планируемые результаты освоения учебного предмета Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. ) Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности; умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются: формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием; овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Первоначальные химические понятия (24 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации.
Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография.
Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.
Лабораторные опыты.
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси.
Примеры физических явлений.
Примеры химических явлений.
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.
Разложение основного карбоната меди (П).
Реакция замещения меди железом.
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород. (9 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.
Определение состава воздуха.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа.
Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи.
Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (6 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации.
Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты.
Получение водорода и изучение его свойств.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (П).
Тема 4. Закон Авогадро. Молярный объем газов (4 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи.
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 5. Растворы. Вода (10 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации.
Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа.
Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи.
Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений (16 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства., ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты.
Действие кислот на индикаторы.
Отношение кислот к металлам.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Свойства растворимых и нерастворимых оснований.
Взаимодействие щелочей с кислотами.
Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
Разложение гидроксида меди (II) при нагревании
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (15 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты.
Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (10 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации.
Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Лабораторные опыты
Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.
Тема 9. Галогены (5 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации.
Знакомство с образцами природных хлоридов.
Знакомство с физическими свойствами галогенов.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты.
Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.
Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа.
Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Инструктаж по технике безопасности при работе в химическом кабинете | 1 | 03.09 | |
Тема №1 « Первоначальные химические понятия» (24 часа) |
2 | Предмет химии. Вещества и их свойства . | 1 | 04.09 | |
3 | Методы познания в химии | 1 | 06.09 | |
4 | ТБ. Пр. р. № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в лаборатории» | 1 | 10.09 | |
5 | Чистые вещества и смеси | 1 | 11.09 | |
6 | ТБ Пр. р. №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 | 13.09 | |
7 | Физические и химические явления. | 1 | 17.09 | |
8 | Химические реакции. | 1 | 18.09 | |
9 | Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение. | 1 | 20.09 | |
10 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 | 24.09 | |
11 | Простые и сложные вещества. | 1 | 25.09 | |
12 | Химические элементы. | 1 | 27.09 | |
13 | Относительная атомная масса химических элементов. | 1 | 01.10 | |
14 | Закон постоянства состава веществ. | 1 | 02.10 | |
15 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 1 | 04.10 | |
16 | Вычисление по химическим формулам. Решение расчетных задач | 1 | 08.10 | |
17 | Валентность химических элементов. | 1 | 09.10 | |
18 | Составление формул соединений по валентности. | 1 | 11.10 | |
19 | Закон сохранения массы веществ . | 1 | 15.10 | |
20,21 | Химические уравнения . | 2 | 16.10 18.10 | |
22 | Типы химических реакций. | 1 | 22.10 | |
23 | Количество вещества. Моль . Молярная масса. | 1 | 23.10 | |
24 | Вычисление по химическим уравнениям реакций. Расчетные задачи | 1 | 25.10 | |
25 | Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | 06.11 | |
Тема № 2 « Кислород» ( 9 часов) |
26 | Кислород. Получение кислорода. | 1 | 08.11 | |
27 | Свойства кислорода. | 1 | 12.11 | |
28 | Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | 1 | 13.11 | |
29 | Озон. Аллотропия кислорода. | 1 | 15.11 | |
30 | Воздух и его состав. | 1 | 19.11 | |
31 | Топливо и способы его сжигания. | 1 | 20.11 | |
32 | Тепловой эффект химической реакции. | 1 | 22.11 | |
33 | Тепловой эффект химической реакции. | 1 | 26.11 | |
34 | ТБ Пр.р. №3 «Получение и свойства кислорода» | 1 | 27.11 | |
Тема №3 «Водород» (6 часов) |
35 | Водород, его общая характеристика Получение . | 1 | 29.11 | |
36 | Свойства и применение водорода. | 1 | 03.12 | |
37 | Химические свойства водорода | 1 | 04.12 | |
38 | ТБ. Пр. р. №4 «Получение водорода и исследование его свойств». | 1 | 06.12 | |
39 | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород». | 1 | 10.12 | |
40 | Защита проекта по теме «Водород и кислород. Нахождение в природе» с элементами промежуточной аттестации | 1 | 11.12 | |
Тема №4 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» ( 4 часа) |
41 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 1 | 13.12 | |
42 | Относительная плотность газов. | 1 | 17.12 | |
43 | Объемные отношения газов. | 1 | 18.12 | |
44 | Объемные отношения газов при химических реакциях | 1 | 20.12 | |
Тема № 5 «Растворы. Вода» (10 часов) |
45 | Вода. Физические свойства воды. | 1 | 24.12 | |
46 | Химические свойства воды. | 1 | 25.12 | |
47 | Вода – растворитель. Растворы. | 1 | 27.12 | |
48 | Массовая доля растворенного вещества в растворе. | 1 | 29.12 | |
49 | ТБ Пр.р.№ 5 « Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | 1 | 14.01 | |
50 | Массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач. | | 15.01 | |
51 | Применение воды и растворов. | 1 | 17.01 | |
52 53 | Обобщение знаний по теме: «.Вода. Растворы» | 2 | 21.01 22.01 | |
54 | Контрольная работа по темам : « Кислород. Водород. Закон Авогадро. Вода и растворы.» | 1 | 24.01 | |
Тема №6 « Основные классы неорганических соединений» (16 часов) |
55 | Оксиды: состав, классификация. | 1 | 28.01 | |
56 | Химические свойства оксидов | 1 | 29.01 | |
57 | Основания: состав и классификация | 1 | 31.01 | |
58 | Химические свойства оснований | 1 | 04.02 | |
59 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | 1 | 05.02 | |
60 61 | Кислоты: состав, классификация | 2 | 07.02 11.02 | |
62 | Химические свойства кислот. | 1 | 12.02 | |
63 64 | Соли : состав, классификация . | 2 | 14.02 18.02 | |
65 | Химические свойства солей. | 1 | 19.02 | |
66 67 | Связь между отдельными свойствами неорганических соединений. | 2 | 21.02 25.02 | |
68 | ТБ Пр.р.№6 Решение экспериментальных задач по теме: « Важнейшие классы неорганических соединений» | 1 | 26.02 | |
69 | Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений | 1 | 28.02 | |
70 | Контрольная работа по теме « Основные классы неорганических соединений » | 1 | 04.03 | |
Тема № 7 «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома.» (15 часов) |
71 72 | Классификация химических элементов. | 2 | 05.03 07.03 | |
73 74 | Периодический закон Д.И. Менделеева. | 2 | 11.03 12.03 | |
75 76 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | 2 | 14.03 18.03 | |
77 78 | Строение атома. | 2 | 19.03 21.03 | |
79 80 | Состояние электронов в атомах. | 2 | 02.04 04.04 | |
81 82 | Значение периодического закона. | 2 | 08.04 09.04 | |
83 | Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. | 1 | 11.04 | |
84 | Защита реферата по теме «Периодический закон» | 1 | 15.04 | |
85 | Обобщение знаний по теме «Строение атома» | 1 | 16.04 | |
Тема № 8 «Строение вещества. Химическая связь.» ( 10 часов) |
86 | Электроотрицательность химических элементов. | 1 | 18.04 | |
87 | Основные виды связи. Ковалентная химическая связь | 1 | 22.04 | |
88 | Ковалентная связь: полярная и неполярная. | 1 | 23.04 | |
89 | Ионная связь. | 1 | 25.04 | |
90 | Кристаллические решетки | 1 | 29.04 | |
91 | Степень окисления | 1 | 30.04 | |
92 93 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 2 | 06.05 07.05 | |
94 | Повторение по теме « Строение атома. Химическая связь. Строение веществ.» | 1 | 13.05 | |
95 | Контрольная работа по теме «Периодический закон и ПСХЭ им Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь.» | 1 | 14.05 | |
Тема № 9 « Галогены» (5часов) |
96 | Положение галогенов в ПСХЭ и строение их атомов. | 1 | 16.05 | |
97 | Хлор. Хлороводород. | 1 | 20.05 | |
98 | Соляная кислота и ее соли. | 1 | 21.05 | |
99 | Сравнительная характеристика галогенов. | 1 | 23.05 | |
100 | ТБ Пр. р. №7 «Получение соляной кислоты и ее свойства» | 1 | 27.05 | |
Повторение основных вопросов курса 8 класса ( 2часа) |
101 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 28.05 | |
102 | Итоговое повторение. | 1 | 30.05 | |