Зам. директора по УВР директор школы
_________ О.П.Чудина ____________ В.И. Грибанов
« »__________2017 г. Приказ № ___от «»______2017 г.
протокол №__ от ____2017 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцией Б.М.Неменского — 5-е изд. — М. :Просвещение, 2015
2. Рабочая тетрадь 2 класс Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Твоя мастерская» Просвещение, Москва 2016 г.
В рабочей программе темы и количество часов соответствуют темам и количеству часов, предложенных авторами.
Согласно учебному плану, на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации данной программы - 1 год.
Три основных цвета – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объёме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы ( обобщение темы ).
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья- Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе ( обобщение темы ).
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру ( обобщение темы ).
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
Обобщающий урок года.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности учащихся |
Как и чем работают художники? (8 ч) |
1. | Инструктаж по т/б Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна (изучение и первичное закрепление новых знаний) | 1 | | | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению |
2. | Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия | 1 | | | Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. |
3. | Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени | 1 | | | Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы, (загораживание, ближе — дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. |
4 | Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев (по замыслу ученика) | 1 | | | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица | 1 | | | Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине | 1 | | | Сравнивать и сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре ( дерево, камень, металл). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. |
7. | Выразительные возможности бумаги. | 1 | | | Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. |
8. | Для художника любой материал может стать выразительным Изображение родного города с помощью неожиданных материалов | 1 | | | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников |
Реальность и фантазия (7 ч) |
|
9 | Изображение и реальность. Павлин | 1 | | | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. |
10. | Изображение и фантазия. Сказочная птица | 1 | | | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. |
11. | Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле | 1 | | | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом |
12. | Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан | 1 | | | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными моти- вами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. |
13. | Постройка и реальность. Подводный мир | 1 | | | Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. |
14. | Постройка и фантазия. Сказочный город (индивидуально-групповой проект) | 1 | | | Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. |
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | | | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триединство). Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. |
О чем говорит искусство? (11 ч) |
|
16. | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | | | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. |
17 | Изображение природы в различных состояниях. Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | 1 | | | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. |
18 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | 1 | | | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. |
19 | Образ человека и его характер (женский образ) | 1 | | | Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи). |
20. | Образ человека и его характер (женский образ) | 1 | | |
21 | Образ человека и его характер (в объеме мужской образ) | 1 | | |
22 | Образ человека в скульптуре | 1 | | | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. |
23 | Человек и его украшения | 1 | | | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т. д. |
24 | О чем говорят украшения | 1 | | | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. |
25 | Образ здания | 1 | | | Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 | | | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. |
Как говорит искусство? (8 ч) |
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Чудо-коврик | 1 | | | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашь Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.). |
28. | Тихие и звонкие цвета | 1 | | | Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета — глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. |
29. | Что такое ритм линий | 1 | | | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли). Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. |
30. | Характер линий | 1 | | | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением. |
31. | Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри | 1 | | | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. |
32 | Пропорции выражают характер | 1 | | | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | 1 | | | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. |
34 | В музее у веселого художника (обобщающий урок) | 1 | | | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. |