Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного стандарта среднего общего образования по химии в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Рабочая программа разработана на основе программы курса химии для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. О. С. Габриеляна. - М. : Дрофа, 2012 г.
Методический комплекс.
Учебник | Учебные пособия | Мониторинговый инструментарий |
Для учителя | Для учащихся |
1. О.С. Габриелян «Химия.10 класс. Базовый уровень». Дрофа, 2018. | 1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя. 10 класс. - Москва: Дрофа | 1.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику. М., Дрофа. | 1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя. 10 класс. - Москва: Дрофа. 2. Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. Химия.10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна,- «Химия 10кл. Базовый уровень. » - Москва: Дрофа. 3. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. Габриелян О.С., Остроумов И.Г - М.: Дрофа. |
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.
Уровень усвоения программы – базовый.
Особенности программы состоят в традиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключить неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников.
В основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются:
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Используются так же следующие формы обучения: наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии.
Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе, компьютерных, в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни
современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.
Общая характеристика учебного предмета
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Теория строения органических соединений | 2 | | |
3 | Углеводороды и их природные источники | 8 | | 1 |
4 | Кислородсодержащие соединения и нахождение в природе | 10 | | 1 |
5 | Азотсодержащие соединения и нахождение в природе | 6 | 1 | |
6 | Биологически активные органические соединения | 5 | | |
7 | Искусственные и синтетические полимеры | 4 | 1 | |
Итого | 36 | 2 | 2 |
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в учебном плане в неделю, в год. | Согласно учебному плану на изучение химии 10 класса отводится 36 часов из расчёта 1 час в неделю. |
Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Теория строения органических соединений (2 часа)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Углеводороды и их природные источники (8 часов)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (10 часов)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 часов)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Биологически активные органические соединения (5 часов)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Искусственные и синтетические полимеры (3 часа)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Тематическое планирование
№ урока | Содержание | Кол-во уроков по теме | Изучаемые вопросы | Дом. задание | Дата проведения |
Введение | 1 | | | |
1 | Введение. Предмет органической химии. Сравнение органических веществ с неорганическими. | | Предмет органической химии. Становление понятия «органическая химия». Витализм и его крах (синтезы органических соединений учеными-химиками). Современное состояние и развитие органической химии. Классификация органических соединений по происхождению: природные, искусственные и синтетические. Понятия «органическая химия» и «углеводороды». Особенности атомов углерода. Круговорот углерода в природе. Сравнение органических и неорганических соединений. | §1, упр.4-6. | |
Теория строения органических соединений | 2 | | | |
2 | Теория строения орг. соединений А.М. Бутлерова. Гомологи. Изомеры. | | Основоположники теории химического строения органических соединений: Ф. Кекуле, А. Купер, А. М. Бутлеров; основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологах и гомологии, об изомерах и изомерии. Молекулярная и структурные (полная и сокращенная) формулы соединений. | §2, упр.1-2 | |
3 | Валентность. Электронное строение и валентные состояния атома углерода. | | Многообразие органических соединений. Валентность. Валентность углерода, водорода, серы, кислорода, азота в соединениях. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления» .Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. | Запись в тетради. | |
Углеводороды и их природные источники | 8 | | | |
4 | Природные источники углеводородов. | | Углеводороды. Природные источники углеводородов (природный газ и нефть). Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы. Физические свойства алканов. Международная номенклатура (ИЮПАК). Радикалы. Правила составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК. | §3, стр.23-25, упр.7. | |
5 | Алканы: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. | | Изомерия алканов. Химические свойства алканов: горение, взаимодействие с галогенами (реакции замещения), реакции полного и неполного разложения, реакции дегидрирования. Применение метана на основеего свойств. | §3, стр.25-31, упр.12. | |
6 | Алкены: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. | | Алкены. Непредельные соединения. Гомологический ряд этилена. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи. Особенности построения названий алкенов. Получение этилена в лабораторных условиях: реакция дегидратации этилового спирта. Физические свойства этилена. Химические свойства этилена: горение, реакции присоединения: водорода (гидрирование), галогенов (галогенирование), воды (гидрирование), реакция полимеризации, взаимодействие с раствором перманганата калия. Применение этилена и полиэтилена. | §4, упр.2,4,7. | |
7 | Алкины: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. | | Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Алкины. Физические свойства ацетилена. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Винил хлорид и поливинилхлорид, их применение. | §6, упр.4,6. | |
8 | Алкадиены: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. Каучуки. | | Алкадиены (диены). Номенклатура алкадиенов. Получение алкадиенов дегидрированием алканов. Качественные реакции алкадиенов: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия. Натуральный и синтетические (бутадиеновый и изопреновый) каучуки. Резина, ее применение в народном хозяйстве. Вулканизация. Эбонит. Получение синтетического каучука по методу Лебедева. | §5, упр.2,4. | |
9 | Арены: строение, получение, свойства, применение. | | Способы получения бензола (из гексана, ацетилена и переработкой каменного угля). Физические свойства бензола. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (взаимодействие с галогенами и азотной кислотой), реакции присоединения(галогенирования), отсутствие взаимодействия с бромной водой и раствором перманганата калия. Хлорбензол. Нитробензол. Применение бензола. | §7, упр.3-4. | |
10 | Нефть. Бензин и понятие об октановом числе. | | Нефть: ее состав, физические свойства. Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними. Фракционная перегонка, или ректификация, нефти. Фракции нефти: ректификационные газы, бензин, газолин, лигроин, керосин, дизельное топливо, мазут, соляровое масло, смазочные масла, вазелин, парафин, гудрон. Бензин. Получение бензина крекингом лигроина и керосина. Каталитический крекинг. Детонационная устойчивость, понятие об октановом числе. | §8, упр.6-7. | |
11 | Контрольная работа по теме: Углеводороды и их природные источники. | | | | |
Кислородсодержащие соединения и их нахождение в природе | 10 | | | |
12 | Кислородсодержащие соединения. Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. | | Гидроксидная группа как функциональная. Предельные одноатомные спирты (алканолы): гомологический ряд, номенклатура и изомерия (углеродного скелета, положения функциональной группы, межклассовая). Простые эфиры. Водородная связь. 2. Свойства • спиртов: физические и химические (горение, взаимодействие с металлическим натрием, реакции межмолекулярной и внутримолекулярной дегидратации, окисление до альдегидов, реакция этерификации). Отдельные представители предельных одноатомных спиртов: метанол и этанол. Негативное воздействие этанола на организм человека. | §9, стр.63-71, упр.5-8. | |
13 | Многоатомные спирты. Качественная реакция на спирты. | | Глицерин как представитель трехатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. | §9, стр.72-73, упр.13-14. | |
14 | Каменный уголь. Фенол: строение, получение, свойства, применение. Коксохимическое производство. | | Фенолы. Фенол: строение, физические и химические свойства (взаимодействие с металлическим натрием, щелочами, азотной кислотой, реакция поликонденсации), получение и применение. Каменный уголь. Коксохимическое производство. Продукты переработки каменного угля. | §10, упр.5-6. | |
15 | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. | | Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны как межклассовые изомеры альдегидов. Ацетон как представитель кетонов. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида реакцией Кучерова. Химические свойства простейших альдегидов: взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II) при нагревании качественные реакции), реакции гидрирования. Отдельные представители альдегидов: формальдегид , уксусный альдегид. | §11, упр.4,6. | |
16 | Карбоновые кислоты: строение, классификация, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. | | Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Отдельные представители предельных одноосновных карбоновых кислот: (муравьиная (метановая), уксусная (этановая), стеариновая и пальмитиновая. Представители непредельных одноосновных карбоновых кислот: олеиновая и линолевая. Нахождение в природе и получение карбоновых кислот. Физические и химические свойства карбоновых кислот: диссоциация в водных растворах, взаимодействие с металлами (стоящими в ряду напряжений до водорода), основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями, спиртами (реакция этерификации). | §12, упр.6,8. | |
17 | Высшие карбоновые кислоты: строение, свойства, применение. | | | Запись в тетради. | |
18 | Сложные эфиры и жиры: строение, получение, применение. | | Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Сложные эфиры: нахождение в природе, строение, свойства и применение. Жиры: состав, классификация (по происхождению), физические и химические свойства (гидролиз, гидрирование, омыление). Мыла: состав, получение. Моющее действие мыла. Синтетические моющие средства. | §13, упр.7-9. | |
19 | Углеводы, их классификация, значение в жизни человека. Глюкоза: строение, свойства, применение. | | Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы. | §14, упр.6,9. | |
20 | Дисахариды и полисахариды. Решение задач и заданий. | | Дисахариды на примере сахарозы. Полисахариды — крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика) | §15, упр.7. | |
21 | Контрольная работа по теме: Кислородсодержащие соединения | | | | |
Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе | 6 | | | |
22 | Азотсодержащие соединения. Амины: строение, классификация, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. Анилин. | | Амины. Понятие о первичных, вторичных и третичных аминах. Аминогруппа. Отдельные представители аминов: метиламин и анилин. Химические свойства аминов: горение, взаимодействие с кислотами. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединении на примере анилина. Качественная реакция на анилин. Получение анилина в промышленности. | §16, упр.5,8. | |
23 | Аминокислоты: строение, получение, свойства, применение. | | Аминокислоты: состав, строение, номенклатура, нахождение в природе, физические и химические свойства (взаимодействие с кислотами, основаниями, спиртами, реакция поликонденсации). Незаменимые аминокислоты. Пептидная связь. Получение аминокислот и их использование. | §17,стр.122-128, упр.2-4. | |
24 | Белки: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства, применение. | | Белки: структура (первичная, вторичная и третичная), химические свойства (денатурация, гидролиз, качественные реакции — биуретовая и ксантопротеиновая). Качественное определение серы в белках. Биологические функции белков. Белки как компонент пищи. | §17, стр.128-133, упр.10-11. | |
25 | Нуклеиновые кислоты, их биологическая роль. | | ДНК и РНК — важнейшие природные полимеры. Строение ДНК и РНК, нуклеотидов. Сравнение строения, нахождение в клетке и функций ДНК и РНК. Виды РНК и их функции. Биотехнология, ее использование. Генная инженерия, ее использование. | §18, упр.6,9. Подготовиться к практической работе №1 на стр.180-181. | |
26 | Практическая работа « Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений». | | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | Оформить работу. | |
27 | Тестирование по теме: Азотсодержащие соединения. | | | | |
Биологически активные органические соединения | 5 | | | |
28 | Биологически активные органические соединения. Ферменты | | Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств (избирательность действия (селективность) и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Значение ферментов для жизнедеятельности живых организмов. Применение ферментов в промышленности. | §19, упр.4-6. | |
29 | Витамины. | | Понятие о витаминах. Нормы потребления витаминов и их функции. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах. | §20, стр.148-152, упр.1-3. | |
30 | Гормоны. | | Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и глюкагон. Профилактика сахарного диабета. | §20, стр.153-154, упр.7-8. | |
31 | Лекарства. | | Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. | §20, стр.155-160. | |
32 | Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. | | Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. | | |
Искусственные и синтетические органические соединения | 4 | | | |
33 | Искусственные и синтетические полимеры. | | Понятие об искусственных полимерах. Получение искусственных полимеров как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Понятие о пластмассах. Динитрат целлюлозы, целлулоид, тринитрат целлюлозы (пироксилин). Понятие о волокнах. Понятие о синтетических полимерах. Классификация полимеров по структуре (линейные, разветвленные и пространственные). Полипропилен. Поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон, найлон, полипропиленовое. Синтетические каучуки: бутадиеновый, бутадиенстирольный, бутадиеннитрильный, уретановый. Фенолформальдегидные смолы. | | |
34 | Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон». | | Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной) и волокон (хлопчатобумажного, вискозного, натуральной шерсти, натурального шелка, ацетатного, капронового). | Оформить работу. | |
35 | Итоговое тестирование за курс органической химии 10 класса. | | | | |
36 | Обобщение знаний за курс химии 10 класса. | | | | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя. 10 класс. - Москва: Дрофа;
2. Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. Химия.10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна,- «Химия 10кл. Базовый уровень. » - Москва: Дрофа;
3. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. Габриелян О.С., Остроумов И.Г - М.: Дрофа.
4. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 кл.- Москва: Дрофа.
Медиаресурсы.
CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: Просвещение,2002.
(3 части)
Химия. Виртуальная лаборатория. – Лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004
http://him.1september.ru/urok/