МОУ «Торосовская основная общеобразовательная школа»
Приложение № ______
Приказ № ___ от ____________
Рабочая программа
по учебному курсу химия
8-9 классы
учитель Погорелова Е.В.
высшая категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих задач:
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа реализуется с помощью учебников автора О.С.Габриеляна (Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Химия. 9 класс)
В соответствии с учебным планом МОУ «Торосовская ООШ» на изучение химии в 8-9 классах отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.
Для изучения курса «Химия» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий. Основной формой организации учебного процесса является урок, формами текущего контроля являются срезовые работы в форме теста, опрос, беседа и итоговая контрольная работа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Класс | Название курса | Содержание |
8 класс | Химия | Атомы химических элементов. Простые вещества. Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы. |
9 класс | Химия | Металлы. Неметаллы. Органические вещества. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Название разделов | Количество часов |
Введение (химия – наука о веществах, химический элемент, превращения веществ, химические символы и формулы) | 4 |
Раздел 1. Атомы химических элементов (строение атомов, число электронов, химические соединения и связи) | 10 |
Раздел 2. Простые вещества (металлы и неметаллы, количество вещества, постоянная Авогадро, молярная масса и объём) | 7 |
Раздел 3. Соединения химических элементов (степень окисления, химические формулы, классы химических соединений) | 12 |
Раздел 4. Изменения, происходящие с веществами (явления, химические реакции) | 10 |
Раздел 5. Практикум (простейшие операции с веществами) | 5 |
Раздел 6. Растворение. Растворы (растворение как физико-химический процесс, электролитическая диссоциация, классификация основных неорганических соединений, ОВР, реакции ионного обмена) | 18 |
Раздел 7. Практикум (свойства растворов электролитов) | 2 |
Всего: | 68 |
9 класс
Название разделов | Количество часов |
Повторение курса 8 класса (положение элемента в ПСХЭ, ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева) | 6 |
Раздел 1. Металлы (положение в ПСХЭ, свойства, виды, использование человеком) | 15 |
Раздел 2. Практикум №1 (свойства металлов и их соединений0 | 3 |
Раздел 3. Неметаллы (положение в ПСХЭ, водород, галогены, азот, фосфор, углерод, кремний) | 23 |
Раздел 4. Практикум №2 (свойства неметаллов и их соединений) | 3 |
Раздел 5. Органические вещества (особенности строения, причины многообразия, виды) | 10 |
Раздел 6. Повторение | 8 |
Всего: | 68 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы;
уметь:
- называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент;
использовать:
- приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения химии за курс 8-9 классов ученик должен
знать: · химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
· называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
· определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
· составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.