Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по учебным предметам. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» разработана на основе программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования является обязательным. В учебном плане на его изучение отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
• формирование умения понимать причины успеха/неуспех;учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Музей в жизни города.
Картина — особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина- портрет.
Картина-натюрморт.
Анализировать и обсуждать свои работы.
Применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек. Создавать парковые проекты.
Применять средства художественной выразительности в изделии. Навыкам дизайнерского мышления.
Способам изготовления масок. Передавать в объёме пропорции лица. Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий.
Называть ведущие кукольные театры России и своего региона. Создавать простые композиции на заданную тему.
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки |
предметные | метапредметные | личностные |
научится | получит возможность научиться |
1 | Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольного материала. | Комбинированный . | Различать виды художественной деятельности. Использовать выразительные средства изобразительного искусства. Передавать характер объекта. | Моделировать новые формы средствами изобразительного искусства. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Беседа о об изобразительном искусстве. Работа в тетради. Проговаривают правила гигиены зрения, охраны здоровья. Работают с учебником. Беседа об игрушках. Самостоятельная творческая работа. | Игрушка из пластилина. |
2 | «Посуда у тебя дома". Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов. | Комбинированный | Различать виды художественной деятельности. Использовать выразительные средства изобразительного искусства. Передавать характер объекта. | Моделировать новые формы средствами изобразительного искусства. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Чувство прекрасного и эстетические чувства; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают с учебником, тетрадью. Самостоятельная творческая работа. | Посуда из пластилина. |
3 | «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы. | Практическая работа . | Изготавливать варианты штор и занавесок с помощью шаблона в зависимости от их назначения. Использовать растительные узоры для украшения своих изделий. | Моделировать новые формы средствами изобразительного искусства. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Чувство прекрасного и эстетические чувства; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Работают с учебником, тетрадью. Слушают познавательную информацию о цветах. Самостоятельная творческая работа. | Трафарет, узор для штор или обоев. |
4 | «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель) | Практическая работа. | Сравнивать различные виды изобразительного искусства, использовать художественные материалы. Использовать растительные узоры для украшения своих изделий | Создавать творческие работы на основе собственного замысла | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Чувство прекрасного и эстетические чувства. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают в тетради. Создают эскиз. Самостоятельная творческая работа. | Эскиз (орнамент) платка. |
5, 6 | «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги. | Урок первичного предъявле- ния новых знаний | Техника создания книг. Различать виды художественной деятельности. | Моделировать новые формы средствами изобразительного искусства. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Чувство прекрасного и эстетические чувства; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают в тетради. Слушают познавательную информацию о оформлении книг известных мастеров. Самостоятельная творческая работа. | 1. Эскиз конструкции будущей книги. 2. Объёмная книга. |
7 | «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки. | Урок первичного предъявления новых знаний | Композиционному сочетанию деталей открытки, разной технике её оформления. Различать виды художественной деятельности. | Моделировать новые формы средствами изобразительного искусства. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Моделировать художественными средствами. | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа. | Объёмная открытка. |
8 | «Памятники архитектуры». Работа с бумагой, красками, ножницами, клеящим карандашом. Составление облика зданий из бумажных заготовок, рисование на бумаге (акварель, гуашь, пастель), аппликация. | Урок первичного предъявления новых знаний | Применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек. Использовать геометрические фигуры для украшения своих изделий. | Моделировать новые формы средствами изобразительного искусства. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Чувство прекрасного и эстетические чувства; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Просматривают презентацию исторических построек. Самостоятельная творческая работа | Здание, собранное из геометрических фигур. |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. Выставка творческих работ. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | | | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Моделировать художественными средствами. | Беседа по теме урока. | Игра-викторина. |
10 | «Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике – рисование, аппликация. | Урок первичного предъявления новых знаний | Применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек. Создавать парковые проекты. | | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа | Проект детского парка развлечений. |
11 | «Ажурные ограды». Работа в смешанной технике – объёмная аппликация, рисование. | Урок первичного предъявления новых знаний | Придумывать свой вариант декоративного ажура. Создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек. Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий. | Применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Знакомятся с природными ажурными элементами. Самостоятельная творческая работа. | Узор для ажурной ограды. |
12 | «Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея. | Урок первичного предъявления новых знаний | Применять средства художественной выразительности в изделии. Навыкам дизайнерского мышления. Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие предметов. | | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие. | Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Знакомятся с бумажным конструированием. Самостоятельная творческая работа | Проект фонаря. |
13 | «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги. | Урок первичного предъявления новых знаний | Понимать роль витрин, их создавать. Применять средства художественной выразительности в изделии. Навыкам дизайнерского мышления. | | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Знакомятся с правилами создания витрин. Самостоятельная творческая работа. | Проект витрины для магазина. |
14 | «Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение создания проекта. | Урок первичного предъявления новых знаний | Использовать воображение при создании объёмной конструкции, применять знания технического дизайна. Использовать простые формы для создания образов в художественном конструировании. | Наблюдать, фантазировать Пользоваться средствами выразительности языка художественного конструирования в собственной творческой деятельности. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Знакомятся с природными конструкторскими формами. Самостоятельная творческая работа | Объёмная модель автомобиля. |
15 | Обобщающий урок 2 четверти «Искусство на улицах твоего города». Выставка творческих работ. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Использовать простые формы для создания образов в художественном конструировании. | | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке. | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Знакомятся с правилами выполнения задания. Самостоятельная творческая работа (игра «Собери город»). | Коллективная работа – часть города. |
16-17 | «Художник в цирке». Рисование акварелью. Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации. | Урок первичного предъявления новых знаний. Урок овладения новыми умениями. | Пользоваться средствами выразительности языка художественного конструирования в собственной творческой деятельности. | Передавать характер и намерения объекта в живописи. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства. | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Выбирают объект для рисования. Самостоятельная творческая работа | Фрагмент циркового представления. |
18-19 | «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина. | Урок первичного предъявления новых знаний. | Использовать простые формы для создания образов в художественном конструировании. Пользоваться средствами выразительности языка художественного конструирования в собственной творческой деятельности. | | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа | Макет театральной постановки. |
20-21 | «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью – шитьё. | Урок первичного предъявления новых знаний | Передавать в объёме пропорции лица, передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений кукольного персонажа. Называть ведущие кукольные театры России и своего региона. | Видеть проявления художественной культуры в театре. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Разбирают теоретические основы поделки. Изготавливают выкройку перчатки. Самостоятельная творческая работа | Перчатка для куклы. Кукла Буратино. |
22-23 | «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной. | Урок первичного предъявления новых знаний | Способам изготовления масок. Передавать в объёме пропорции лица. Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий. Пользоваться средствами выразительности языка художественного конструирования в собственной творческой деятельности. | Видеть проявления художественной культуры в театре. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа. Проводят игру в артистов. | Театральная маска. |
24 | «Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами. | Урок первичного предъявления новых знаний | Пользоваться средствами выразительности языка художественного конструирования в собственной творческой деятельности. | Создавать композиции на заданную тему на плоскости. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Способность к познанию мира через чувства и эмоции, овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа | Театральная афиша. |
25 | «Праздник в городе». Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой родине. Создание рисунка городского (сельского) праздника. | Урок первичного предъявления новых знаний | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие зданий и предметов. Пользоваться средствами выразительности языка художественного конструирования в собственной творческой деятельности. | Создавать композиции на заданную тему на плоскости. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Способность к познанию мира через чувства и эмоции, овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа | Эскиз городского праздника. |
26 | «Школьный карнавал». Обобщающий урок 3 четверти «Художник и зрелище» | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Анализировать и обсуждать свои работы. Обобщить свои знания за 3 четверть. | | Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой устной форме. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | Беседа. Показ кукольного театра. Знакомятся с пословицами о труде. Метроритмическое развлечение. | Театрализованная игра. |
27 | «Музей в жизни города». Рисование на свободную тему. | Урок первичного предъявления новых знаний. | Создавать простые композиции на заданную тему. Видеть проявления художественной культуры в музее. | Анализировать и высказывать суждение о художественных произведениях. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой. | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа | Рисунок на тему «Мой музей» |
28 | «Картина – особый мир. Картина – пейзаж». (Краски, карандаши) | Урок первичного предъявления новых знаний. Урок овладения новыми умениями. | Изображать жанр произведения изобразительного искусства – пейзаж. | Анализировать и высказывать суждение о художественных произведениях. Изображать пейзажи, выражая к ним своё эмоциональное отношение. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают в тетради. Знакомятся с информацией о художниках. Самостоятельная творческая работа | Пейзаж. |
29-30 | «Картина – портрет»(краски, карандаши). | Урок первичного предъявления новых знаний. | Изображать жанр произведения изобразительного искусства – портрет. Изображать портрет, выражая к ним своё эмоциональное отношение. | Наблюдать, фантазировать Видеть результат своей работы. Анализировать и высказывать суждение о художественных произведениях. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают в тетради. Знакомятся с информацией об автопортрете. Самостоятельная творческая работа | Портрет. |
31 | «Картина – натюрморт»(краски, карандаши). | Урок первичного предъявления новых знаний | Изображать жанр произведения изобразительного искусства – натюрморт. | Анализировать и высказывать суждение о художественных произведениях. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают в тетради. Самостоятельная творческая работа | Натюрморт. |
32 | «Картины исторические и бытовые». | Урок первичного предъявления новых знаний | Чувствовать и определять красоту линий как средство художественной выразительности. Изображать жанр исторических и бытовых произведений изобразительного искусства. | Анализировать и высказывать суждение о художественных произведениях. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают с учебником, в тетради. Самостоятельная творческая работа | Рисунок: исторический момент или фрагмент своей жизни. |
33 | «Скульптуры в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении. | Урок первичного предъявления новых знаний | Создавать средствами скульптуры образ человека. | Различать виды худ.деятельности (скульптура). | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Работают в тетради. Самостоятельная творческая работа | Скульптура из пластилина. |
34 | Обобщающий урок 4 четверти «Художник и музей». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Чувствовать и определять красоту линий как средство художественной выразительности. | Пользоваться средствами выразительности языка художественного конструирования в собственной творческой деятельности. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале . Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Беседа по теме урока. Проводят экскурсию для демонстрации своей авторской работы. Награждения. Игра с родителями. | Проведение экскурсии. |