СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 7 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «31 » августа 2020 г.

от «17» августа 2020 г.


№41

Руководитель ШМО

Протокол №1

Директор

____________ /Полуэктова Е.А.

от «31 » августа 2020 г.

___________/Силина Н.В.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


основного общего образования

похимии

для 7 классов






Составитель:


Баранова Марина Алексеевна

учитель химии и биологии









«Согласована»

Заместитель директора


___________ / Морковкина Н.В.

« » августа 2020 г.










Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Химия», 7 класс, составлена для учащихся 7«а», «б» классов на 2020 - 2021 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.)

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020 - 2021 учебный год.


Для реализации рабочей программы используется учебник: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин «Химия. Вводный курс. 7 класс». – М.: Дрофа.


На изучение данного предмета отводится 35 часов.


Форма промежуточной аттестации – тест.

Форма стартовой диагностики – тест.


Перечень используемых учебников и учебных пособий:

  1. О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин «Химия. Вводный курс. 7 класс». Учебник. – М.: Дрофа.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

на 2020 - 2021уч.год


В процессе изучения предмета «Химия» учащиеся получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.


Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

1) знания основных принципов и правил отношения к химическим веществам, основы здоровьесберегающих технологий;

2) установки здорового образа жизни.

У учащегося могут быть сформированы:

    1. познавательные интересы и мотивы, направленныена изучение химических веществ;

    2. эстетическое отношение к окружающим объектам;

    3. интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).


Метапредметные результаты

  1. Регулятивные

Учащийся научится:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цельучебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Учащийся получит возможность научиться:

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  1. Познавательные

Учащийся научится:

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

• определять возможные источники необходимых сведений;

• производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выявлять причины и следствия простых явлений.

Учащийся получит возможность научиться:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик веществ;

вычитывать все уровни текстовой информации.

  1. Коммуникативные

Учащийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • основам коммуникативной рефлексии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Предметные результаты

Учащийсянаучится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Учащийся получит возможность научиться:

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний.


Содержание учебного предмета

Глава 1. Химия в центре естествознания

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Химия - часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.

Моделирование.Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Химические знаки и формулы.

Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

Химия и физика

Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ.

Понятия об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.

Химия и география.

Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология.

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии.

Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

Глава 2. Математика в химии

Относительная атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе.

Понятие о массовой доле химического элемента (ω) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

Объемная доля газа в смеси.

Определение объемной доли газа (φ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе.

Массовая доля вещества (ω) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (ωприм) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Глава 3. Явления, происходящие с веществами

Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смеси порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

Дистилляция, или перегонка

Дистилляция (перегонка) как процесс выделения веществ из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) в природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.

Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций.Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

Глава 4. Рассказы по химии

Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые – химики». О жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся).

Конкурс сообщений учащихся«Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.

Конкурс ученических проектов. Посвящен изучению химических реакций.




Тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

1

Глава 1. Химия в центре естествознания

11

1

(стартовая диагностика)

6

2

2

Глава 2. Математика в химии

9

1

2

1

3

Глава 3. Явления, происходящие с веществами

11

1

3

3

4

Глава 4. Рассказы по химии

4

1 (промежуточная аттестация)



Итого за год

35

4

11

6




Календарно-тематический план


№ урока

Название раздела и тема урока

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

Глава 1. Химия в центре естествознания (11 ч)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Химия как часть естествознания. Предмет химии



2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа «Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии»



3

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности»



4

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки»



5

Моделирование. Стартовая диагностика по теме «Химия. Вводный курс. 7 класс».



6

Химические знаки и формулы



7

Химия и физика. Инструктаж по технике безопасности. *Лабораторная работа «Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом



8

Агрегатные состояния веществ. Инструктаж по технике безопасности. *Лабораторная работа «Диффузия перманганата калия в желатине»



9

Химия и география. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа «Изучение гранита с помощью увеличительного стекла»



10

Химия и биология. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа «Обнаружение органических веществ в объектах живой природы».



11

Качественные реакции в химии. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа «Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду»



Глава 2. Математика в химии (9 ч)

12

Относительные атомная и молекулярная массы



13

Массовая доля химического элемента в сложном веществе



14

Чистые вещества и смеси



15

Объемная доля компонента газовой смеси



16

Массовая доля вещества в растворе Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа «Определение содержания воды в растении.



17

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»



18

Массовая доля примесей. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках)»



19

Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»



20

Контрольная работа по теме «Математика в химии»



Глава 3. Явления, происходящие с веществами (11 ч)

21

Анализ контрольной работы по теме: «Математика в химии». Разделение смесей. Способы разделения смесей



22

Способы разделения смесей: фильтрование



23

Способы разделения смесей: адсорбция. Инструктаж по технике безопасности. *Лабораторная работа «Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ»



24

Способы разделения смесей: дистилляция



25

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Выращивание кристаллов соли»



26

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Очистка поваренной соли»



27

Химические реакции. Инструктаж по технике безопасности. *Лабораторная работа «Обнаружение известковой воды среди различных веществ»



28

Признаки химических реакций. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа «Изучение устройства зажигалки и пламени»



29

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Коррозия металлов»



30

Обобщение знаний по теме «Явления, происходящие с веществами».



31

Контрольная работа по теме: «Явления, происходящие с веществами»



Глава 4. Рассказы по химии (4 ч)

32

Анализ контрольной работы по теме: «Явления, происходящие с веществами». Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова



33

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества

Промежуточная аттестация. Тест



34

Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций.



35

Итоги изучения курса за год. Химическая викторина




Данной рабочей программой предусмотрено 11 лабораторных работ, из них 7 - оценочные и 4 – безоценочные (помечены звездочкой *).


Корректировка:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!