СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса»



Утверждаю

Директор МБОУ –Рогалевская СОШ

______________М.Р. Лосева

Приказ № от 2011 г.










программа элективного курса

для 10 класса

«Экология человека»











Учитель биологии

Прачева В.В.







Рогалево 2011



Пояснительная записка

Экология человека рассматривается как единство его с окру­жающей средой и адаптация его в этой среде. Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, но окружающая среда это не только природа, но и вся бытовая сторона нашей жизни.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется индивидуализации образования и созданию условий для самостоятельного выбора детей в соответствии с социальными потребностями и заказом, а также формированию зрелой личности выпускника школы. "Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного Выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов". Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке.

Проблемно – ориентировочный анализ. Необходимость качественных изменений в российском школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления остро поставили вопрос о формировании экологического сознания учащихся. Исследования, проведенные организациями Евросоюза в Российских образовательных учреждениях, показали очень низкий уровень функциональной грамотности выпускников российских школ.

Формирование функциональной грамотности означает владение учащимися следующими функциями:

а) непосредственное самосохране­ние здоровья, трудоспособности;

б) житейские нужды, также способствующие самосохранению;

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей;

г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями;

д) получение знаний из самых разнообразных источников информации.

Резко негативной стала в последние два десятилетия демографическая ситуация, что вызвано падением рождаемости в 90-е годы XX века, низким качеством профилактической работы и медицинской помощи в России в отношении основных заболеваний, определяющих продолжительность жизни. Антропогенное влияние на природу не может быть односторонним, а потому, в независимости от нашего влияния, эти взаимодействия становятся негативными как в отношении природы в целом, так и в отношении человека, как ее элемента и неотъемлемой части. Именно поэтому в последние десятилетия возникла новая сфера знаний: экология человека, определяющая эти взаимовлияния.

Программа курса, ориентированная на получение и углубление знаний по экологии человека, создана в связи с тем, что предмет «экология» не изучается в рамках образовательной программы большинства школ, за исключением отдельных тем в курсе общей биологии. Этим объясняется:

  • Низкий уровень целостного мировоззрения учащихся старших классов в естественно – научной области знаний, в частности в её разделе «экология человека», который представляется наиболее важным для формирования правильных стратегий деятельности.

  • Низкий уровень социализации и культуры здоровья.

  • Необходимость формирования представлений, отношений и стратегии деятельности, как основы эффективного образования.

  • формирование модели здорового и экологически адекватного поведения на основе высокого уровня достоверности получаемых знаний.

Актуальность

Экологическая наука многогранна. Кроме охраны внешней сре­ды обитания, безопасности нашего быта, она рассматривает также проблему охраны внутренней среды его орга­низма (гомеостаз) и его душевно – физиологической стабильности.

Интегрированный характер курса, объединяющий создание целостного представления о мире природы и нахождения своего места в нем, делает парадигму данного курса гуманистической. Актуальна данная программа и из-за низкого уровня культуры здоровья и экологической культуры населения, как элементов общей культуры.

Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающие наилучшую адаптацию во взрослой жизни.

Новизна курса: состоит в конструировании элективного курса, проблемности занятий и заданий, ориентированности курса на жизненные, интересующие молодых людей проблемы, а самое главное, в новом (по А. К. Марковой) подходе к оценке эффективности предлагаемого материала через представления, отношения и стратегию деятельности. Самым же важным является формирование целостного гуманистического мировоззрения, установок и ориентаций гуманистической, социализирующей направленности.

Обзор литературы:

При построении курса были учтены методические рекомендаций, предложенные в пособии «Экология человека. Культура здоровья» Фёдоровой М.З., Кучменко В.С. (2006), основной идеей которых являются здоровьесберегающие и экологически грамотные формы поведения. Были использованы материалы учебных пособий «Экология нашего быта» (1997-1998) и «Экология человека» (1999) Богомоловой Р.Т, Балицкой Т.А., Фаринюк Ю.Т., изданных Государственным комитетом по охране окружающей среды Тверской области. В данных пособиях обращает на себя внимание большой статистический материал, оптимальные для обучения методики и технологии преподавания курса, а также диагностический инструментарий и КИМы. Разделы и темы, касающиеся здоровья человека ориентированы и соотнесены с программой «Педагогика Здоровья» под ред. Малюжной М. С., Нестеренко А.В., Роненсон О.Д.

Цели и задачи курса

Цель: Создать у учащихся целостное представление об экологии человека, как области знаний и выработать у них стратегию грамотного экологического поведения и функциональной грамотности.

Для реализации поставленной цели необходимо решение комплекса следующих задач:

Обучающие:

  • сформировать метапредметные экологические элементы (представления);

  • ориентировать учащихся на прикладные аспекты экологических знаний (в области экологии человека);

  • развивать функциональную грамотность учащихся;

  • способствовать созданию в сознании учащихся здоровых моделей поведения;

  • развитие ключевых компетентностей учащихся (аналитико - деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).

Развивающие:

  • через экологическое образование создать зону актуального развития каждого учащегося;

  • способствовать развитию формально – операциональных структур интеллекта (логическое мышление);

  • формирование метапредметных связей и через них целостного мировоззрения и определение своего места в этом мире;

  • развитие духовно – ценностного потенциала учащихся.

Воспитательные:

  • формирование культуры здоровья и ценностного к нему отношения;

  • воспитание алгоритмизации прогноза собственного поведения;

  • формирование модели социально - одобряемой стратегии деятельности и поведения;

  • воспитание модели здорового пищевого поведения;

  • освоение грамотного подхода к использованию бытовых электроприборов, лекарственных препаратов, косметической продукции, бытовой химии;

  • воспитание экологических и толерантных установок личности.



Методологическое основание

Основной парадигмой курса является ориентация экологических представлений на формирование экологически выверенного поведения, т.е. присвоению передаваемых в процессе занятий знаниям деятельностной характеристики и формирование через эту деятельность личностных гуманистических компетентностей. Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:

  • познавать и оценивать окружающий мир и себя самого;

  • предвидеть возможные последствия своих практических действий, уметь разрабатывать прогнозы;

  • осознанно действовать в окружающем мире, понимать свое место и роль в нем; выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;

  • обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.

При развитии вышеназванных направлений и свойств личности в рамках элективного курса, происходит не только обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и возникают предпосылки делать правильный осознанный выбор для сохранения собственного здоровья и создания здоровьесберегающей среды для других людей. Эта готовность и представляет собой весь набор личностных компетентностей, на формирование которых направлен курс.

Компетентностный подходэто формирование тех компетентностей, которыми должен овладеть современный выпускник, и одновременно отражает те требования к старшекласснику, которые будут оценены как качество его подготовки и социальной ориентации. Формирование ключевых компетентностей на занятиях элективного курса «Экология человека» может быть обеспечено при условии, что компетентностный подход станет доминирующим.

Определены социальные и личностные компетентности, которые можно и необходимо формировать на занятиях элективного курса. В качестве таковых выбраны:

1. Социальные компетентности (развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях): аналитико - деятельностная, прогностическая, коммуникативная, рефлексивная, информационная;

2. Личностные компетентности (направленные на самореализацию, способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, работе в команде, умение обозначать и разрешать конфликты, способность к адаптации, пониманию других).

В результате освоения курса «Экология человека» учащиеся должны:

  • иметь представления в области самопознания, владеть системой знаний в области психолого-педагогической рефлексии, осознавать значимости рефлексии и наличие позитивного опыта («рефлексивная компетентность»);

  • владеть навыками, методами и приемами самоанализа («диагностико-аналитико - деятельностная компетентность»);

  • владеть системой знаний и умений в области профессионального прогнозирования и целеполагания, осознавать их значимость для самоопределения (умение осуществлять прогноз, формулировать обоснованные цели), («прогностическая компетентность»);

  • владеть системой знаний в области межличностного общения и коммуникаций, отношений к общению как к ценности, владение методами и приемами создания доверительной атмосферы и одновременно делового и конструктивного общения, уметь строить продуктивное общение с партнерами по взаимодействию («коммуникативная компетентность»);

  • уметь собирать и обрабатывать информацию («информационная компетентность»);

  • уметь анализировать ситуацию и принимать на основе этого анализа решения («исследовательская компетентность»).

Курс носит метапредметный характер, формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей поведения бытового, потребительского, функционального и научного характера, Данный курс рассчитан на углубление экологических знаний учащихся 10 классов средней общеобразовательной школы.

Данная перспектива обеспечивает самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самореализацию.

Познавая и осваивая деятельностный компонент материал через деятельностно выстроенные семинары и практикумы, учащиеся создают собственную точку зрения и приобретают навык ее отстаивания, что и является одной из важнейших компетентностей.

Интегрированный характер курса, объединяющий различные разделы экологии (не изучаемые в рамках школьной программы), биологию, химию, Педагогику здоровья, делает результат преподавания более целостным и значимым для учащихся.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Название тем и занятий

Всего часов

В том числе по видам деятельности

Формы контроля

Теоретические и семинарские занятия

Практикумы

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

Вводное занятие

1

1


Составление примерного меню и расчёт калорийности рациона питания.

Презентации учащихся - традиции питания у разных народов


Тема 1 «Выбираем здоровье»

2

1

1

1.1 Понятие «Здоровье».


1


1.2 Оценка состояния здоровья учащихся



1

Тема 2 «Формирование модели правильного пищевого поведения»

5

3

2

2.1. Рациональное питание.


1


2.2. Витамины и минеральные вещества



1

2.3. Макро и микроэлементы.


1


2.4.Мифы и реальность в представлениях о питании.


1


2.5. Традиции питания у разных народов



1

Тема 3 «Семья и её роль в созидании личности»

2

2


Сюжетно-ролевая игра «Косметический салон»

3.1 Демографические перспективы мотивации человека.




3.1. Репродуктивное здоровье и гендерные роли.




Тема 4. «Народная медицина и декоративная косметика»

3

1

2

4.1. Лекарственные препараты и народная медицина


1


4.2. Польза и вред косметики. Возрастная косметика.



1

4.3 Средства фитотерапии в косметике



1

Тема 5. «Химические и другие зависимости и их роль в здоровье человека»

4

4


Создание социальных роликов и презентаций.

5.1. Табак и здоровье человека.


1


5.2. Компьютерная игромания и другие азартные игры.


1


5.3. Алкоголь и человек.


1


5.4.Наркотики и здоровье человека.


1





-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

Тема 7 «Молодёжная субкультура»

3

2

1




Тренинг по подбору подходящей к форме лица прическе

7.1. Понятие моды, субкультуры. Формы молодёжной субкультуры.


1


7.2 Мода или здоровье?


1


7.3 Лицо и причёска



1

Тема 8 « Экология одежды»

3

2

1

8.1. Ткани и их виды.


1


8.2.Представление о лечебной одежде


1


8.3.Гигиена одежды как одна из основ выбора



1

Тема 9 «Человек на рынке предлагаемых услуг»

1

1


Исследования шумовых и пылевых загрязнений.

Тема 10 «Экология жилища»

1

1


Тема 11. «Влияние бытовой техники на организм человека»

4

2

2

11.1. Особенности применения в жизни человека электроприборов


1


11.2. Применения в жизни человека физиоприборов


1


11.3. Человек и бытовой шум



1

11.4. Бытовая пыль и её влияние на здоровье человека.



1

Тема 12. «Полимерные материалы и бытовая химия»

2

2


Проектные работы учащихся по выбранным темам

12.1. Моющие средства и стиральные порошки и их роль в жизни и здоровье человека.


1


12.2. Токсичные и потенциально токсичные вещества экосферы


1


Тема 13.Конференция «Проблемы экологии человека и его здоровья»

2


2

итого

34

23

11














СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Вводное занятие (1 час: 1 час - теоретический)

Цели и задачи курса. Среда обитания человека. Природная среда. Социальная среда. Условия сохранения и укрепления здоровья человека. Продолжительность жизни, возможность увеличения продолжительности жизни человека.


Тема 1 «Выбираем здоровье» (2 часа: 1 час – теория, 1 час - практика)

Понятие «Здоровье». Виды здоровья. Критерии здорового образа жизни. Соотношение здоровья и здорового образа жизни. Показатели здоровья. Факторы окружающей среды и здоровье. Практикум – Оценка состояния здоровья учащихся: антропометрические показатели, морфофункциональные показатели.


Тема 2 «Формирование модели правильного пищевого поведения»

(5 часов: 2часа - теория, 1 час – семинар, 2 часа – практика)

Пища, её роль для функционирования организма, химический состав пищевых продуктов. Нутриенты и рациональное питание. Значение кулинарной обработки пищи. Проблемы правильного питания. Рациональное питание. Гигиенические основы правильного питания. Доброкачественное и полноценное питание. Основные продукты питания. Калорийность питания.

Витамины: классификация, роль в обмене веществ, рациональное использование витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз. Особенности поступления витаминов в организм.

Макро и микроэлементы. Витамины и минеральные вещества. Определение обеспеченности организма человека витаминами и минеральными веществами.

Различные добавки при производстве продуктов питания. Их назначение и влияние на здоровье человека. Мифы и реальность в представлениях о питании. Диеты. Анорексия. Булемия. Жевательная резинка. Вода, которую мы пьём. Минеральные воды, их состав. Тестирование на обеспеченность: магнием, калием, кальцием, витамином А и бета-каротином, витаминами группы В, витамином С, витамином D. Практикум – составление правильного меню. Практикум – составление примерного меню и расчёт калорийности рациона питания в соответствии и энергозатратами людей различных профессий. Практикум – Определение наличия витамина С и его количества в различных продуктах питания. Традиции питания у разных народов – презентации учащихся.


Тема 3 «Семья и её роль в созидании личности» (2 час - семинар)

Демографические перспективы. Демографические мотивации человека. Проблемы взросления и культура здоровья. Репродуктивное здоровье. Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Гендерные роли. Ответственное поведение как социальный фактор.


Тема 4 «Народная медицина и декоративная косметика»

(3часа: 1 час – теория, 2 часа – практика)

Общая характеристика лекарств, фармакологические свойства, побочные действия, взаимодействие с другими лекарственными препаратами. Основные лекарственные формы. Лекарства в нашем доме. Правила приема лекарственных веществ. Болеутоляющие средства. Антибактериальные и химиотерапевтические средства. Лечение и профилактика заболеваний с помощью витаминов. Вещества, регулирующие рождаемость.

Лекарственные препараты и народная медицина. Множественная лекарственная устойчивость.

Польза и вред косметики. Возрастная косметика. Фитотерапия. Средства фитотерапии в косметике. Лекарственные растения Тверской области. Практикум – приготовление простейших фитосборов. Сюжетно-ролевая игра «Косметический салон».



Тема 5 «Химические и другие зависимости и их роль в здоровье человека» (4часа: 3часа теория, 1 час – семинар)

История табакокурения, современная роль табака в здоровье человека. Пассивное курение. Курительные смеси. Компьютерная игромания и другие азартные игры. Тестирование «Насколько я азартный человек?»

Алкоголизм. Его предупреждение. Демографическая роль влияния алкоголя в России и жизни каждого человека.

Химические зависимости: как их избежать, сохраняя высокой уровень работоспособности и долголетие. Наркотические вещества и их характеристика, наркотрафики. Асоциальная роль наркотиков. Осложнения наркомании.


Тема 6 «Информационная среда и её влияние на социальную адаптацию человека» (1час - семинар)

Понятие информационной среды человека. Природная и искусственная информационная среда. Информационная среда и её составляющие (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни) Интернет, средства массовой информации и их влияние на психологическое здоровье личности.


Тема 7 «Молодёжная субкультура»

(3 часа: 1час – теория, 1 час – семинар, 1 час – практика)

Понятие моды, субкультуры. Формы субкультуры. Какие бывают субкультуры и откуда они берутся. Высокая мода и субкультуры. Молодёжная субкультура в: музыке, кино, создании имиджа, поведении.

Мода или здоровье? Татуаж, пирсинг, цветные очки и др. Лицо и причёска – тренинг по подбору подходящей к форме лица прическе (ИКТ- тренажёр)


Тема 8 « Экология одежды»

(3 часа: 1час – теория, 1 час – семинар, 1 час - практика)

Ткани и их виды. Аллергические реакции на различные волокна и красители. Джинсовый дерматит. Гигиена одежды как одна из основ выбора. Сезонность одежды как предпосылка к сохранению здоровья. Одежда для различных случаев жизни. Возрастная одежда. Представление о лечебной одежде. Тестирование. Практикум – испытание тканей из различных синтетических волокон.



Тема 9 «Человек на рынке предлагаемых услуг» (1 час - семинар)

Закон о защите прав потребителей» Практикум – поведение потребителя в различных ситуациях.

Тема 10 «Экология жилища» (1 час- семинар)

Жилище как среда обитания человека. Комфортные или оптимальные условия. Основные компоненты микроклимата жилища – температура, влажность, подвижность воздуха, освещённость. Стены и «одежда» для стен. Видеоэкология.


Тема 11 «Влияние бытовой техники на организм человека»

(4 часа: 1час – теория, 1 час – семинар, 2 часа – практика).

Влияние электромагнитных и радиоволн на организм человека.

Особенности применения в жизни человека электроприборов: холодильника, микроволновой печи, кондиционера, телевизора, компьютера, монитора, сотового телефона и т.д. Применения в жизни человека физиоприборов. Их значение для здоровья человека. Тренинг - применение простейших физиоприборов. Человек и бытовой шум. Бытовая пыль и её влияние на здоровье человека. Практикум 1 – измерение шумовых загрязнений. Практикум 2 – исследование домашней пыли.


Тема 12 «Полимерные материалы и бытовая химия»

(2часа: 1 час – теория, 1 час – семинар)

Особенности моющих средств и стиральных порошков. Экологические аспекты применения химических моющих средств. Аллергия и другие осложнения применения синтетических моющих средств. Традиционные, народные средства стирки. Добрые забытые средства - поваренная соль, нашатырный спирт, столовый уксус, питьевая сода, подсолнечное масло, мыло хозяйственное. Токсичные и потенциально токсичные вещества экосферы.


Тема 13 Конференция «Проблемы экологии человека и его здоровья»

(2часа - практика) Защита проектных работ учащихся.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Теоретический материал занятий предполагает логическую цепочку тем, отражающих углубление материала от понимания среды обитания человека и его здоровья, управления организмом с формированием соответствующих моделей поведения к отражению этих представлений в различных сферах жизнедеятельности человека.

Учитывая возраст учащихся, мы постарались донести идеи курса через материал, важный и близкий для молодежи: здоровье, семья, информационная среда, субкультуры, косметика, лекарства и др.

Формируя, таким образом, курс, мы преследовали так же создание у обучающихся ключевых компетенций: аналитико – деятельностной, прогностической, коммуникативной, рефлексивной, исследовательской, т. е старались осуществлять компетентностный подход.

Содержание практических работ и тренингов выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых собственных умозаключений;

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущим теоретическим материалом, что способствует развитию логического мышления, проявлению критичности и гибкости интеллекта, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;

- теоретические темы содержат интересный материал, усвоение и знание которого не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время, активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.

При выполнении практических работ и исследований проводится краткое обсуждения следующих вопросов:

- какова цель выполнения данной работы;

- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы (подбирается оптимальный и доступный вариант);

- какие, по мнению учащихся, результаты исследования можно получить (выдвигается рабочая гипотеза);

Обсуждение поставленных вопросов позволяет решить несколько дидактических задач:
- разъяснить учащимся не только цель выполняемой работы, но и место данного практического занятия, в системе целого учебного курса, а также в системе знаний естественно - научного цикла;
- помочь учащимся установить связь с ранее изученным материалом;

- обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работы.

Предлагаемые в курсе практические работы и тренинги разнообразны, интересны, информативны и достаточно просты для учащихся, выполнение их возможно в течение урока. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик не исключает новизну компоновки практических работ в рамках элективного курса.

Практические работы дают возможность развивать у старшеклассников творческие способности, а вместе с ними, самостоятельность и коммуникативные умения, которые способствуют систематизации полученных знаний.


Используемые технологии.

В преподавании данного элективного курса используются следующие современные образовательные технологии: ЛОРО (личностно ориентированное разноуровневое обучение), проектно –исследовательская, проблемная технология, технология ТРИЗ, технология формирования критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Разноуровневая технология определяет уровень сложности проблемных задач, предлагаемых учащимся, хотя и в 11 классе подход к оценочной деятельности регламентируется, прежде всего, активностью учащихся и их креативностью. Цель курса напрямую связана с технологией ТРИЗ. Решение проблемных заданий предполагает обязательно проведение части занятий в виде исследований. Здоровьесберегающие технологии определяют оптимальность режимов занятий, смену видов деятельности, введение пауз расслабления. Оценка эффективности курса осуществляется через выполнение учащимися проектных работ и проведение школьной конференции «Проблемы экологии человека и его здоровья».


Используемые методы.

    • Частично-поисковый и исследовательский

    • Словесно-наглядный

    • Проблемное изложение

    • Эвристический

    • Опытно – экспериментальный

    • Игровой


Формы организации занятий

- лекция и семинары;

- практикумы и тренинги;

- сюжетно-ролевая игра;

- выполнение исследовательской работы;

- защита проектов и презентаций.




Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и электронные проекты (презентации) учащихся, защита результатов выполненных исследований.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектной работы (индивидуальная или групповая) на итоговой конференции «Проблемы экологии человека и его здоровье »


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

1. Основные правила рационального питания (режим, сбалансированность, пищевые приоритеты).

2. Продукты питания в различных культурах.

3. Народная медицина и здоровье человека.

4. Компьютер и человек: за и против.

5. Пищевая аллергия

6. Пищевые добавки

7. Химчистка на дому

8. Бытовая химия в нашем доме

9. Здоровье, красота и мода.

10.Диета и здоровье.

11. Информационная среда и подросток.

12. Косметика для современного подростка.

13. Одежда и здоровье.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учителя:

  1. Баландин Р.К. ,Бондарев Л.Г. «Природа и цивилизация». - МЛ 998. 2.Богомолова Р.Т.,

  2. А.Д.Димитриев. Экология и здоровье человека. М. Просвещение – 2003г.

  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999

  4. Баева И.А., Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.

  5. Балицкая Т.А.,Фаринюк Ю.Т «Экология нашего быта» - Тверь, 1997,1998,1999.

  6. Богомолова Р.Т., Балицкая Т.А., Фаринюк Ю.Т. «Экология человека» - Тверь, 1999.

  7. Боднарук М.М., Ковылина Н.В., БИОЛОГИЯ Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах, Волгоград: Учитель, 2006

  8. Бродский А. К. Краткий курс общей экологию. - СПб.: Деан, 1999.

  9. Булгакова И.В. «Косметология от А до Я « - Ростов-на - Дону, Феникс,2003.

  10. Вилламо Х.Косметическая химия: Пер. с фин. – М.: Мир,1990.

  11. Гагдиси Д.Т. «Экология и здоровье» - М.:3нание,1985

  12. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для ВУЗов. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  13. Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. Электив 9:Физика.Химия.Биология:Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно-ориентированных):Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе. В 2-х книгах. Книга 2. Материалы к занятиям. М: «5 за знания», 2006.

  14. Материалы конференции «Демографические мотивации молодёжи – будущее России». Тверь,2010

  15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Райгородский Д. Я.. М.: Издательский дом Бахрах, 2004

  16. Пугал Н.А., Волошина Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. «Биология. Человек. Практикум по гигиене». М: Аркти, 2002

  17. Роненсон О.Д. Учебно-методическое пособие «Основы организации, содержания и проведения первичной профилактической работы по предупреждению адиктивного поведения в молодёжной среде» Тверь: Гарант.2010

  18. Роненсон О.Д., Хисматуллина Е.В. Учебно-методическое пособие по формированию модели правильного пищевого поведения у школьников. Тверь: Гарант.2010

  19. Энхольм Э. «Окружающая среда и здоровье человека « - М.:Прогресс.1988.


Литература для учащихся :

  1. Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии» учебное пособие .М: Просвещение, 1998

  2. Нарзулаев С.Б., Капилевич Л.В., Филиппов Г.П., Савченков М.Ф. Медицинская экология: Учебное пособие. Томск: Из-во Томского университета, 1998.

  3. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. Под ред. В.Ф. Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995.

  4. Пугал Н.А., Волошина Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. «Биология. Человек. Практикум по гигиене». М: Аркти, 2002

  5. Пугал Н.А., Козлова Т.А. «Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье» М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003

15