СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по химии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  9. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

  10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  11. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

  12. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Первоначальные химические понятия (24 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Ве­щества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпарива­ние, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немо­лекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химичес­кий элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Моляр­ная масса.

Валентность химических элементов. Определение ва­лентности элементов по формулам их соединений. Состав­ление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация хими­ческих реакций по числу и составу исходных и получен­ных веществ.

Демонстрации.

Способы очистки веществ: кристалли­зация, дистилляция, хроматография.

Опыты, подтвержда­ющие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Реакции, иллюстрирующие основные признаки ха­рактерных реакций.

Лабораторные опыты.

  • Рассмотрение веществ с различ­ными физическими свойствами.

  • Разделение смеси.

  • Примеры физических яв­лений.

  • Примеры химических яв­лений.

  • Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.

  • Разложение основного карбоната меди (П).

  • Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  • Правила техники безопасности при работе в химичес­ком кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудова­нием.

  • Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молеку­лярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям эле­ментов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количе­ству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. (9 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и хими­ческие свойства. Получение, применение. Круговорот кис­лорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реак­ций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферно­го воздуха от загрязнений.

Демонстрации.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

Определение состава воздуха.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты.

Ознакомление с образцами ок­сидов.

Практическая работа.

Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим урав­нениям.


Тема 3. Водород (6 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и хими­ческие свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации.

Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собира­ние водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты.

  • Получение водорода и изучение его свойств.

  • Взаимодействие водорода с оксидом меди (П).

Тема 4. Закон Авогадро. Молярный объем газов (4 ч)

  • Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относитель­ная плотность газов. Объемные отношения газов при хи­мических реакциях.

  • Расчетные задачи.

  • Объемные отношения газов при хи­мических реакциях.

  • Вычисления по химическим уравнениям массы, объ­ема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству ве­щества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 5. Растворы. Вода (10 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Фи­зические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации.

Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа.

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи.

Нахождение массовой доли раство­ренного вещества в растворе. Вычисление массы раство­ренного вещества и воды для приготовления раствора оп­ределенной концентрации.


Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений (16 ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные окси­ды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физичес­кие и химические свойства. Реакция нейтрализации. По­лучение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства., ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неор­ганических соединений. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кис­лот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты.

  • Действие кислот на индикаторы.

  • Отношение кислот к металлам.

  • Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

  • Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

  • Взаимодействие щелочей с кислотами.

  • Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

  • Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Практическая работа.

Решение экспериментальных за­дач по теме «Важнейшие классы неорганических соедине­ний».


Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (15 ч)

Первые попытки классификации химических элемен­тов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химичес­ких элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодичес­кого закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты.

Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.


Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (10 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основ­ные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молеку­лярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависи­мость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации.

Ознакомление с моделями кристалли­ческих решеток ковалентных и ионных соединений.

Со­поставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Лабораторные опыты

Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.


Тема 9. Галогены (5 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и стро­ение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации.

Знакомство с образцами природных хлоридов.

Знакомство с физическими свойствами галоге­нов.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты.

  • Распознавание соляной кисло­ты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.

  • Вытеснение га­логенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа.

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.



















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Название раздела,

тема урока

Кол-во часов

Дата


Примечание

1

Инструктаж по технике безопасности при работе в химическом кабинете

1

03.09


Тема №1 « Первоначальные химические понятия» (24 часа)

2

Предмет химии. Вещества и их свойства .

1

04.09


3

Методы познания в химии

1

06.09


4

ТБ. Пр. р. № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в лаборатории»

1

10.09


5

Чистые вещества и смеси

1

11.09


6

ТБ Пр. р. №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

13.09


7

Физические и химические явления.


1

17.09


8

Химические реакции.


1

18.09


9

Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение.

1

20.09


10

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1

24.09


11

Простые и сложные вещества.


1

25.09


12

Химические элементы.


1

27.09


13

Относительная атомная масса химических элементов.

1

01.10


14

Закон постоянства состава веществ.


1

02.10


15

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

1

04.10


16

Вычисление по химическим формулам. Решение расчетных задач

1

08.10


17

Валентность химических элементов.


1

09.10


18

Составление формул соединений по валентности.

1

11.10


19

Закон сохранения массы веществ .


1

15.10


20,21

Химические уравнения .

2

16.10

18.10


22

Типы химических реакций.

1

22.10


23

Количество вещества. Моль . Молярная масса.

1

23.10


24

Вычисление по химическим уравнениям реакций. Расчетные задачи

1

25.10


25

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»

1

06.11



Тема № 2 « Кислород» ( 9 часов)

26

Кислород. Получение кислорода.

1

08.11


27

Свойства кислорода.

1

12.11


28

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

1

13.11


29

Озон. Аллотропия кислорода.

1

15.11


30

Воздух и его состав.

1

19.11


31

Топливо и способы его сжигания.


1

20.11


32

Тепловой эффект химической реакции.

1

22.11


33

Тепловой эффект химической реакции.

1

26.11


34

ТБ Пр.р. №3 «Получение и свойства кислорода»

1

27.11


Тема №3 «Водород» (6 часов)

35


Водород, его общая характеристика Получение .

1

29.11


36

Свойства и применение водорода.

1

03.12


37

Химические свойства водорода

1

04.12


38

ТБ. Пр. р. №4 «Получение водорода и исследование его свойств».

1

06.12


39


Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород».

1

10.12


40

Защита проекта по теме «Водород и кислород. Нахождение в природе» с элементами промежуточной аттестации

1

11.12


Тема №4 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» ( 4 часа)

41

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

13.12


42

Относительная плотность газов.

1

17.12


43

Объемные отношения газов.

1

18.12


44

Объемные отношения газов при химических реакциях

1

20.12


Тема № 5 «Растворы. Вода» (10 часов)

45

Вода. Физические свойства воды.

1

24.12


46

Химические свойства воды.

1

25.12


47

Вода – растворитель. Растворы.

1

27.12


48


Массовая доля растворенного вещества в растворе.

1

29.12


49

ТБ Пр.р.№ 5 « Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

1

14.01


50

Массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач.


15.01


51

Применение воды и растворов.


1

17.01


52

53

Обобщение знаний по теме: «.Вода. Растворы»

2

21.01

22.01


54

Контрольная работа по темам : « Кислород. Водород. Закон Авогадро. Вода и растворы.»

1

24.01


Тема №6 « Основные классы неорганических соединений» (16 часов)

55

Оксиды: состав, классификация.

1

28.01


56

Химические свойства оксидов

1

29.01


57


Основания: состав и классификация

1

31.01


58

Химические свойства оснований


1

04.02


59

Амфотерные оксиды и гидроксиды


1

05.02


60

61

Кислоты: состав, классификация

2

07.02

11.02


62

Химические свойства кислот.


1

12.02


63

64

Соли : состав, классификация .

2

14.02

18.02


65

Химические свойства солей.

1

19.02


66

67

Связь между отдельными свойствами неорганических соединений.

2

21.02

25.02


68

ТБ Пр.р.№6 Решение экспериментальных задач по теме: « Важнейшие классы неорганических соединений»

1

26.02


69

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

1

28.02


70

Контрольная работа по теме « Основные классы неорганических соединений »




1

04.03


Тема № 7 «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома.» (15 часов)


71

72

Классификация химических элементов.

2

05.03

07.03


73

74

Периодический закон Д.И. Менделеева.

2

11.03

12.03


75

76

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2

14.03

18.03


77

78

Строение атома.

2

19.03

21.03


79

80

Состояние электронов в атомах.

2

02.04

04.04


81

82

Значение периодического закона.

2

08.04

09.04


83

Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.


1

11.04


84

Защита реферата по теме «Периодический закон»

1

15.04


85

Обобщение знаний по теме «Строение атома»

1

16.04


Тема № 8 «Строение вещества. Химическая связь.» ( 10 часов)

86

Электроотрицательность химических элементов.

1

18.04


87

Основные виды связи.

Ковалентная химическая связь

1

22.04


88

Ковалентная связь: полярная и неполярная.

1

23.04


89

Ионная связь.

1

25.04


90

Кристаллические решетки

1

29.04


91


Степень окисления

1

30.04


92

93

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

2

06.05

07.05


94

Повторение по теме « Строение атома. Химическая связь. Строение веществ.»

1

13.05


95

Контрольная работа по теме «Периодический закон и ПСХЭ им Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь.»

1

14.05


Тема № 9 « Галогены» (5часов)

96

Положение галогенов в ПСХЭ и строение их атомов.

1

16.05


97

Хлор. Хлороводород.

1

20.05


98

Соляная кислота и ее соли.

1

21.05


99

Сравнительная характеристика галогенов.


1

23.05


100

ТБ Пр. р. №7 «Получение соляной кислоты и ее свойства»

1

27.05


Повторение основных вопросов курса 8 класса ( 2часа)

101


Итоговая контрольная работа.

1

28.05


102

Итоговое повторение.

1

30.05