ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена на основе Программы среднего общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для 10-11 классов общеообразовательных учреждений ( базовый уровень) О.С.Габриеляна.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту седнего (полного) общего образования и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Учебник одобрен РАО и РАН, включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Познавательная деятельность при изучении курса химии на базовом уровне играет ведущую роль в развитии основных видов учебной деятельности старшеклассников: владеть методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли, характеризовать, объяснять, классифицировать химические объекты, работать в группе, аргументировать свою точку зрения, находить, использовать различные источники информации и представлять в устной и письменной речи результаты её анализа.
Одна из задач обучения в средней школе — определение дальнейшей образовательной траектории и ответственного выбора жизненного и профессионального пути. Для решения этой задачи старшеклассники при изучении химии должны использовать приобретённый на уроках химии опыт деятельности в профессиональной сфере и любой жизненной ситуации.
Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего образования состоят:
1) в приобретении знаний, умений и способов деятельности, способствующих формированию целостного представления о мире;
2) в развитии опыта разнообразной деятельности, самопознания и самоопределения;
3) в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории и профессиональной деятельности.
Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование естественно-научной картины мира, в которой система химических знаний является её важнейшим компонентом;
2) развитие интеллектуального и нравственного потенциала старшеклассников, формирование у них экологически грамотного в учебной и профессиональной деятельности, а также в быту;
3) осознание у старшеклассников необходимости в развитии химии и химической промышленности, как производительной силы общества;
4) понимание необходимости безопасного обращения с веществами и материалами, используемыми в профессиональной и повседневной жизни.
Целями изучения химии в средней школе являются:
1) видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума; умение оценивать различные факты и явления, связанные с химическими объектами и процессами на основе объективных критериев и определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение;
2) понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды;
3) формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и самопознания с помощью ключевых компетентностей (ключевых навыков), которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности, — поиска, анализа и обработки информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия решений, , коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Срок реализации программы – 1 год, курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Количество контрольных работ за год – 2. Количество практических работ за год – 2.
Учебно-методический комплект
1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
2. Габриелян. О.С., Яшукова А.В.. Химия.10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.
3.Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях.10 класс: учебное пособие.- М.: Дрофа, 2014.
4. Габриелян О.С. Химия 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2013.
Электронные образовательные ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
2. Федеральный центр электронных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/. Учебник: «Химия. 10класс. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2009-2014 -210 с; Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата проведения | № | ТЕМА | Д/З |
Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (2 ч) |
| 1 | Предмет органической химии | § 1 |
| 2 | Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова | § 2 |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 ч.) |
| 3 | Природный и попутный газы | § 3 |
| 4 | Алканы. Общая характеристика | § 3 |
| 5 | Алканы. Химические свойства | § 3 |
| 6 | Алкены. Этилен | § 4 |
| 7 | Алкены. Химические свойства | § 4 |
| 8 | Алкадиены. Каучуки | § 5 |
| 9 | Алкины. Ацетилен | § 6 |
| 10 | Арены. Бензол | § 7 |
| 11 | Нефть и способы её переработки | § 8 |
| 12 | Каменный уголь и его переработка | § 8 |
| 13 | Повторение и обобщение | § 3-8 |
| 14 | Контрольная работа № 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды» | § 3-8 |
Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч) |
| 15 | Одноатомные спирты. Общая характеристика | § 9 |
| 16 | Одноатомные спирты. Химические свойства | § 9 |
| 17 | Многоатомные спирты | § 9 |
| 18 | Фенол | § 10 |
| 19 | Альдегиды и кетоны | § 11 |
| 20 | Карбоновые кислоты | § 12 |
| 21 | Сложные эфиры. Жиры | § 13 |
| 22 | Углеводы | § 14-15 |
| 23 | Амины | §16 |
| 24 | Аминокислоты. | § 17 |
| 25 | Белки | § 17, 18, 19 |
| 26 | Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений | ПР №1 |
| 27 | Повторение и обобщение | § 9-20 |
| 28 | Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения» | § 9-20 |
Тема 4. Искусственные и синтетические полимеры (5 ч) |
| 29 | Биотехнология | § 21 |
| 30 | Полимеры | § 22 |
| 31 | Синтетические полимеры | § 22 |
| 32 | Практическая работа № 2 | ПР №2 |
| 33 | Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года. | |
| 34 | Резервное время | |
| 35 | Резервное время | |
| Итого 35 часов (1ч в неделю) | |