СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе разработано в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочей программе также прослеживается региональный казачий компонент.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа









Рабочая программа по изобразительному искусству


для 5 класса














2018-2019 учебный год

  1. Пояснительная записка.

  2. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского, в соответствии с ФГОС, учебного плана.

  3. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

  4. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

  5. Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

  6. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  7. • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  8. • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  9. • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  10. • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  11. • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  12. • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  13. • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  14. • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  15. • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

  16. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  17. Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

  18. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  19. – воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  20. – формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  21. – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  22. – формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  23. – освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  24. – развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  25. – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  26. – формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  27. – формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  28. – осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  29. – развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  30. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  31. – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  32. – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  33. – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  34. – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

  35. собственные возможности её решения;

  36. – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  37. – умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

  38. строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  39. – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  40. – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

  41. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.

  42. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

  43. Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:

  44. – формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  45. – развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  46. – освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  47. – воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  48. – приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне;

  49. приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических

  50. искусствах (театр и кино);

  51. – приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  52. – развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

  53. Выпускник научится:

  54. • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  55. • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  56. • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  57. • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  58. • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  59. • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  60. • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  61. • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  62. • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  63. • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  64. • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  65. • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  66. • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  67. • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов

  68. других народов России;

  69. • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  70. • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  71. Выпускник получит возможность научиться:

  72. • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  73. • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  74. • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  75. • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

  76. • понимать специфику изображения в полиграфии;

  77. • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  78. • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  79. • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  80. • создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  81. • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

  82. • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

  83. • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  84. • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  85. • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

  86. III.Содержание программы по изобразительному искусству

  87. 5 класс

  88. Тема I четверти:

  89. «Древние корни народного искусства» (8 ч)

  90. В этой четверти проводятся беседы о видах изобразительного искусства народов Руси, живописных техниках. Устное народное творчество – основа для произведений изобразительного искусства. Изучаются традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.

  91. В основе изображения лежат предметы быта, уклада. Учащиеся познакомятся с красотой русского костюма, орнаментом, вышивкой, устройством внутреннего пространства крестьянского дома и мн.др.

  92. 1)Древние образы в народном искусстве

  93. 2)Убранство русской избы

  94. 3) Внутренний мир русской избы

  95. 4)Конструкция, декор предметов народного быта и труда

  96. 5)Русская народная вышивка

  97. 6) Народный праздничный костюм

  98. 7,8) Народный праздничный обряд

  99. Тема II четверти:

  100. «Связь времён в народном искусстве» (9 ч)

  101. Во второй четверти изучаются особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек, художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей, основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
    и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи, хохломской, гжели и др.

  102. 1,2)Древние образы в современных деревянных игрушках

  103. 3)Искусство Гжели

  104. 4)Городецкая роспись

  105. 5)Хохлома

  106. 6)Русская деревянная игрушка матрешка

  107. 7)Жостово. Роспись по металлу.

  108. 8)Щепа. Роспись по лубу и дереву.

  109. 9)Роль народных художественных промыслов в современной жизни

  110. Тема III четверти:

  111. «Декор – человек, общество, время» (9ч)

  112. В третьей четверти изучаются промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Социальная функция декоративного искусства
    в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением

  113. одежды. Ювелирное искусство. Костюм и одежда. Роль декоративного искусства в Древнем Египте, роль декоративного искусства
    в Древней Греции, декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики и др.

  114. 1,2)Зачем людям украшения

  115. 3,4) Одежда говорит о человеке

  116. 5,6)О чём рассказывают гербы и эмблемы

  117. 7,8)Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

  118. 9) Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

  119. Тема IV четверти:

  120. «Декоративное искусство в древнем мире» (8ч)

  121. В четвёртой четверти изучается многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала
    и его роль в создании художественного образа. Монументальное искусство. Мозаика и витраж. Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

  1. Современное выставочное искусство

  2. Декоративное оформление

  1. 3,4) Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно) 2 ч

  2. 5,6) Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (декоративная кукла) 2ч

  3. 7,8) Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (мозаика)2 ч

  4. Изучение учащимися региональных особенностей учитывается при проведении уроков изобразительного искусства до 10% от общего числа часов отводимых на изучение предмета.

  5. IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ

    1. уро

    2. ка

    1. Тема урока 5кл

    2. ИЗО

    1. Кол-во час.

    1. Дата проведения урока

    1. Раздел: Древние корни народного искусства ( 8 часов).

    1. Ур. 1

    1. Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве.

    1. 1

    1. 06.09

    1. Ур. 2

    1. Убранство русской избы. Р/К Казачий курень

    1. 1

    1. 13.09

    1. Ур. 3

    1. Внутренний мир русской избы.

    1. 1

    1. 20.09

    1. Ур. 4

    1. Конструкция и декор предметов народного быта.

    1. 1

    1. 27.09

    1. Ур. 5

    1. Русская народная вышивка.

    1. 1

    1. 04.10

    1. Ур. 6

    1. Народный праздничный костюм

    2. Р/К Праздничный костюм казачки

    1. 1

    1. 11.10

    1. Ур. 7,8

    1. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

    1. 2

    1. 18.10

    2. 25.10

    1. Раздел: Связь времен в народном искусстве (9 часов).

    1. Ур. 9,10

    1. Древние образы в современных народных игрушках.

    1. 2

    1. 08.11

    2. 15.11

    1. Ур. 11

    1. Искусство Гжели.

    1. 1

    1. 22.11

    1. Ур. 12

    1. Городецкая роспись.

    1. 1

    1. 29.11

    1. Ур. 13

    1. Хохлома

    1. 1

    1. 06.12

    1. Ур. 14

    1. Русская деревянная игрушка матрешка

    1. 1

    1. 13.12

    1. Ур. 15

    1. Жостово. Роспись по металлу.

    1. 1

    1. 20.12

    1. Ур. 16

    1. Щепа. Роспись по лубу и дереву.

    1. 1

    1. 27.12

    1. Ур. 17

    1. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

    1. 1

    1. 10.01

    1. Раздел: Декор – человек, общество, время (9 часов)

    1. Ур. 18, 19

    1. Зачем людям украшения

    1. 2

    1. 17.01

    2. 24.01

    1. Ур. 20, 21

    1. Одежда «говорит» о человеке.

    1. 1

    1. 31.01

    2. 07.02

    1. Ур. 22, 23

    1. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

    2. Р/К Герб Донского казачества

    1. 1

    1. 14.02

    2. 21/02

    1. Ур. 24, 25

    1. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

    1. 1

    1. 28/02

    2. 07/03

    1. Ур. 26

    1. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)

    1. 1

    1. 14/03

    1. Раздел: Декоративное искусство в современном мире (8 часов).

    1. Ур. 27

    1. Современное выставочное искусство

    1. 1

    1. 21/03

    1. Ур. 28

    1. Декоративное оформление.

    1. 1

    1. 04/04

    1. Ур. 29, 30

    1. Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства(панно)

    1. 2

    1. 11/04

    2. 18/04

    1. Ур. 31, 32

    1. Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства(декоративная кукла)

    1. 2

    1. 25/04

    2. 16/05

    1. Ур. 33, 34

    1. Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства(мозаика)

    1. 2

    1. 23/05

    2. 30/05