СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 2019-2020гг. Из программы исключен раздел "Органические вещества"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8-9 класс»

Приложение к приказу

№ 85 от 28.08.2018г.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Залегощенская основная общеобразовательная школа»

Залегощенского района Орловской области





РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

На заседании ШММО учителей

Протокол от _____ 20___№ ___

_____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Зам. директора по УВР

_________ Н.С. Хорошилова

педагогическим советом школы

Протокол от___ .08. 201___ №____




Рабочая программа

по химии



основное общее

(уровень образования)



8-9 (классы)



Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО





Нормативный срок освоения ___2 года_______





Составители:

Хорошилова Н.С.







Рабочая программа основного общего образования по химии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Овладение обучающимися системой химических знаний, умений и навыков необходимо в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами. Это помогает успешному изучению смежных дисциплин и способствует продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Немаловажную роль система химических знаний играет в современном обществе, так как химия и химические технологии (в том числе био- и нанотехнологии) превращаются в революционную производительную силу. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования главными целями школьного химического образования являются:

• формирование у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний;

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в нем;

• понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области будущей профессиональной деятельности;

• развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы до- 4 стижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать;

• понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения.

Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи: — формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка; — развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве; — приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами; — формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества; — осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину.

Программа рассчитана на 2  часа в неделю в объеме 140 учебных часов: 70ч-8кл., 70ч. -9 кл.

Планируемые результаты освоения курса.

По завершении курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:

Личностные результаты:

—  знание и понимание:

основных исторических событий, связанных с развитием химии; достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных); общемировых достижений в области химии; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных ве ществ; основных прав и обязанностей гражданина (в том числе обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальной значимости и содержания профессий, связанных с химией;

—  чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии;

—  признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих людей; необходимости самовыражения, самореализации, социального признания;

—  осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

—  проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении веществ и процессов; убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий;

— умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов.

Метапредметные результаты:

—  использование различных источников химической информации; получение такой информации, ее анализ, подготовка на основе этого анализа информационного продукта и его презентация;

—  применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения и т.  д.) для изучения химических объектов;

— использование основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства, систематизации, классификации и др.) при изучении химических объектов;

— формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и изученных химических закономерностей;

—  прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и строения, а также установления аналогии;

— формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности;

—  определение целей и задач учебной и исследовательской деятельности и путей их достижения;

— раскрытие причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами, применением, нахождением в природе и получением важнейших химических веществ; — аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе дискуссии по материалам химического содержания.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


Предметные результаты

В познавательной сфере.

Знание (понимание):

— химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ, уравнений химических реакций;

— важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

— формулировок основных законов и теорий химии: атомно-молекулярного учения; законов сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Авогадро; Периодического закона Д. И. Менделеева; теории строения атома и учения о строении вещества; теории электролитической диссоциации и учения о химической реакции.

Умение называть:

— химические элементы;

— соединения изученных классов неорганических веществ;

— органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

Объяснение:

— физического смысла атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.  И.  Менделеева, к которым элемент принадлежит;

—  закономерностей изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и А групп, а также свойств образуемых ими высших оксидов и гидроксидов;

— сущности процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. 8 Умение характеризовать:

— химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

— взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

—  химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, амфотерных соединений и солей).

Определение:

— состава веществ по их формулам;

—  валентности и степени окисления элементов в соединении;

— видов химической связи в соединениях;

— типов кристаллических решеток твердых веществ;

— принадлежности веществ к определенному классу соединений;

— типов химических реакций;

— возможности протекания реакций ионного обмена.

Составление:

—  схем строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева;

— формул неорганических соединений изученных классов;

— уравнений химических реакций. Безопасное обращение с химической посудой и лабораторным оборудованием. Проведение химического эксперимента:

—  подтверждающего химические свойства изученных классов неорганических веществ;

— подтверждающего химический состав неорганических соединений;

—  по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака);

—  по определению хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония с помощью качественных реакций. Вычисление:

— массовой доли химического элемента по формуле соединения;

— массовой доли вещества в растворе;

—  массы основного вещества по известной массовой доле примесей;

— объемной доли компонента газовой смеси;

— количества вещества, объема или массы вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

— для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

— для объяснения отдельных фактов и природных явлений;

—  для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

В ценностно-ориентационной сфере Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением и переработкой веществ.

В трудовой сфере

— Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания, фильтрования, выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ; изготовления моделей молекул.

В сфере безопасности жизнедеятельности

— Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента;

— оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травмах.

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.



Содержание курса

8 кл.

  1. Введение 6ч.

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.


Демонстрации. Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты. 1.Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Практические работы

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать: предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы: А1, Аg С, Са, Сl, Сu, Fе, Н, К, N, Мg, Na, О, Р, S, Si, Zn, их названия и произношение.

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический

элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное

вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»;

✓ обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

✓ выполнять простейшие приемы работы с лабораторным обо рудованием: лабораторным

штативом; спиртовкой;

✓ классифицировать вещества по составу на простые и сложные;

✓ различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;

✓ описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые

вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы химических

элементов; положение элемента в таблице Д. И, Менделеева, используя по нятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);

✓ объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;

✓ характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение,

эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле согласно плану:

качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массо-

вые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека, аргументировать свое отношение к этой проблеме;

✓ вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях;

✓ проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;

✓ соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;

✓ составлять сложный план текста;

✓ владеть таким видом изложения текста, как повествование;

✓ под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

✓ под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его

результатов, выводов;

✓ использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро вания, как знаковое моделирование (на примере знаков химических элементов, химических формул);

✓ использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое

моделирование (на примере моделирования атомов и молекул);

✓ получать химическую информацию из различных источников;

✓ определять объект и аспект анализа и синтеза;

✓ определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

✓ осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

✓ определять отношения объекта с другими объектами;

✓ определять существенные признаки объекта.

2. Атомы химических элементов 7ч.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.

Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева различных форм.

Лабораторные опыты. 1. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 2. Изготовление моделей молекул бинарных химических соединений.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон»,

«химический элемент», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная

полярная связь», «электроотрицательность», «валентность», «металлическая связь»;

✓ описывать состав и строение атомов элементов с порядковыми номерами 1—20 в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

✓ составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной

оболочке атомов; схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, металлической);

✓ объяснять закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер

атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические

свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы химических элементов Д. И. Менделее ва с точки зрения теории строения атома;

✓ сравнивать свойства атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или

главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

(зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства);

✓ давать характеристику химических элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер,

период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома — заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям);

✓ определять тип химической связи по формуле вещества;

✓ приводить примеры веществ с разными типами химической связи;

✓ характеризовать механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи;

✓ устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества — тип химической связи;

✓ составлять формулы бинарных соединений по валентности;

✓ находить валентность элементов по формуле бинарного соединения.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ формулировать гипотезу по решению проблем;

✓ составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поиско-

вого характера, выполнения проекта совместно с учителем;

✓ составлять тезисы текста;

✓ владеть таким видом изложения текста, как описание;

✓ использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моде-

лирование (на примере составления схем образования химической связи);

✓ использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое

моделирование;

✓ использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое

моделирование (на примере моделей строения атомов);

✓ определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов;

✓ выполнять неполное однолинейное сравнение;

✓ выполнять неполное комплексное сравнение;

✓ выполнять  полное однолинейное сравнение.

3. Простые вещества. 5ч.

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.

Лабораторные опыты. 5.Ознакомление с коллекцией металлов. 6. Ознакомление с коллекцией неметаллов.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике веществ понятия: «металлы», «пластичность», «теп лопроводность», «электропроводность», «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные

видоизменения или модификации»;

✓ описывать положение элементов-металлов и элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

✓ классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, элементы;

✓ определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов —металлы и неметаллы;

✓ доказывать относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы;

✓ характеризовать общие физические свойства металлов;

✓ устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической

связью в простых веществах — металлах и неметаллах;

✓ объяснять многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия; описывать

свойства веществ (на примерах простых веществ — металлов и неметаллов);

✓ соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

✓ использовать при решении расчетных задач понятия: «коли чество вещества», «моль»,

«постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», «нормальные

условия»;

✓ проводить расчеты с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ составлять конспект текста;

✓ самостоятельно использовать непосредственное наблюдение;

✓ самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

✓ выполнять полное комплексное сравнение; выполнять сравнение по аналогии.

4. Соединения химических элементов 15ч.

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкале рН). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала рН.

Лабораторные опыты 7. Ознакомление с коллекцией оксидов.8. Ознакомление со свойствами аммиака, выданного в ампуле.9. Качественная реакция на углекислый газ. 10.Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды. 11.Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.12. Ознакомление с коллекцией солей.

13. Ознакомление с коллекцией веществ с разными типами кристаллической решетки и изготовление моделей кристаллических решеток. 14. Ознакомление с образцом горной породы.

Практическая работа . «Анализ почвы и воды» (домашний эксперимент). Практическая работа 2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике веществ понятия: «степень окисления», «валентность», «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда»,«щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала рН», «соли», «аморфные вещества»,«кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «смеси»;

✓ классифицировать сложные неорганические вещества по со ставу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода;

✓ определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле;

✓ описывать свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлорида натрия, карбоната кальция,фосфата кальция);

✓ определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

✓ составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням

окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

✓ составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей;

✓ сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, основания, кислоты и соли по составу;

✓ использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ;

✓ устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот; причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки химических соединений;

✓ характеризовать атомные, молекулярные, ионные металлические кристаллические решетки; среду раствора с помощью шкалы рН;

✓ приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решетки;

✓ проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

✓ соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

✓ исследовать среду раствора с помощью индикаторов;

✓ экспериментально различать кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;

✓ использовать при решении расчетных задач понятия «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества»;

✓ обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

✓ описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного)

языка и языка химии;

✓ делать выводы по результатам проведенного эксперимента;

✓ готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

✓ приготовить раствор и рассчитать массовую долю растворенного в нем вещества.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;

✓ под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение;

✓ под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

✓ осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;

✓ осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;

✓ определять аспект классификации;

✓ осуществлять классификацию;

✓ знать и использовать различные формы представления классификации.


Изменения, происходящие с веществами 13 ч.

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. 19 Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества.

Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена — гидролиз веществ.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина;

б) растворение окрашенных солей; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; б) получение гидроксида меди (II); в) растворение полученного гидроксида в кислотах; г) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; д) разложение перманганата калия; е) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца ; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты.15 Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 16.Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание . (Домашний эксперимент)

Практическая работа 3. Признаки химических реакций.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике веществ понятия: «дистилляция», «перегонка»,

«кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование», «химическая реакция», «химическое уравнение», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «реакции горения», «катализаторы», «ферменты», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «ряд активности металлов», «гидролиз»;

✓ устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ

и способом разделения смесей;

✓ объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;

✓ составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;

✓ описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

✓ классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;

✓ использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей;

✓ наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;

✓ проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или

объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю

примесей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ;

✓ самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

✓ использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений химических реакций);

✓ различать объем и содержание понятий;

✓ различать родовое и видовое понятия;

✓ осуществлять родовидовое определение понятий.


Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 22ч.

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 17.Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 18.Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 19.Взаимодействие кислот с основаниями. 20.Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21.Взаимодействие кислот с металлами. 22.Взаимодействие кислот с солями. 23.Взаимодействие щелочей с кислотами. 24.Взаимодействие щелочей с оксидами неметалла. 25.Взаимодействие щелочей с солями. 26.Получение и свойства нерастворимых оснований. 27.Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 28.Взаимодействие основных оксидов с водой.29.Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30.Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 31.Взаимодействие солей с кислотами. 32.Взаимодействие солей с щелочами. 32.Взаимодействие солей с солями. 34.Взаимодействие растворов солей с металлами.

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике превращений веществ понятия: «раствор», «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли», «ионные реакции», «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды», «средние соли», «кислые соли», «основные соли», «генетический ряд», «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

✓ описывать растворение как физико-химический процесс;

✓ иллюстрировать примерами основные положения теории электролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль);

✓ характеризовать общие химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиций теории электролитической диссоциации; сущность

электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной и ионной химической связью; сущность окислительно-восстановительных реакций;

✓ приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей; существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

✓ классифицировать химические реакции по «изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»;

✓ составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей;

молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса; уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

✓ определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление в окислительно-восстановительных реакциях;

✓ устанавливать причинно-следственные связи: класс вещества — химические свойства

вещества; наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

✓ проводить опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

✓ обращаться с лабораторным оборудованием и нагреватель ными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

✓ наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

✓ описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного)

языка и языка химии;

✓ делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные результаты обучения

✓ Учащийся должен уметь:

✓ делать пометки, выписки, цитирование текста;

✓ составлять доклад;

✓ составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ;

✓ владеть таким видом изложения текста, как рассуждение;

✓ использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений реакций диссоциации, ионных уравнений реакций,

полуреакций окисления-восстановления);

✓ различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства);

✓ осуществлять прямое индуктивное доказательство;

✓ определять, исходя из учебной задачи, необходимость непосредственного или опосредованного наблюдения;

✓ самостоятельно формировать программу эксперимента.


9 класс


Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 10ч.

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям:

— по составу и числу реагирующих и образующихся веществ;

— по тепловому эффекту;

— по направлению;

— по изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества;

— по фазе;

— по использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблиц Периодической системы. Модели атомов элементов I—III периодов. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты. 1Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2. Моделирование построения Периодической системы Д.И. Менделеева 3.Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4.Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия различных кислот с различными металлами. 5.Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6.Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7.Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты при различных температурах. 8. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике превращений веществ по нятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;

✓ характеризовать химические элементы 1-3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д.- И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));

✓ характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

✓ приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

✓ давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и

продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению

степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;

✓ объяснять и приводить примеры влияния некоторых факто ров (природа реагирующих

веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;

✓ наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

✓ проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа

реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

✓ составлять аннотацию текста;

✓ создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;

✓ определять виды классификации (естественную и искусственную);

✓ осуществлять прямое дедуктивное доказательство.


Металлы. 17ч.

Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы I I г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. 24

Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 2.Ознакомление с рудами железа.3. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 4.Взаимодействие кальция с водой. 5.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 6.Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.7. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 8.Получение гидроксидов железа (II) и (III) и исследование их свойств.

Практикум «Свойства металлов и их соединений»

Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов;

✓ давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, пери од, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);

✓ называть соединения металлов и составлять их формулы по названию;

✓ характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов;

✓ объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

✓ описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского) языка и языка химии;

✓ составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;

✓ устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;

✓ описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского) языка и языка химии;

✓ выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов;

✓ экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»;

✓ описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского)

языка и языка химии;

✓ проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с

участием металлов и их соединений;

✓ обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

✓ наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;

✓ описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского) языка и языка химии;

✓ делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ);

✓ с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

✓ сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

✓ представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

✓ оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

✓ составлять рецензию на текст;

✓ осуществлять доказательство от противного;

✓ определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или

эксперимента.


Неметаллы 31ч.

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» — «неметалл».

В о д о р о д. В о д а. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Обугливание концентрированной серной кислотой органических соединений. Разбавление серной кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 1.Получение, собирание и распознавание водорода.

2. Растворение перманганата калия в воде. 3.Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 4. Ознакомление с составом минеральной воды.5. Качественная реакция на галогенид-ионы.6. Получение, собирание и распознавание кислорода. 7.Горение серы на воздухе и кислороде. 8.Свойства разбавленной серной кислоты. 9.Изучение свойств аммиака. 10.Распознавание солей аммония. 11.Свойства разбавленной азотной кислоты. 12.Распознавание фосфатов. 13.Горение угля в кислороде. 14. Получение, собирание и распознавание углекислого газа. 15.Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 16.Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

Практикум «Свойства соединений неметаллов»

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».

Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа 4. Получение, собирание и распознавание газов.



Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

✓ использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;

✓ давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядко вый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);

✓ называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;

✓ характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов;

✓ объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-

неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные

свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

✓ описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского) языка и языка химии;

✓ составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства

неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;

✓ устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;

✓ описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

✓ описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент;

✓ выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, ио-

дид-ионов;

✓ экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»;

✓ описывать химический эксперимент с помощью естествен ного (русского или родного) языка и языка химии;

✓ обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; наблюдать за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;

✓ делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

✓ проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметы

✓ организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

✓ предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

✓ понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

✓ в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,

совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

✓ отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

✓ подтверждать аргументы фактами;

✓ критично относиться к своему мнению;

✓ слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

✓ составлять реферат по определенной форме;

✓ осуществлять косвенное разделительное доказательство;

✓ определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или

эксперимента.


Обобщение знаний по химии за курс основной школы. 8ч.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания реакции). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.



Тематический план.

8класс


п/п


Наименование разделов и тем




Всего часов


В том числе на:


Лабораторно-практические работы (при наличии)

Контрольные работы

1

Введение

6

3


2

Атомы химических элементов

7

2

1

3

Простые вещества

5

2


4

Соединения химических элементов

15

9

1

5

Изменения, происходящие с веществами

13

3

1

6

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции

22

19

2

7

Резервное время

2ч.


1

Итого:

70

38

6


9 класс

1

Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

10ч

8

1

2

Металлы

17

9

1

3

Неметаллы

31

19

1

4

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ

8ч.

-

1

Итого

66

36

4

Приложение 1.

Особенности адаптации рабочей программы по предмету «Химия»


Обучение предмету «Химия» детей с задержкой психического развития (вариант 7.1) ведется на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. В связи с трудностями, возникающими у детей с ЗПР при изучении химии, наиболее трудные темы даются в ознакомительном порядке, а некоторые лабораторные опыты заменяются на демонстрацию ЦОР.

Дополнительное время, например, отводится на изучение темы «Соединения химических элементов», так как она подготавливает переход к последующей важной теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Особое внимание при этом обращается на отработку номенклатуры оксидов, кислот, солей, на составление химических уравнений по свойствам указанных химических неорганических соединений, на установление генетической связи между основными классами неорганических веществ.

Учебный материал отбирается таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретают межпредметные связи с такими дисциплинами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.

Для организации процесса обучения применяются различные формы учебных занятий: беседы, практикумы, групповая работа, деловые игры. В качестве предпочтительных форм контроля знаний, умений и навыков используются контрольные работы, тесты, химические диктанты, самостоятельные работы.

Важно при работе с детьми с ЗПР включать в содержание программы вопросы здоровьесбережения, материал по профилактике употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни.

При планировании учебного процесса предусмотрено использование:

• нетрадиционных методов и форм обучения (методов: наглядных (иллюстрация, демонстрация, в том числе ЦОР), практических, мотивации интереса (игры, дискуссии), мотивации долга и ответственности (убеждение в значимости учения, поощрение); форм обучения: индивидуальных, парных, групповых (со сменным составом учеников);

• элементов современных образовательных технологий, таких как информационно-коммуникационные, развития критического мышления;

• современных технических средств обучения: персонального компьютера, интерактивной доски.

При проведении уроков:

• больше времени отводится вопросам использования химических веществ в быту и безопасного обращения с ними;

• включено максимально возможное количество демонстраций, так как именно демонстрационный эксперимент способствует развитию познавательного интереса у детей с задержкой психического развития;

• при планировании практических работ и лабораторных опытов исключены те из них, которые требуют использования концентрированных кислот и щелочей ввиду их высокой токсичности и опасности для здоровья.

В связи с особенностями поведения и деятельности учащихся с ЗПР (расторможенность, неорганизованность) ведется строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!