1 час | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя. Характеризовать доброго и злого сказо-чных героев.Сравни-вать и анализиро-вать возможности использования изоб-разительных средств для создания доброго и злого образов.Учиться изображать эмо-циональное состояние человека.Создавать живописными мате-риалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи). | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
22 | 15.02 |
| Образ человека в скульптуре. Возможности создания разно-характерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные масс-терами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объ-еме,- скульптур-ные образы – выражают отно-шение скульп-тора к миру, его чувства и переживания. | Комбини рованный 1 час | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином. Срав-нивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скуль-птуре (дерево, камень, металл и др.).Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягива-ние, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
23 | 22.02 |
| Человек и его украшения. Украшая себя, человек расска-зывает о себе: кто он такой, (например, сме-лый воин-защит-ник или агрес-сор). Украшения имеют свой характер, свой образ.Украше-ния для женщин подчёркивают их красоту, неж-ность, для муж-чин – силу, мужество. | Комбини рованный 1 час | Иметь представление: о декоре, декоратив-но-прикладном искусстве. Уметь: исполь-зовать цвет для передачи характера изображжения.Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анна-лизировать украшения, имеющие разный характер.Создавать декоративные компо-зиции заданной фор-мы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, ворот-ники).Украшать ко-кошники, оружие для добрых и злых сказо-чных героев и т.д. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
24 | 01.03 |
| О чем говорят украшения. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.
| Комбини рованный 1 час | Иметь представление: о декоре,декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения. Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
25-26 | 15.03 22.03 |
| Образ здания. Здания выража-ют характер тех, кто в них живет. Персонажи ска-зок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий в окру-жающей жизни. | Комбини рованный 2 час | Учиться видеть ху-дожественный образ в архитектуре.Приоб-ретать навыки восп-риятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.Приобретать опыт творческой работы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
27 | 05.04 |
| В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ, выполненных в разных матери-алах и техниках. Обсуждение выставки. | Комбини рованный 1 час | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Повто-рять и закреплять полученные на преды-дущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную дея-ть и деятельность одноклассников. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
Как говорит искусство (8 ч) | ||||||||||||
28 | 12.04 |
| Теплые и холодные цвета. Борь-ба теплого и хо-лодного. Цвет и его эмоциона-льное восприя-тие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. При-рода богато ук-рашена сочета-ниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. | Комбини рованный 1 час | Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Уметь состав-лять теплые и холод-ные цвета.Понимать эмоциональную вы-разительность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в при-роде борьбу и взаимо-влияние цвета.Осваи-вать различные приемы работы с кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать коло-ристические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористи-ческим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.). | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
29 | 19.04 |
| Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цве-тов с черной, се-рой, белой крас-ками – получе-ние мрачных, тя-желых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настр-ения в природе с помощью тихих (глухих) и звон-ких цветов. Наб-людение цвета в природе, на кар-тинах худож-ников. | Комбини рованный 1 час | Уметь: изображать борьбу тихого и звон-кого цветов. Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звон-кие цвета.Иметь пре-дставление об эмо-циональной вырази-тельности цвета - глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
30 | 26.04 |
| Что такое ритм линий. Ритмиче-ская организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением со-держания рабо-ты. Линия как средство образ-ной характерис-тики изображае-мого. Разное эмоциональное звучание линии. | Ком бини рован ный 1 час | Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представ-ление об эмоциональ-ной выразительности линии.Фантазировать и изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка – изображение весенней земли).Развивать на-выки работы пастелью, восковыми мелками. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
31 | 03.05 |
| Характер линий. Выразительные возможности ли-ний. Многообра-зие линий: толс-тые и тонкие, ко-рявые и изящ-ные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружа-ющей действите-льности,рассмат-ривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых сучьев). | Комбини рованный 1 час | Уметь: изображать ветки деревьев с опре-деленным характером. Уметь видеть линии в окружающей дейст-вительности.Наблю-дать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.Осознавать, как определенным материалом можно создать художес-твенный образ.Испо-льзовать в работе со-четание различных инструментов и мате-риалов.Изображать ветки деревьев с опре-деленным характером и настроением. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
32 | 10.05 |
| Ритм пятен. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изме-няется восприя-тие листа, его композиция. Материал рас-сматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. | Комбини рованный 1 час | Уметь: использовать технику обрывной ап-пликации Уметь: изо-бражать борьбу тихого и звонкого цветов. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Понимать, что такое ритм.Уметь пе-редавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
33 | 17.05 |
| Пропорции выражают характер Понимание про-порций как соо-тношение между собой частей одного целого. Пропорция – вы-разительное сре-дство искусства, которое помога-ет художнику создавать образ, выражать харак-тер изображае-мого. | Комбини рованный 1 час | Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц. Расширять знания о средствах художес-твенной выразитель-ности.Понимать, что такое пропорция. Создавать выразите-льные образы животных или птиц с помощью изменения пропорции.
| Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
34 | 24.05 |
| Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности Итоговый урок года | Обобщаю- щий 1 час | Уметь: работать с разными материалами Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Анали-зировать детские ра-боты на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произ-ведений художников. Понимать и уметь называть задачи, ко-торые решались в кА-ждой четверти. Фан-тазировать и расска-зывать о своих твор-ческих планах на лето. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
учебные пособия и учебно-методическая литература
Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Коротеева Е.И. Под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение,
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.-М: Просвещение, 2012
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по предмету
35