Рабочая программа по химии 10 класс

Категория: Химия

Рабочая программа 10-11 класс (профильный уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.И.Яковлева





Рассмотрена

на заседании НМС

(протокол №7 от

«14» июня 2018 г.)

Утверждена

приказом директора

314 от 15.06.18 г.

_________________















Рабочая программа

среднего (полного) общего образования

по химии

(профильный уровень)

на 2018-2020 учебные годы












Учитель: Денисова Т.А.














г. Урай, 2018


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка……………………………………………………………… 2

  2. Требования к уровню подготовки учащихся………………………………………. 4

  3. Учебно-тематический план…………………………………………………………. 6

  4. Содержание тем учебного курса……………………………………………………. 7

  5. Контроль уровня обученности……………………………………………………… 22

  6. Литература и средства обучения…………………………………………………… 25

  7. Календарно-тематическое планирование………………………………………….. 27



































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года основного общего образования, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования, авторской программы Кузнецовой Н.Е.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, показывает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Программа отражает учебный материал в десяти крупных разделах: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека», «Теоретические основы общей химии», «Химическая статика (учение о веществе)», «Учение о химических реакциях», «Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы», «Взаимосвязь органических и неорганических соединений», «Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии». Первые четыре раздела относятся к органической химии и изучаются в 10 классе, остальные шесть – общая химия, изучаются в 11 классе.

В разделах, относящихся к органической химии, раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений, а также закономерности протекания и механизмы реакций органических веществ. При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности функциональных групп. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении. Весь курс пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Разделы общей химии посвящены универсализации теоретических основ общей и органической химии, развитию теоретических систем знаний о веществах и химических реакциях на основе обобщения и теоретического объяснения, опирающихся на фундаментальные понятия, законы и теории химии. Ведущая роль в раскрытии содержания этого материала принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии. После основ неорганической химии дается материал, раскрывающий взаимосвязь органических и неорганических веществ и химических реакций.

Программа данного курса по сравнению с программой основной школы предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций, а также демонстрации научного и практического значения приобретенных знаний.

Цели

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

      • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В учебном плане МБОУ Гимназия на изучение предмета химия на профильном уровне в 10-11 классах отводится 210 часов (по 105 часов в 10 и 11 классе), из расчета 3 часа в неделю.



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


Требования к уровню подготовки соответствуют Стандарту среднего (полного) общего образования по химии

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, механизм реакции, катализ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро; закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию); химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.






3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

кол-во

часов

В том числе

контрольные работы

лабораторные и практические работы

проекты




Повторение пройденного материала

3

1



Раздел 1. Теоретические основы органической химии

1

Введение в органическую химию


3


ПР - 1


2

Теория строения органических соединений

2



3

Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация

4




4

Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений

5

1



Раздел 2. Классы органических соединений

5

Углеводороды

23

1

ПР - 1

ЛР – 1


6

Спирты. Фенолы.

10

2

ЛР – 1

ПР - 1

1

7

Альдегиды и кетоны

5


ЛР – 1



8

Карбоновые кислоты и сложные эфиры

8

1

ПР - 1


9

Азотсодержащие соединения

6


ПР - 1


Раздел 3. Вещества живых клеток.

10

Жиры

3


ПР - 1


11

Углеводы

7


ЛР - 1


12

Аминокислоты. Пептиды. Белки.

7


ПР - 2


13

Нуклеиновые кислоты

4

1



Раздел 4. Органическая химия в жизни человека

14

Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез

5


ЛР - 1


15

Полимеры и полимерные материалы

6


ПР - 2


16

Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ

4

1




Итого по органической химии (10 класс)

105

8

ЛР- 5

ПР- 10

1



Тема


кол-во

часов


В том числе

контрольные работы

лабораторные и практические работы

проекты




Повторение пройденного материала

3

1



Раздел 5. Теоретические основы общей химии

17

Основные понятия, законы и теории химии

7




18

Методы научного познания

6


ПР - 1


Раздел 6. Химическая статика (учение о веществе)

19

Строение веществ

6


ЛР – 1


20

Вещества и их системы

8

1

ПР - 1



Раздел 7. Учение о химических реакциях

21

Основы химической термодинамики


5




ЛР - 1


22

Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций

7

1

ЛР - 1

ПР - 1


23

Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.

13

1

ЛР-1


Раздел 8. Обзор химических элементов и их соединений на основе

периодической системы

24

Неметаллы и их характеристика

15


ПР – 3

ЛР-1


25

Металлы и их важнейшие соединения

11

1

ПР – 3

ЛР-1


26

Обобщение знаний о металлах и неметаллах

4




Раздел 9. Взаимосвязь неорганических и органических соединений

27

Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ

5


ПР - 1


28

Химия и жизнь

6


ПР - 2

4

Раздел 10. Технология получения неорганических и органических веществ

Основы химической экологии

29

Технологические основы получения веществ и материалов

5

1



30

Экологические проблемы химии

4





Итого по общей химии

105

6

ЛР- 6

ПР- 12

4


Итого за курс

210

14

ЛР – 11

ПР - 22

5


4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Повторение пройденного материала


Периодическая система и закономерности изменения свойств веществ в ней

Классы неорганических веществ, их свойства Генетическая связь неорганических веществ. Решение комбинированных задач

Раздел 1. Теоретические основы органической химии

Тема 1. Введение в органическую химию

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Особенности органических веществ. Отличительные признаки органических веществ. Значение и роль органической химии в системе естественных наук. История зарождения и развития химии

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул,

уметь

  • определять: изомеры и гомологи,

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.


Тема 2. Теория строения органических соединений

Основные положения теории химического строения органических соединений. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений.

Жизнь, научная и общественная деятельность А.М.Бутлерова.


В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия

  • основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию);

уметь

  • определять: изомеры и гомологи,

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Демонстрации: образцы органических веществ, материалов и изделий из них; модели молекул органических веществ


Тема 3 Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация


Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация атомных орбиталей. Типы гибридизации атомных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентная связь. Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о гомологических рядах органических соединений.

Методы исследования органических соединений.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: радикал, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия,

  • основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию);

  • классификацию и номенклатуру органических соединений;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений


Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Катализ. Катализаторы. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций


В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: радикал, механизм реакции, катализ, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

уметь

  • определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

  • объяснять: зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

Демонстрации:

Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях.

Расчетные задачи:

Относительная плотность газов.

Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности газа и массовым долям химических элементов.

Раздел 2. Классы органических соединений

Тема 5. Углеводороды

Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Электронное и пространственное строение алканов. Конформеры (конформации). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Галогеналканы: строение, изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение.Экологическая роль галогенопроизводных алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.

Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис- и транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В.Марковникова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.

Алкадиены. Строение молекул. Физические свойства. Химические свойства: реакции присоединения, полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Генетическая связь углеводородов.

Применение углеводородов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.


В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: катализ, углеродный скелет, структурная и пространственная изомерия,

  • основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию);

  • классификацию и номенклатуру органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы реакций в органической химии;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов);

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;


Демонстрации

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Взрыв смеси метана с воздухом.

Горение метана в хлоре.

Получение этилена и ацетилена.

Качественные реакции на кратные связи.

Лабораторные опыты

Сборка шаростержневых моделей углеводородов.

Практические работы

Получение этилена. Изучение его свойств


Расчетные задачи

Расчеты по химическим уравнениям с использованием понятия «Объемные отношения газов» Вывод молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания


Тема 6. Спирты. Фенолы

Спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов.

Простые эфиры. Состав, физические свойства, применение. Диэтиловый эфир.

Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Фенолы. Состав, особенности строения молекулы, физико-химические свойства фенола. Получение и применение фенола и его соединений. Их токсичность.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: радикал, пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: фенол, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин,

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (спиртов, фенолов);

  • объяснять: зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

Демонстрации.

Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду

Получение диэтилового эфира

Взаимодействие глицерина с натрием, гидроксидом меди

Горение глицерина

Растворимость фенола в воде и щелочах при обычной температуре и нагревании

Взаимодействие глицерина с натрием

Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа и бромной водой

Бактерицидное действие фенола (свертывание белка)


Практическая работа

Химические свойства одноатомных спиртов.


Лабораторная работа

Качественная реакция на многоатомные спирты


Расчетные задачи

Вычисление массы продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей


Тема 7. Альдегиды и кетоны

Альдегиды. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение и применение.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: формальдегид, ацетальдегид, ацетон;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (альдегидов и кетонов);

  • объяснять: зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Демонстрации.

Взаимодействие формальдегида с амиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди

Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой

Получение уксусного альдегида окислением этанола.

Физические свойства ацетона

Растворение в ацетоне пенопласта.


Лабораторные опыты

Изучение химических свойств альдегидов.


Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры


Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Способность кислот образовывать водородную связь. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.

Высшие жирные кислоты. Краткие сведения о распространении в природе пальмитиновой и стеариновой кислот, их составе, строении, свойствах и применении. Мыла.

Одноосновные непредельные карбоновые кислоты. Состав, строение, распространение в природе акриловой, олеиновой кислот. Реакция гидрогенизации и окисления. Изомерия.

Краткие сведения о некоторых двухосновных, ароматических и других карбоновых кислот.

Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: механизм реакции, катализ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (карбоновых кислот);

  • объяснять: зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

Демонстрации.

Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты

Свойства уксусной и муравьиной кислот как электролитов

Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия


Практическая работа

Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.


Тема 9. Азотсодержащие соединения


Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства. Реакция окисления аминов. Применение и получение.

Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения.

Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул.

Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • классификацию и номенклатуру органических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: анилин,

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (аминов);

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;


Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них»






Раздел 3. Вещества живых клеток

Тема 10. Жиры


Классификация жиров. Жиры – триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров. Промышленный гидролиз жиров.

Жиры в жизни человека и человечества.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • классификацию и номенклатуру органических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, глицерин, жиры;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Демонстрации:

Растворимость жиров в растворителях различной природы

Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот


Практическая работа

Получение мыла из жиров


Тема 11. Углеводы


Классификация углеводов. Образование углеводов в результате фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.

Глюкоза. Физические свойства глюкозы. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства глюкозы. Природные источники, способы получения и применение. Превращение глюкозы в организме человека.

Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз сахарозы.

Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины.

Гликоген. Пектин.

Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксиллин. Хитин

Краткие сведения о некоторых моно- и олигосахаридах.


В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводов);

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;


Демонстрации

Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы и сахарозы

Гидролиз целлюлозы в присутствии серной кислоты

Лабораторная работа

Изучение свойств углеводов.


Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки


Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. α-Аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Название полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики, природные токсины.

Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение белков. Физические свойства. Методы изучения структуры белков. Характеристика химических связей, поддерживающих пространственную структуру. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.


В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • классификацию и номенклатуру органических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: аминокислоты, белки, уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений ( аминокислот);

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;


Демонстрации

Денатурация белков. Модели белковых молекул.


Практические работы

Приготовление растворов белков и изучение их свойств.

Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»


Тема 13. Нуклеиновые кислоты


Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплиментарности.

Общие представления о структуре ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

Расчетные задачи:

Расчеты по химическим уравнениям с использованием понятия «Массовая доля выхода продукта реакции»


Раздел 4. Органическая химия в жизни человека


Тема 14. Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез


Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина.

Коксохимическое производство

Природный и попутный нефтяной газы. Их состав и использование в промышленности.

Промышленный органический синтез. Синтез метанола и этанола. Производство уксусной кислоты. Научные принципы химического производства.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды,

уметь

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;


Демонстрации:

Коллекция «Нефть и нефтепродукты»


Лабораторный опыт

Ознакомление с образцами каменного угля и продуктами его переработки


Расчетные задачи:

Вычисление массы продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащая определенную долю примесей


Тема 15.Полимеры и полимерные материалы.


Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации.

Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый.

Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон. Пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Композиционные материалы.


В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: искусственные волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

Демонстрации:

Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон

Сравнение свойств термопластов и термореактивных пластмасс

Практические работы:

Распознавание пластмасс

Распознавание волокон


Расчетные задачи:

Расчеты с использованием понятия «Массовая доля выхода продукта реакции»


Тема 16. Защита окружающей среды от воздействия

вредных органических веществ


Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Меры предотвращения экологических последствий.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике

уметь

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

11 класс


Повторение пройденного материала


Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ. Классификация химических реакций в органической химии. Генетическая связь органических веществ.

Раздел 5. Теоретические основы общей химии

Тема 17. Основные понятия, законы и теории химии

Основные понятия химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электроны. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронные конфигурации атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов.s-,p-,d-,f-элементы.

Основные законы и теории химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали,

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро

  • основные теории химии: строения атома,

уметь


Использовать внутри- и межпредметные связи.

Обобщать понятия «s-орбиталь», «p-орбиталь», «d-орбиталь».

Описывать электронное строение атома с помощью электронных конфигураций.

Объяснять строение элементов 1–4 периодов с использованием электронных конфигураций.

Характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма).

Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов.

Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «электронная орбиталь», «периодическая система химических элементов».

Характеризовать элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме


Демонстрации: Схемы, таблицы «Теоретические основы общей химии» и «Периодическая система химических элементов».


Тема 18. Методы научного познания.


Методология. Метод. Научное познание и его уровни.

Эмпирический уровень познания и его методы (опыт, измерение). Научное описание. Стадии эмпирического исследования.

Теоретический уровень познания и его методы (описание, объяснение, обобщение).

Логические приемы и методы. Общенаучные подходы в химии. Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Промышленный органический синтез. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Моделирование химических объектов и явлений. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.


В результате изучения темы ученик должен:

Уметь:


Знать и уметь различать эмпирические и теоретические методы познания.

Объяснять роль химического эксперимента и моделирования в научном и учебном познании.

Уметь выполнять химический эксперимент.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Моделировать строение простейших веществ


Демонстрации: 1. Схемы классификации методов и моделей. 2. Технологические схемы производственного синтеза веществ. 3. Эксперимент по синтезу и анализу воды. 4. Качественные реакции для обнаружения веществ и ионов

Практическая работа. Анализ химической информации, полученной из разных источников.


Раздел 6. Химическая статика (учение о веществе)

Тема 19. Строение веществ

Химическая связь и её виды.

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул.

Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы.

Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, изотопия, изоморфизм, полиморфизм.


В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, валентность,

  • основные теории химии: химической связи

уметь


Использовать внутри- и межпредметные связи.

Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка».

Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью.

Описывать строение комплексных соединений.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Объяснять причины многообразия веществ


Демонстрации: 1. Образцы веществ. 2. Модели молекул кристаллических решёток. 3. Эксперимент по получению и изучению свойств комплексных соединений меди и кобальта.

Лабораторные опыты: Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит)

Тема 20. Вещества и их системы

Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и коллоидные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости веществ. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении.

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи. Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный и макромолекулярный. Система знаний о веществе.


В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз,

  • основные теории химии: электролитической диссоциации, кислот и оснований,

уметь


Различать чистые вещества и смеси.

Классифицировать химические вещества в зависимости от количества в них примесей.

Приводить примеры различных дисперсных систем.

Описывать процессы, происходящие при растворении веществ в воде.

Готовить растворы заданной концентрации в быту.

Уметь выполнять химический эксперимент.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием


Демонстрации: 1. Дисперсные системы. 2. Истинные и коллоидные растворы. 3. Таблицы и схемы классификации дисперсных систем

Практическая работа: Приготовление растворов заданной концентрации.

Расчетные задачи: Решение задач на растворы.


Раздел 7. Учение о химических реакциях


Тема 21. Основы химической термодинамики

Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Стандартная молярная энтропия. Энергия Гиббса. Прогнозирование направления реакции. Закон Гесса, его следствия и практическое значение. Первый и второй законы термодинамики. Энергетические закономерности протекания реакций.


В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия,

  • основные законы химии: закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  • основные теории химии: химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

уметь


Классифицировать химические реакции.

Описывать термохимические реакции.

Прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе имеющихся знаний элементов химической термодинамики.

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.


Демонстрации: 1. Экзо- и эндотермические реакции. 2. Схемы. 3. Таблицы.

Лабораторные опыты: Осуществление химических реакций разных типов (по выбору)

Расчетные задачи: Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям.

Тема 22. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций

Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Кинетическое уравнение. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферменты.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье.


В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • химическое равновесие, константа равновесия,

  • основные законы химии: закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  • основные теории химии: химическую кинетику

уметь:


Объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.

Предсказывать направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции.

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме


Демонстрации: 1. Схемы. 2. Таблицы. 3. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры.


Лабораторные опыты: 1. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 2. Взаимодействие цинка с концентрированной и разбавленной серной кислотой


Практическая работа: Влияние условий на скорость реакции.

Расчетные задачи: Расчёты по химическим формулам и уравнениям.


Тема 23. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.


Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Электрофил. Нуклеофил. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции. Амфотерность.

Ионное произведение воды. Водородный показатель раствора. Индикаторы.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Методы электронного и электронно-ионного баланса.

Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы.

Электролиз растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от неё.

Развитие теорий о кислотах и основаниях.


В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз,

  • основные теории химии: электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию);

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

уметь:


Давать определения химическим понятиям «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «ионные уравнения», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», «степень окисления».

Аргументировать выбор классификации химических реакций.

Объяснять закономерности протекания химических реакций на основе знаний о строении вещества.

Предсказывать реакцию среды водных растворов солей.

Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов.

Объяснять: процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов; условия необратимости реакций в растворах электролитов; условия, влияющие на положение химического равновесия; условия, влияющие на скорость химической реакции.

Составлять схемы электролиза электролитов в расплавах и растворах.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.


Демонстрации: 1. Схема электролитической диссоциации. 2. Схема растворения в воде ионных и ковалентно-полярных веществ. 3. Схема устройства гальванического элемента и аккумулятора. 4. Опыты, показывающие электропроводность расплавов и растворов веществ различного строения и электрохимическую коррозию. 5. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 6. Амфотерность и закономерности протекания реакций обмена.

Лабораторные опыты: 1. Определение pH биологических жидкостей с помощью универсального индикатора. 2. Одноцветные и двухцветные индикаторы. 3. Окраска индикаторов в различных средах. 4. Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия. 5. Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы)


Раздел 8. Обзор химических элементов и их соединений на основе

периодической системы


Тема 24. Неметаллы и их характеристика


Водород. Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.

Галогены. Общая характеристика галогенов – химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Биологическая роль галогенов.

Общая характеристика элементов 6А-группы. Кислород: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение.

Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды.

Сера: строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Получение серной кислоты. Их основные свойства и области применения.

Общая характеристика 5А-группы. Азот: строение молекулы, свойства. Нитриды.

Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония.

Оксиды азота.

Азотистая и азотная кислоты и их соли: физические и химические свойства, способы получения и применения.

Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты. Ортофосфаты: свойства, способы получения и области применения.

Общая характеристика элементов 4А-группы. Сравнительная характеристика р-элементов 4А-группы и их соединений.

Углерод. Аллотропные видоизменения: графит, алмаз, поликумуллен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода. Оксиды углерода: строение молекул и свойства. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Аллотропные модификации, физические и химические свойства. Силан. Оксид кремния (IV), кремниевые кислоты, силикаты. Производство стекла.


В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • классификацию и номенклатуру неорганических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные кислоты, аммиак,

уметь


Характеризовать общие свойства неметаллов.

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Уметь объяснять изменения свойств химических элементов на основе строения атома и положения в периодической таблице.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Составлять сравнительные и обобщающие схемы.

Готовить компьютерные презентации по теме


Демонстрации: 1. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов. 2. Опыты по электролизу воды, электропроводности водопроводной воды, разложению пероксида водорода, вытеснению галогенов из их солей, получению аллотропных модификаций кислорода, серы и фосфора. 3. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. 4. Растворение серной кислоты в воде, гигроскопические свойства серной кислоты, взаимодействие концентрированной и разбавленной серной кислоты с металлами. 5. Получение и наблюдение растворимости аммиака. 6. Разложение солей аммония при нагревании. 7. Гидролиз солей аммония. 8. Образцы соединения кремния, цемента, изделия из разных видов керамики.

Лабораторные опыты: 1. Качественная реакция на галогенид-ионы. 2. Качественная реакция на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы. 3. Качественная реакция на нитраты (кольцевая проба)


Практические работы: 1. Получение аммиака и опыты с ним. 2. Распознавание азотных, калийных и фосфорных удобрений 3. Получение углекислого газа и опыты с ним. Распознавание карбонатов.

Тема 25. Металлы и их важнейшие соединения


Общая характеристика металлов 1А-группа. Щелочные металлы и их соединения (пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.

Общая характеристика металлов 2А-группа. Щелочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы ее устранения.

Общая характеристика металлов 3А-группа. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и примененение алюминия.

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (II) и (III). Качественные реакции на катионы железа.

Производство чугуна и стали.

Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец) и их соединений. Особенности строения атомов и свойств металлов.

Комплексные соединения переходных металлов.

Сплавы металлов и их практическое значение.


В результате изучения темы ученик должен:

знать/понимать

  • классификацию и номенклатуру неорганических соединений;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, щелочи,

уметь


Характеризовать общие свойства металлов.

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Уметь объяснять изменения свойств химических элементов на основе строения атома и положения в периодической таблице.

Давать характеристику d-элементам и их соединениям. Наблюдать и описывать химические реакции.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию органических и неорганических веществ.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Составлять сравнительные и обобщающие схемы.

Готовить компьютерные презентации по теме


Демонстрации: 1. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия с неметаллами. 2. Схема получения натрия электролизом расплава щёлочи. 3. Гашение негашёной извести. 4. Взаимодействие алюминия с водой, бромом, иодом. 5. Гидролиз солей алюминия. 6. Качественные реакции на ионы железа Fe+2 и Fe+3. 7. Образцы сплавов железа. 8. Образцы металлов d-элементов и их сплавов, а также некоторых соединений. 9. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов.

Лабораторные опыты: Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов


Практические работы: 1. Жёсткость воды и способы её устранения. 2. Исследование свойств соединений алюминия и цинка. 3. Соединения железа и меди.

Тема 26. Обобщение знаний о металлах и неметаллах


Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Распространение химических элементов в природе, роль некоторых элементов в растительном и животном мире.


В результате изучения темы ученик должен:

Уметь:

Систематизировать и обобщать знания о металлах и неметаллах.

Составлять сравнительные и обобщающие схемы. Характеризовать общие свойства металлов и неметаллов.

Анализировать изменения свойств металлов и неметаллов в свете теории строения атома.

Сравнивать строение и свойства металлов и неметаллов и их соединений.

Осуществлять генетическую взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.

Готовить компьютерные презентации по теме


Раздел 9. Взаимосвязь неорганических и органических соединений


Тема 27. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ


Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация. Взаимосвязь и обобщение знаний о неорганических и органических реакциях. Органические и неорганические вещества в живой природе. Элементы-органогены и их биологическая функция. Круговороты элементов в природе. Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды, белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке.


В результате изучения темы ученик должен:

Уметь:


Систематизировать и обобщать знания о классах неорганических и органических соединений.

Классифицировать неорганические и органические соединения, химические реакции с участием неорганических и органических веществ.

Составлять сравнительные и обобщающие схемы.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию органических и неорганических веществ.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Готовить компьютерные презентации по теме


Практическая работа: Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ.

Тема 28. Химия и жизнь


Биогенные элементы. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны).

Химические процессы в живых организмах (протолитические реакция, окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования).

Химия и здоровье. Анальгетики. Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Наиболее общие правила применения лекарств.

Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Химия на дачном участке. Химия средств гигиены и косметики.


В результате изучения темы ученик должен:

Уметь:


Использовать внутри- и межпредметные связи.

Объяснять роль химической науки в жизни современного общества в целом и каждого человека в отдельности.

Использовать полученные знания при применении различных веществ в быту, на дачном участке.

Применять полученные знания с целью охраны здоровья человека.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников


Практические работы: 1. Знакомство с образцами лекарственных веществ. 2. Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых ионов.


Раздел 10. Технология получения неорганических и органических веществ

Основы химической экологии


Тема 29. Технологические основы получения веществ и материалов


Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырьё. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.

Новые вещества и материалы.


В результате изучения темы ученик должен:

Уметь:


Систематизировать общие принципы научной организации химического производства.

Объяснять оптимальные условия управления промышленным производством конкретного продукта.

Составлять сравнительные и обобщающие схемы.

Характеризовать общие способы получения металлов.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников


Демонстрации: 1. Образцы металлических руд и другого сырья для металлургических производств. 2. Модель колонны синтеза для производства аммиака. 3. Схемы производства чугуна и стали


Тема 30. Экологические проблемы химии


Экологические проблемы химических производств. Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг.

Экологические проблемы и здоровье человека.


В результате изучения темы ученик должен:

Уметь:


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Уметь обращаться с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников


5. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения контрольных, практических и лабораторных работ, тестирования. Также ведется контроль выполнения обучающимися домашней самостоятельной работы.

Типы контроля: текущий, промежуточный, обобщающий и итоговый.

Виды контроля и оценки: педагогический, самоконтроль и взаимоконтроль.

Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный

Оценка результатов освоения учебной дисциплины – традиционная (балльная).

Критерии оценивания.


В основу критериев учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Оценка устного ответа


Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; понимание сущности рассматриваемых химических понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ логической последовательности с использованием научной терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование химических понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученного материала; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными отдельными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Применять полученные знания на практике, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно чёткие.

5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

6.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

7. Допускает одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2.Не делает выводов и обобщений.

3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2.Полностью не усвоил материал.



Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ по химии

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочётов.

2. Допустил не более одного недочёта.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной не грубой ошибки и одного недочёта;

2. или не более двух недочётов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной не грубой ошибки и одного недочёта;

3. или не более двух-трёх не грубых ошибок;

4. или одной не грубой ошибки и трёх недочётов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочётов превосходящее норму, при которой не может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10% всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

6. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Литература для ученика


1.Кузнецова Н.Е.. Химия: 10 класс: углубленный уровень :учебник для учащихся общеобразовательных организаций.-М.: Вентана-Граф, 2014

2. Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь / Габриелян, О.С., А.В.Яшукова – М.: Дрофа, 2010

3.Кузнецова Н.Е.. Химия: 11 класс: углубленный уровень :учебник для учащихся общеобразовательных организаций.-М.: Вентана-Граф, 2015



Литература для учителя


  1. Кузнецова Н.Е. Химия: программы: 8-11 классы.-М.: Вентана-Граф, 2012

  2. Настольная книга учителя. Химия 10 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова.- М.: Дрофа, 2007

  3. Настольная книга учителя. Химия 11 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова.- М.: Дрофа, 2007

  4. Химия в тестах, задачах и упражнениях. 10-11 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова – М.: Дрофа,2010

  5. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 10» - М.: Дрофа, 2010



Интернет – источники:

  1. http://www.chemistry.narod.ru Мир/химии.

  2. http://teacher.km.ru/chem.phtml

  3. http://hemi.wallst.ru

  4. http://www.college.ru/chemistry/

  5. http://chemistry.r2.ru

  6. http://www.alhimik.ru

  7. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/

  8. http://www.1september.ru/ru/him.htm

  9. http://www.school.edu.ru/



Электронные учебные пособия


  1. Виртуальная лаборатория 8-11

  2. Школьный химический эксперимент (часть1-6)

  3. Окрытая химия 2,5

  4. Углерод и кремний

  5. Наглядная химия


Коллекции

  1. Нефть и продукты ее переработки

  2. Каменный уголь

  3. Пластмассы и волокна

Модели

  1. Демонстрационный набор для составления объемных моделей молекул

  2. Набор атомов для составления моделей молекул (лабораторный)


Таблицы демонстрационные

  1. Портреты выдающихся химиков

  2. Комплект таблиц справочно-инструктивных по химии

  3. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

  4. Растворимость кислот, оснований и солей в воде

  5. Электрохимический ряд напряжений металлов


Таблицы раздаточные

  1. Строение органических веществ

  2. Строение атома




41


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас