СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по УМК Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман в соответствии с действующими нормативными документами

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8-9 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии 8-9 класс ( Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Планируемые результаты обучения.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность


Регулятивные УУД:

  • осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спсобность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;

  • определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
    Познавательные УУД:

  • способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация).
    Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты обучения:

Обучаемый научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества.

Обучаемый научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

  • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

  • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

  • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций.

Обучаемый научится:

  • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ


Многообразие веществ.

Обучаемый научится:

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

  • составлять формулы веществ по их названиям;

  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

  • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

  • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

  • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

  • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль


Содержание учебного предмета.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.

Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.

Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.

Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».

8 класс.

Первоначальные химические понятия.

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Кислород. Водород.

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы.

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений.

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь.

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Типы расчетных задач:

Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Примерные темы практических работ:

Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Получение кислорода и изучение его свойств.

Получение водорода и изучение его свойств.

Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».


9 класс.

Повторение основных вопросов 8 класса.

Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации. Таблица «Виды связей». Таблица «Типы кристаллических решеток».

Тема 1. Классификация химических реакций.

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 2. Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.       Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 3. Галогены.

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов.

Сравнительная характеристика галогенов. Применение гало­генов.

Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и её соли.

Практическая работа. Получение хлороводорода и изуче­ние его свойств.

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлори­дов, бромидов, иодидов и иода

Тема 4. Кислород и сера.

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Азот и фосфор.

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

Получение аммиака и изучение его свойств.

Определение минеральных удобрений.

Тема 6. Углерод и кремний.

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 7. Общие свойства металлов.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы.

Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.



Тематическое планирование.

8 класс.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1.

Первоначальные химические понятия.

18

1

2

2.

Кислород. Водород.

8


2

3.

Вода. Растворы.

7

1

1

4.

Основные классы неорганических соединений.

14

1

1

5.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

7



6.

Строение вещества. Химическая связь.

8

1


7.

Количественные отношения в химии.

6



1

1

Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений).

52

3

6

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

7

-

-

3

Строение вещества. Химическая связь.

9

1

-

Итого:

68

4

6



Календарно-тематическое планирование.


8 класс. (8а,б;8м)


№ урока п/п

урока в теме

Тема урока




Дата

план

Дата

факт


Корректировка

Раздел 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)




Тема 1.1. Предмет химии (4 ч)




1.

1.

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Лабораторный опыт № 1. Изучение физических свойств сахара и серы. Методы познания в химии

1.09



2.

2.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляцияЛабораторный опыт №2: Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы.

3.09



3.

3.

Практическая работа №1.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Практическая работа № 2. Очистка загряз­ненной поваренной соли.

7.09



4.

4.

Физические и химические явления. Химические реакции.

Лабораторный опыт №3. Примеры физических явлений.

Лабораторный опыт №4. Примеры химических явлений.

10.09



Тема 1.2. Первоначальные химические понятия(14 ч)




5

1

Атомы, молекулы и ионы. Простые и сложные вещества

14.09



6

2

Вещества молекулярного и немоле­кулярного строения. Кристаллические решетки.. Химические элементы. Металлы и неметаллы. Лабораторный опыт № 5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

17.09



7

3.

Язык химии. Знаки химических элементов

21.09



8

4

Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса.

24.09



9

5

Хими­ческие формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.

28.09



10

6

Массовая доля химического элемента в соединении.

1.10



11

7.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.

6.10



12

8

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

8.10



13

9

Атомно-молекулярное учение.

13.10



14

10

Закон сохранения массы веществ.

15.10



15

11

Химиче­ские уравнения.

20.10



16

12.

Типы химических реакций.

Лабораторный опыт № 6. Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 • Cu(OH)2

.Лабораторный опыт № 7. Реакция замещения меди железом.


22.10



17

13

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»

27.10



18

14

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические поня­тия»

10.11



Раздел 2. Кислород. Водород(8 ч)

Тема 2.1. Кислород (5 ч)







19

1

Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода

12.11



20

2

Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе

.Лабораторный опыт № 8. Ознакомление с образцами оксидов.

17.11



21

3

Практическая работа №3. Получение кислорода и изучение его свойств.

19.11



22

4

Озон. Аллотропия кислорода

24.11



23

5

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

26.11



Тема 2.2. Водород. (3ч)




24

1

Водород, его общая характеристика и нахож­дение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом

1.12



25

2

Химические свойства водорода и его применение.

Лабораторный опыт № 9. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) CuO

3.12



26

3.

Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств.

8.12



Раздел 3. Вода. Растворы (7 ч)




27

1

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.

10.12



28

2

Физические и химические свойства воды. Применение воды.

15.12



29

3

Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость ве­ществ в воде.

17.12



30

4

Массовая доля раст­воренного вещества.

22.12



31

5

Практическая работа №5. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

24.12



32

6.

Повторение и обобщение по темам «Кислород»,«Водород», «Вода. Растворы».

12.01



33

7

Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

14.01



Раздел 4. Основные классы неорганических соединений (14 ч)




34

1

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

19.01



35

2

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.

21.01



36

3

Химические свойства основа­ний. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований

Лабораторный опыт № 10. Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Лабораторный опыт № 11: Взаимодействие щелочей с кислотами

Лабораторный опыт №12. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотам

Лабораторный опыт № 13. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

26.01



37

4

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Лабораторный опыт №14. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей

28.01



38

5

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.

2.02



39

6

Химические свойства кислот

Лабораторный опыт № 15. Действие кислот на индикаторы.

Лабораторный опыт № 16. Отношение кислот к металлам.

4.02



40

7

Упражнения в применении знаний.

9.02



41

8

Соли :состав, классификация, номенклатура, спо­собы получения

11.02



42

9

Свойства солей

16.02



43

10

Упражнения в применении знаний.

18.02



44

11

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений

25.02



45

12

Упражнения в применении знаний.

2.03



46

13

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

4.03



47

14

Контрольная работа №3 по теме «Основные клас­сы неорганических соединений».

9.03



Раздел 5. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева(7 ч)


48

1.

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.

11.03



49

2.

Периодический закон Д. И. Менделеева.

16.03



50

3.

Периодическая таблица химических элемен­тов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.

18.03



51

4.

Строение атома. Состав атомных ядер. Изо­топы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра

23.03



52

5.

Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона

6.04



53

6.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева

8.04



54

7.

Повторение и обобщение по теме «Строение атома. Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева.»

13.04



Раздел 6. Строение вещества. Химическая связь (8 ч)




55

1

Электроотрицательность химических элементов

15.04



56

2

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

20.04



57

3

Ионная связь

22.04



58

4

Валентность и степень окисления.

27.04



59

5

Правила определения степеней окисления элементов

29.04



60

6

Окислительно-восстановительные реакции

4.05



61

7

Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»

6.05



62

8

Контрольная работа № 4 по темам «Строение атома. Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Строение вещества. Химическая связь»

11.05



Раздел 7. Количественные отношения в химии(6 ч)




63

1

Моль единица количества вещества. Мо­лярная масса.

13.05




64

2

Вычисления по химическим уравнениям.

18.05



65

3

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

20.05



66

4

Относительная плотность газов

25.05



67

5

Объемные отношения газов при химических реакциях

27.05



68

6

Повторение материала по курсу химии 8 класса







Тематическое планирование.

9 класс.


п/п

Разделы программы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Повторение основных вопросов 8 класса

3



2

Электролитическая диссоциация

10

1

1

3.

Галогены

5


1

4.

Кислород и сера

10


2

5.

Азот и фосфор

9


1

6.

Углерод и кремний

9

1

1

7.

Общие свойства металлов

14

1

1

8.

Основы органической химии

5



10

Итоговое повторение

3

1


Итого:

68

4

7



Календарно-тематическое планирование.

9 класс

 

Дата

Тема


корректировка

по плану

 

фактичес-ки

 

Повторение основных вопросов 8 класса (3 часа)

1

7.09

 

Техника безопасности в кабинете химии. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете строения атома.


2

9.09

 

Строение атома. Химическая связь. Строение вещества.


3

14.09

 

Основные классы неорганических веществ, их связь между собой.


Тема 1. Электролитическая диссоциация (10ч)


4

16.09

 

Сущность процесса электролитической диссоциации


5

21.09

 

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей


6

23.09

 

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.


7

28.09

 

Реакции ионного обмена.


8

30.09

 

Реакции ионного обмена (урок-практикум)


9

5.10


Окислительно-восстановительные реакции


10

7.10


Окислительно-восстановительные реакции(урок-практикум)


11

12.10

 

Гидролиз солей.


12

14.10

 

Практическая работа №1.Решение экспери­ментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».


13

19.10

 

Контрольная работа №1 «Электролитическая диссоциация»


НЕМЕТАЛЛЫ. Тема 2. Галогены(5 ч)


14

21.10

 

Анализ контрольной работы.Общая характеристика галогенов


15

26.10

 

Хлор


16

28.10

 

Хлороводород: получение и свойства


17

9.11

 

Соляная кислота и ее соли


 18

11.11

 

Практическая работа №2. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств


 НЕМЕТАЛЛЫ Тема 3. Кислород и сера (10ч)

 

19

16.11

 

Характеристика кислорода и серы


20

18.11

 

Сера. Физические и хими­ческие свойства серы. Применение.


21

23.11

 

Сероводород. Сульфиды


22

25.11

 

Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.


23

30.11

 

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.


24

2.12


Окислительные свойства серной кислоты


25

7.12

 

Практическая работа №3. Решение экспери­ментальных задач по теме «Кислород и сера».


26

9.12


Понятие о скорости химических реакций. катализаторы. Химическое равновесие.



14.12


Практическая работа №4.Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость


27

16.12


Вычисления по химическим уравнениям


НЕМЕТАЛЛЫ Тема 4. Азот и фосфор (9 ч)


28

21.12

 

Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота.


29

23.12

 

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.


30

28.12

 

Практическая работа №5.Получение амми­ака и изучение его свойств.


31

13.01

 

Соли аммония.


32

18.01

 

Азотная кислота. Строение молекулы


33

20.01


Окислительные свойства азотной кислоты


34

25.01

 

Соли азотной кислоты. Разложение солей азотной кислоты.


35

27.01

 

Фосфор. Физические и химические свойства фос­фора.


36

1.02

 

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли.


НЕМЕТАЛЛЫ Тема 6. Углерод и кремний (9 ч)


37

3.02

 

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода


38

8.02

 

Химические свойства углерода. Адсорбция


39

10.02

 

Оксид углерода (II) - угарный газ


40

15.02

 

Оксид углерода (IV) - углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.


41

17.02

 

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.


42

22.02

 

Кремний. Оксид кремния (IV)


43

24.02

 

Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.


44

1.03


Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»


45

3.03

 

Контрольная работа №2 «Неметаллы»


Тема 7. Общие свойства металлов (14ч)


46

10.03

 

Анализ контрольной работы № 2.Общая характеристика металлов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения


47

15.03

 

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.


48

17.03

 

Щелочные металлы. 


49

7.04

 

Щелочноземельные металлы. Магний.


50

12.04

 

Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.


51


14.04


 


Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.



52

19.04

 

Важнейшие соединения алюминия


53

21.04

 

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома.


54

26.04

 

Соединения железа.


55

28.04

 

Понятие о металлургии. Способы получения металлов.Проблемы безотходного производства в металлургиии охрана окружающей среды.


56

3.05


Сплавы, их применение


57

5.05

 

Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».


58

10.05


Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие свойства металлов».


59

12.05

 

Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».


 Тема 8. Основы органической химии(8 ч)


60



Предмет органической химии.


61



Изомеры и гомологи.Упрощенная классификация органических веществ


62



Предельные углеводороды: алканы, циклоалканы


63



Непредельные углеводороды:алкены ,алкины


64



Кислородосодержащие органические соединения


65



Полимеры


66



Органические вещества клетки


67



Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы органической химии»


68

17.05


Обобщение знаний, полученных в 9 кл.


69

 19.05

 

Контрольная работа№4 Итоговая работа по химии за курс 9 класса.


70

 24.05

 

Итоговое повторение .




20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!