Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2009.) - 11 класс.
Количество часов: всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных работ -2, практич. работ- 2
Учебно - методическое обеспечение:
О.С.Габриелян. Химия 11 класс. Базовый уровень: учебник. М.: Дрофа, 2011.
О.С.Габриелян. Химия 11 класс. Базовый уровень: метод. Пособие по учебнику. О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 2011.
О.С.Габриелян. Химия 11 класс. Базовый уровень: Книга для учителя. О.С. Габриелян, И.Г.Остроумова, С.А.Сладков. М.: Дрофа, 2014.
О.С.Габриелян. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Контрольные и проверочные работы. М.: Дрофа, 2015.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно- следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведение в окружающем мире.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
Изучение химии в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи: интеграция знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностях протекания химических реакций между ними.
Содержание программы учебного предмета
Тема 1. Периодический закон и строение атома
Строение атома
Атом – сложная частица. Открытие элементарных частиц и строения атома.
Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы. Изотопы водорода. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s, р и d-орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И.Менделеева
Современное понятие химического элемента. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и p- элементы; d- и f-элементы.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона
Первые попытки классификации химических элементов. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Периодическая система Д.И.Менделеева как графическое отображение периодического закона. Различные варианты Периодической системы. Периоду и группы. Значение периодического закона и периодической системы.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2. Строение вещества
Ковалентная химическая связь
Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Перекрывание электронных орбиталей, сигма и пи связи. Полярная и неполярная ковалентные связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Ионная химическая связь
Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Формульная единица вещества. Относительность деления химических связей на типы.
Металлическая химическая связь
Общие физические свойства металлов. Зависимость электропроводности металлов от температуры. Сплавы. Черные и цветные сплавы.
Водородная химическая связь
Водородная связь, как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды). Использование воды в быту и на производстве. Внутримолекулярная водородная связь и ее биологическая роль.
Агрегатные состояния вещества.
Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объём газообразных веществ (при н.у.) Жидкости.
Типы кристаллических решёток.
Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества, их отличительные свойства.
Чистые вещества и смеси
Смеси и химические соединения. Гомогенные и геторогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей. Классификация веществ по степени их чистоты.
Дисперсные системы
Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Колоидные дисперсные системы. Золи,гели. Значение дисперсных систем в природе и жизни человека.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца).Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Дистилляция воды. Образцы различных дисперсных систем: эмульсии, суспензии, Аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров, пластмасс и волокон и изделия из них. 3. Жёсткость воды. Устранение жесткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Электролитическая диссоциация
Растворы.
Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Растворение как физико-химический процесс. Массовая доля растворённого вещества. Типы растворов. Молярная концентрация вещества. Минеральные воды.
Теория электролитической диссоциации.
Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. Механизм диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель.
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения электролитических реакций до конца. Специфические свойства азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.
Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Амины как органические основания. Сравнение свойств аммиака, метиламина и анилина.
Соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Соли кислые и основные соли органических кислот. Мыла. Электрохимический ряд напряжения металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.
Гидролиз.
Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей. Гидролиз органических веществ, его значение.
Демонстрации. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями. Взаимодействие азотной кислоты с медью. Разбавление серной кислоты. Обугливание сахарозы концентрированной серной кислотой. Химические свойства щелочей: реакции нейтрализации, взаимодействие с кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами, с другими солями. Гидролиз карбида кальция. Изучение рН растворов гидролизующихся солей: карбонатов щелочных металлов, хлорида и ацетата аммония.
Лабораторные опыты. 6.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 7. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (lV) и каталазы сырого картофеля. 8. Получение водорода. 9. Различные случаи гидролиза солей.10. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 11. Получение и свойства нерастворимых оснований. 12. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ.
Тема 4. Химические реакции
Классификация химических реакций.
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакций присоединения.
Тепловой эффект химических реакций.
Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёт количества теплоты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций.
Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс. Решение задач на химическую кинетику.
Катализ.
Катализаторы. Катализ. Гомогенный и геторогенный катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.
Химическое равновесие.
Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Синтез аммиака в промышленности. Понятие об оптимальных условиях проведения технологического процесса.
Окислительно-восстановительные процессы.
Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Общие свойства металлов.
Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия.
Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие свойства неметаллов.
Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и др. неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями. Общая характеристика галогенов.
Электролиз
Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия
Заключение
Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.
Демонстрации.
Экзо- и эндотермические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одной концентрации с одинаковым количеством гранул цинка, а также одинакового количества различных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди(II). Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 13. Ознакомление с коллекцией металлоя. 14. Ознакомление с коллекцией неметаллов. 15.Ознакомление с коллекцией кислот. 16.Ознакомление с коллекцией оснований.17. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли.
Учебно-тематический план по химии в 11 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | в том числе |
уроков | контр. раб. | Практ. раб |
1. | Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева | 6 | 6 | - | - |
2. | Строение вещества | 26 | 25 | - | №1 «Получение , собирание и распознавание газов» |
3. | Химические реакции | 16 | 15 | К.р.№1 | - |
4. | Вещества и их свойства | 18 | 16 | К.р.№2 | №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений» |
5 | повторение | 2 | 2 | | |
| итого | 68 | 64 | 2 | 2 |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения химии в 11 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно - тематическое планирование
по химии в 11 классе
№ п\п | Наименование темы, раздела, урока | Кол-во часов | Дата урока | эксперимент |
план | факт |
месяц | н е д е л я |
| Тема №1 «Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева | 6 | | | | |
1\1 | Введение в общую химию.Вводный инструктаж по ТБ | | сентябрь | 1 | 3. 09 | |
2\2 | Основные сведения о строении атома. | | | 1 | 5. 09 | |
3\3 | Электронное строение атомов химических элементов. | | | 2 | 10. 09 | Л.р.№1 «Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек» |
4\4 | Валентные возможности атомов химических элементов. | | | 2 | 12. 09 | Д.Различные формы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева |
5\5 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | | | 3 | 17.09 | |
6\6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и строение атома». | | | 3 | 19. 09 | |
| Тема №2 «Строение вещества» | 26 | | | | |
7\1 | Ионная химическая связь | | | 4 | 24.09 | Д.Модель кристаллической решётки хлорида натрия.Образцы минералов с ионной кр.решёткой |
8\2 | Ковалентная химическая связь | | | 4 | 26.09 | Д. Модели кристаллических решёток веществ с ковалентной связью, ДНК . |
9\3 | Механизмы образования ковалентной связи | | октябрь | 1 | 1. 10 | |
10\4 | Металлическая связь | | | 1 | 3. 10 | |
11\5 | Водородная химическая связь | | | 2 | 8. 10 | |
12\6 | Качественный и количественный состав веществ. | | | 2 | 10.10 | |
13\7 | Полимеры. Пластмассы .Л.Р.№2 | | | 3 | 15.10 | Д.Образцы пластмасс и изделий из них. |
14\8 | Волокна. | | | 3 | 17.10 | Д.Образцы волокон и изделия из них |
15\9 | Газообразные вещества. | | | 4 | 22.10 | Д.Модель молярного объема газов |
16\ 10 | Представители газообразных веществ. | | | 4 | 24.10 | |
17\ 11 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газообразных веществ» | | ноябрь | 2 | 5. 11 | |
18\ 12 | Жидкие вещества. Вода. | | | 2 | 7. 11 | Д.Три агрегатных состояния воды. |
19\ 13 | Жесткость воды и ее устранение. Л.Р.№3 | | | 3 | 12.11 | Д.Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления |
20\ 14 | Минеральные воды. Л.Р.№4 | | | 3 | 14.11 | |
21\ 15 | Жидкие кристаллы и их применение. | | | 4 | 19.11 | Д.Приборы на жидких кристаллах |
22\ 16 | Твердые вещества. | | | 4 | 21.11 | |
23\ 17 | Дисперсные системы. Л.Р.№5 | | | 5 | 26.11 | Д.Образцы различных дисперсных систем |
24\ 18 | Коллоидные системы. | | декабрь | 5 | 28.11 | Д. Коагуляция. Синерезис. |
25\ 19 | Состав вещества. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. | | | 1 | 3. 12 | |
26\ 20 | Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей. | | | 1 | 5. 12 | |
27\ 21 | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. | | | 2 | 10.12 | |
28\ 22 | Решение задач | | | 2 | 12.12 | |
29\ 23 | Решение задач | | | 3 | 17.12 | |
30\ 24 | Решение задач | | | 3 | 19.12 | |
31\ 25 | Решение задач | | | 4 | 24.12 | |
32\ 26 | Обобщение и систематизация знаний. Промежуточный контроль знаний | | январь | 4 | 26.12 | |
| Тема №3 «Химические реакции» | 16 | | | | |
33\1 | Реакции, идущие без изменения состава вещества. Изомерия и изомеры | | | 3 | 14.01 | Д.Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели н-бутана и изобутана |
34\2 | Реакции, идущие с изменением состава вещества.Л.Р.№6 | | | 3 | 16.01 | Л.р.№6 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса» |
35\3 | Тепловой эффект реакции и термохимические уравнения. | | | 4 | 21.01 | |
36\4 | Скорость химической реакции и её факторы.Л.р.№8 | | | 4 | 23.01 | Л.Р.№8 «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком» Д.Примеры факторов скорости химических реакций. |
37\5 | Катализаторы и катализ .Л.Р.№7 | | | 5 | 28.01 | Л.Р.№7 «Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца и каталазы сырого картофеля» |
38\6 | Обратимость химических реакций | | февраль | 5 | 30.01 | Д.Примеры необратимых реакций. |
39\7 | Состояние химического равновесия и способы его смещения | | | 1 | 4. 02 | Д.Пример. |
40\8 | Понятие об основных принципах химических производств на примере синтеза аммиака и серной кислоты | | | 1 | 6. 02 | Д.Модель кипящего слоя. |
41\9 | Роль воды в химических реакциях. Химические свойства воды | | | 2 | 11.02 | Д.Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора и растворение его в воде. |
42\ 10 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ЭД. | | | 2 | 13.02 | Д.Испытание растворов электролитов и неэлектролитов. Зависимость степени ЭД уксусной кислоты |
43\ 11 | Гидролиз неорганических веществ.Л.р.№9 | | | 3 | 18.02 | Л.Р. №9 «Различные случаи гидролиза солей» Д.Примеры гидролиза. |
44\ 12 | Гидролиз органических веществ и его значение | | | 3 | 20.02 | Д.Гидролиз карбида кальция.Получение мыла |
45\ 13 | Окислительно-восстановительные реакции. | | | 4 | 25.02 | Д.Примеры простейших окислительно-восстановительных реакций. |
46\ 14 | Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза. | | март | 4 | 27.02 | Д.Модель электролизёра. Получение алюминия |
47\ 15 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Теоретические основы химии» | | | 1 | 3. 03 | |
48\\16 | Контрольная работа №1 по темам: «Строение веществ и Химические реакции» | | | 1 | 5. 03 | |
| Тема №4 «Вещества и их свойства» | 18 | | | | |
49\1 | Металлы и их свойства. Л,Р,№12 Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов, Л.Р.№13 Ознакомление с коллекцией металлов. | | | 2 | 10.03 | Д.Коллекция образцов металлов. Примеры химических свойств металлов |
50\2 | Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии. | | | 2 | 12.03 | Д.Результаты коррозии металлов |
51\3 | Неметаллы и их окислительные свойства.Л.Р.№14 Ознакомление с коллекцией неметаллов | | | 3 | 17.03 | Д. Образцы неметаллов |
52\4 | Восстановительные свойства неметаллов | | | 3 | 19.03 | |
53\5 | Кислоты органические и неорганические.Л.р№10,11,15 | | апрель | 1 | 31.03 | Д .Коллекция природных орг.кислот. Л.Р.№10 «Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. Л.Р.№11 «Вз-е соляной к-ты и р-ра уксусной к-ты с основаниями» Л.Р.№15 «Ознакомление с коллекцией кислот» |
54\6 | Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот. | | | 1 | 2. 04 | Д. Разбавление конц. серной к-ты . Вз-е конц.серной к-ты с сахаром, целлюлозой и медью. |
55\7 | Основания и их классификация | | | 2 | 7. 04 | Д.Примеры оснований |
56\8 | Свойства оснований. Л.р.№16 | | | 2 | 9. 04 | Л.Р.№16 «Ознакомление с коллекцией оснований» |
57\9 | Соли, классификация, свойства.Л.р.№17 | | | 3 | 14.04 | Л.Р.№17 «Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли» |
58\ 10 | Представители солей и их значение, качественные реакции на катионы и анионы | | | 3 | 16.04 | Д.Образцы природных минералов, солей. Качеств. реапкции на катионы и анионы |
59\ 11 | Урок-упражнение | | | 4 | 21.04 | |
60- 12 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | | | 4 | 23.04 | |
61\ 13 | Генетическая связь между классами органических соединений | | | 5 | 28.04 | |
62\ 14 | Решение задач | | | 5 | 30.04 | |
63\ 15 | Практическая работа №2 «решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений» | | М А й | 2 | 5. 05 | |
64\ 16 | Обобщение и систематизация знаний | | | 2 | 7. 05 | |
65\ 17 | Контрольная работа № 2 по теме3 «Вещества и их свойства» | | | 3 | 12.05 | |
66\ 18 | Анализ контрольной работы | | | 3 | 14.05 | |
67-68 | повторение | 2 | | 4 4 | 19.05 21.05 | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, атомные орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, молярная концентрация раствора, типы химических реакций, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, сильные и слабые электролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов их важнейших соединений, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по химии
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Отметка «2» – от 0 до 50 %
Отметка «3» – от 51 % до 70 %
Отметка «4» – от 71 % до 85 %
Отметка «5» – от 86 % до 100 %